Современные проблемы отношений личного и социального в деятельности дизайнера. Критерии социальной ответственности дизайнера.
Проблема отношений традиции и инновации в дизайне. Современное понимание категорий «классики» и «авангарда» в дизайне. Традиции в дизайне формируются с течением времени на основе какого-либо культурного пласта. Инновации же возникают на основе научно-технического прогресса. Основной проблемой их является сложность взаимодействия друг с другом. Традиции очень медленно изменяются и приспосабливаются к новым возможностям, а инновации имеют намного более короткий жизненный цикл. Традиционный и инновационный подходы в дизайне используются в различных проектных ситуациях. Традиционные методы и технологии применяются в ситуациях сходных с предыдущими, для проектирования необходима отсылка к конкретному периоду. Инновационные методы и креативные технологии применяются в дизайне для выработки уникальных, (особенных, авангардных) решений в случаях, когда эти качества являются необходимыми в конкретной ситуации проектирования. Это как правило ситуации, связанные с уникальными объектами (аналоги отсутствуют), с намерением создать новый культурный «пилотный» ориентир либо с необходимостью резко выделиться в своем рыночном сегменте. Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. В понятие классического дизайна можно включать все стили, исторически определившиеся и оформленные как стиль. Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве.
Развитие моделей дизайн – деятельности. Актуальные альтернативы социальных и профессиональных моделей специалиста – дизайнера Проект как метод деятельности вырос из канонической деятельности. (Канон – застывшая форма передачи о способе производства информации) Канон – система правил, принципов, норм, приемов работ, символических ценностей и социально культурных значений данного общества, овеществляемых в предметной форме ремесленного продукта. *ремесленный труд - человеческая сила ограничено, один человек выполнял весь цикл производства. Каноны не разрабатывались специально, отдельными индивидуумами их формировала и создавали история. *процесс зародился в Европе, лидеры индустриализации Германия, Великобритания, Англия. Из канонического производства выделился один из способов создания проектов, выделились 2 функции: - проектная; - нормативная(отслеживает качество и стандарты)
№ 19. Современные проблемы отношений личного и социального в деятельности дизайнера. Критерии социальной ответственности дизайнера. Дизайнер – субъект процесса проектирования человеческого мира. Специалист проектирует предметный мир человека, ориентирует на целостный социальный конкретный образ жизнедеятельности и моделирует образы жизнедеятельности с помощью своего художественного воображения. *деятельность дизайнера – проектная деятельность, которая имеет определенную структуру. Личное в деятельности дизайнера– его нравственность, соизмерение собственной деятельности, с требованиями предъявляет ему общество, это определенность, надежность, осознание и готовность признать себя причиной своих поступков, готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этнических норм на блага себя и окружающих. Ответственность дизайнера перед обществом: Дизайнер принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества, дизайнер обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересах экологии и защиты среды. Дизайнер несет ответственность перед страной, способствует повышению социального и эстетического уровня общества. Предусмотрена ответственность за сохранение экологии окружающей среды и затронуты вопросы критики и плагиата. Противоречия личного видения дизайнера и необходимого дизайна для потребительской группы часто возникают в процессе проектирования. В эпоху массового производства, когда все должно быть спланировано и спроектировано, дизайн стал самым действенным средством, используя который человек изменяет окружающую среду и как следствие изменяет общество и самого себя. Это налагает на дизайнера серьезную общественную и моральную ответственность. Кроме того, требует от дизайнера большего понимания проблем потребителей, а от них, в свою очередь, большего участия в процессе проектирования. Помимо этого дизайнер должен воплощать в своих проектах социальные функции дизайна: -эстетичность - гуманизацию (Гуманистической исходной позицией дизайна является функциональный подход) - рационализм - созидание (проектирование – планирование того, что еще отсутствует) -сигнификация (Дизайнер всегда должен знать для кого он проектирует, для решения каких проблем в обществе, чтобы четко поставить перед собой задачи для их успешного решения) Внесение этих дополнительных функций при проектных разработках позволяет усилить социальную отдачу от продукта.
№ 20 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|