Здавалка
Главная | Обратная связь

Романтическая лирика в эпоху реализма(Ф.И.Тютчев,А,Афет)



Тютчев Ф.И. Поэтическое наследие Тютчева без учета юнош стихов и перев-в невелико,менее 250.Тют не т первокласс поэтич талант,классик, но и 1 из 1х рус поэтов-филос-в.Филос-я — не тема, не предмет его стихов, а пафос его поэзии.Бальмонт о Тют «Мудрец,проникш в слитн голоса стихий и впервые постиг-й ночной облик велик.хаоса»Белинск «Тют-поэт для зрелости,для слож-ся ума,для упрочивш-ся сердца»Ахматова «Тют уволит нас прочь от суеты,учит тишине,сосредот-ти,внят-ти мысли»Тют –поэт мысли.В 19 в.слож-сь 2 т.зр.на его тв-во:1)некрасово-добролюб:Черныш,Добр,Некр ценилив поэзии Тют»жизнен-ть картин прир,пластич-ть образ-в,мастер-во раскр-я внутр мира чела»2)фетовская: «вот эта книжка небольш-я,томов премногих тяжелей.Фет относил Тют к «чист иск-ву».Поспелов,Маймин относят к романтикам,Соколов-к реалистам.Тют как самобыт поэт сформир-ся на рубеже 1820-1830-х гг. Поэзия его отражала слож-ть и трагич противореч-ть жизни.Некрас-поэт обществ,Тют-поэт ли-ти=они антиподы.Тют освобожден от всего эмперич,бытов-го.По св худ методу он поэт-романтик, жизнь обнажает перед ним свои «бездны». («Как океан объемлет шар земной...») Бездна—1 из ключ образов-лейтм-в его поэзии. С образом бездны связан образ «хаоса» как изнач мятежной стихии бытия.Цент ? картины мира оппоз-я бытие-небытие.Бытие-1)сущестов-е,мгновение,сиюминута2)полнота,запол-ть,законч-ть.Небытие-там,где-то,пустота(В разлуке есть выс знач-е-утверж-ся превосх-во небыт-я над быт-м)Промеж-е звено-сон,дремотаПрирода, в его представ-и, содержит в себе двойную сущ-ть— хаотич и гармонич.«Двойным бытием» обладает и душа чела. Тют-я поэзия—поэзия контрастов.Ночн тревожному пейзажу, вызывающ страх, против-ся светлый,ликующ пейзаж летнего дня, вызывающ у чела «улыбку умиленья».Против-е «ночь—день»—1 из глав оппоз-й в тют поэзии.Так же против-ся «дневное» и «ночное» начало в душе чела .Чел— т. песчинка мироздания, его трагич один-во подчерк-то в «Силенциум!», заглавие к-го обозначено лат словом «молчание». Внутр мир чела, его душев глубина трудно доступны др, п/э удел чела — молч-е: «Как сердцу высказать себя?Др как понять тебя?Поймет ли он, чем ты живешь?Мысль изреч-я есть ложь.Взрывая,возмутишь ключи,— Питайся ими—и молчи».

Контрастно изображ-т Тют и взаимоотн-я чела с природой.С 1 стор,он утверждает единство чела и прир(«Волна и дума»),с др—подчерк-т трагич разлад м/у ними(Певучесть есть в морских волнах...»)В разладе с прир поэт ощ-ет св душу жилицей «2х миров»—земно и космическ.Прир-у Тют видит живой,одух-ет, очеловеч-ет ее:«В ней есть душа, в ней есть свобода.В ней есть любовь, в ней есть язык...»—эта поэтич деклар-я натурфилос-и-филос-и природы, несет налет романтич метафизики в духе филос-и Шеллинга.

Бытие всегда в прстр-ве и во вр.Наиболее значгориз и вертик.Север и юг.Север-снег,замир-е,ослаб-е бытия до перехода в небытие-гориз-ть.Юг-жизнь,движ-е-ориентир-н вертикаль-ю.Вр реал-ся ч/з память и реаль-е.Прир не имеет памяти-т.наст вр(Весна).Особ вр.-часы перелома-полдень,полночь,вр как бы остан-ся(Полдень)

Пейзажной лирике принадл-т 1 из ведущ мест в тют поэзии, но при всей философ-й наполнен-ти его картины природы отлич-ся зримостью, пластич-ю.прир загадоч,возвыш в момент наивысш прояв-я:гроза,буря.Осень и весна-особ период-синтез,разреш-й против-е лета и зимы-междуцарствие.Особ любит он давать пейзажи «среди громов, среди огней, среди клокочущих страстей, в стихийном пламенном раздоре» («Поэзия»). Цел ряд стих-й он посвящ-т весен и летним грозам,бешеным, злым бурям,страшно воющим ночн ветрам.Стихо-е «Весен гроза», в к-м 1й весенний гром весело «грохочет в небе голубом». Зимний мир Тютчев видит застывшим,затаив-ся,околдов-м«Чародейкою Зимой»,но«под снежной бахромою» в нем таится новая «чудная» жизнь.Весен обнов-ю природы,ее пробуж-ю посвящен цикл его знаменитых «Весен» и извест-е стих-е «Весенние воды» с его ликующ возгласом «Весна идет, весна идет!»Но особ близка Тют осень—вр увяд-я природы. Осенью он более всего ощ-т в ней «человеч», природа как бы лишается ореола вечности и тем подобна челу «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...» Исследователи делят творчество Тют на 2 этапа: ранний,связ-й с загран-м периодом его жизни,и поздний—после возвращ-я на родину.Образы природы в его поздней поэзии окрашены нац колоритом,к-го не б в ран лирике.В его позд лирике ярче зазвучали гуманистич ноты («Слезы людские, о слезы людские...», «Пошли, Господь, ему отраду...» и др.) Ко 2 периоду относ-ся и высшие достижения его люб лирики—т.наз-й «денисьевский цикл»,поражающ драматизмом и глуб-й психол-й правды в раскр-и чувства любви. В посл гг Тют создает и др замеч-й образец люб лирики—«Я встретил вас — и все былое...», к-е св просветл-й грустью переклик-ся с пушк поэзией,а по композ-и напом-ет «Я помню чуд мг-е...» Несмотря на трагич звуч-е многих его стихов, через все его тв-во прох-т мотив муж-ва,стойкости чела,призыв до конца бороться с суровой судьбой(«Два голоса»)«Я очи знал,— о, эти очи!» Все стих-е дышит люб-ю поэта и его сострада-ем к возлюб-й.В ее поэтич образе поэт выделяет лишь 1 портрет деталь—очи, взор.Поэтизируя ее образ, поэт прибегает к архаиче лексике выс стиля—не глаза, а очи, не взгляд, а взор. Любуясь необычайной выразит-ю взгляда возлюб-й, поэт увидел в нем слож-ть душ пережива-й—и глуб люб-ю страсть,и горе— эти контраст-е чув-ва выразительно раскр-т и накал любви,и ее драматизм. Ее любви сопутствует страдание, п/э поэт не м любоваться ее очами без слез. «О, как убийственно мы любим»». Глав образ—образ мол женщины, бросившей вызов условностям светск общ-ва и жестоко поплатив-ся за это.Лириче герой выступает здесь носителем губит-го «рок-го» начала, «буйной слепоты страстей», его любовь была для возлюб-й «судьбы ужас приговором»,принесла ей «долгое мученье» и «незаслуж позор», отреченье от привыч образа жизни и круга друзей и знак-х. Поэт прямо не раскрывает причины несчастий,но прозрачно намекает на них. Лаконич, резкими штрихами Тют рисует те страш-е перемены, к-е за год произош во внеш и внутр облике люб-й женщины.: «Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей?» Исчезли «Ее волшеб взор, и речи,И смех младенчески живой».Ушло очаров-е.Осталась т. «злая боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!» Предстает образ погуб-й,убитой любви. Стих-е построено как внутр монолог лирич героя, как прямое изображ-е его чув-в и дум. Говоря «ты», он по существу обращ-ся к сам себе и т. в обрамляющ строфах «мы», придавая эт стихам широко обобщ-е знач-е. «О, вещая душа моя!..» Стих-е напис в 1855 г и яв-ся ярким образцом филос лирики.Стих-е передает трагич мироощущ-е лирич Г, живущ в страш психологич раздвоении.Оно пропитано тревогой,лирич Г предстает в столкнове-и с противоборствующ силами,он стрем-ся постичь св «двойное бытие»: с 1 стороны,он ощ-т себя земным челом.С др—он ощ-т себя частицей всего мироздания,его стихий сил, биение к-х ощ-ет его сердце.Чел обречен на поединок с жизнью,роковыми страстями, с хаотичес силами мирозданья.Причиной кризис-го,раздвоен-го мироощ-я совр чела Тют считал безверие в бога, богоотступ-во.Образ Марии выст-т симв-м безоговорочн веры и чистосерд-го раск-я в грехах и неверии.

«Умом Россию не понять» Тема России, ее истории, настоящ и буд, проходит ч/зз все ТВ-во Тют.Звучит несокруш-я вера в Россию народ-ю .

Тют-е 4стишие отлич-ся необычайн сжат-ю, лапидарностью, поэт следует завету писать так, чтоб словам было тесно, а мыслям просторно. Брос-ся в глаза афористич-ть 4стишия,недаром его стихи стали св рода поговорками

«В душном воздухе молчанье»-посвящ полноте,льющ ч/з край бытия.Симметрич раздел-но на 2 ч.Каж рис-т момент затишья-перед грозой.Гроза-символ-ка обнов-я,переход из застоя к жизни.1,2-преизбыток жизни прир,3,4-гов-т о нем как божеств напитке,разлитом в жилах челаРифма-слезы-грезы=торж-во эт.миров.

А.А.ФЕТ Бальмонт:«Фет-нежнейш певец неуловим-х ощ-й»Поэзия б для Фета уходом от скуч и печальн прозы жизни, преодол-ем ее трагизма.Он всегда рассмат-ся как знамя «чистого иск-ва».В нем жили как бы 2 чел:Фет(созд-ль прекр стихов,тонкий поэт-лирик,радост восприн-й мир) и Шеншин(жесткий помещик,мрач,расчетлив,консерват).Эта двойств-ть проникла и в литер.1-охватыв вечн миров вопросы, 2- словно смеется над ним, толкуя об урожаях, кон заводе, доходах. В програм стихо-и «Поэтам», напис-м в конце жизни, он против-т прозу жизни, мир «торжищ житейских, бесцветных и душных» и «небо» поэзии, где дух поэта «окрылился». Его поэзия не б.воспринята соврем-ми1й сборник 1850 г.отразил эстет.прстрастия поэта,худож.своеобрз-е,но нет граж мотивовЧерныш: «Если бы Фет вздумал писать о граж ??,вышла бы дрянь»Фет отстаивал принципы бессознат,субъек тв-ва,защищал иск-во от слияния с политикой,наукой,общ деят-ю.По мнен-ю Фета,иск-во-ср-во познан-я мира,но особ,охват-й предмет всеми орг-ми чув-вЕго лирика почти исключит посвящена темам прир, любви и иск-ва. Но прир в его лир соц обусловлена.Он отгораж-ся от жизни, уходя в прир.Фет — замеч поэт-пейзажист, к-й воспел рус прир во все времена года. Но сам люб вр года Фета—весна,вр пробуж-я прир. Весен ликов-ем полны стихи «Я пришел к тебе с приветом...». Весной душа распахнута навстречу любви и счастью. Очень любит Фет изобр-ть т. Сост-я прир, когда лишь появляются 1е признаки смены времен года. Также любит Фет показ-ть мгновения «смены дня и ночи».( «Заря прощается с землею...») Но пейзаж всегда у него одухотворен, неразрывно связан с чув-ми, думами, эмоц сост-ем чела, п/э трава у него плачет, звезды мол-ся и кротко в душу смотр-т, цветы с грустью ждут мороза, розы улыб-ся. Фету удается как бы «остановить мгновенье», запечат-ь миги быстролетн, изменч сост-й прир и душев жизни чела= он поэт мига.В нетленной свежести переданы прекрас мгнов-я прош в 1 из шедевров в стих-и «Сияла ночь...», в к-м органично слива-ся излюб мотивы его лирики—любовь,прир,иск-во.Стихи поражают св изяществом, живопис-ю и музыкаль-ю.Замеч-е романсы на его стихи написали Чайковск, Танеев, Рахманинов, Балакирев, Римский-Корсаков и др. Романс Варламова «На заре ты ее не буди...» стал популяр песней. Поэзия Фета передает тончайшие движ-я души, трудно уловим оттенки и нюансы окружающ прир.Она насыщена благоух-ми, ароматами цветов и трав; зрит-е и слухов образы нередко слив-ся в ней в нерасторжим ед-во.Люб лирика.Люб-ь к Марии Лазич,знак-во в 1848г.,ее трагич гибель.В стар-ти пишет о ран люб-ви,ощ-т себя и люб-ю связ-ми навсегда.Люб Фета роман-на.Сам интим чув-ва он перед-т с удивит целомудрием и нрав чист-й.Значит.место-филос лирика.60-е гг-мажоринт-ции,оптимистич звуч-е.70е-80-«нас тпевают»,»никогда»-фантазия на тему воскреш-я в буд и умир-я в наст.Особ-ти поэтики:1)жизнь прир и душ жизнь чела сопричастны,2)ч-во закреп-ся в жесте,а не слове3)нет сюжет-ти4)вр сокращ-но до вспышки ч-в и страсти5)исп-ся цвет,звук,зрит.эффект.Ассоц-я по контрасту:север-юг(ивы и березы,где север я знаю);день-ночь(шепот,робкое,Ночь и я,мы оба дышим);луна-солнце(луна-мир фантастики,солнце-символ веч-ти);смерть-жизнь(в позд период)»Смерть»,»Никогда». Осн мотивы1)созерц-е возвыш предметов(горное ущелье,на корабле);2)всевластия красоты(Кому венец:богиня ль красоты?);3)мотив мгновения Его поэтика оказала влияние на поэзию Анненского, Блока, Бальмонта, Есенина, Мандельштама, Пастернака и др.«Я пришел к тебе с приветом...» Это 1 из сам попул стих-й Фета, относ-ся к ран периоду. Замеч образец пейзаж лирики Фета, оно перед-т восторг поэта перед пробуж-ем природы.Лучи восходящ солнца оживили лес, «горячим светом» озарили деревья,предутрен ветерок вызвал трепет-е листьев и веток.Солнеч пейзаж вызывает у поэта радост чув-во приятия жизни. 1я строфа-зачин—след б разв-ть ее мотивы. Передавая «весеннюю жажду» леса, жажду обнов-я после зимней спячки, поэт одух-ет лес. Пейзаж лирика Фета часто связана с люб мотивами.В 3 строфе гов-ся о любви, но т.к предмет страсти не обозначен, созд-ся впечат-е,что здесь речь идет о трепет влюб-ти души, жаждущей счастья. Чув-во восторга, веселья перед весен обнов-ем прир душа поэта,полная любви и счастья,вызыв-т сост-е больш душ подъема,пробуж-т жажду тв-ва.С т.зр.синт-а все стих-е-1 СПП,в каж строфе к-го повтор-ся 1 и то слово «рассказать» и 1 и тем же союзом «что» присоед-ся придат предл-я.Фет исп-ет анафору:«рассказать». Это слово скреп-т части стих-я и повыш-т выраз-ть,экспресс-ю,перед-т эмоц напряж-ть чув-в поэта, жел-е б услыш-м.

«Шепот, робкое дыханье...» Это стих-е-1 из шедевров,классич образец его любов лирики,б напеч в жур«Москвитянин» в 1850 г. Оно предст-т един предл-е,ССП,состоящ из ряда назывных предл-й.Его особ-ть—нет ни 1 глагола! Т перечисл-е сущ-х—названий пред-в,яв-й и сост-й.Предметы и яв-я-знаки чув-в и настр-й.Образы стихо-я фрагментарны, отрывочны, выраж-т 1 настро-е,1 чув-во.Образы прир подчинены раскр-ю глав— любов мотива.В 1 строфе любов мотив лишь намечен — «Шепот, робкое дыханье...».Во 2—он получает св разв-е.3,заключ строфа-взлет люб чув-ва.На смену таинствен,зыбкой ночи заним-ся утрен заря—предвестье рожд-ся утра,заря все окраш-т в пурпурно-янтарные тона, лишь «дымные тучки» на «пурпуре розы» еще напом-т об уходящ ночи. С образом «розы-зари»(расцвета любви) соот-ся посл 2 строки стих-я:«И лобзания, и слезы, И заря, заря!»—торж-во любви.В стих-и нет ни портрет деталей, ни психол хар-ки возлюбленной.Ее образ зыбок, воздушен, возвышен, он погружен в окружающ прир,постепенно возникая издыхания ночи, отблесков сонного ручья и света зари.«Как беден наш язык! — Хочу и не могу» Посл периоду тв-ва Фета.Оно состоит из 2х 6стиший—секстин. Глав мотив 1й части—мотив «бедности слова»,сетования на то,что словами невозможно передать всю слож-ть душев жизни.Этот мотив настойчиво проходит ч/з всю его поэзию.Фет наз-т перед-е словами чув-ва,«томление сердец» и мысли «маститого мудреца» «ложью роковою».Т 1му поэту,в минуты озарений и прозрений подвластно улавливать и передавать тончайш движ-я души,ее нюансы и переливы.Прославл-ю мощи поэта,силы его «крылатого слова» посвящ вся 2я часть.

В поэзии Фета больш знач-е имеют звуки слов, ассонансы, аллитер-и, внутри стиховые звуковые переклички, интонация, ритм, мелодия — все то, что составляет «музыку» стиха. Его стихи, как музыка, навевают настроение, передают лирические эмоции словом, звучанием стиха, музыкальностью







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.