Анализ эпизода драматического произведения.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Планы разборов по литературе. Примерный план характеристики художественного образа-персонажа Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Анализ эпизода драматического произведения. Эпизод– это законченный, но не изолированный отрывок из текста, и наша задача — через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию. Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, авторским ремаркам, осмысление их роли, значения для образа в целом, в то же время анализ предполагает и обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений. Вы должны: — охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?) — охарактеризовать героев — участников эпизода; их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; — кратко проанализировать речь участников диалога; — сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); — выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков; — проследить логику развития авторской мысли; — отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу; — сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода. — показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; — показать роль эпизода в раскрытии авторского замысла. Не заменять анализ эпизода пересказом эпизода! Подробный план анализа эпизода худ. произведения. Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения , нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана . 1. Определить границы эпизода , дать ему название. 2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. 3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: o кто они? o каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)? 4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала). 5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: o автора; o персонажей, особенно если это эпизод-диалог. 6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода. 7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: o их отношение к событию; o к вопросу (проблеме); o друг к другу; o кратко проанализировать речь участников диалога; o сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев; o выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); o определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде . 8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода : его завязки, кульминации, развязки. 9. Выявить художественные детали в эпизоде , определить их значимость. 10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода . 11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке. 12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода . 13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.). Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|