Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления экологической политике в алюминиевой промышленности.



Алюминий принадлежит к числу наиболее экологичных металлов. Его производство наносит гораздо меньший вред экологии, чем производство других металлов. К примеру, выбросы загрязняющих веществ при производстве никеля превышают аналогичные показатели алюминиевой отрасли в 31 раз, а удельные выбросы сернистого ангидрида - в среднем в 387 раз.

Алюминий легко поддается переработке и может использоваться вторично неограниченное число раз. В то время как для производства 1 тонны первичного алюминия требуется около 14 тыс. кВт-ч электроэнергии, всего 5% от этого - 700 кВт-ч - идет на переплавку металла и производство 1 тонны вторичного алюминия. Разницы в качестве между первичным и вторичным алюминием нет, поэтому алюминиевая банка, например, может становиться новой тарой каждые 3-6 месяцев. Переработка 1 килограмма алюминия экономит 8 килограммов бокситов, 4 килограмма химикатов и 14 кВт-ч электроэнергии.

Традиционные источники энергии, которые используют в процессе производства промышленные предприятия России, - ГЭС и ТЭЦ. С точки зрения экологии более безопасны заводы, потребляющие гидроэнергию. В результате отсутствуют выбросы вредных веществ, не загрязняются поверхностные или подземные воды, не требуется дополнительных территорий для шламовых полей. Алюминиевые заводы РУСАЛа в большинстве своем работают на гидроэнергии. Лишь одно предприятие из четырех - Новокузнецкий АЗ - частично (на 75%) потребляет энергию ТЭЦ.

Для реализации своих амбициозных стратегических намерений - стать лучшими мировыми компаниями - "РУСАЛ" в своих стратегических планах отдает приоритет тем направлениям, по которым в настоящее время имеется существенное отставание от основных мировых конкурентов, таких как "Алкоа", "Алкан", "Гидроалюминий".

Компании имеют и активно реализуют программы модернизации по всем заводам. При этом менеджеры российской алюминиевой промышленности своей целью видят не средние мировые показатели, а самые передовые. Основные проекты модернизации алюминиевого производства, реализуемые в настоящее время "РУСАЛом", предусматривают внедрение новых технологий, созданных самими компаниями. В 2001 году алюминиевые компании России и Роспотребнадзор подписали и реализуют "Комплексную программу по охране окружающей среды, условиям труда и профилактике заболеваемости работающих в алюминиевой промышленности и населения, проживающего в районах расположения алюминиевых предприятий, на 2001-2010 годы".

Программа состоит из мероприятий, направленных на модернизацию действующих предприятий, и научно-исследовательских работ, выполняемых институтами РАМН, разработку профилактических мер, уточнения нормативов выбросов и их гармонизацию с мировой практикой.

Модернизация действующего алюминиевого производства требует значительных средств (от 300 долларов США/т до 2000-3000 долларов США/т мощностей). Так, например, только в 2005 году "РУСАЛ" израсходовал на эти цели более 120 млн долларов США.

В программах модернизации предприятий заложены технологии, позволяющие наряду с прочими решать приоритетную задачу снижения выбросов загрязняющих веществ до уровня мировых стандартов.

Уже сегодня налицо сокращение выбросов, кардинальное изменение состояния заводских территорий и территорий к ним прилегающих, улучшение содержания зданий и производственных сооружений. Там, где 5-7 лет назад были выжженная земля и обшарпанные строения, сейчас ухоженные здания, цветы, здоровые деревья. Это, безусловно, результат сокращения выбросов загрязняющих веществ, повышения культуры и охраны труда. Однако реализация экологических программ компаний сталкивается с несовершенством действующей в России нормативной базы.

Эффективность деятельности предприятий в области охраны здоровья и жизни человека в большой степени зависит от правильного подхода к нормированию вредных выбросов. Нормирование должно стимулировать деятельность бизнеса и целенаправленно расставлять приоритеты в программах модернизации производства. Опыт показывает, что существующая в России методика нормирования выбросов (ПДВ) неэффективна и непрозрачна. Она не может обеспечить объективную оценку фактических объемов выбросов загрязняющих веществ, а произвольная оценка их приводит к тому, что предприятия, работающие в сопоставимых условиях, могут иметь значительно отличающиеся между собой нормативы ПДВ. Мягко говоря, здесь имеет место субъективный подход, зависимый от взаимоотношений контролирующих региональных органов и предприятий.

Гармонизация принципов нормирования и показателей нормативов выбросов с мировой практикой очень важна для алю-минщиков и металлургов, т.к этот фактор может оказать существенное влияние на конкурентоспособность российского металла на мировом рынке. Методики нормирования выбросов и сбросов вредных веществ в России и за рубежом несопоставимы. Отдельные из действующих в России ПДК значительно жестче принятых в мировой практике. Необходимо изменить сами принципы нормирования, что обеспечило бы прозрачность и конкретность данного процесса и позволило компаниям составить реальные планы и концентрировать инвестиции для достижения устанавливаемых нормативов, исходя из экономической и социальной целесообразности и мирового опыта.

"Правила игры" для российского алюминиевого бизнеса не должны быть другими и хуже, чем у основных мировых конкурентов. Необходимо также пересмотреть ФЗ "О плате за выбросы", который бы эффективно стимулировал природоохранную деятельность предприятий. Такое решение принято правительством, но разработка проекта ФЗ затягивается.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.