Побеседовав с учителем Марков Е. А. накануне урока, я узнал, что основной целью урока будет изучение причин перехода к НЭПу, его сущность и отличие от политики «военного коммунизма». Этот урок логично встраивался в систему уроков изучаемого периода, являясь связующим звеном между политикой военного времени и мирного периода истории. Проводить этот урок учитель планирует, опираясь на знания учащихся. Предполагается, что, зная основные черты политики «военного коммунизма» и изучая примеры НЭПа, учащиеся смогут ответить на вопрос об изменении экономической ситуации в стране.
Действия и поведение учителя
| Действия и поведение учащихся
| Пометки с использованием схемы анализа
|
Учитель входит в класс, ждет, пока дети успокаиваются, здоровается.
| Дети подготавливаются к уроку, встают у своих мест, здороваются с учителем.
| Учитель строг и деловит, это оказывает дисциплинирующее воздействие на учеников. Начало урока было четким.
|
Учитель рассказывает план сегодняшнего урока: опрос материала (в т.ч. по карточкам), затем объяснение нового материала.
| Учащиеся сначала слушают, потом начинают листать учебники, и читать, кто что успеет.
|
|
Учитель выбирает учеников для работы по карточкам. С остальными проводит беседу в виде фронтального опроса по изученному материалу.
| Ученики работают с карточками. Остальной класс отвечает на вопросы учителя.
| Используется дифференциация для работы на уроке.
|
При опросе А. В. старается задействовать как можно больше учеников, при этом принимает ответы только у ребят, поднявших руку (т.е. не выкрики с места)
| Ученики начинают активно втягиваться в работу класса, при этом «учатся» правильному поведению на уроке.
| Применение дисциплинирующих воздействий. Активное вовлечение класса в учебный процесс.
|
Учитель призывает класс хорошо подумать над следующим вопросом, за правильный ответ на который А. В. обещает поставить пятерку. Вопрос: зачем войска РККА начали войну с Польшей.
| Юноша поднимает руку и отвечает, класс внимательно слушает, а потом дополняет. Ученик получает обещанную оценку.
| Активизирует мотивацию работы на уроке. Использует логические формы мышления, акцентирует внимание.
|
Учитель подводит итоги опроса, просит заканчивать работу с карточками, говорит оценки, полученные учащимися за опрос.
| Класс постепенно расслабляется, отличившиеся ребята радуются хорошим оценкам.
| Поощряет работу, тем самым усиливая мотивацию других школьников, которые не участвовали в опросе.
|
Далее Е. А. приступает к изложению нового материала, проговаривает цель урока. Перед тем как начать непосредственное изложение нового материала учитель ставит вопрос, ответ на который ученики должны дать в конце урока: «Была ли новая экономическая политика действительно новой?»
| Ученики внимательно слушают. Особо нетерпеливые начинают «отвечать» на поставленный вопрос уже сейчас.
| Цели урока формулирует сам, но делает акцент на то, что сегодня им особенно потребуются усвоенные ранее знания. Учитель организует познавательную деятельность учащихся на уроке, ставя проблемный вопрос.
|
Учитель излагает новый материал, записывает основные даты и события на доске.
| Учащиеся внимательно слушают и ведут записи в тетрадях.
| Используется объяснительно-иллюстративный метод, чередование способов работы на уроке.
|
Далее Е. А. просит учеников назвать причины введения НЭПа, опираясь на знания политики «военного коммунизма», а также только что изложенные основные моменты и характеристики политики НЭПа.
| Ученики отвечают с места, иногда ошибаются. Затрагивают не главные аспекты. С помощью наводящих вопросов учителя ребята сами рассказывают о последствиях НЭПа.
| Ученики используют различные мыслительные операции: синтез, сравнение, обобщение, анализ. Вопросы учителя помогают учащимся в изучении новых знаний. Учитель акцентирует внимание и мыслительную активность учащихся.
|
В конце урока учитель вновь повторяет свой вопрос. Просит ответить с аргументацией своей позиции.
| Учащиеся отвечают. Мнения разделяются, но большинство считают, что это «не новая» экономическая политика. Ученики объясняют, почему они так считают.
| Используя обобщение, ученики могут ответить на вопросы, объяснить свою позицию.
|
Е. А. подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке. Задает домашнее задание.
| Учащиеся начинают шуметь, после звонка подходят к учителю для уточнения некоторых вопросов.
| Учитель поощряет учащихся с желанием работы на уроке (мотивация). Учитель контактен, хотя к концу урока ему тяжелее поддерживать дисциплину в классе.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.