ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИСтр 1 из 22Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В прелагаемой работе предпринята попытка раскрыть исходные посылки и сущность глобальных проблем современного мира. Иными словами речь будет идти об основах новой, еще не сформированной науки – глобалистики, а именно о философском аспекте указанных проблем. Почему “именно” и только “философский аспект”? Термину “глобалистика” соответствует определенная область и предмет исследований. Однако эта область не охвачена собственным понятийным и категориальным аппаратом и, следовательно, не имеет теоретической систематизации имеющихся представлений и знаний. Более того, ни одна из существующих на сегодняшний день наук не может дать “достаточно строгое определение глобальным проблемам”1. Отсюда философское осмысление становится “важным методологическим принципом для частных наук” (там же). Да и как быть иначе, если даже по поводу “общего количества глобальных пробоем на настоящий момент нет единства взглядов”2? И все же, несмотря на имеющиеся сложности, мы можем и должны говорить о проблемах нависших над нашим общим домом - Землей. О каких же из них идет речь? За ответом обратимся к одной из самых обстоятельных работ в этой области, а именно к труду лидеров Римского клуба А. Кинга и Б. Шнайдера “Первая глобальная революция”3. Во второй главе “Вопросы вызывающие особое беспокойство” ими рассматриваются следующие (особо важные) социоприродные процессы лежащие в основе современной мировой проблематики:
Почему указанные социоприродные процессы4 вызывают “особое беспокойство”? В 1955 г., американским математиком и физиком, отцом кибернетики - фон Нейманом был сформулирован “постулат ограниченной размерности: количественный состав обитателей планеты, энергия их действий имеют предел – планетную сферу. Нарушение предела приводит к коллапсу”5. Именно неминуемый коллапс, т.е. катастрофа планетарного масштаба, угрожает будущим поколениям. Вопросы вызывающие “особое беспокойство” указывают на те самые социоприродные процессы ведущие нашу планету к коллапсу. Эти процессы в той или иной степени всегда сопутствовали человечеству, но они никогда не имели такого, планетарного масштаба. Впервые в истории человечества, его деятельность, т.е. антропогенное воздействие, стало угрожать собственной же безопасности. От решений выше приведенных вопросов зависит судьба будущего планеты – будет она обитаема или нет. Но возможно ли самостоятельное решение этих вопросов? Иначе говоря: можно ли рассматривать эти вопросы как изолированные? Ответ один – нет, ибо современное человечество все более и более становится единым целым. Единство человечества, его планетарность является не следствием, а причиной возникновения глобальных проблем. Неспособность современного общества осознать де-юре свое единство ставшее уже де-факто и есть скрытая причина этих проблем. Возникшие проблемы ведут к осознанию породившей их причины. Мы говорим так потому, что рассматриваем глобалистику как некую самостоятельную науку, заложение основ которой идет сейчас. Глобалистика, планируемая нами как цельная область знания, занята изучением глобальных проблем. Следовательно, ее составные части могут быть выявлены в результате классификации изучаемых ею проблем. Более того, “классификация глобальных проблем - как пишет крупный специалист в этой области, немецкий ученый Г. Херц – сможет помочь выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обострения объективно существующих глобальных проблем, способствовать более глубокому пониманию их системной взаимосвязи и помочь в последовательности принятия практических решений”6. Однако, как уже было ранее отмечено, на сегодняшний день нет однозначного понимания сущности глобальных проблем. Казалось бы, единственное, что их объединяет так это их планетарный (глобальный) масштаб. Вместе с тем, существует попытка выделить “признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера (курсив – А.А..)”7. Оригинальная, не традиционная типология глобальных проблем предложена Б.Н. Савченко. Им выделяется пять так называемых ядер-фокусов: Безопасность, Развитие, Сохранение естественных основ существования, Справедливость и Взаимопонимание между различными культурами (там же). Ценность такого подхода к классификации состоит в том, что она в первую очередь позволяет яснее представить себе назначение новой, имеющей по сути общественно-политическую направленность, науки глобалистики. В чем же ее цель? Целью современной глобалистики как определенной области знаний, является выявление и анализ процессов планетарного масштаба препятствующих или угрожающих естественному и устойчивому развитию как человечества в целом, так и отдельных его индивидов. В предложенном определении глобалистики речь идет о ее современном назначении, т.к. первоначально ее целью было: воздействие на общественное сознание и привлечение внимания различных ученых, а также общественно-политических деятелей всех стран к проблемам планетарного масштаба. При этом конечной целью глобалистики является не только судьба человечества, но и Человека. Например, деятельность в области генной инженерии не рассматривается как глобальная проблема. Однако, если ее последствия затронут судьбу хотя бы одного человека, то сама эта деятельность предстанет в совершенно ином свете. Более того, уже сегодня, о чем прямо высказал крупнейший мыслитель ХХ столетия Мартин Хайдеггер, не просто человек, но уже само существо человека становится бездомным8. Ввести в круг указанных проблем предназначение данной книги. Круг, объединяющий глобальные проблемы современности мы именуем – глобалистикой. Войти в круг, значит, основаться в нем. Именно об этом говорит название работы “Основы глобалистики”. Линия круга – это единый социоприродный процесс, охватывающий весь земной шар, т.е. глобус. Что и как оказалось внутри этого круга? Ответить на этот непростой и всеобъемлющий вопрос есть первое и главное желание, побудившее автора взяться за сей труд. ССЫЛКИ
Абдуллин Айдар Риватович(р. 26.07.1962) – д. филос. н., специалист в обл. философии культуры и онтологии. Родился в г. Учалы Республики Башкортостан. Окончил:
После защиты кандидатской диссертации (октябрь 1995 г.) работал ученым секретарем Отделения социальных наук Академии наук Республики Башкортостан (1995–1999). В 1996–1998 гг. вел спецкурс "Современная глобалистика" в Башкирской академии государственной службы и управления (по совместительству). В 1996 г. выступил с инициативой создания Отдела философии при Институте социально-экономических исследований УНЦ РАН и был его ведущим научным сотрудником до февраля 2003 г. После защиты докторской диссертации (июнь 2002 г.) работал доцентом кафедры философии и истории Уфимской государственной академии искусств (2002/2003 гг.). С сентября 2003 г. работает исполняющим обязанности профессора кафедры философии Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ). Сфера научных интересов лежит в области изучения истоков духовной культуры, метафизики, онтологии, философии языка, а также современных способов философствования (феноменологическая герменевтика и экзистенциальный анализ). В настоящее время занимается проблемами социальной онтологии, а именно поиском экзистенциально-отологических оснований для Yortfelsefe (философия родного Дома). Занимается переводами с немецкого языка, в частности работ экзистенциальных философов О.Ф. Больнова и М. Хайдеггера. Увлечения:
Главная страница БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ А.Р. АБДУЛЛИН ОСНОВЫ УФА - 1999 АБДУЛЛИН А.Р. Основы глобалистики:Учебное пособие. Уфа, РИО БАГСУ, 1999. – 128 с. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ. В учебном пособии рассмотрены основные социоприродные процессы, определяющие характер развития планеты в целом. По мнению автора, отмеченные процессы лежат в основе так называемых “глобальных проблем человечества”. В предлагаемом учебнике предпринята попытка рассмотреть генезис как самой глобалистики (глава I), так и ее основных проблем. Историко-философский подход позволил выделить три группы проблем. Первая группа - сугубо внешние проблемы, затрагивающие практические интересы человечества (главы II, III). Вторая группа - это проблемы переходного характера (глава V). В третью группу входят собственно философские проблемы, ибо с ними соотнесен сам способ человеческого существования (главы IV, VI,VII, VIII). Рецензент: С.Н.Лаврентьев,к.и.н., доцент Ответственный за выпуск: Р.Г.Абдуллина © Башкирская академия государственной службы и управления, 1999 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИ § 1. Что такое глобалистика? Глава II. ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ РЕСУРСОВ § 9. Демографические процессы как показатель мирового развития Глава III. ПРОБЛЕМА “СЕВЕР – ЮГ” И НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК § 16.Социально-экономические отношения во второй половине ХХ века Глава IV. ТЕХНИКА И ЕЕ ФИЛОСОФИЯ § 21. Идея прогресса и техника Глава V.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И МЕСТООБИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА § 26. Биота как биологический ресурс Глава VI. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА § 33. Основные условия культуры и их наличие в настоящее время Глава VII. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ § 37. Социальное предвидение в философии истории А. Тейярдистская концепция человеческого будущего § 38. Социально-философские предпосылки построения модели глобального развития А. Возникновение и эволюция глобального моделирования § 39.Основные проекты и модели глобального развития Глава VIII. ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИСТИКИ § 40. Идеологии, ориентированные на будущее и “социальная технология” ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глава первая ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|