Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИ



ВВЕДЕНИЕ

В прелагаемой работе предпринята попытка раскрыть исходные посылки и сущность глобальных проблем современного мира. Иными словами речь будет идти об основах новой, еще не сформированной науки – глобалистики, а именно о философском аспекте указанных проблем. Почему “именно” и только “философский аспект”?

Термину “глобалистика” соответствует определенная область и предмет исследований. Однако эта область не охвачена собственным понятийным и категориальным аппаратом и, следовательно, не имеет теоретической систематизации имеющихся представлений и знаний. Более того, ни одна из существующих на сегодняшний день наук не может дать “достаточно строгое определение глобальным проблемам”1. Отсюда философское осмысление становится “важным методологическим принципом для частных наук” (там же). Да и как быть иначе, если даже по поводу “общего количества глобальных пробоем на настоящий момент нет единства взглядов”2?

И все же, несмотря на имеющиеся сложности, мы можем и должны говорить о проблемах нависших над нашим общим домом - Землей. О каких же из них идет речь? За ответом обратимся к одной из самых обстоятельных работ в этой области, а именно к труду лидеров Римского клуба А. Кинга и Б. Шнайдера “Первая глобальная революция”3. Во второй главе “Вопросы вызывающие особое беспокойство” ими рассматриваются следующие (особо важные) социоприродные процессы лежащие в основе современной мировой проблематики:

  • Рост масштабов антропогенной деятельности;
  • Глобальное потепление климата и его влияние на энергетику;
  • Глобальное обеспечение продовольствием;
  • Демографические сдвиги;
  • Информационное общество.

Почему указанные социоприродные процессы4 вызывают “особое беспокойство”? В 1955 г., американским математиком и физиком, отцом кибернетики - фон Нейманом был сформулирован “постулат ограниченной размерности: количественный состав обитателей планеты, энергия их действий имеют предел – планетную сферу. Нарушение предела приводит к коллапсу”5. Именно неминуемый коллапс, т.е. катастрофа планетарного масштаба, угрожает будущим поколениям. Вопросы вызывающие “особое беспокойство” указывают на те самые социоприродные процессы ведущие нашу планету к коллапсу. Эти процессы в той или иной степени всегда сопутствовали человечеству, но они никогда не имели такого, планетарного масштаба. Впервые в истории человечества, его деятельность, т.е. антропогенное воздействие, стало угрожать собственной же безопасности. От решений выше приведенных вопросов зависит судьба будущего планеты – будет она обитаема или нет.

Но возможно ли самостоятельное решение этих вопросов? Иначе говоря: можно ли рассматривать эти вопросы как изолированные? Ответ один – нет, ибо современное человечество все более и более становится единым целым. Единство человечества, его планетарность является не следствием, а причиной возникновения глобальных проблем. Неспособность современного общества осознать де-юре свое единство ставшее уже де-факто и есть скрытая причина этих проблем. Возникшие проблемы ведут к осознанию породившей их причины. Мы говорим так потому, что рассматриваем глобалистику как некую самостоятельную науку, заложение основ которой идет сейчас.

Глобалистика, планируемая нами как цельная область знания, занята изучением глобальных проблем. Следовательно, ее составные части могут быть выявлены в результате классификации изучаемых ею проблем. Более того, “классификация глобальных проблем - как пишет крупный специалист в этой области, немецкий ученый Г. Херц – сможет помочь выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обострения объективно существующих глобальных проблем, способствовать более глубокому пониманию их системной взаимосвязи и помочь в последовательности принятия практических решений”6. Однако, как уже было ранее отмечено, на сегодняшний день нет однозначного понимания сущности глобальных проблем. Казалось бы, единственное, что их объединяет так это их планетарный (глобальный) масштаб. Вместе с тем, существует попытка выделить “признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера (курсив – А.А..)”7. Оригинальная, не традиционная типология глобальных проблем предложена Б.Н. Савченко. Им выделяется пять так называемых ядер-фокусов: Безопасность, Развитие, Сохранение естественных основ существования, Справедливость и Взаимопонимание между различными культурами (там же). Ценность такого подхода к классификации состоит в том, что она в первую очередь позволяет яснее представить себе назначение новой, имеющей по сути общественно-политическую направленность, науки глобалистики. В чем же ее цель?

Целью современной глобалистики как определенной области знаний, является выявление и анализ процессов планетарного масштаба препятствующих или угрожающих естественному и устойчивому развитию как человечества в целом, так и отдельных его индивидов. В предложенном определении глобалистики речь идет о ее современном назначении, т.к. первоначально ее целью было: воздействие на общественное сознание и привлечение внимания различных ученых, а также общественно-политических деятелей всех стран к проблемам планетарного масштаба. При этом конечной целью глобалистики является не только судьба человечества, но и Человека. Например, деятельность в области генной инженерии не рассматривается как глобальная проблема. Однако, если ее последствия затронут судьбу хотя бы одного человека, то сама эта деятельность предстанет в совершенно ином свете. Более того, уже сегодня, о чем прямо высказал крупнейший мыслитель ХХ столетия Мартин Хайдеггер, не просто человек, но уже само существо человека становится бездомным8.

Ввести в круг указанных проблем предназначение данной книги. Круг, объединяющий глобальные проблемы современности мы именуем – глобалистикой. Войти в круг, значит, основаться в нем. Именно об этом говорит название работы “Основы глобалистики”. Линия круга – это единый социоприродный процесс, охватывающий весь земной шар, т.е. глобус. Что и как оказалось внутри этого круга? Ответить на этот непростой и всеобъемлющий вопрос есть первое и главное желание, побудившее автора взяться за сей труд.

ССЫЛКИ

  1. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С.113.
  2. (там же, с. 120).
  3. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс- Пангея, 1991. – 344 с.
  4. содержание термина “социоприродные процессы” будет раскрыто в гл. I; см. также Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С.115.
  5. Сиверц ван Рейзема Я.В. Философия планетаризма. М.: Фонд “Новое тысячелетие”, 1995. С.13.
  6. Horz H. Globale Probleme der Menschheitsentwiklung. Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 1982, № 11, s.1309; цит. по: Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С.123.
  7. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. С. 11.
  8. См. § 36 “Пересмотр понятия “гуманизм” и зарождение новой культуры” данного издания.

 

Абдуллин Айдар Риватович(р. 26.07.1962) – д. филос. н., специалист в обл. философии культуры и онтологии.

Родился в г. Учалы Республики Башкортостан.

Окончил:

  • среднюю школу № 1 г. Учалы (1979);
  • факультет аэропортов Киевского института инженеров гражданской авиации (1979–1984); тема дипломной работы – "Диагностирование тепловых двигателей инфракрасным пирометром";
  • аспирантуру (научный руководитель д. филос.н., проф. Ф. С. Файзуллин) при кафедре философии Уфимского государственного авиационно-технического ун-та (1992–1995); тема кандидатской диссертации – "Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства";
  • докторантуру (научный консультант д. филос.н., проф. Б. С. Галимов) при кафедре философии Башкирского государственного ун-та (1999–2002); тема докторской диссертации – "Виды и сущность онтологического мышления".

После защиты кандидатской диссертации (октябрь 1995 г.) работал ученым секретарем Отделения социальных наук Академии наук Республики Башкортостан (1995–1999). В 1996–1998 гг. вел спецкурс "Современная глобалистика" в Башкирской академии государственной службы и управления (по совместительству). В 1996 г. выступил с инициативой создания Отдела философии при Институте социально-экономических исследований УНЦ РАН и был его ведущим научным сотрудником до февраля 2003 г. После защиты докторской диссертации (июнь 2002 г.) работал доцентом кафедры философии и истории Уфимской государственной академии искусств (2002/2003 гг.). С сентября 2003 г. работает исполняющим обязанности профессора кафедры философии Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ). Сфера научных интересов лежит в области изучения истоков духовной культуры, метафизики, онтологии, философии языка, а также современных способов философствования (феноменологическая герменевтика и экзистенциальный анализ). В настоящее время занимается проблемами социальной онтологии, а именно поиском экзистенциально-отологических оснований для Yortfelsefe (философия родного Дома). Занимается переводами с немецкого языка, в частности работ экзистенциальных философов О.Ф. Больнова и М. Хайдеггера.

Увлечения:

  • творчество рок-музыканта Юрия Шевчука;
  • башкирская живопись;
  • горные лыжи.

 

Главная страница

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А.Р. АБДУЛЛИН

ОСНОВЫ
ГЛОБАЛИСТИКИ

учебное пособие

УФА - 1999

АБДУЛЛИН А.Р. Основы глобалистики:Учебное пособие. Уфа, РИО БАГСУ, 1999. – 128 с.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.

В учебном пособии рассмотрены основные социоприродные процессы, определяющие характер развития планеты в целом. По мнению автора, отмеченные процессы лежат в основе так называемых “глобальных проблем человечества”. В предлагаемом учебнике предпринята попытка рассмотреть генезис как самой глобалистики (глава I), так и ее основных проблем. Историко-философский подход позволил выделить три группы проблем. Первая группа - сугубо внешние проблемы, затрагивающие практические интересы человечества (главы II, III). Вторая группа - это проблемы переходного характера (глава V). В третью группу входят собственно философские проблемы, ибо с ними соотнесен сам способ человеческого существования (главы IV, VI,VII, VIII).

Рецензент: С.Н.Лаврентьев,к.и.н., доцент

Ответственный за выпуск: Р.Г.Абдуллина

© Башкирская академия государственной службы и управления, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИ

§ 1. Что такое глобалистика?
§ 2. Чем вызвана необходимость изучения социоприродных процессов?
§ 3. Философия глобалистики
§ 4. Основные направления в глобалистике
§ 5. Основные этапы становления глобалистики
§ 6. Возникновение Римского клуба
§ 7. Доклады Римскому клубу
§ 8. Основные идеи Римского клуба
Литература к главе I.

Глава II. ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ РЕСУРСОВ

§ 9. Демографические процессы как показатель мирового развития
§ 10. Сущность демографического взрыва и перспективы его прекращения
§ 11. Демографическая политика
§ 12. Концепции народонаселения
§ 13. Мировая продовольственная проблема
§ 14. Прогнозные запасы минеральных ресурсов
§ 15. Энергетические ресурсы и перспективы развития мировой энергетики
Литература к главе II

Глава III. ПРОБЛЕМА “СЕВЕР – ЮГ” И НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК

§ 16.Социально-экономические отношения во второй половине ХХ века
§ 17. Концепция “ третьего, четвертого и пятого миров”
§ 18. Проблема “Север – Юг”
§ 19. Группа 77 и ее концептуальная основа
§ 20. Ян Тинберген - нобелевский лауреат и автор доклада Римскому клубу
Литература к главе III

Глава IV. ТЕХНИКА И ЕЕ ФИЛОСОФИЯ

§ 21. Идея прогресса и техника
§ 22. Является ли техника философской проблемой?
§ 23. Философия техники и философия человека
§ 24. Понятие “постав” (Gestеll) в философии техники Мартина Хайдеггера
§ 25. Нетехнический человек
Литература к главе IV

Глава V.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И МЕСТООБИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

§ 26. Биота как биологический ресурс
§ 27. Понятие экосистемы и основы ее функционирования
§ 28. Глобальность воздействия как главный фактор обратной отрицательной связи в экосистеме
§ 29. Абиотическая среда и загрязнители
§ 30. Гомеостатическая деятельность человека
§ 31. Экологическая этика
§ 32. Экополитика в современном мире
Литература к главе V

Глава VI. КРИЗИС КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА

§ 33. Основные условия культуры и их наличие в настоящее время
§ 34. Культурный кризис как признак смены типа культуры
§ 35. Гибель культуры в концепции О. Шпенглера
§ 36. Пересмотр понятия “гуманизм” и зарождение новой культуры
Литература к главе VI

Глава VII. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

§ 37. Социальное предвидение в философии истории

А. Тейярдистская концепция человеческого будущего
Б. Структурализм и историческое предвидение
В. “Формированное общество” – социальная доктрина программирования будущего

§ 38. Социально-философские предпосылки построения модели глобального развития

А. Возникновение и эволюция глобального моделирования
Б. Философско-социологические предпосылки построения модели глобального развития

§ 39.Основные проекты и модели глобального развития
Литература к главе VII

Глава VIII. ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИСТИКИ

§ 40. Идеологии, ориентированные на будущее и “социальная технология”
§ 41.Возникновение и становление футурологии
§ 42. Современные истоки идеи “мирового государства”
§ 43. Будущее человечества в экзистенциальной философии
Литература к главе VIII

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава первая

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.