Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблем-ка ром Гонч Обломов.Критика о ром.



Мысль Гончарова,проведенная в р-не,принад-т всем векам и народам,но имеет особое знач-е в наше вр.для нашего русс общ-ва. Р-н монографичен.Тема: чел и действительность.Т. любви, мот страсти и долга, т. смысла жизни чел.2значения ром: временное как отражение эпохи(обвинит акт крепостничеству) и философское(совр точка зрен). Хрон рамки- 8лет. 4части,11глав. В1ч преоблад описание, нет действий.4 части,почти с одинак.кол-вом глав.Смысл ценность р-на б.опред-на Писаревым: «Огром идея р-на во всем велич-и св.простоты улеглась в соответствующ.рамку».

Тема лени традиц в РЛ. Сюжет р-на был задан Пушкиным.

У Гонч байбачество(лень) дано не как сопутствующ черта хар-ра,а как центр.отличит.особ-ть.Гонч рассм-т это яв-е временным.Ставит ? об ответ-ти чел-а за св.судьбу(Герцен). Данное призв-е рассм-ся с разных т.зр.Добролюбов в статье «Что т.обломовщина?»подчерк-т соц.историч.знач-е.Видит в произв-и обличение,обвинение всей феод-крепост.системы,к-я погубила добр.душу Обломова.

В данном произ-ии имеется общечелов-е,веч-е звуч-е(=дел-т его классич.произв-ем).Общечел-е звуч-е связ-но с темой «чел-к и его окруж-е».Соотнош-е в чел-е прир-го и соц-го,рацион-го и эмоц-го=психологич аспект.Обломов есть отраж-е траг-и,драмы чел-а,к-й побеж-т соц-е,п/ч процесс восп-я б.путем тормож-я его лучших задатков.Гончаров поставил перед собой задачу – откр-ть в чел-е нравств-е полож.возм-ти,к-е м.изм-ть грубую пошлость.Осн.тема произ-я – тема очищ-я и спас-я чел-а. В р-не предст-но 3 этапа взаимод-я прир-го и соц-го:1.ч/з сюжет(дом на Гороховой улице);2.пробужд-е ч/з любовь к Ольге;3.торж-во обломовщ-ны в доме Пшеницыной.

Разв-е всех хар-ров рассм-ся как путь тормож-я прир-х задатков(обломов) или как рожд-е прир-х задатков(ольга,штольц).Филос-я О.-филос-я покоя,утопич-я фил-я.Покой поним-ся как гармонич равновесие бытия.(движ-е-болезнь мира, судорога лица).

Илья Ильич О.(назван по отцу)-повтор-е,32-33 года-возраст Христа:чел-к в это вр.нравств-но отвеч-т за себя.Детали:окна зашторены-нет связи с внеш.миром,восточ.халат(упом-ся 15 раз),книга «Путеш-е в Африку».Боль и страдание за чел-а(в разговоре с Пенкиным).

Антипод О.-Штольц,воплощ-е нов.типа:порядок,труд,организ-ть,педантизм,жест-ть.Анатомич.портрет:кости(опора),мускулы(движ-е).Практич-е начало сочет-ся с тонкими потреб-ми духа.Гонч верит в духов.возм-ти этого типа.Гонч разв-т нов.тему-тему труда.Особ.роль в раскрытии О.играет Захар.Они психол.во многом родств.типы.У обоих пристрастие к покою,мнению.

 

Ольга-ч/з нее ввод-ся тема смысла жизни и тема любви.Женщина-стимул для мужчины.Она б.предоставлена самой себе,п/э она такая,какая есть.Ольга верит в нравств.преобраз-е О.Восп-е Ольги отлич-ся от восп-я Штольца и О.Власт родит-й отсутстовала.

Дом Пшеницыной-возвращ-е героя в св.детство,в св.мечту.Пшеницына-воплощ-е идеала жены(повторяющ.деталь- «двигающ-ся локоть»).

Каж.поколение исслед-й по-своему оценив-т р-н «О.»Для одних филос-я покоя яв-ся утопич.,т.е. нереальной.Для др-х-это драма бытия,это способ спасения в себе чел-а. М.М.Пришвин в днев-ке писал: «В р-не «О.»внутренне восхвал-ся лень и внешне она пориц-ся изображ-ем мертводеят-х людей(Ольга,Штольц).Никакая полож.деят-ть в России не м.выдержать критики О.Для Добролюбова Обломовщина как яв-е соц-эконом,историч.стало предметом анализа на примере произв-я.Критик прежде всего ч/з р-н исслед-л ситуацию пререформ-й России как соц.фактор=как космич.система приводит к гибели чел-а.В критике конца 20в. Кулешов писал:хар-р О.сложнее в силу неоднознач-ти соц-филос яв-е,к-е он олицетворяет.С 1стор,это символ барства,паразитизма,с др.стор,он не приемлет «раздробленности» личности.Он отвергает корысть.

Вследствие этой неоднознач-ти образа на разных этапах историч.критика делала акцент на разные грани эт.хар-ра.По мнению Кулешова,в том образе заключено что-то тревож-е, «Гончаров создал образ вечной назидат-й ценности большого филос.смысла,такой же обществ.знач-ти как Фауст,Гамлет(но гов-ть о равноцен-ти не совсем верно).По мнению Кулешова,необходимо делать акцент при анализе образа на соотнош-и соц-го и прир-го. «Какими бы полож.кач-вами не обладал О.,все же логика худ.мышления приводит к тому, что О.как тип-это тревож.симптом,деград-я лич-ти,причина к-й не в самом герое,а в общ-ве.

Добролюбов. «Что т.обломовщ-на»: В эт.истории отраз-сь рус жизнь,рус.тип,это нов.слово нашего общ.развития-«обломовщина».В типе О. и во всей этой о-щине мы видим нечтоболее, нежели просто удачн.созд-е силь-го таланта,мы находим в нем представ-е рус.жизни.Родов-е черты облом-го типа мы находим в Онегине.О.-не тупая,апатич.натура,без стрем-й и чув-в,а чел-к,тоже что-то ищущий в жизни,о чем-то думающий.Вся жизнь эт.барина убита тем,что он постоянно ост-ся рабом чужой воли(даже Захара).О. не есть сущ-во от прир лишенное движ-я.Его лень и апатия-созд-е восп-я.Глав.здесь не О.,а о-щина.Ольга-высш.идеал рус.жизни(простота логики,гарм-я сердца и воли)К ней есть намек на нов.рус.жизнь,к-я развеет обломовщину.

Дружинин. «Обломов».До «сна» Гонч.выводит О.как уродливое яв-е уродливой рус.жизни.Только благодаря Ольге мы понимаем,что перед нами нежная,любящ.натура.Она поняла О.ближе всех.Дружинн указ-т,что окруж-е(кроме Тарантьева)преданы и обожают его.Но более всего обожание Пшениц,к-й загубила его,но любила.О.свободен от нрав.болезней.В нем чистота и простота ребенка. Дружинин считает,что к свобод-му и умерен-му проялению облом-щины не за что относиться с враждою.Его поддерж-т Писарев:Глав.идея автора-изобраз-ть сост-е спокойной,покорной апатии.Высшее устремл-е его ума и сердца не замерли,человеч.чув-ва не очерствели.Они заплыли жиром,но сохранились в св.первозданной чистоте.Он считает,что в р-не-полное и топкое знание чел.природы,особенно женской.

24. Идейно- художественное новаторство поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Замысел поэмы «Кому на Руси...» возник в нач 1860-х годов. Некр продол-л работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить её,писалась 14 лет. 2 уровня проблем-ки: соц-истор и философск. Поэма явл-ся итог произ-ем поэта. Отвечая на ?: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»,Некр стрем-ся напис-ть поэму не т о народе,но и для народа,создать «народную книгу» — правдив и понятн крестьянам, в к-ю вошли,все сведения о нар жизни, накопл-е «по словечку» в теч 20 лет. Сам Некр наз-л "эпопеей совр кресть жизни". Это поэма- синтез размышлений его знаний о народе.Это поэма –эпопея-многосюжет-ть,многогеройн-ть,сочет-е с отдельн.судьбами. Своеобразие стиля поэмы — шир исп-е в ней различ элем-в УНТ-фолькл традиции-мотив дороги,мотив всречи,мотив узнавания,поиска счастья, сказочн зачин в ф-ме загадки, 7 мужиков, повторы,образ пеночки, скатерть-самобранка, пост эпитеты.Нар попея-изображ-е нар жизни,народ-герой поэмы, мы слышим его голос,видим быт,отраж-е внутр.мира2)жизнь в поэме показ глазами народа-ценности,система взглядов на жизнь народа.Дейст-е поэмы приурочено к кульминац для рус крест-ва моменту — периоду после отмены креп права в 1861 году. Здесь изображ разн типы крестьян, кр-не дел-ся на холопов и свободн земледельц. Поэма «Кому…» поражает грандиоз-ю св замысла, многообразием и ярк-ю крестьян образов,глуб-й и шир-й соц-филос проблем-ки:каково полож-е крест-ва после отмены креп права, в чем нар счастье и каковы к нему пути, что мешает его реализ-и и в чем состоят крест-е «грехи», изм-сь ли к лучш доля женщины-крест-ки, что сост-т суть нар характера и каково нар самосознание.Это лиро-эпич поэма Сюжет поэмы близок к нар сказу, что ярко проявляется уже в Прологе, к-й знакомит с замыслом, обоз-т завязку действия.Встреча 7 мужиков на столбов дороге изображ-ся как событие большой знач-ти, эпич масштаба.Простр-во сужается-губерния,уезд,деревня.Назв-я деревень-град-я:Заплатово,Дырявино,Неурожайка

В поэму «Кому на Руси...» введены и нар песни, и посл-цы, и пог-ки, и загадки, даже открывается поэма загадкой("В каком году — рассчитывай, // В какой земле — угадывай..."), на к-ю тут же даётся отгадка-Росс в пореформ период,т.к. сошлись на столбов дорожке 7 "временнообяз-х", т.е крестьян, обяз-х после реформы 1861г. испол-ть некотор повин-ти в пользу помещика. Вставляя в поэму нар жанры,Некр обычно творчески перерабатывал их,но некот тексты — н/р, песню о постылом муже в гл «Крестьянка» — он помещал без изм-й и,что интересно нар и авторск тексты звучали в унисон.

В поэме-реаль-ть и фантастика,фантас-го> в 1 гл—здесь говорящ пеночка,одаривающая скатертью-самобранкой, ворон, молящийся чёрту, 7 хохочущих филинов, к-е слетелись посм-ть на мужиков. Но потом их нет.

Фолькл традиции:Фолькл колорит усил-ся с пом сакральных ( свящ, мистич)чисел—7 мужиков и 7 филинов(7 кругов ада,7смерт грехов,больш.медвед-ца-7звезд, основн рассказчиков о счастье — поп, помещик и крестьянка —3, в«Легенде о двух великих грешниках»упом-ся 12 разбойников.Н. постоя исп-л и реч обороты, и стил-ку нар речи—уменьш-ласкат суфф,синт-е констру-и, хар-е для фольклора,устойч эпитеты,срав-я,метафоры.Композ-я поэмы хар-ся относ самос частями,объедин-ми мотивом странствий мужиков в поисках счастливого(помещику,чинов-ку,попу,купцу,боярину,министру государеву,царю) и опис-ем дорож встреч.В гл «Поп», в к-й опис-ся встреча с бедным сельским свящ-м,узнаем, что идеал счастья у попа и мужиков опред-ся наличием прежде всего матер благ: «покой, богатство, честь», и с этой т. зрю сельский поп не выдерживает исп-я.В гл «Сельск ярмонка» на1 план выступает празднич крестьянск толпа,в к-й странники решили поискать счастливого.Здесь поним-т, что подлин сч-е не м. сост-ть ни в чудес урожае репы,ни в богатырс физ силе,ни в хлебушке, к-й досыта ест 1 из "счастливых", ни даже в сохранённ жизни — солдат хваст-ся,что вышел живым из многих сраж-й,а мужик, ходящий на медведя, — что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Но ни 1 из "счастливых" не м убедить их в том, что по-настоящ счастлив.(сцена со стариком Вавилой, пропившимся «до грошика» и покаянно убивающ-ся о том, что не сможет привести подарок любимой внучке.В гл «Пьяная ночь» он описывает сцены безобразного разгула мужиков, пьющих «до одурения», хотя и стрем-ся устами Якима Нагого объяснить пьянство тяжелейш усл-ми жизни и работы мужика,это способ сдержать себя от боли,страш зла. Яким Нагой — центр герой этой гл. Это 1й в поэме образ протестующ кресть-на, в нем ярко выражено пробужд-е нар самосоз-я—он видит в мужике глав кормильца страны,поним-т соц несправ-ть.В гл «Счастливые»-целая галерея претендентов на эту роль, но скоро стан-ся ясно,что о «дырявом» мужицком счастье, «с заплатами, с мозолями», м гов-ть лишь в горько ироническом смысле.Но в конце эт гл из рассказов крестьян возникает фигура Ермилы Гирина, мужика, к-й заслужил уваж-е земляков св многолет чест труженическ жизнью,св умением решать ?? по сов-ти и справ-ти.Сила Гирина в его опоре на крестьянс мир,к-й помог ему побед-ть над купца Алтынникова,что доверие крестьян к Гирину основано не на «колдовстве», а на «правде».С образом Гирина связ и проблема счастья в поэме.У него есть «и спокойствие, и деньги, и почет»—но всем этим Гирин пожертв-л, защищая нар интересы во вр крестьян бунта=>в остроге. Эти эпизоды значит,углубл-т постан-ку ? о нар счастье—счастье не 1 чела,а всего «крестьян мира». После "ярмонки" странники встреч-т Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое,и о бог-ве,и о чести ("почёте").для него счастье ещё и во власти над св крепост-ми."Кого хочу —помилую,Кого хочу—казню",—мечт-но вспом-ет о прош временах. он б счастлив, но в прежн,ушедшей жизни. «Крестьянка» подним-т 1 из жгучих тем некрас поэзии—«долюшки женской». Центр героиня— Матрена Тимофеевна—близка типу «величавой славянки»,поэт раскр-т красоту ее души,ее внутренн мира—трудолюбие,жизнестойк-ть, муж-во, сердеч-ть,ум и наход-ть.Сила ее матер любви ярко показ в гл «Волчица», в рассказе о том,как она спасла от наказ-я розгами 8-летн.сына.Некрас показ-ет здесь не т. Готов-ть Матрены Тимофее к самопожертв-ю ради детей,но и др важн черту ее гордого, волевого хар-ра:она не униж-ся до просьб о прощении,а гордо лож-ся под розги, молча выносит боль и позор публич наказ-я. Изображая Матр Тимофен как женщину редкую, исключит, поэт в то же вр показ-т,что ее горькая судьба типична для крестьянки-заверш-ся выводом о невозмож-ти женск крестьянск счастья: «Ключи от счастья женского...Заброшены, потеряны у бога самого!» Особое место заним-т гл «Савелий—богатырь святорусский». Образ Савелия написан ярко.20 лет каторги и 20 лет посел-я в Сибири не сломили,не заставили его смир-ся.Сав в поэме-образ стихийн бунтаря. С былин богатырем его сближает огром физ сила и готов-ть послужить общ делу,но он соц окрашен. Посл часть поэмы «Пир — на весь мир». Это традиц для рус нар сказки выраже-е,к-е означ-т шир и раздол-е веселье. В «Пире...»-тему дух пробуж-я народа, почувствов-го свободу.«Пир...» отлич-ся многоголосием—голоса разн крестьян звучат в ней, то непосредств,то в виде песен и легенд.Гл «Про холопа примерного—Якова вер-го» и«О 2 вел грешниках» показ-ют разн виды мщения крестьян помещикам.

Счаст-м оказыв-ся не крест-н,а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов,хорошо понимающ духовн аспект счастья.Гр Д.-образ нар заступника,для к-го глав в жизни:«Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего».Гр испыт-ет счастье,сочинив песню про Русь, найдя верн слова о св родине и народе, и это не т.творч восторг, это радость прозрения собствен буд-го.Песни Гриши «В минуты унынья, о родина-мать!» и «Русь» посвящ судьбам родины и народа, для них хар-но обращ-е к родине как к матери, «матушке». В этих песнях подчеркивается, как труден путь к достойному будущему («Еще суждено тебе много страдать».Песня «Русь»построена на антитезах: Русь и «убогая», и «обильная», и «могучая», и «бессильная». В дальн строфах пробуж-е народа:Рать подымается—Неисчислимая,Сила в ней скажется Несокрушимая!Используя прием композиционного кольца, Некрасов в заключ-х стихах делает акцент на сильн началах родины. Голос автора, его прямые раздумья и высказывания звучат в «Пире...» сильнее, чем в др частях.Поэма осталась незаконч-й,а ? о счастье откр-м.путешествие мужиков—от земных представ-й о счастье они движ-ся к поним-ю, что счастье — духовн катег-я и для обреет-я его необходимы перемены не т. в обществ-м, но и душев-м строе каж крестьянина.Некр показал в нац хар-ре ед-во против-х:великое терпение и стихийное бунтар-во.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.