ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП.
Содержание
Задание 1аПрофессиональная рефлексия педагогического общения……3
Задание 2аПсихологический анализ урока в целом………………………10
ЗАДАНИЕ 1а. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Профессиональный рост учителя зависит от множества факторов. Важнейшим из них является рефлексия. Для меня, как для молодого учителя, показалось особенно интересным, обратиться к заданию связанному с проведением рефлексии. На мой взгляд, это очень познавательно посмотреть на себя «чужими глазами», конечно, есть не большая предвзятость, но для этого и проводиться экспериментальный этап.
Школа: Берёзовская основная общеобразовательная.
Класс: 9.
Сведения о классе:В классе учится всего 7 человек – 3 юноши и 4 девушки 1995 и 1996 года рождения. Класс довольно спокойный и доброжелательный. Сплочённость в классе средняя. В классе 3 хорошиста и четверо учатся на 3 и 4. К хорошистам можно отнести Готовцева Андрея, Смирнову Марину, Смирнова Валентина, остальные учатся преимущественно удовлетворительно. Практика проходила в период с 10 ноября по 21 декабря 2010 г.
ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Таблица 15.
Акты взаимодействия
| Анализ
| Самооценка
| 16.11.2010. Это было моё первое взаимодействие с классом. Сегодня я проводил свой первый классный час «Мы все такие разные». Учащиеся отнеслись ко мне довольно спокойно, однако во время проведения мероприятия некоторые ученики стали переговариваться друг с другом. Мне пришлось сделать им замечание.
| Мне кажется, что замечание должно было последовать с моей стороны, т. к. учащиеся слишком громко беседовали на задних партах.
| Мне кажется, что здесь не идет речь о моей пластичности, т.к. я сразу дал понять, что за нарушения дисциплины я буду наказывать.
| 18.11.2010.На моем первом уроке я увидел, что Аракелян Артур, вместо того, чтобы слушать достаточно сложный материал, играет с мобильным телефоном и переговаривается с соседом. Я ему сказал: «Положи телефон ко мне на стол, заберешь в конце урока».
| Я думаю, что поступил не совсем правильно. Надо было сначала попросить перестать шуметь и убрать телефон, а потом уже забирать.
| Этот факт свидетельствует о моей недостаточной пластичности в общении с учащимися.
| 19.11.201. На перемене ко мне подошли две девушки из моего класса и стали меня расспрашивать о том, сложно ли поступить в педуниверситет и тяжело ли в нем учиться, какие профессии сейчас актуальны и востребованы и т. д. Я всю перемену с ними проговорил и ответил на их вопросы.
| Я абсолютно уверен, что поступил правильно, т. к. я показал ученикам свою открытость и положительное отношение к ним.
| Этот пример положительный, т. к. я показал себя достаточно открытым в общении с учениками; я интеллектуально и эмоционально понимаю школьников и могу взглянуть на проблемы их глазами.
| 22.11.2010.На уроке истории я проводил опрос домашнего задания.
Каждому учащемуся я задавал индивидуальные вопросы, с учетом их особенностей и успеваемости. На удивление, моя подборка вопросов оказалась очень удачна, и я с удовольствием поставил в этот день много хороших оценок.
| Я долго думал, как преподнести учащимся этот довольно сложный материал и идея с индивидуальными вопросами положительно сказалась на продуктивности моей работы с классом. Каждый ученик был активно вовлечен в процесс обучения.
| Мое общение с учениками, как мне представляется, индивидуализировано. Я стараюсь учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.
| 24.11.2010. На уроке истории мне нужно было провести большой опрос по предыдущему параграфу. Времени было достаточно мало. Поэтому я решил разбить ребят по парам и они опросили друг друга. Затем я сам задавал вопросы всем ученикам.
| Я немного уменьшил свою работу, и дал возможность получить оценки всем ученикам Итог: я провел опрос для всего класса и не дал скучать учащимся.
| Я доверяю учащимся и этим помогаю им поверить в себя. Однако это не говорит о полном доверии, т.к. после сам задовал ученикам вопросы
| 25.11.2011. На уроке Готовцев Андрей задал мне вопрос по политике, не относящийся к теме урока. Я ответил на него, хотя и потерял несколько минут от урока.
| Я считаю, что поступил правильно. Хотя несколько минут было потеряно, но я показал учащимся уровень своих знаний и тем самым повысил свой авторитет в классе как учителя.
| Я думаю, что показал себя достаточно гибким и открытым в общении.
| 30.11.2010.Сегодня мой класс принял участие в просмотре и обсуждении фильма, посвящённого СПИДу. Во в время просмотра некоторые ученики вели себя не подобающим образом (смеялись, переговаривались). Я сделал им замечание и сказал, что информация фильма очень важна
| Я считаю, что замечание было просто необходимо в данной ситуации. Фильм достаточно хорошо сделан, информация крайне важна для учеников. Тем более что возраст учеников переходный - 14-15 лет.
| Думаю, что я поступил правильно. Я показал, что нужно вести себя подобающим образом
| 6.12.2010. Я не успел дать домашнее задание до звонка и мне пришлось задержать учащихся на перемене, но они лишь только услышали звонок, начали собираться. Мне пришлось повысить голос.
| Я считаю, что поступил правильно, т. к. иногда надо показывать ученикам свою социальную роль и поддерживать дисциплину в классе.
| Мне представляется, что я показал свой авторитет, т. к. ученики сели и спокойно записали домашнее задание.
| 13.12.2010. На уроке Родичева Маша читала «Космополитан» вместо того, чтобы записывать новые термины. Я спокойным голосом попросил её убрать журнал. Девушка убрала журнал и в течение урока больше его не доставала.
| Я уверен, что поступил правильно, не повышая голоса, я донес до ученицы, что чтением журналов надо заниматься в свободное время.
| Этот пример говорит о моей пластичности в общении.
|
Таблица 16.
№
|
| +3
| +2
| +1
|
| -1
| -2
| -3
|
| А
| Я открыт в общении с вами, свободен и искренен в выражении своих чувств
|
|
| +
|
|
|
|
| Замкнут, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств
| Б
| Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность
|
|
| +
|
|
|
|
| Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен, вспыльчив
| В
| Я пластичен и гибок в общении с вами, легко схватываю и разрешаю проблемы
|
|
|
| +
|
|
|
| Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив
| Г
| Мое общение с вами индивидуализировано, строится с учетом ваших характеров
|
|
| +
|
|
|
|
| Мое общение с вами не индивидуализировано, я со всеми одинаков
| Д
| Я хорошо понимаю ваши мысли и чувства, всегда могу взглянуть на проблему вашими глазами
|
| +
|
|
|
|
|
| Я плохо понимаю вас, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни»
| Е
| Я доверяю вам и этим помогаю вам поверить в себя
|
| +
|
|
|
|
|
| Я не склонен проявлять доверие и не помогаю вам поверить в себя
| Ж
| Я справедлив в общении с вами
|
|
|
| +
|
|
|
| Я не справедлив
| З
| Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с вашим мнением
|
|
| +
|
|
|
|
| Я авторитарен, не склонен терпеть возражения, жестко ограничиваю ваше поведение
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП.
На одном из уроков я обратился к учащимся со следующими словами: «Я нахожусь в самом начале своей педагогической деятельности, поэтому мне бы очень хотелось узнать ваше мнение обо мне. Оно несомненно будет для меня очень полезным. Сейчас я попрошу вас оценить меня по нескольким признакам. Прошу также учесть, что ваше мнение будет тем полезнее для меня, чем оно искреннее. Поэтому старайтесь, пожалуйста, ни приукрашивать, ни очернять меня. Сейчас я предложу вам таблицу и дам соответствующие пояснения».
После обработки данных таблиц я приступил к вычислению средних значений по шкалам. После этого я перешел к сравнительному анализу своей профессиональной самооценки, полученной от учащихся. Самым удобным способом выражения является построенный график, в котором совмещены оба результата.
Обработав таблицы, которые заполняли ученики моего 9 класса (заполненные учениками таблицы приложены к данному отчету), можно приступить к подсчету средних оценок по всем шкалам. Искомый коэффициент будет считаться по следующей формуле:
К = 1 – Σdi / 48 , где Σdi– сумма разностей между моей самооценкой и средней оценкой, данной учащимися по всем шкалам, взятая по абсолютной величине.
К (A) = 9 / 15 = 0.6
К (Б) = 10 / 15 = 0.6(6) ≈ 0.7
К (B) = 6 / 15 = 0.4
К (Г) = 4 / 15 = 0.2(6) ≈0.3
К (Д) = 18 / 15 = 1.2
К (Е) = 22 / 15 = 1.4(6) ≈ 1.47
К (Ж) = 12 / 15 = 0.8
К (З) = -4 / 15 = -0.2(6) ≈ 0.27
График:
гипотеза
эксперимент
Общий результат: k = 1 – 5.74 / 48 = 1 – 0.11958(3) = 0.880417 ≈ 0.89.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|