Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ И РОЛИ ЛИЧНОСТИ В НЕЙ В РОМАНЕ А. Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ». ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПЕТРА



Тема сильн.личности,сильн.гос-ва-ведущ.тема в р-не Т.»Петр1».По жанру- Ист.р-н. Т. и ранее обращался к теме П-а: р-з «Наваждение», «День П-а», очерк «Первые тиранисты»-П.- трагич. личность, деяния к-рого обречены на провал. С к-а 20гг до к-а ВОВ Т. работает над р-ном «П1». Книга осталась незаконченной. Эпоха П-а им. прям. аналогии с совр-ой Т-у рев.действ-ю, ибо там и там ломалась Р-я старая во имя торжества Р-и новой. Сод-е р-на охватывает 2 с лишним 10-летия. Р-я показана в бурном потоке ист. соб-й. Все кл-ы и гр-ы р. об-ва петровского t-и предст-ны в р-не в их конкр.ист.облике: кр-не, солдаты, стрельцы, купцы, дворяне, помещики. Худ.простр-во многоярусно. Р-н переносит чит-ля из глухой и нищей деревушки на боярский двор, из М-ы в П-г, из Р-и за гр-цу. В самой комп-и р-на нашел отраж-е ход р.истории в Петровскую эпоху. 3 важн. ее периода воссозд-ся в пр-и. 1кн.(напис.в1921-30)- борьба за власть м/у боярскими партиями. 1кн. Заканч-ся см-ю старой царицы и казнью стрельцов. Эти соб-я знаменуют к-ц допетр-й Руси. 2кн.(напис.в1933-1934)- испыт-я, к-рые пришлось преодолеть П-у в преобраз-нии гос-ва. В пр-и Т. создает ощ-е t-и, движ-я истории, но не мирным, эволюц-ым путем, а скачками. 3кн. (напис.в1944-45)Т. планировал сд-ь самой гл-й. Р-н д.б. законч-ся картиной Полтавской битвы как ист. рез-а преобразоват. деят-ти П-а, как победы новой, петровской Руси. Т. рисует картину упадка и обнищания гос-ва. Все ожидали перемен. Ожесточенн. борьба за власть кипит в М-е м/у 2-мя боярскими партиями- партия Милославских и Нарышкиных- допетр. Русь. Центр. конфликт пр-я- конфликт власти, к-рый сводится к ?-у о путях дальнейшего разв-я Р-и. 2 пути: патриархальный и цивилизованный. П.- предст-ль цивил. пути, связ. с ориентацией на Европу. В изобр-и Т-ого П.- выдающийся госуд. деятель, чьи мысли и воля напр-ны на уничтож-е отсталости Р-и. Т. не впадает в культ личности, у него нет идеализации петр-х реформ, нет абстр-ого возвеличивания самой личности П-а. Осн. противоречие эпохи- м/у позит. целью и негат. ср-вами достиж-я этой цели. Реформы П-а осущ-сь за счет эксплуатации народа. Тяготы ж-и рождали протест в народе, 1-а из ф-м протеста- массов. бегство кр-н в раскольничьи скиты. Т. подчерк-ет, что неисчислимые нар. жертвы б. ист-ки необх-мы. Тему запада вводит кн.Вас. Голицын. В р-не show контраст м/у отсталой Р-ей и культ-ым западом. В рез-е деят-и П-а возн-ет рабское поклонение п/д всем иностр-ым, пренебр-е к нац-ому. Самые лучшие идеи П-у подсказ-ют иностранцы. В этом упрекали Т-ого. Лефорт подводит царя к мысли о необх-ти борьбы со шведами за выход к Балт.морю. Можно выделить осн.принципы созд-я образа П1.1)Он представлен в разв-ии-принц.хронлог-ий и эволюц-ый.: от испуганного диковатого мальчика до зрелого и мудрого политика. Т. подчеркивает в П-е патриотизм. П. рано замеч-ет презрение, с к-рым иностранцы относятся к Р-и. Он же испыт-ет страстное жел-е сд-ь св. Родину сильной, высокоразвитой и культурной. П1 показан в разв-и дух. начала. Дух.разв-е П-а, постеп. обогащ-е его личности опытом ж-и и влиянием культуры Т. отмечает и в изм-и его привычек, в изм-и его облика. С теч-ем t-ни все реже проявл-ся в П-е инстинкты и необузданность хар-а. Одухотв-ся и его внешн. облик, постепенно обретающий черты выс. интеллекта. 2)Принцип многоплановости реализ-ся ч/з показ П.в разн.ипостасях:гос.деят-ль,муж,помощник мастреа,путеш-к. П. изобр-ся и как чел., облад-й рядом отр-х качеств: жест-ь, необузданн. нрав. Он не только в выигрышных сит-х: победы, строит-во флота; но и в смешных сит-х: измена любимой Анны,бежит из села Преображенского.3)Принцип наложения раз.точек зр-я на образ П(дискурсивный полифонизм). Мы видим П. глазами разл.образов перс-ей: бояре-видят в нем смешное, жены, Лефорта, простых людей,Меньшиков-восприним-ет его как сильн,могуч.4)Принцип собират-ти.В оразе П. воплощ-ся черты,кот-ые рассеяны в ряде его сподвижников(оптимизм и ум Лефорта,жест-ь Рамоданского, бесстрашие и быстрота ума Меньшикова. 5)Пр-п контраста- П. сравнив-ся со швед. королем Карлом 12. Если д/П-а война- дело, необходимое за выход к Балт. морю, то Карл 12- король-авантюрист, д/к-рого война- игра в шахматы. П//Меньшиков-Меньшиков преследует св.собств.экон.интересы,д/П.главное-гос-во.П//Вас. Голицын. В. Голицын-аристократ, изнеженный. П. груб, прост. О-зы народа м-о подразделить на 2 типа: 1-народ-бунтарь (цыган,Авдоким,Федька Умойся грязью,Иуда и др).Цыган-крепост-ой помещ-ка Волкова.Он 15 лет в бегах.его поймали.Нач-ся 1ый крымск.поход.Он бежит из войска,устраив-ся батраком к стрельцу.Опять подается в бега.Пристает к воровс.шайке Авдокима и Иуды,промыш-ют разбой,за краден.вещи бит,отправлен в острог.Затем отправлен на строит-во флота.Он пытается противостоять.; 2-народ-творец (Иван Бровкин-поднялся до уровня круп.промыш-ка, Андрей Голиков-живописец).Т//тв. личность сможет подняться на высоту даже в смутное t. А. Голиков- потомственный живописец. А Г отправл-ся в М-у, где пыт-ся найти работу. Он пьет, пропивает св. нательный крест, попадает в старообрядческий скит. Случайно встреч-ся с П-ом. АГ-а отправляют учиться живописи в Голландию.

 

 

38..Роман З. «Мы» как антиутопия. Р-н- в1921г. Возвращён в1988. Антиутопия. А/у-худ.произв-е, в кот-м моделир-ся некий тип гос-ва, в кот-м получ-т отраж-е довед-е до оабсурда отдельных черт гос-ва утопич-го. В нём высочай-е разв-е цив-ции сочет-ся отриц-ем свобод-го разв-я чел.личности. Мир гос-ва показ-ся глазами его обитателя (изнутри). Мы-худ итог размышл-й пис-ля о будущем и рос.соц-полит.сист.В ром есть 3 смысл ур:соц, псих и онтол (бытийный).Соц.срез определен жанр разновидн-ю:перед нами класс-я А\ут с ее пафосом отрицания реализации идей всеобщ блага. Согласно коммунист.идее,всё зло-от несправедливости.Справед-ть=равенство. В р-не –не образы-персонажи, а нумера. В произв-и получ-т отраж-е полнейш.регламентир-ть жизни героев (всегда вместе, 2часа на личн.жизнь-любовь и твор-во.)Общность жён: нумера заказывают др.др.по розовым талонам(2р в нед.) Коммунист.доктрина предпол-ла идею всевластия(моноидеология). На сюж.ур-не: строит-во космич.корабля»Интеграл» -подняться в просторы Вселенной,подчинить жит-й др.планет. Нов.чел не рожд-ся, а формир-ся: действ-т детско-воспит.завод, куда попад-т младенцы. Психолог.план: показ формир-я из нумера Д-503 чел-а,облад-го душой,способ-го любить, ненавидеть. З-н избир-т форму дневника (исповедальн.момент):процесс обреет-я героем души показ-ся полно и детально. Д-503 нач-ет осознав.себя как обособл-е от др.сущ-во, ощущать др.людей,имеющих св.цели. Онтолог.ур-нь: З-н раскрыв-т сложн.явл-е – дух.рабство. З-н переносит на дух.жизнь чел-а законы сущ-ния матер.мира. Материя -2силы, кот-е влияют др.надр: энергия (к постоян.стремл-ю, к действию) и энтропия (знаеменует тенд-ю к покою.) Сила энергии в социуме соотносима с самосозн-ем суб-та, его стремл-ем к осуществл-ю собствен-го Я. Энтропия влечёт чел-а к блажен-му покою, к осозн-ю себя частью массы, «мы». Д-503- носитель энергического нач-а. Больш.кол-во суб-тов энерг.хар-ра подверг-т опасн-ти сущ-ние тоталит.гос-ва. Неск-ко вар-тов воздей-вия гос-ва на личн-ть: физич.устраш-е и уничтож-е; интеллектул.убий-во; моральн.уб-во. В едином гос-ве – целая сист.пыток (газовый колокол; модернизирован. Гильотина –после её воздей-вия от чел-а остаётся мокрое место.) Интеллект.уб-во –через провед-е всем нум-м Великой Операции по уничтож-ю части гол.мозга –фантазии. Морал.уб-во: умение найти в чел.душе сокровен.струны и порвать их (допрос Благодетелем Д-503. Онучастник заговора под предвод-вом I-330.) Д-503 ломается, наз-ет членов группы. В финале- надежда: ещё не родив-ся реб-к Д-503 будет свободным (О-90 переправл-т за зелен. Стену.) Больш.место заним-т реминисцент.план: библейск.реминисц-и; из Достоевск. «БратьяКарам-вы» (Великий инквизитор). Главн.вопрос -?о соотнош-и в жизни чел-а катег-й свободы и счастья (обыгрыв-ся библей.сюжет Адама и Евы.) Образ Пушк-а –поэт Р-13(гуманист с крупн.губами.) В основе –приём антитезы (организация худ.простр-ва, сист.образов, струк-ры образа лав.героя.) 2топоса: единое гос-во (всё из бетона, метал, стекла –серый, белый, голубов-й; нет солнечн.света,эл-то природ.мира) и мир за зеленой стеной(мир природы). Нумера противопост-ны мейфи (остались в сост-и свободы, цель –сбросить иго един.гос-ва –революц.путь.) О-90(невысокая, пухлая, кругл, похожа на реб-ка, главное-любовь,семья,дети) и Ай-330(высокая,яркая, острые бел.зубы,стрем-ся к власти). Ай-330 и Благодетель –носители идеи власти, но Ай-330разруш-т гос-во, а Бл-ль охраняет.Д-503 нигде не нашел счастья –экзистенц.мотив отчуждения чел-а в мире.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.