Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблематика и художественная структура романа Чернышевского «Что делать?»



Роман посвящен Ольге Сократовне Чернышевской. Она была прототипом образа Веры Павловны в романе «Что делать?».

Это философско-утопический (соц-философский) р-н. Мысль в его р-не преобладает над непосредств-м изображ-м жизни. Не случ р-н был оценён революционно-демократической интелли-ей не как собств худож произ-е, а как программное произв-е по социал-му переустройству жизни. Композ-я произ-я строго продумана: изображ-е “пошлых людей”, изображ-е “обыкновенных новых людей”, образ “особенного человека” и сны героини романа Веры Павловны. Осн. темы:1-семейно-быт(любовно-интимн сюжет),2-социализма, револ-и(потаен сюжет) Сквозн тема-т формиров-я нов людей.

«Новые люди»Лопухов и Кирсанов. Оба они студенты Мед академии. Глав науч интересом молодежи того времени б. естествоз-е. И Лопухов, Кирсанов — оба разночинцы. Черн воссоздает те типич условия, в к-х разночинцы пробивались в науку. Н/р, Лопух, сын рязанского мещанина с 15 лет зарабатывал на жизнь уроками. О Лопух и Кирсан Ч. пишет, что они «оба привыкли пробивать Себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки». «Оба они люди очень солидные и очень открытые». Наука для них не самоцель. С ее пом они хотят облегчить жизнь народа, п/у они и подготав-т материалы для дальнейшего науч прогресса. И Кирсан, и Лопух—люди «безукориз-й чест-ти». Ч. Гов-т, что т.тип чела недавно зарод-ся в России. Раньше они б. исключ-ем, а в посл вр их станов-ся больше. «новые люди»— это особый тип людей, обладающий т. Кач-ми, как хладнокров-я практич-ть, деятельная рассуд-ть, безукориз чест-ть. они дел-т добро, их поступки глубоко нравственны и гуманистич. Образ-е,интелл-е,высокопорядоч-е,они далеки от мысли проповед-ть зло и насилие во имя торжества разума.В св поступках «новые люди» руковод-ся принципом «разумного эгоизма», по к-му чел м.отказ-ся от всяких наслажд-й и выгод ради служения науке или какому-н убеждению.Чтобы подчерк-ть типич-ть «новых людей», писатель прибегает к их обобщающ хар-ке: до определ вр сходны жизн пути Лопух и Кирсан; рано познала лишения, нужду и труд Верочка Розальская.Но,несмотря на общ черты, их судьбы своеобразны. Индив-ть судьбы Верочки прослеж-ся в отнош-ях с Лопу и Кирсановым.

Рахметов. Образ Рахметова требует особого разговора.Ч. выд-ет его из среды «новых людей» и наз-т «особенным человеком».Рахм— професс-й рев-нер,более того,он рук-ль одной из тайных рев орг-й, но об этом автор открыто сказать не м, он т.намекает. Ч.«Т. людей, как Рахм мало: я встретил до сих пор т. 8 образцов этой породы...», «он поважнее всех нас вместе взятых», «особенный чел этот господин был очень редкой породы», «смешные это люди, как Рахметов, очень забавны», «высшие натуры, за к-ьи не угнаться», «это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».Рахм-а в шутку наз-ли ригористом. В переводе с лат твердость, строгость. Ригорист в жизни строго собл-ет опред-е правила повед-я. Ригоризм Рахм выдержан в духе соблюд-я рев долга;св лич жизнь он согласует с рев убеж-ми.Автор наз-ет его «особенно умной головой между студентами».Сын писца уездного суда, «он почти с детства добывал деньги на свое содержание».Заслуж-ет вним-я эпизод со вдовой, спасенной Рахметовым..В ее сознание он вошел богатырем, произносящим «огненные речи» о свободе и народном счастье. Но любов сюжет писателем не б.развернут. Рахм: «Люб-ь к вам связала бы мне руки».Он отказ-ся от любви по соображ-ям конспиративности. Рахм не яв-ся глав героем романа, т.к он реально действует т. в главе «Особенный человек».

Роман о «новых людях», рев-х-разночинцах Ч. завершает идиллич-ми картинами,в к-х рисует общ-во будущего(«4 сон Веры Павловны»)Сны связаны с переломн мом-м в личн жизни героини.Это худ-символич картины. В 1 сне Верочке снится, что она заперта в сыром, тёмном подвале. И вдруг дверь распах-сь, и Вер очутилась в поле.Дальше-она разбита параличом. И чей-то голос говорит, что она будет здорова, вот т.Он коснется её руки. Вер встала, идёт, бежит, и опять она на поле, и опять резвится и бегает. “А вот идёт по полю девушка, — как странно! И лицо, и походка — всё меняется, беспрестанно меняется в ней”. Вер её спраш-т, кто же она. “Я невеста тв жениха. Мои женихи меня знают, а мне нельзя их знать; у меня их много”. — “Только как же вас зовут? Мне так хочется знать”.А девушка отвечает ей: “У меня много разных имён. Кому как надобно меня звать, такое имя я ему и сказываю. Ты меня зови любовью к людям”. Затем она даёт наказ Вер — чтобы та выпускала всех и лечила, как она вылечила её от паралича. “И идёт Верочка по городу и выпускает девушек из подвала, лечит от паралича. Все встают, идут, и все они опять на поле, бегают, резвятся”.Эт сон— иносказание, и мыслящая публика находила в тексте конкрет образы и даже призывы к действию. Девушка, к-ю встретила Верочка, олиц-ла будущ рев-ю, а её женихи — это рев-ры, готовые к борьбе за переустройство жизни.4 сон рисует утопич картину жизни будущ социалистич-го общ-ва,настоящ земной рай. Жизнь людей общ-ва буд-го не похожа на жизнь простых труж-в царской России. Россия процветает, нет угнетения и эксплуат-и. Все равны,и все работают. Люди будущ исполь-т науку и технику для облегч-я труда чела, природу — на благо общ-ва.Автор созд-т ощ-е празд атмосферы всенар-го торжества.Соц пов-е людей сознат размыто:«...Здесь т.воспом-я вольн труда в охоту, доволь-ва, добра и наслаж-я...» В изображ-и общ-ва будущ-приемы утопич романа. Присут-е утопич картин в р-е-показать, ради какой жизни борются его герои.Ч. в снах Веры Павл отриц-т саму возм-ть построения справ-го общ-ва на основе царск режима.Т.восстание и рев-я м. принести счастье. Но это была утопия, и партия больш-в спустя полвека была вынуждена признать свои заблуждения. Роман,создан в период остр идеол-й борьбы в рус общ-ве,не м.б.принят однознач критикой.Так, реакционная критика наз-ла роман антихуд произ-м, не отвеч условию изящного произв-я. Но Н. Страхов:в р-не «есть некот наблюдат-ть,черты, верные действит-ти, есть даже некот лов-ть в изображ-и, попытки на образы». Н. Страхов признает право на сущ-е в худ тв-ве интелл-го, худож-рационалистич-го начала. Демокр критика также писала о природе «художес-ти» р-на «Что делать?». Д. И. Писарев отмечает, что р-н Ч. создан работою сильн ума; на нем лежит печать глуб мысли.Умея вглядыв-ся в яв-я жизни, автор умеет обобщать и осмысливать их.Реакц.критика обвиняла «новых людей» в цинизме, в проповеди свобод любви,ставила под сомнение возм-ть бесконфликт-х взаимоот-й м/у ними. Писарев причислял «новых людей» к базар типу, но ставил их выше Баз за их доброе отнош-е др к др, готовн-ть вып-ть св нравствен долг, за их любовь к труду. Также Писарев: в ром нов люд-мыслящ работники, любящ cв работу.Они пристрастились к общеполезному труду, личн польза=общ пользе(разумн эгоизм), ум в гармонии с чувством. Опис мастерской-самое значит место в ром. Дост не принял «нов люд», он счит, что чел намного сложнее.

23 тематическое и художественное новаторство поэзии Н.А. Некрасова.Споры о Некр вед-ся с нач его творч деят-ти. Эстет крит-ка счит 1е стихи позорн паден-ем иск-ва.Форма поэзии антихуд,груб,вульгар.В стихотвор форме ультрапрозаич сод-е.Стр-ки Некр-дост-во его поэзии не в форме, а сод-и,искрен-ти чув-ва,глуб-не страд-я.1846г. Гоголь «в чем же сущ-во Р поэзии?в чем ее особ-ть»: пришли нов вр-на для поэтов,когда уже нельзя повтор-ть Пушк,их речь др-ближе Р душеГиппиус нач 20в: говор пьяных мужиков вход-т в поэзию Некр.Он форм-ся в рамках «натур.шк»=> элем-ты фельетона,водев,журн сатиры,Поэтич мир Некр удивит богат и разнооб-н, его лирика многоголосна и напевна.В 1ю очередь,она наполн-а политич и гражд сод-ем.Дружба с Бел-м сыграла бол роль в жизни и тв-ве поэта.Бел-у принад-т особ роль в стан-и демократ убежде-й Некрас.Продол-я трад-и св предш-в - Пушк и Лерм, Некр-в в то же вр открыл нов стр-цу в ист-и нашей поэзии.Если, напр Лерм(Родина) т. прислуш к говору мужиков,то Н. вводит этот говор в стих.Он проклад-л св пути в лит-ре как поэт- новатор. Некр поэзия открыла чит-м дух мир рус крестьян-а,его нужды, стремл-я. Некр в св стихах гов-л о повседнев-х непоэтич яв-ях:о грязн петербург-й улице,о крестьян-е,к-й под пьяную руку бивал жен,о труде бурлаков.он-поэт карающ лиры. Нов герои вносят в стихи и нов речь - подчас «грубую», «неблагозвуч». Интонация жив речи влияют и на хар-р стиха,его ритмику,п/э Некр исп-т трехсложные рифмы,передающ разнообраз оттенки жив человеч голоса. Для лирики Некр хар-на полифония:голоса автора и героев слив-ся. Лирика Некр всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.Всегда опис-ся внеш план,а не внутр мир,внеш хар-т соц уклад,кажд вещь хар-т соц уклад влад-ца.Место дейт-я-трактир,лавка П/э поэзия его всегда соц: отражает ?? общ-ва,устройства человеч отнош-й.Всегда проникнуты гражданств-тью.Т.о д/его поэз хар-но: злободн, соврем, полит намеки, наблюд-я-т о преоблад прозаич темы.т говор в стих.на) только прислуш к говору мужиков, то Н. артины.н сюжет) Сквозн тема-т формиров-я нов людей. а. Основные темы лирики1-Тема поэта и поэзии(Поэт и гражданин,Муза,Элегия,Умру я скоро)2-Тема родины и народа (Размышления у парад подъезда, Желез дорога, Школьник, «В дороге», «Огородник», «Тройка»,)3-тема нар заступников и просвет-й (память Доброл-а, поэма «Бел-й»,Несчастные) 4-сатирич облич-е соц верхов («Соврем-я ода», «Отрывки из записок графа Гаранского», «Колыбельная песня» и др.);5-любовная лирикаПейзажи Н. всегда содерж соц элемент(Жел дорога, На волге, Перед дождем).У Некр картины прир связ с чув-вом раздолья приобрет-т отриц оттенок-любовь, восхищ-е возм-ны т в прош.Вещный мир напол-н тревогой.Непоэтич его стих прояв-ся в исп-и профессион-мов,вульгаризмов,канцеляриз-вНов-во: непоэтич слово включ в авторс повествов-е-от имени пьяницы,мещанина. Ран стихи(до сер40-х)-ученич стихи: «В дороге»-мот дороги, в ц-ре - рас-з ямщика.Это 1 антикрепостнич стих-е.Пробл отрыва чел от соц корней и приобщ-я к чуж культ.Осмысл-е сущ-ти 2 культур: дворянск и крестьянск.Также к ран лирика-«Родина»-резкое,антикрепостнич и автобиографич ст-е.В основе-мот возвр-я блудн сына. «Тройка»-осн интон-я-печаль.О жизни и судьбе крест девушки.Кульм образ могилы.Мот несбывш-ся надежд и о. тройки. В тв-ве Н. впервые звучит критика нар.Особ-ть автора.мног стихи от 1 лица в форме диал,одновр сочет-ся эпич,лирич,сатир план(Пьяница,Школьник,Дума)нов элем-ми ео стиха-монтаж-эпич сюжет, драматиз-я, чуж речь,т.е.сочет-е эпич и драматич.(Тройка,В дороге,Еду ли ночью),эпич-не момент жизни,а биогр

Тема поэта и поэзии. «Поэт и гражданин» Стих-е написано в форме диалога.в этом стих-и и поэт , и гражданин в рез-те спора приходят к выводу, что роль художника в жизни общ-ва настолько значит, что требует от него не т. худ таланта, но и гражданст-ти, актив-ти борьбы за гражданские убеждения.«Муза» Изображ-е Музы м понимать по-разному ,с 1й стороны Муза- крестьянка,п/ч крестьянская - тема среди особо волнующ поэта, с др стороны судьба поэта символич уподоб-ся судьбе крестьянки: как и она ,поэт горим и преследуем более сильн мира сего. наконец можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка сама поэзия,обреченная в эпоху Некр несколько умалять св достоинство,на вр «притворяться прозою»Трагич облик музы срав-ся судьбой крест-ки,гибнущ под ударами кнута.Элегия. (Элегия-жанр стих-я,в к-м выражены настроения грустного раздумья,скорбь,филос размыш-я) написа в 1874г.

М зам-ть явную перекличку некрасов «Элегии» со стих-ем Пушк «Деревня». Лексичес совпад-я в 2х стих-х подчеркивают насущность, актуальность темы нар страд-й.

В 1й строфе поэт обращ-ся к молодежи, гов-т о безнравствен полож-и народа и опред-т выс назнач-е св поэзии. Во 2й строфе поэт выразил св отнош-е к реформе 1861 и продолжает разв-ть тему служения народу. Ставя ? «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» , Некр нарочито остав-т эти ?? без ответа, придавая им риторич хар-р,т.к. сод-е всего стих-я не оставляет сомнений в том,что царск реформа не принесла желанных перемен в жизнь кресть-ва.Св миссию поэта он видел в «служ-и народу», в привлеч-и вним-я общ-ва к бедствен полож-ю народа и облич-ю всего реакционного.Св музу он называл «Музой мести и печали». В «Элегии» -он повторяет: «На сельские труды зову благословенье, Нар врагу проклятия сулю,А другу у небес могущ-ва молю». Но «Элегия» отразила и драматичес чув-ва поэта, его мучило сознание, что неграмот народ «не внемлет» его поэзии.В стих-и Некр «Элегия» все думы поэта сосредоточ-ы на судьбах народа.Некр переосмыс-т традиц-й жанр элегии, насыщая его остро соц сод-м, новыми проблемами и чув-ми, в к-х лич переж-я органич слив-ся с гражданскими. Тема родины и народа. Это тема тесно связ с патриотизмом и народностью поэзии Некр. «Размышления у парадного подъезда» В первонач ред-и автор выражал надежду ,что народ забудет св печ-е песни, подобные стону и споет весел песню. В окончат ред-и нет этой оптимистич уверенности.Основ особ-ю стих-я яв-ся разительн контраст 2х миров (с 1й стороны-«владелец роскош палат»,с др- обездол-е бедняки) Противопостав-е темы черед-ся в тексте стиха: опис-е пышн парадн подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему , не допущ-ми швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщ-ся о вельможе,его жизни и вероятной дальнейш судьбе ,и в это сообщ-е вклинив-ся2 строчки, напоминающ об ушедших мужиках; затем поэт возвращ-ся к теме нар страд-й и ею заканч-т стих-е. мысли о нищете проскальз-т подчас и в описании роскоши, в к-й утопают сильн мира сего, но эти мысли не оформл-ся в отдель темы-компоненты и не меняют обще композ-го плана.Родина46г.В нем облич-е креп быта,суров приговор помещ укладу,выраж отреч-е от св рода.Рок прош-е тяготит лир героя.В форме монолога,а не отвлеч размыш-я.Конкр опис-я картин,сцен жизни,атрибуты помещ жизни-пиры,рабы,крепост люб-цы.взаим-я людей,мать,сад,старый дуб,это опис-е выраст-т до обобщ-я.Эта тема неотдел-ма от темы крест-ва-наряду с сочув-ем,возмущ-е холопск покор-ю(Чем хуже был бы ТВ удел,когда б ты < терпел) тема женск доли.Кому на Руси»-Матрена Тимоф,Мороз-красн нос»-Дарья,рефреном прох-т слова-доля ты рус,долюшка женск.Идеал обществ деятеля. Идеал прояв-ся в тв-ве Некрасова ,пронизанный беспред-й любовью к родине, способ-й отдать во имя нее жизнь. Пример высок чест-ти,душевн благород-ва, самоотверж служ-я родине мы видим в стих-и «Память Добролюбова».Если в 1х строках поэт словно сдерж-т св чув-ва:суровая,мужествен скорбь звучит лишь в подтексте, выраж-ся лишь в том, что обращаясь к др так словно он жив, говоря ему «ты»,поэт вместе с тем гов-т о прош вр. Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее стан-ся ощ-е невозвратим утраты. В конце стих-я от мысли о погибш друге ,учителе Некр переходит к мыслям о родной земле, о жизни чела. В поэтич раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты + героев, лучших людей вр и неповторим-е индивид-е портреты Доброл и Бел-го. В тв-ве Некр тема «Белинский» было не т глубоко личной,но обществ важной. Бел-у посвящены стих-е «памяти приятеля»,поэма «Бел-й», «несчастные» Урбанистич тема.еще 1 нов-во Некр.1е стих-е «Еду ли ночью»-впервые тема проституц.Циклы «На улице»-зарис-ки улич впеч-й.По форме-это стих-очерки в духе натур шк.Картины гор жизни с ее печаль соб-ми,шумом.Это омут,в к-м гибнут люди.В эт цикле-тема гор детей(Крест дети, Плач детей)-дети д.расти вблизи прир.Тема любви Некрас был не т поэтом гражд-х, соц тем и мотивов. Больш место в его поэзии занимала и люб лирика, «поэзия сердца», по опред-ю Черныш-го. Он создал нов вид люб лирики, в к-м отразилась психол-я поколения «новых людей» — демократов-разночинцев. Женщина в его лирике выст-т не т как объект поклонения, но и как яркая самостоят-я лич-ть,ее хар-р в разв-и.У поэтов зол века на 1 месте лир я(Я вас любил),то у Некр лир Г на 2 плане Как поэт-реалист Некр изобр-т не т «восторги любви», но и ее «прозу» — всю гамму люб-х отнош-й-страсть,рев-ть,самоутв-е.Среди его стих-й о любви центр место принад-т «панаевскому циклу», посвящ Авдотье Яковлевне Панаевой, к-я более 15 лет б его гражданской женой. Эффектная красавица, блестящая и остроумная женщина, она обладала несомненным литератур даром. В св повестях и рассказах она поднимала острые ?? о бесправном полож-и женщины, проблемы воспит-я, любви, брака, женской эмансипации. Панаева — сам больш любовь в жизни Некрасова, из-за нее он чуть не покончил жизнь самоубийством, и ч/з много лет после разрыва он воспевал ее как ближайш друга Некр посвятил Панаевой около 20 стих-й, к-е составили своеобразн лирич дневник, отражающ все перипетии люб-х взаимоотнош-й—от нежных ласк, когда герои «любви и нежности полны», до мук ревности и бурных размолвок. Панаевск цикл Любовь часто предстает в этом цикле как «поединок роковой»: «Да, наша жизнь текла мятежно»,— призн-ся лирич герой. Лирич героиня — гордая и страстная женщина, горячо и ярко проявляющ св чув-ва: то она застенчива и нежна, то «оживляется так вдохновенно» ее «веселый, насмешливый ум», то она «с негодующим взглядом», переполн-м «гневом правдивым».Особ-ть поэтики-вступл-е-прод-е вновь начатого спора,все нач-ся и заканч-ся многоточ-ем=незавер-ть спора.Здесь преодол-ся лир замкн-ть-голос автора слив-ся с голос героя/героиниТ.о.движ-е навстречу др др,узна-е мира др чела и поним-е его «Я не люблю иронии твоей». Оно проникнуто, с1й стор, острым ощ-м неизбежности надвигающейся развязки, а с др — желанием отодвинуть ее как можно дальше. многочисл эпитеты отраж-т контраст-ть чув-в героев. вся 3я строфа построенная на антитезах. В пейзаж сравнении в афористической форме концентр-ся основ мотив стих-я. ритмич строй стих-я- 5стишия 5стопного ямба с черед-ся муж и женск рифмами. Некр здесь применяет утроенн рифмы (жившим, любившим, сохранившим; нежно, мятежно, неизбежно), но если в 2х первых строфах на три женские рифмы прих-ся по две мужских, то в посл строфе, несущей наибольш эмоц нагрузку, наоборот, на две женские дается три энергичные мужск рифмы (далека, тоска, река). Также к этому циклу: Тяжел крест достался ей на долю, Как долго ты была сурова, Прости, Как ты кротка, как ты послушна и др.Сюжет-это движ-е чувств.

43.Булгак.БелГвардия- БУЛГАК.БелГВАРДИЯ- опубликован в 1925г. в журнале «Россия»,соц-филос роман.создав-сь с 23 по 25 гг.Яв-ся автобиогр,центр.топос-город,в к-м происх-т дейст-е – это Киев с оч.тщат.разработ-й топонимикой,назв-я изменены. Фамил-я гл героя Турбины связ с бабушк со стор матери.Писат предпол-л создать трилог.,но огранич-ся романом.Есть некотор,не просерч. До конца слож линии. Т.интел-ции и рев-ции. Осмыслтся место дух-х цен-тей. Б. подх-т к рев войне с позиц пис-гуман-та.Т е дел-е на красн и бел-не основополагающ. В вечности-не красн и бел, а люди(сон о солд в раю).В произв-и соед-ся 3 мира:истории,семьи,веч-ти.1мир истории, Истор соб-я связ-ны с дек-янв 1918-19гг-период граж войны в Киеве, период приближения к Киеву Красной армии.На полит арене дейст-т различ.полит.силы:1)Украиной и городом-гетман,но он опир-ся на помощь нем союз-в=>2)немцы,3)Петлюра с его многомилл армией-най-патриот движ-е.В финале еще 1 сила-большевикиВ центре пов-я-кадров офицеры вел армии,с 1 стор,ост-ся верн присяге,идея верн-ти отцу,царю,богу.К ним примык-т юкера и добровольцы-гл герой-Алекс Турб.Булг показ дост драматич сит-ю-предат-во гетмана и немцев,их бег-во=> обреч-ть города перейти в руки Петлюры,потом больш-вТ.О.немногочисл офиц бел армии брош на произвол судьбы,т.к.не знают о бег-веБулг показ-т героизм офиц-в,до конц сохран-х верн-ть присяге-Малышев,Най-Турс(Малыш распуск-т добровольч дивизион,Най-турс платит св жизнью за возм-ть спасти юнкеров 2мир дома,част жизни.малая история,.Судьба Турбиных-Алексей,Елена,Николка.К ним в плане сем-ки примык-т друзьяМышлаевск,Щербинск,Стузинск,Степанов-Карась,в пафосн плане Лариосик-плем Тальберга.Мир част жизни против-н как космос хаосу.Здесь законы любви,поним-я,милосерд-я,прощ-я.Алекс Турбин-резонер,по проф-врач,чел,к-й был на 1МВ и получ-л сам негат впеч-я,вернувш,думал обрести покой,но рев,он б мрачен,неразговорч.Чел невоен,он счит-т св долгом принять участ-е в защ-те гор-в добров.дивизион. В сист образов-это чел идеи,хар-ся автоном-ей мысли.Он-монархист,но не п/ч люб-т императора и меч-т о рестав-и царск власти,а п/ч поним-т,что ост-ть хаос м.т.сильн власть-царьОн наз-т себя чел-тряпкой,корит себя.Ч/з него-образ интел-и-мног гов-т,мало дел-т-корит себя за бездеят-ть.Хар-й атрибут-чув-во вины.Худ судьба-благополуч,ост-ся жив.Елена Турб-воплощ-е крас,женст-ти,неж-ти,любви.Женщ-е отвод-ся традиц ф-ции: учится ждать, преодолевать невзгоды, хрантельница сем очага,от нее красот,светл душев атмосфера.Ч/з ее образ-христ образы-икона,свеча,богом-рь,иисус-вымалив-т жизнь св брату.Николка-мл сын,отнош-е мол чела к рев-много романт и наив,он не приним-т возм-ть смерти-это игра для него.Он ост-ся верен св долгу.Эволюция героя-подросток-финал-мужч,переживш многое,и по-др оценив-й жизнь Лариосик готов помочь всем и во всем, это вызывает нежность к нему 3мир вечности.Заслуга Булг-в период засилья социол подхода в показе рев и граж войны-подним-ся до уровня осмыс-я их с т.зр.общечел ценностей.Для созд-я обр веч-ти:1 Образ звездí-появся в зачине и конце, симв.вечти, неземн.суда, где каж.будет отвечать по страш. Неземн.законам. 2 главные звезды:Марс и Венера(война и Y, смерть и любовь, Они опредт жизнь чел-ка))2религ образы-свеча,икона,лампада 3 неск раз цитир-ся Евангелие, отрывок Иоана Богослова. В произв-и 2 эпиграфа: 1) из Кап дочки из гл «Вожатый»-встреча Грин с Пугач-буран2)из откровения Иоана Богослова,в к-м акц-ся тема справ божьего суда ,Идея неотвратимости суда вечн-ти.1 эпиграф-носит-ль соц сем-ки,2-филос=> соц-филос роман. Сон о солдатах в раю(зд. Предст-ние о веч-ти). Цел ряд символ образов:Лейтмотвы(повторяются образы): 1метели=1.конкретная метель(зима)2.Буран револ-ии,рус.бунт(цит.из гл. «Вожатый»Кап.дочки)От Пушк.идет. традиц поним-е этого Образа как образа описываемого русский бунт. (12 Блока, «Док.Живаго») 3.Тема метели символизирует хаотичное начало. Снеж.бури(неопред-ть будущего, предвест.трагизма будущего) охват-т и жизй уклад героев. Нов. обст-ва угрожают гибелью всему, что яв-ся дорогим.Концовка романана открыта: герои в городе, .охваченном метелью. 2й образ- креста-меча при описанииВладимирской горки. За метелью V(символ Прошлой жизни.героев,нрав-этич.ценности)теряет св.горизонт.перекладину→меч(Прошлое .оборачиваеся против героев)Они виновны за изоляцию, невмешательство. Они винов.в том, что жили д/себя. Крест- идеалы прошлой жизни. Соц.потрясения требуют защитить св.дом. V- понятие судьбы.3- Образ звездí-появся в зачине и конце, симв.вечти, неземн.суда, где каж.будет отвечать по страш. Неземн.законам. 2 главные звезды:Марс и Венера(война и Y, смерть и любовь, Они опредт жизнь чел-ка Мот.Yсвяз. с Ел.Турбиной. Марс иВен.-отраж-е языческого мироощущения. Ал.ТурбYЮл.Рейс, НиколкаYИр.Найтурс. Хронотоп: ведущий топос-дом. В созд-нии особ. атмосф. дома, уюта, тепла важную роль выполняют множество красивых звуков, к-е издают объекты: бронзов.лампадка, пышущий паром самовар,чайник,неж. зв.николкиной гитары. Дом противопост-н Городу. Герои пребывт в замкнут.прострве. На улице подкараул.несчас.,Гор- олицет. враждебные силы., кот. стремятся уничтожить дом. Отсюда ощущение тревоги. В городе хол.+темно. Резк.+громк. зв.: раскат барабана,стрельба. Гор.олиц-т Россию,всюЗемлю. Упоминается Житомир, Крым, Петербург, Упоминся велик. ист.событ:крещ.Руси, Бород.сраж,1Мир.в.Город-вся Земля.Мотив р.эмиграц.(→Польш,Герм,Франция)Образы искусства - Фауста, из пр-ий Толст, Пуш,Дост, Гог. Топос звездного неба подчёркивает единство образа земли....Б. хотел назвать роман «сны»их8,вып-т ряд ф-ций:1)пророчество (Ел.вид.Николку с венчиком на голове, Алекс.вид.Найтюрса в Раю),2)концептуальная функция: Ал. Турб. видит солдат в Раю,особ палаты для красных-все одинак,в поле сраж-я убиенные-выраж-т автор т.зр.на граж войну как вел траг-ю,рус междуусобицу. Василиса(ирония), ни во что не вмешивается. Во сне его огород такой, каким он хочет , чтобы тот был, но приходят свиньи. Петька Щеглов:мыльн.пузырь-будущее за теми , кто идет на смену.3)Сон-лир.отступл.(связ.с показ.гор.):1ч.отраж.мечты авт о возвращ.в юность2ч.показ ист-х событ.нет хар-ки города,ни того,что там проис-т,внутри сна чит-ль получ инфо о сост-и полит сил

60. Драм-гия Горького,«Егор Б.» и «Васса Ж.». Велик.пролетар.п-ль, основоп.сов.л-ры, но как автор цикла «Несвоеврем.мысли» явл-ся основопол.антисовет.л-ры, а в совет.л-ру впис-ся и возглав-т её в 30-х. В драм-гии 30-х Г.объед-т конфл-ты: фил.пробл.+ сем.-быт.конфл.- пьеса ст-ся многоконфл-й. Показ ист.событий ч\з показ малого, семейн.мира; дел-ся акцент на разраб-ку образа гл.героя.Хотел напис-ть тетралог-ю,в кот отраж бы соб-я февр,октяб рев, стан-я сов гос-ва Д.б. быть Егор Б и др, Достигаев и др,Рябинин и др,Горнич-я Глафира.В итоге-(«Достигаев и др.», «Егор Б.и др.», «Васса Ж.»).Св пьесами Гор включ-ся в дискус-ю о путях разв-я сов драмы:1)драма полож-й, монумент-я2)психол драма-драма хар-в.Гор считал,что надо синтез-ть. Усил-е эпич.нач., ист.явл.не только фоном, аст-ся двиг-лем сюж.: судьбы действ.лиц, эвол.хар-ров обусл.прц., происх-ми в ист.дей-ти. На смену сюж.полифонизму прих.пр-п контраста. \ «Егор Б.и др.»(1-е наз.-«Накануне»): грызня из-за наслед-ва и сит-ция осмысления жизни перед лицом смерти. Помимо внеш.конфл.(этич. - отн-е гер.с др.) есть конфл., идущий в душ. глубине героя – морал.-фил,экзистенц-й-он в сит-и м/у жизнью и смертью.. Ист-я страны показ.ч\з сем.-быт.конфл.и бунт лич-ти => это –соц.-историч.драма с фил.и психол.пробл. Назв.отраж-т принцип противоп-я: герой и его окр-е. «Другие» - это разноликая, соц.-пёстрая общ.среда, вращаясь в кот.гл.герой раскр-ся разными стор-ми св. психики. Общ.среда в пьесах Г. не как.-то пассив.фон, отраж-щий образ гл.героя, а весьма действ-ная сила, опред-щая поведение центр.перс., а иногда и реш-щая его судьбу. Нередко среди др.у Г.есть перс-жи, по внеш. св.ф-ции каж-ся совсем малыми величинами, а в фил.-пол.звучании пьесы они – главные,ибо глубже и чётче иных отраж-т рев.поступь истории. Таков среди др.пред-ль рев.настр-ной молодёжи – крестник Б.Яков Лаптин. Именно он 1-м скажет о подлин-м историч. положении в стране («Да она началась!»), Звонцов сдел.это позже его. Он и в Б-м доме растит рев-цию:в подполь-ю раб-ту им втянута Глафира(помог-т товарищам Якова продовол-ств-м), под его влиянием нах-ся Тятин, нач-т полит-ки вразумлять Шуру (она ему верит и хочет пом-ть рев-ции). Рев-ция – др.гл.герой пьесы. Она опред-т и бунт Б., и ожесточ-ю сем.борьбу, поведение кажд.из членов Б-го дома. Сем.враги Б., стрем-ся прикарманить его капиталы, спешат, изворач-ся не только потому, что чув-т близк.смерть Б., они чуют больше – смерть, гибель старого гос.миропорядка, и кажд.по св.хочет подгот-ся, приспособ-ся к новому. Рев-ция для Мелании – «антихристово время», злая, разруш-ная сила, с кот.н.бороться насмерть; для Звонцовых – долгождан.богатая невеста, кот.увеличит их капиталы, утвердит З.в нов. выгод.звании; для Лаптева и близких ему идейно лиц – желан.друг, товарищ, несущий ги-бель самодержавию и капит-зму, а народу – счастл.жизнь; для Шуры – что-то отчаян.смелое, вихревое, освеж-щее обществ.атмосферу; для Б.- явл-е законное, но непонят.ему. Рев. события на сцене не показаны (не пок-ся сцена ареста Лаптева), о ней только гов., гов.все. Кажд.гов-щий о ней сразу просвеч-ся весь, и перед нами уже не прос-то фигуры в рядовой сем.-быт.обст-вке, а представ-ли разн.соц.сил, кот.сталк-ся в сложн. рев.сит-ции. Рев.симв ка хар-на для быт.сцен 30-х гг.: 1)сцена с трубачом-пожарником Гаврилой Увёковым: голос архангела Гавриила, возвещ-го конец мира, старого мира, мира самодерж.и капит-зма; 2)блажен.Пропотей, кот.«будет лучше раб., если ему дать выпить», в словес.чепухе, кот.он устрашал Б., сказал нечто со смыслом насчёт гибели царства смра-да (намёк на гибель са-модерж.); 3)простр.орг-ция пьесы: 1-е 2 акта прох-т в замкн.простр-ве (дом – Россия), в финале появ-ся образ распах-го окна - это окно в буд-щее (за окном поют рев.песни – это пол.дем-ция, привет-щая падение самодерж.). Б.каж-ся, что его отпевают (в соц.плане – его старый мир). Больной Б.созн-т и св.конец, и конец самодерж.цар-ва, в его созн.эти 2 трагич.соб.объед-ся; 4)окно откр-т Шура (предст-ль молод.поколения, кот.будет жить в нов.жизни). Она вся устремл-на из дома на простор улицы, к эт.смелой, торж-щей жизни и зовёт с собой отца (финал).Это образ дочери св.отца: и внешне , и по хар-ру(рыжие,вздорнпрямодушн, сами построили св.жизнь, т.е.незав-е).Б.показан в развитии (его прош.и наст.)и как противоречив.образ (нездоровый чел.гов.о здоровье общ-ва с окр-ми; «А силы-то нет» и срав-ся с медведем). Дан в 3 аспектах: 1)соц.: купец, делец, глава купеч.дома; 2)функц.-личност.: отец, любовник, друг;3)нрав.-этич.: чел.перед лицом смер-ти. Пок-ны отн-е гер.к основ.событиям: к 1-й мир.войне и к рев-ции. Отн-ние к ПМВ уже в 1-й фразе: «Народа перепортили столько, что стращно смотреть», «Одни вою-ют, др.воруют», «Вос-пламенили дух, да в лужу и бух»). Отн-ние к рев-ции двой-е: «Жил не на той улице», «лет 30, да всё с чужими»(ощущ-е нахожд-я не в св. сре-де), выск-т опасение, что нов.люди, захв-шие власть, пропьют гос-во. Отн-е Б.к религии сложн.и связано с взгл.самого Г.: же-лание верить, но невозм-ть принять разумом(«Какой же он (Бог) мне отец, если на смерть посылает», 2-е д-вие). Прямота, чест-ть, ум, стойк-ть: несм.на смерт.болезнь он не сдаётся. Финалы 3-х актов пьесы отраж-т важн. эмоц. сост-е героя. 1 акт: Б. чув-т себя закл-ным в доме, в св.жизни(подх-т к буфету,кот.закрыт). 2 акт: протест Б. против жизни, сложив-ся обст-тв («Труби Гаврила»: 1)конец его жизни (быт.) = 2)конец старого мира (соц.). 3 акт: сост-е бессилия («Эх, Шура!»). Веду-щие мотивы: наслед-ва, раздела денег; бескорыст.люб-ви (горничная Глафира и внебрач. дочь Шура); смерти (все гов.о с.: о женихе Антони ны => «а если бы убили Звонцова», о сыне повара; Б.навещ-т раненых => «ск-ко народа перепортили», болеет сам); отчаянья (размышл.Б.о жизни и смерти); надежды (Шура; рев. молодёжь в лице Лаптева; др.: мир руш-ся, а вдруг повезёт). Система конфл.: сем.-быт., соц., нрав.-этич. Присут-т все сословия: купцы (Б.), капит-ты (Достигаев), интел-ты (Тятин), дух-во (монах Павлин, игу-менья Меланья),полиц., крест-не и юродив.(блаж-й Пропотей, трубач Гаврила). Реч.хар-ка. Огром. эконо-мия в словах, кот.разностор.хар-т перс-й. Неск.крат.реплик – и натура вся обознач-сь.Пре-дельно крат.фраза с предельной ёмкостью.Ш.оч.живая, порыв-тая, избалов. и взбалм., кап-риз.и озорн.девушка, но ум., смел, незав., прям., честн., в юн.сущ-ве всё ещё в брожении, хар-р ещё не уст-ся. Ксения простоватая и груб-тая, недалёк.и безобид., безволь.и безличн. женщина, с кот.в доме никто не счит-ся. Б.- чел.-бунтарь, смелый, воль-нодум.и в пол-ке, и в рел-гии,; сын св. класса (бурж.), умён, богат нар.мудр-ю (гов-т афоризмами), его фраза корот., но богатая мыслью. Павлин неуёмн.и потому болтлив., стрем-ся шелухой шаблон. слов как-то укреп. св.шатк.идейн.позицию. Словес.перепалка Б.с Ш.: оба своевольн.,прям., резк., неуступч-е. \ «Васса Ж.» 1-й вар-т (10г.): гл.пробл.- п.морали, столк-е материн.чув-ва со стяж-вом в хар-ре В., борьба за своё дело, кот.разруш-сь её наслед-ми.2-й вар-т(32г.): образ гер-ни сущ-но изм-ся, мен-ся отч-во (Ивановна -> Бори-совна); мораль.пробл.отодв-ся на 2-й пл. (кофл.с Рашель, уб-во мужа), прибавл-ся соц.пробл.=> оскуд-е творч.сил бурж-зии (никто не треб-т наслед-ва и дело защ-ть не надо, но оно не имеет буд-го)ч\з показ 3-х покол.1-й семьи. Двой-ть образа В.:1)сильн.жен-щина, возглав.дело Ж-вых и способ-щая, ч\б дело имело продолж-е; 2)способна на уб-во (мужа, опорочив-го семью: ему грозит казнь => ог-ласка, боясь кот.В. отравл-т его) и ли-шение реб-ка матери (у В.нет наслед-ка – Людмила юродивая, Наталья сильн.и властн.,но ненав-т св.мать и её дело; сын Фёдор бо-лен, и к тому же ушёл к св.жене –внук Коля –цель В., кот.отбир-т его у рев-ки Рашель, а затем доно-сит на неё жандармам). Двоякое отн-е Г.к В.: она жестока, но такой её сделала жизнь, Г.не осужд-т В.(прошлое В. даётся от 1 лица). Жизнь В.в доме Серг.Ж-ва была жизнью рабыни («как за камен.стеной, не перепрыг., не переломишь»).Когда-то муж прогорер и она б.свободна,счаст-ва. Постеп.мен-ся псих.склад В., она приобр-т властв-щий и целеустр-й хар-р, у нее дети,надо их обеспечить. В как.-то степ.оправ -ся и отбир-е реб-ка, кот.не получал полноцен.материн.любви и заботы (мать – рев-ка); такое поведение В.продик-но не только корыст. целями, она не хочет лиш-ся един-го внука, кот. увозят в Париж. Ей ┴ образ Рашели.Это антагонистичн. в соц.отн-нии образы: они как сильн.люди тянутся др.к др., они уваж-ют др.в др.силу. Объективно они подобны: у них есть своё дело, за кот.они жер-твуют. С исчезн-м главы дела исчез-т бурж.семья и дело. Её жизнь б.автоматич., и смерть так.же внезап-я, т.е.не детерм-ная (болезнью, несч. случ-м). Темы: порабощён.жен щины, ненависти, материн-ва, смерти, разложения бурж. семьи, бурж.класса как такового. Симв.сцены: во время маленк.дом.концерта в честь приезда Рашели кажд.в пении показ-т свой хар-р (молод.поколение Ж-вых разрозн., у них нет цели в ж-ни, они во власти ощущ-я безысход-ти: «Птичка божия не зн.ни веселья, ни труда»); образ сада (В.и Людмила меч-т купить землю и посадить сад,говоря о саде В. раскр-т себя с лучш.стороны => сад симв-т неосущ-ные желания и мечты, но в р\л он т\ж симв-т ощущ-е боли и тоски, ср.«Вишн.сад»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.