Развитие умственно-психических состояний человека ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине, заняться собирательством, а затем коллективной охотой на крупных животных. Начался принципиально новый процесс их поведенческой адаптации – приспособление к среде посредством коллективной трудовой деятельности. Для этого у наших предков уже были необходимые биологические и биосоциальные предпосылки – развитая способность к манипулированию предметами, бинокулярное (стереоскопическое) зрение, хорошо скоординированное с движением передних конечностей, развитая кожно-мышечная чувствительность и, что особенно важно, высокоразвитые формы группового поведения – совместные приспособительные действия в сообществе, функциональное общение между его членами. Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие двигательно-манипулятивных возможностей человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания. Человек освобождался от власти биологического закона естественного отбора. Даже физически слабый, но вооруженный орудием индивид получал преимущество. Человек становился вольноотпущенником природы. Биологические формы, более близкие к человеку, чем к обезьянам, и называютсягоминидами. К ним относятся питекантропы и неандертальцы. Особенно интенсивно формировался человек с началом последнего четвертичного геологического периода (около 1 млн. лет назад). Морфофизиологическая структура гоминидов поднялась на новую ступень. Неандерталец научился добывать огонь и перешел от собирательства к охоте. Начинается его миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы. На стадии «формирующихся людей» еще имел место естественный отбор, однако предметом отбора стали такие черты, которые делали древнейшего человека способным к общественному производству. С усовершенствованием строения кисти руки – развитием большого пальца, противостоящего другим пальцам, – резко расширились возможности хватательных действий. Развитие черепа создавало анатомические предпосылки для увеличения объема мозга. Грубые челюсти, служащие животным для захвата и удержания пищи, у гоминидов становились тоньше и легче, появилась возможность свободных движений у мускулатуры языка, изменялось положение гортани и строение голосовых связок – соответствующие анатомо-физиологические превращения были вызваны необходимостью речевого общения в условиях коллективной деятельности. Сообщества живых существ имеют средства общения, средства координации совместных действий. Однако сигнальная связь в мире животных обусловлена только текущей ситуацией: животные сигнализируют представителям своего вида о возникшей опасности, о своем местонахождении. У человека же в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи – произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий, общие устойчивые признаки явлений. При помощи речи люди начали планировать свои действия, прогнозировать развитие событий, координировать свою трудовую деятельность. Разнообразие форм жизнедеятельности потребовало и тонко дифференцированной сигнальной связи. (Предполагается, что зачатки членораздельной человеческой речи появились около 1,5 млн. лет назад.) Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество: слабые особи получили возможность выживания благодаря альтруизму, милосердию своих сородичей; больные и немощные стали получать необходимый уход; формировались социальные обычаи и традиции. Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека – Homo sapiens – человек разумный (кроманьонец). Появление человека современного типа ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Появляются каменные топоры, тесала, иглы и гарпуны из кости, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия для выделки орудий труда. В конце палеолита – древнекаменного века – формируется первобытно-общинный строй, постепенно устраняется естественный отбор, начинается общественно-исторический процесс. Совершенствуется охотничье искусство, зарождается скотоводство, возникает оседлое земледелие, люди начинают жить в постоянных жилищах, вести общественно-производительный образ жизни. В эпоху нового каменного века – неолита (восьмое – третье тысячелетия до н. э.) совершенствуется техника изготовления каменных орудий (пиление, сверление, полирование), возникает ткачество, развивается домостроительство, появляются колесные транспортные средства. Формируются этнические сообщества, обретая свой этнопсихический облик, возникают межплеменные отношения. Развивается региональная культура Передней Азии, Египта и Индии. Во втором тысячелетии до н. э. неолит сменяется металлургической эпохой – железным веком, появляется письменность – мощное средство фиксации и ретрансляции социально-культурных достижений. Начинается эпоха цивилизации. Происходит общественное разделение труда, появляются города, развивается товарообмен, закладываются основы правового регулирования межлюдских отношений, возникает государство и первые писаные законы. Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека. Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия. Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта – человеческая понятийная речь. Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей – возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий. Человек переходит к действию с психическими образами – к действию в уме. У него возникает потребность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе совершенствовалась творческая деятельность человека. На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа – кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией формирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа. Дологическое, а точнее – мифологическое, фантазийное мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом: два схожих явления принимались за одно и то же; часть принималась за целое; что-либо причастное к определенному явлению принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста); имя человека или его изображение принималось за самого человека. Первобытный человек, конечно, совершал как мистические, так и рационалистические действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками. Субъективное у древнего человека не было адекватно объективному. "Дикарь, – отмечает К. Юнг, – был не склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал... непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т. д., для него – внутренняя и бессознательная драма души. Потребовалось много тысячелетий, чтобы начать отделять душевную проекцию объекта от самого объекта. Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям. Его неуверенное в себе сознание стоит еще на слабых ногах; оно является еще детским, всплывающим из первоначальных вод. Волна бессознательного легко может его захлестнуть, и тогда он забывает о себе и делает вещи, в которых не узнает самого себя... Сознание тогда слишком легко уступает одержимости. В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений. Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений – слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации – речи. Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации. Древний человек приспосабливался не только к внешней среде, но и к процессу труда. Это «трудоприспособление» и стимулировало развитие его психики, а также естественного ее субстрата – мозга. Интенсивно развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, ассоциативные связи между ними. С развитием высших интеллектуальных процессов развивалась фронтальная область мозга. Многообразие речевых стимулов, возникающих в трудовом процессе, содействовало дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию психических функций. Психика человека современного типа – кроманьонца стала интенсивно развиваться в связи с так называемой неолитической революцией, когда около 10 тыс. лет назад человечество перешло от собирательства и охоты к производственному способу жизнеобеспечения – земледелию, скотоводству, ремеслу, строительной технике. Расширяющиеся возможности производства предопределили рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни привел к образованию крупноплеменных объединений – возникли города-государства, стало развиваться товарное производство, расширился информационный обмен. Появление письменности (около 5 тыс. лет тому назад) вывело человечество на орбиту цивилизации. Его культурные достижения стали закрепляться и накапливаться посредством письменности. Психическое развитие человека – его интеллекта, категориального мышления, воли, всей системы рационального, сознательного поведения – связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа. Психический образ включен во вторую сигнальную систему, т. е. в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален, поскольку он скреплен определенной социально обусловленной идеей. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания. В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями. Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен – племя, род, общину. В его сознании гипертрофировалось и даже мистифицировалось понятие «мы». Весь мир подразделялся на «мы» и «они», «наше» и «не наше» («чужое»). Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как "наше", а все плохое, неприятное – как «чужое». Все «наше» стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все «чужое» – предметом ненависти, проклятия и агрессии. Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться и тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало опосредоваться этнической культурой, племенными традициями и обычаями, запретами (табу) и установлениями мифологизированных предков (тотемов). Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации. По мере развития цивилизации, производственных технологий, овладения человеком информацией снималось разделение социальных общностей на «мы» и «не мы», совершенствовалась психическая саморегуляция человека, расширялись возможности его психики, гуманизировалось его поведение. В XVIII в. сформировались общепланетарные принципы гражданского правового общества, «общечеловеческие ценности» становятся эталоном прогресса1. 4. Научно-технический прогресс в историческом контексте В историческом контексте научно-технический прогресс предстаёт перед нами, как новый этап развития цивилизации. На протяжении многих веков условия жизни людей были подобны. В наше время благодаря научно-техническому прогрессу они кардинально изменились. Научно-техническая революция - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-техническая революция, начало которой относится к середине CC в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса. Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории. Революционный сдвиг в технике произошёл, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. CC в. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. CC в. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом научно-технической революции. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. В 40-50-е гг. CC в. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-е гг. человечество вступает на путь развития, именуемый научно-технический прогресс. На современном этапе своего развития научно-технический прогресс характеризуется следующими основными чертами: 1. Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 2. Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 3. Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации. 4. Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество – природа»1.
5. Современные представления о прогрессе человечества Станислав Лем в своей книге «Сумма технологий» говорит о том, что прогрессирующее разделение труда уменьшало индивидуальное знание. В древние времена каждый человек знал и назначение, и устройство своих орудий: - молотка, лука, стрелы1. В современном обществе существует граница между теми, кто создает и обслуживает устройства (рабочие, техники) и теми, кто пользуется достижениями науки и техники (человек в лифте, за рулем автомобиля, у телевизора). Гринченко С.Н., доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, в ответе «Что есть прогресс Человечества?», предложил рассмотреть понятие прогресса в контексте системного представления о Человечестве как о самоуправляющейся развивающейся иерархической системе. Последовательное наращивание числа «ярусов» этой системы (метаэволюция) — процесс монотонный и однонаправленный, в то время как процесс функционирования представителей уже сформировавшихся ярусов принципиально немонотонен и предполагает «поисковые рыскания», приводящие как к усложнению таких структур (прогрессу в обыденном понимании), так и к их упрощению (регрессу). Разные авторы вкладывают в понятие «прогресс человечества» различный смысл. Разногласия в трактовке этого понятия опираются, прежде всего, на различную трактовку таких детализирующих его понятий, как «совершенствование (культурной и социальной жизни)», «низшее, менее совершенное», в противоположность «высшему, более совершенному», и т.п. Очевидно, что «совершенствование» каждый может понимать по-своему, используя самые различные качественные критерии его оценки (напр., стремление к справедливости, максимизация удовлетворения потребностей людей, как материальных, так и духовных, процесс движения Человечества к некоторой конечной его цели, и т.п.). Разные авторы вкладывают в понятие «прогресс человечества» различный смысл. Прогресс в естественных науках очевиден: все видят, что современные физические теории объясняют мир гораздо лучше, чем теории восемнадцатого века и, тем более, физическая теория Аристотеля. Они явно не выдерживают сравнения между собой. Прогресс естествознания бесспорен — и незаметно идея прогресса естествознания переносится на природу. Здесь утверждается такая логика: естествознание прогрессирует; естествознание может объяснить весь мир; следовательно, и весь мир прогрессирует. Точнее будет сказать так: наука, внедряясь в мир и изменяя его, заставляет его прогрессировать. Одним из основателем такого мировоззрения был в CVII веке лорд — канцлер Англии Ф.Бэкон, который сказал, что все мы - карлики по сравнению с великими мыслителями прошлого, но карлики, стоящие на плечах этих гигантов, а потому мы видим дальше. Прогресс — это, прежде всего, прогресс научного знания, а каждое последующее поколение опирается на все достижения предыдущих. Потому каждое следующее поколение будет лучше предыдущих. Автор считает, что человек — лучшая часть природы, потому что он может творить с помощью разума; чем больше он может реализовать свои внутренние потенциалы, тем лучше эпоха. Поэтому для него каждое последующее поколение представляется лучше предыдущих. Данную мысль высказал Максим Борисович Хомяков, директор Межрегионального института общественных наук, доктор философских наук. Это — как снежный ком, который по мере своего движения растет — он постоянно становится все больше и больше, даже если снега вокруг довольно мало. При этом именно в эпоху Просвещения, когда естествознание признается главной наукой и в познании человека, и в познании мира, парадоксальным образом происходит разрыв природы и общества, природы и человеческого мира, потому что в природе как таковой нет цели. Именно учение о прогрессе заставляет осуществлять такой разрыв. Ведь природа действует согласно механическим законам. Раз у природы нет цели, то, следовательно, и прогрессировать она не может. В природе, собственно говоря, ничего принципиально и не меняется. В эпоху просвещения считается так: чем более рационализован мир, чем более он соответствует принципам научного разума, тем этот мир лучше. Новое время — время совершенно небывалого подъема науки. Именно тогда, в 17-18 веках, естествознание становится основным органом познания не только природы, но и вообще всего. Тогда и возникает представление об универсальных возможностях естествознания. Признается, что естественные науки могут познать не только природу, но и человека, и общество, то есть абсолютно все. Как раз в этом — в универсальном познании мира посредством разума и будет состоять истинная рациональность.1. Таким образом, с накоплением знаний человек и общество в целом будут переходить на качественно новую ступень развития, которая на данный момент будет казаться лучше предыдущей и признаваться более рациональной, а следовательно и прогрессивной. Для утверждения о том, что человечество движется по пути прогресса, есть немало оснований. Во многих областях нашей жизни прогрессивное развитие налицо. Наиболее важным является научно-технический прогресс, от которого прямо или косвенно зависят следующие виды прогресса: прогресс в сфере правосознания, в области образования, в медицине или здравоохранении, экономике. Невозможно не поразится тем колоссальным достижениями, которые сделали наука и техническая мысль всего за 5 тысяч лет. За это время от примитивного каменного топора люди перешли к сложнейшим машиностроительным станкам, от звериных шкур, сырых пещер и борьбы за огонь – к современным небоскребам и мощным электростанциям, от собирательного собирательства и охоты – к выведению новых видов растений и животных. Трудно представить себе этот грандиозный научно-технический шаг, ведь если бы мы 500 лет назад сказали любому жителю средневековой Европы, что он, не выходя из своего дома, сможет видеть происходящее на другом конце планеты и разговаривать с другом, находящимся за тридевять земель от него, он ни за что не поверил бы нам, назвав все это небылицами, сказками, колдовством, волшебством или еще чем-нибудь в этом роде. Если бы сказали древнему египтянину ил индусу, или греку, что человек способен лететь по небу со сверхзвуковой скоростью, на многие километры опускаться на глубины океана, ходить по поверхности Луны, все они, наверное, сочли бы нас сумасшедшими. Сегодня же это - повседневная и привычная реальность, в которой нет ничего удивительного. Приспособления, созданные человеком и намного превосходящие его физические возможности, никого не удивляют уже 300 лет. Человек победил свою мускульную силу в CVII в.: появилась паровая машина. С тех пор всем стало ясно: как бы ни сильны были и быстры ноги, совершенно бесполезно пытаться обогнать паровоз. В настоящее время научная мысль продвинулась гораздо дальше: в CC в. человек преодолел уже не физическую, а интеллектуальную (умственную) свою мощь, создав компьютер. Этот шаг является принципиально новым в истории научно-технических достижений и открывает собой целую эпоху. Ведь все ранее изобретаемые машины были расчитаны на физические действия: поднимать, передвигать, забивать, резать, качать, нагревать, прессовать и т.д. и т.п. Они должны были заменить мышцы наших слабосильных рук и ног. Теперь же человек создал машину, которая рассчитана нами интеллектуальные действия и может заменить человеческий разум. То, что компьютер гораздо лучше человека может производить сложнейшие математические расчеты, запросто обыгрывает своего создателя в шахматы, уже никого не удивляет. В настоящее время машина может сочинять музыку, рисовать картины, писать художественные романы и делать многое другое. Более того, искусственный интеллект (разум) – компьютер - каждый год совершенствуется, и постоянно увеличивает свои возможности. Правда, правильнее говорить, что эти возможности увеличивает человек, постоянно совершенствуя созданную им машину. Однако не исключено, что наступит время, когда доведенная до высокой степени совершенства машина сможет самоусложняться и самосовершенствоваться, эволюционировать дальше самостоятельно. В этом случае, возможно, что она когда-то интеллектуально превзойдет человека и выйдет из-под его контроля, перестав ему подчиняться. Как он, некогда созданный природой, превзошел ее своей научно-технической силой, начал покорять и истреблять ее, ставить себе на службу, так и машина, созданная человеком, может превзойти его своей мощью и начать войну против собственного создателя. Таким образом, не исключено, что всем хорошо известный фантастический сюжет о Терминаторе (машине, восставшей против человека) может стать реальностью в CCI в. Но машина, стремящаяся истребить человека и занять его место на планете – это результат и достижение научно-технического прогресса. Стало быть, у него есть обратная сторона: прогресс может обернуться регрессом и гибелью1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, существуют различные подходы к изучению данной темы. Тема прогресса человечества до сих пор остается актуальной, и многие ученые занимаются этим вопросом. Человечество в своем развитии стремится к совершенствованию. Но существует и обратная сторона прогресса, ведущая к регрессу. И прослеживается закономерность, чем больше человечество прогрессирует в одной области, тем больше регрессирует в другой. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Homo sapiens –человек разумный. IQ – единица измерения интеллекта. А Антропогенез – (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Б Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами с формированием единого объемного зрительного образа, получаемого в результате слияния изображений от обоих глаз в одно целое. В Вид – это совокупность особей, сходных по критериям вида до такой степени, что они могут в естественных условиях скрещиваться и давать плодовитое потомство. Г Генетическая информация –информация о свойствах организма, которая передаётся по наследству. Она записана последовательностью нуклеотидов молекул нуклеиновых кислот ДНК, у некоторых вирусов также РНК. Содержит сведения о строении всех около 10 000 ферментов, структурных белков и РНК клетки, а также о регуляции их синтеза. Гоминиды – все человекообразные обезьяны, а не только архантропы и австралопитеки, в том числе и ныне существующий вид - человек разумный. Д Дологическое мышление – понятие, введенное французским философом Л. Леви-Брюлем для характеристики «первобытного» мышления (или, иначе, мышления народов, не принадлежащих к современному западному типу общества). Е Естествознание – Система наук о явлениях и закономерностях природы. Ж Железный век – период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. И Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. Интенсификация – (от латинского intensio напряжение, усиление и ...фикация), усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности. К Катаклизм – резкий перелом в характере и условиях органической жизни на обширном пространстве земной поверхности под влиянием разрушительных атмосферных и вулканических процессов. Компьютер – электронная машина, которая обрабатывает информацию в соответствии с заранее определенной последовательностью команд. Л Логика – (греч. logike, от logos рассуждение). Наука о законах мышления, которое состоит в образовании понятий, суждений и умозаключений. М Манипуляция – скрытое психологическое воздействие на партнера. Метаэволюция - процедура наращивания уровней/ярусов в соответствующей иерархической системе (в ходе её формирования как таковой) Мутация – это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма. Н Научно-техническая революция - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Неолит – Позднейший период каменного века (8-3 тысячелетия до н. э.). П Палеолит – ранний период каменного века (примерно до 10 тысячелетия до н. э.). Первобытнообщинный строй – первый этап в развитии человечества, занимающий период от появления древнейшего человека (около 2,5 млн.). Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Производительные силы – средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Р Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Реформация – общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Средней Европе в 16 в., основным смыслом и содержанием которого выступила борьба за обновление западно-христианской церкви против католичества и союзных ему феодалов. С Саморегуляция – (от лат. rеgulare приводить в порядок, налаживать) целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Социология – наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Стагнация – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое. Суггестия– внушение, намек. Т Тотем – У первобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Ф Фазис – (иноск.) вид, состояние. Х Христианство – это учение, основанное на вере в воскресение Иисуса Христа. Ч Человечество– люди, человеческий род. Э Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие. Эпоха Возрождения – период культурного и идейного развития европейских стран. Это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гусев, Д. А. Концепции современного естествознания. Учебный курс (учебно-методический комплекс). М.: МИЭМП. Режим доступа:http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook198/book/index/index.html?go=part-011*page.htm
2. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. – 1999. – 624 с.
3. Зденежных, И. А. Научно-технический прогресс как показатель деградации человека. Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/aspirant/filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/nauchno-texnicheskij-progress-kak-pokazatel-degradacii-cheloveka.html
4. Измаилов Н. А. Социальная философия. Учебник для вузов. М. - Режим доступа: http://socfil.narod.ru/glava_8_3.htm
5. Лем, С. Сумма технологий.- М. - 1967. - Режим доступа: http://lib.spnet.ru/koi.pl/LEM/summa/summtitl.htm
6. Хомяков, Куда идет человечество: прогресс или регресс? Библиотека: Мастерская Александра Заборова. Режим доступа: http://www.zaborov.ru/library/articles/topic8/article34/
7. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. —С.-Пб.:Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/83738/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81
[1] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/83738/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81
1Измаилов Н. А. Социальная философия. Учебник для вузов. М. Режим доступа: http://socfil.narod.ru/glava_8_3.htm 1 Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М. 1999. С. 17-22. 1 Зденежных, И. А. Научно-технический прогресс как показатель деградации человека. Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/aspirant/filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/nauchno-texnicheskij-progress-kak-pokazatel-degradacii-cheloveka.html 1 Лем, С. Сумма технологий. М. 1967. Режим доступа: http://lib.spnet.ru/koi.pl/LEM/summa/summtitl.htm 1 Хомяков, Куда идет человечество: прогресс или регресс? Библиотека: Мастерская Александра Заборова. Режим доступа: http://www.zaborov.ru/library/articles/topic8/article34/ 1 Гусев, Д. А. Концепции современного естествознания. Учебный курс (учебно-методический комплекс). М.: МИЭМП. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook198/book/index/index.html?go=part-011*page.htm
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|