Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретико-методологические основы права

Муниципальное право

Тема первая

1 вопрос: Понятие, предмет, метод муниципального права

2 вопрос: Источники муниципального права

3 вопрос: Муниципальные правоотношения

4 вопрос: Теоритические концепции местного самоуправления

5 вопрос: Модели местного самоуправления зарубежных стран

 

1 вопрос: согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление(МСУ)

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Своеобразие отношений, регулируемых муниципальным правом заключается в том, что они возникают в сфере местного самоуправления.

Особенности местного самоуправления:

1) Специфический уровень власти в государстве

2) Форма осуществления власти народом

3) Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти

Предметом муниципального права является следующая группа общественных отношений:

1. Отношения, возникающие в процессе осуществления МСУ гражданами путем прямого волеизъявления, т. е. местный референдум, муниципальные выборы.

2. Общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью органов и должностных лиц МСУ.

3. Отношения, связанные с реализацией гарантий по осуществлению МСУ.

4. Отношения, вытекающие из ответственности органов и должностных лиц МСУ.

Метод муниципального права – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на участников правоотношений. Императивный и Диспозитивный.

Муниципальное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере МСУ.

 

Вопрос 2. Система и источники муниципального права.

Система муниципального права – это объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты.

Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, закрепляющие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Признаки муниципально-правовых норм:

1. Ряд муниципально-правовых норм выступает в качестве норм основных отраслей права и одновременно относится к муниципальному праву.

2. Значительная часть муниципально-правовых норм содержится в актах органов МСУ.

3. Не все отношения, возникающие в сфере МСУ регламентируются с помощью норм права.

Классификация муниципально-правовых норм:

1) По характеру содержащихся предписаний: Управомачивающие, Обязывающие, Запрещающие

2) По территории действия: Федеральные, Региональные, Местные.

3) По содержанию: Материально-правовых, Процессуальные

Муниципально-правовой институт – совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенные круг взаимосвязанных общественных отношений.

Виды муниципально-правовых институтов:

1. Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества и важнейшая форма народовластия.

2. Основы МСУ.

3. Форма МСУ.

4. Предметы ведения и правомочия МСУ.

5. Гарантии МСУ.

6. Ответственность органов и должностных лиц МСУ и контроль за их деятельностью.

Источники муниципального права – это система правовых актов, содержащих муниципально-правовые нормы.

1) Федеральный нормативно-правовой акт: Конституция, ФЗ, ФКЗ, указы президента

2) Нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне субъекта РФ: Конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов и должностных лиц МСУ

3) Нормативно-правовые акты МСУ: Уставы муниципальных образований; решения, принятые на референдумах; решения представительного органа муниципального образования; акты органов и должностных лиц МСУ

4) Международные нормы и принципы: Европейская хартия МСУ

 

3 вопрос: Муниципальные правоотношения

Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в сфере МСУ.

Элементы муниципальных правоотношений:

1. Субъект: муниципальное образование; субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения; субъекты, содействующие осуществлению МСУ (органы гос. власти, политические партии и т. д.

2. Объекты МСУ – это вопросы местного значения.

3. Содержание муниципальных правоотношений – права и обязанности субъектов МСУ

4. Юридические факты

 

Виды муниципальных правоотношений:

1) По характеру правоотношений: Регулятивные и Охранительные.

2) По времени действия: Срочные и Постоянные.

3) По характеру обязанностей: Активные и Пассивные

 

4 вопрос: Теоритические концепции местного самоуправления

1) Теория свободной общины, право общины ведать своими делами, иметь такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права человека, а государство должно уважать свободу общины, управление общинными делами кардинально отличается от государственного правления, должностные лица общинного управления являются органами общины, а не государства, и любое вмешательство в дела общины со стороны государства является нарушением прав общины.

2) Хозяйственная теория МСУ. СУ – это ведение не государственных, а собственных дел общины.

3) Общественная теория МСУ. МСУ также противопоставляется государственному управлению, а самоуправляющие единицы отождествляются с частными компаниями.

4) Государственная теория. МСУ – это одна из форм государственного правления, а самостоятельность проявляется в особенностях механизма замещения муниципальных должностей.

 

5 вопрос: Модели МСУ в зарубежных странах.

1. Англо-Саксонская. Основные черты:

1) Относительная самостоятельность от центральной власти, независимость в решении многих вопросов местной жизни

2) Отсутствие на местах представителя государства

3) Органы на местах являются выборными, исключается подчинение одних органов другим

4) На ряду с представительными органами непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица

5) Значительными полномочиями наделяются комитеты местных представительных органов

6) Действует принцип позитивного регулирования, т. е. муниципалитеты вправе совершать действия, которые предусмотрены законом

7) Контроль за действием местных органов осуществляется либо через центральное министерство, либо через суд

2. Континентальная. Основные черты:

1) Сочетание прямого государственного правления на местах и МСУ

2) Определенная подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим

3) Действует принцип негативного регулирования (разрешено то, что не запрещено)

3. Модель Советская. Основные черты:

1) Жесткая соподчиненность всех звеньев, входящих в систему МСУ

2) Отрицание принципа разделения властей

3) Провозглашение полновластия представительных органов

4) Представляет собой разновидность не МСУ, а скорее государственного правления на местах

 

Тема вторая

Понятие, принципы, функции и система МСУ

Вопрос 1: Понятие МСУ

2: Принципы МСУ

3: Система МСУ

4: Функции МСУ

 

В Юридической литературе существует 3 основных подхода к определению МСУ:

1) МСУ как одна из основ конституционного строя РФ

2) МСУ как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

3) МСУ как форма народовластия

 

1-ый подход

Согласно ст. 2 Европейской Хартии МСУ, МСУ составляет одну из основ любого демографического строя и должно быть признано во внутреннем законодательстве государства.

Конституция РФ определяет Российское Государство как демократическое, закрепляет важнейшие его устои. Часть 1 ст. 1 Федерального Закона о МСУ гласит, что МСУ составляет одну из основ конституционного строя РФ. Таким образом МСУ представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в государстве.

2-ой подход

Согласно ст. 3 Европейской Хартии МСУ, оно определяется как право и реальная способность населения управлять значительной частью публичного дела. Согласно ст. 130 Конституции РФ, МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Часть 2 ст. 1 Федерального Закона о МСУ гласит, что МСУ обеспечивает самостоятельно и под свою ответственность решения населения вопросов местного значения. Таки образом МСУ – это признаваемая Конституцией и Законодательством возможность населения решать вопросы местного значения.

3-ий подход

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть с помощью следующих форм:

1. Референдум

2. Через органы государственной власти

3. Через органы МСУ

Согласно части 2 ст. 1 Федерального Закона МСУ – это форма осуществления народом своей власти. Таким образом МСУ – это разновидность власти народа, осуществляемая на местном уровне.

 

Вопрос 2: Принципы МСУ

Принципы МСУ – это обусловленные его природой коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых ими муниципальных органов.

Свойства принципов МСУ:

1) Определяет единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории РФ.

2) Выступает в качестве критерия оценки действий системы МСУ.

 

Виды принципов:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения – означает возможность решения населением вопросов местного значения путем местного референдума муниципальных выборов собраний граждан и так далее, а также означает запрет органов государственной власти вмешиваться в деятельность органов МСУ по решению вопросов местного значения.

2. Организационное обособление МСУ – означает, что органы МСУ не входят в институт органов государственной власти; муниципальные образования сами определяют свои внутренние административные структуры; должностные лица МСУ не относятся к категории госслужащих; муниципально-правовые акты по вопросам местного значения могут быть отменены или их действие может быть приостановлено только субъектами, принявшими данный акт, либо в судебном порядке.

3. Многообразие организационных форм осуществления МСУ.

4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям.

5. Гласность деятельности МСУ.

6. Коллегиальность и единоначалие МСУ.

7. Законность в организации и деятельности МСУ.

8. Ответственность органов и должностных лиц МСУ.

 

Вопрос 3: Система МСУ.

Система МСУ – это совокупность организационных форм его осуществления.

Систему МСУ можно разделить на 2 подгруппы:

1. Форма непосредственной (прямой) демократии МСУ: местные референдумы, муниципальные выборы, голосование по отзыву выборного должностного лица МСУ, обращение граждан, собрания и конференции граждан, исходы граждан, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, опрос граждан.

2. Форма представительной демократии МСУ: органы МСУ (представительный, законодательный, исполнительный, контрольный) и должностные лица МСУ (глава муниципального образования, глава местной администрации, муниципальные служащие).

Вопрос 4: Функции МСУ.

Функции МСУ – это основные направления муниципальной деятельности.

1) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

2) Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами МСУ.

3) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования и удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

4) Охрана общественного порядка и обеспечение режима законности на территории муниципального образования.

5) Защита интересов и прав МСУ.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.