Здавалка
Главная | Обратная связь

Как закон стал бесправным?



 

Приватизация проводится на основе закона о приватизации, указов президента, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов. После октября 1993 г. разработка и принятие нормативной базы приватизации полностью осуществлялась исполнительной властью.

Прежним составом Государственной Думы за два года деятельности были приняты Гражданский кодекс Российской Федерации; закон об акционерном обществе; постановления «Об итогах первого этапа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» и «Об обращении к президенту РФ о передаче в залог закреплённых в федеральной собственности пакетов акций АО, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны». Однако эти документы не оказали влияния на ход приватизации.

Новый состав Государственной Думы сразу уделил внимание вопросам приватизации и принял два постановления: о комиссии Государственной Думы Федерального собрания РФ по анализу итогов приватизации и о ходе приватизации РАО «Норильский никель»…

Вместе с тем к разработке нормативной базы, регулирующей владение, пользование и распоряжение собственностью, а также преобразование её из одной формы в другую, федеральная исполнительная власть активно привлекала иностранных специалистов и организации. Только в центральном аппарате Госкомимущества по­стоянно пользовались услугами в среднем 15 иностранных советников. В разработке принимали участие также международные и зарубежные организации: Европейский банк реконструкции и развития (письмо ГКИ от 13.01.93 № ДВ-184), фирмы «Морган Гренфелл», «Клиффорд Чанс», «Бейн энд компани», «Бейкер энд Маккензи», «Кредит коммерсиаль де Франс», «Куперс энд Лайбренд», «Делойт энд Туш», «Уайт энд Кейс», Комиссия европейских сообществ и др. В частности, Европейским банком реконструкции и развития было подготовлено «Руководство по приватизации» объёмом около 600 страниц, изданное фирмой «Сентрал Юропиан». Несмотря на это, при разработке нормативной базы не был учтён в полной мере положительный мировой опыт преобразования форм собственности, в частности стран Западной Европы, связанный с фазой постиндустриального развития.

Сформированная таким образом и действующая нормативная база не отвечает целям Госпрограммы приватизации, характеризуется внутренней противоречивостью, взаимоисключающими положениями, нарушением принципа верховенства закона. Нормы закона подменяются указами Президента РФ, а последние — инструкциями и положениями ведомственных органов исполнительной власти, которые в свою очередь не исполняются.

Действующая нормативная база приватизации не отвечает уровню производительных сил страны и их дальнейшего развития.

Она не предусматривает возможности учёта в процессе приватизации интеллектуальной собственности, современных высоких технологий, наукоёмкости производства, ноу-хау (авиационная промышленность, судостроение, ракетно-космическая и т. п.).

Не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, правовые и экономические механизмы, ограничивающие размещение на территории страны экологически вредных производств, недопустимое наращивание их объёмов.

Не разработаны нормативные акты и механизмы управления госсобственностью во всех её видах.

Не определены место и роль государственной собственности в обеспечении экономической независимости страны, её безопасности и обороноспособности.

Не установлены перечень и реальные критерии значимости производств, находящихся в сфере особых интересов государства, где приватизация недопустима.

За 1992—1995 гг. акционировано 1110 предприятий ВПК, из них около 20 процентов уже объявлены неплатежеспособными. Это в свою очередь является аргументом для избавления от государственных пакетов акций и забот о государственном контроле. За 1992—1994 гг. из 1666 предприятий машиностроения акционировано 1389 (83,4 процента), что привело к падению производства (1992 г.— 11,5 процента; 1993 г.— 14,9 процента; в 1994 г.— 43,9 процента).

Не определены меры, препятствующие утрате госконтроля за стратегически важными предприятиями, нарушению их кооперации и обеспечивающие безусловное производство стратегической продукции, включая вооружение и военную технику.

Не предусмотрены действенные меры по защите национального суверенитета и прав отечественных предпринимателей.

Не урегулированы отношения центра и регионов по управлению и распоряжению госсобственностью; распределению прав и ответственности; назначению представителей государства в АО.

Так, нереальность выполнения процедур в сроки, установленные для них Указом Президента РФ от 01.07.92 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию госпредприятий, добровольных объединений госпредприятий в АО» (п.п. 4, 6, 7 Положения), фактически предоставляли исполнительной власти всю полноту прав для произвольной и бесконтрольной приватизации. Например, одно из крупнейших в стране машиностроительных предприятий стратегического значения — Уралмаш — приватизировано решением Свердловского КУГИ.

Превратно трактуется монополизм. Ограничивающие его нормы рассчитаны на внутренний рынок, не пригодны для открытой экономики и не обеспечивают конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.

Не урегулированы вопросы приватизации и национализации банков и контроля их деятельности со стороны государства.

Отсутствуют нормы и критерии, ограничивающие объёмы преобразования одной формы собственности в другую, не разработаны механизмы взаимных преобразований. Не использованы сбалансированные механизмы приватизации-национализации. Отсутствует сам термин «национализация».

Не разработаны меры постприватизационного контроля и аудита, не определены ответственные организации и источники необходимых средств. Не предусматриваются меры, препятствующие подавлению отечественных товаропроизводителей, и не применяются предусмотренные договорами санкции за невыполнение постприватизационных обязательств.

Отсутствует связь между нормативными актами по приватизации жилого фонда и предприятий, что приводит к частичной приватизации объектов, включённых в запретительный перечень.

Отсутствие ограничений и мер государственного регулирования при скупке контрольных пакетов акций (далее КПА) предприятий без принятия необходимых обязательств коммерческими структурами приводит к нарушению технологического единства крупных объединений и ущемляет макроэкономические интересы страны.

Не предусмотрена возможность контроля за монопольной скупкой акций стратегически и экономически значимых для России предприятий иностранным капиталом на вторичном рынке.

Так, компания «Ник энд Си Корпорэйшн» (США) через подставные фирмы приобрела пакеты акций оборонных предприятий — АО «Курский прибор» (16 процентов); «Авионика» (34 процента); Тушин­ский машиностроительный завод (16,3 процента); МПО имени Румянцева (8 процентов); АО «Рубин» (6,89 процента) — всего 19 авиационных предприятий. Таких примеров множество.

Создание для иностранных и российских инвесторов равных условий участия в приватизации при неравных финансовых возможностях ущемляет права российских граждан, наносит ущерб национальным интересам, способствует перекачиванию национального богатства за границу.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.