Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление и связь в лечебно-профилактическом учреждении.



Приложение отрабатывается с отражением структуры штаба ГО ЛПУ и должностных лиц, с указанием органов управления МСС ГО, медицинских учреждений и других организаций с которыми

Осуществляется взаимодействие, территориального (местного) управления по делам ГО ЧС (указываются служебные телефоны каждого должностного лица).

Приложение подписывается начальником штаба ГО и утверждается руководителем ГО объекта — главным врачом.

 

Кроме текстовой части плана и приложений, начальник штаба ГО ЧС должен иметь необходимый справочный материал, документы нормативно-правовой базы, регламентирующие организацию и ведение гражданской обороны в масштабе объекта, района, города, субъекта Российской Федерации.

Проверка реальности разработанного плана на учениях должна быть приближенной к возможной обстановке на объекте, выполнение мероприятий плана проводится по времени "час за час", при этом требуется хорошая подготовка должностных лиц штаба ГО ЧС, руководящего состава гражданских организаций (формирований), всего персонала объекта здравоохранения.

В соответствии с рекомендациями на объектах здравоохранения целесообразно разрабатывать единый план действий на мирное и военное время. Этому есть обоснование, т.к. многие мероприятия проводятся на объектах как при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, так и в военное время. К числу таких мероприятий относятся: создание единого органа управления объекта—КЧС и ПБ (штаба ГО); мероприятия по защите объекта от воздействия аварий и катастроф и от современных средств ведения войны; повышение устойчивости функционирования объекта; организация работы объекта (ЛПУ) при массовом поступлении пораженных (больных); организация эвакуации объекта (в мирное время из возможных зон затопления, радиоактивного загрязнения, а на военное время - в загородную зону); перевод объекта здравоохранения на работу в строгом противоэпидемическом режиме; действия при угрозе террористического акта однозначны в мирное и военное время.

Существенная разница в планировании мероприятий на объектах здравоохранения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени состоит в том, что на военное время может значительно сокращаться кадровый состав объекта здравоохранения (врачей, среднего медперсонала) в связи с призывом в Вооруженные силы, а также, в отличие от возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени, в военное время существует постоянная опасность возникновения очагов поражения, то есть объекты здравоохранения обязаны находиться в состоянии повседневной готовности.

Одновременно с планированием мероприятий ГО, на объектах здравоохранения в соответствии с Федеральным законом "О Гражданской обороне", принятого Государственной Думой 26.12.1997 г., по заданию вышестоящего органа управления здравоохранения создаются формирования МСС ГО:

в больницах — бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) различного профиля и

врачебно-сестринские бригады (в зависимости от имеющихся кадровых возможностей);

в поликлиниках — отряды первой медицинской помощи (ОПМ), если это предусмотрено заданием и врачебно-сестринские бригады;

в институтах (академиях, университетах), имеющих клиническую базу, — бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

в центрах Госсанэпиднадзора и др. учреждениях госсанэпидслужбы — соответствующие формирования санитарно-противоэпидемического профиля;

в аптеках — аптечные летучки для медицинского снабжения ОПМ при их работе в очагах поражения.

Учитывая, что ОПМ является по своей организационно-штатной структуре и по предназначению универсальным формированием, оказывающим медицинскую помощь в различных очагах поражения, недопустимо его создание на базе родильных домов, узкопрофилированных лечебных учреждений (психиатрические больницы, диспансеры и др.).

На созданный ОПМ оформляется паспорт по установленной форме, который содержит следующие сведения:

база создания (наименование медицинского учреждения, адрес, телефон);

место сбора (приведения в готовность);

маршрут выдвижения ОПМ в составе группировки сил ГО в очаг поражения;

календарный план основных мероприятий при приведении ОПМ в готовность и работе в очаге поражения;

штатно-должностной список по отделениям ОПМ с указанием специальности, домашнего адреса, телефона персонала;

ведомость потребности и обеспеченности транспортом с указанием вида транспорта, откуда прибывает, срок прибытия, ответственный за поставку транспорта;

ведомость потребности и обеспеченности медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом с указанием имущества по группам (медикаменты, антибиотики, препараты крови и кровезамещающие растворы, бактерийные препараты, дезинфекционные средства, перевязочные средства, средства транспортной иммобилизации, медицинские предметы, приборы, аппараты и инструменты, предметы ухода, дезинфекционные аппараты, аптечное оборудование и посуда, лабораторное имущество (реактивы и краски), средства индивидуальной защиты, специальные аппараты (дозиметрические и др. и питание к ним), специальная техника, санитарно-хозяйственное имущество, канцелярские предметы. При этом указывается: положено, имеется в резерве (на складе), поступает, недостающее (не хранится в резерве), откуда, в какой срок, ответственный;

расчет распределения транспорта по отделениям ОПМ:

расчет укрытия персонала в защитном сооружении (по месту основной дислокации и в загородной зоне);

организация управления и связи.

Паспорт имеет формы документов по управлению ОПМ и справочные материалы. Для получения имущества необходимо иметь доверенность.

Паспорт подписывается начальником ОПМ и утверждается руководителем объекта здравоохранения, на базе которого создан ОПМ. Хранится паспорт в папке документов начальника ОПМ. Аналогично заполняется паспорт на каждое другое медицинское формирование МС ГО.

Организационно-штатная структура, предназначение и возможности по оказанию медицинской помощи, организация работы медицинских формирований МС ГО раскрыты в предыдущей главе.

Нештатные аварийно-спасательные формирования общего назначения (объектовые) создаются в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 г., № 999, постановления Правительства г. Москвы от 21.11.2006г. №914-ПП, Указаний Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.02.2007г. № 21/89-дсп.

На объектах здравоохранения формирования создаются приказом руководителя ГО объекта, исходя из реально имеющихся возможностей. Предназначение этих формирований — проведение мероприятий ГО на объекте.

К числу таких формирований, создаваемых на объектах здравоохранения, относятся:

пост радиационного и химического наблюдения (пост РХН) в составе начальника (специалист-радиолог, врач-рентгенолог), разведчика-дозиметриста (средний медработник), разведчика-химика (средний медработник). Оснащение поста: средства индивидуальной защиты (противогаз ГП-7 — 3 шт.; изо -лирующий противогаз ИП-46 — 1 шт.; респиратор — 3 шт., защитная фильтрующая одежда (ЗФО) — 3 шт.; радиометр ДП-5 (ДП-5В) — 1 шт.; прибор химической разведки (ВПХР) — 1 шт.; легкий защитный костюм (Л-1) — 3 шт.; метеокомплект № 3 — 1 шт.;АИ-2 — Зшт.; ИПП-10 — Зшт.; ППИ — 3 шт.; укладка для отбора проб из внешней среды — 1 шт. (при необходимости). Задачи поста РХН: наблюдение и обнаружение факта радиационного, химического, бактериологического (биологического) загрязнения территории объекта;

звено по обслуживанию убежищ и укрытий — в составе командира, сантехника, электрика, слесаря по вентиляции. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5 — 4 шт.; респиратор — 4 шт., защитная фильтрующая одежда — 4 шт.; АИ-2 — 4 шт.; ИПП-10 — 4 шт.; ППИ — 4 шт.); инструмент — поспециальности. Задачи звена: обеспечение жизнедеятельности защитного сооружения. Численность звеньев устанавливается исходя из потребности, но на каждое защитное сооружение не менее 1 звена;

звено связи и оповещения в составе командира, радиста-телефониста, посыльных — 3. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) — 5 шт.; респиратор — 5 шт., защитная фильтрующая одежда — 5 шт.; АИ-2 — 5 шт.; ИПП-10 — 5 шт.; ППИ — 5 шт.; электромегафон — 1 шт.; средства радио и проводной связи объекта. Задачи: обеспечение связи на объекте;

противопожарное звено в составе командира, пожарных — 3-5 чел. Оснащение: одеждой и средствами тушения пожара по инструкции противопожарной безопасности;

группа охраны общественного порядка в составе: командира, охранника — 3-5 чел. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) — 4 шт.; респираторы — 4 шт.; форменная одежда — 4 шт.; АИ-2 — 4 шт.; ИПП-10 — 4 шт.; ППИ — 4 шт.; портативные радиостанции - 2 шт.; (вооружение по согласованию с органами МВД);

аварийно-спасательная группа (в ЛПУ на 600 коек и более) в составе: командира; электромонтера; слесаря-сантехника; слесаря-газовщика, спасателя — 6 чел. Оснащение: средства индивидуальной защиты (ГП-5, ГП-7) — 10 шт.; изолирующий противогаз — 2 шт.; респираторы — 10 шт.; защитный костюм Л-1 — 2 шт.; АИ-2 — 10 шт.; ИПП-10 — 10 шт.; ППИ — 10 шт.; специальное оборудование - в соответствии со специальностью личного состава. Задачи: локализация аварий на объекте, спасение пораженных в завалах (вынос, оказание помощи).

Количество и профиль формирований, создающихся на объектах здравоохранения, определяет руководитель ГО объекта по согласованию с органом управления ГО ЧС района, города.

 

Подготовка ЛПУ (ОПМ) к приему пораженных (больных) при массовом поступлении из очага поражения включает заблаговременное проведение ряда практических мероприятий:

детальное изучение планировки приемного отделения, его возможностей, направлений движения потоков пораженных при их внутрибольничной транспортировке, пропускной способности (лифты, технические средства транспортировки, кадры носильщиков) с целью реорганизации отделения в приемно-сортировочное;

в соответствии с заданием и разработанным планом (действиями) ГО ЛПУ практически в палатах, кабинетах, коридорах, вестибюлях (на свободных площадях отделений) определение порядка развертывания коечной сети на военное время;

изыскание возможностей (если предусмотрено заданием) дополнительного развертывания операционных и перевязочных столов, коек в реанимационном отделении, в палатах интенсивной терапии;

перераспределение кадров по отделениям с учетом призванных в Вооруженные силы и ушедших в состав НАСФ (формирований) и МСС ГО, которые будут работать в очаге поражения;

создание запаса медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, распределение имущества текущего довольствия по отделениям с учетом выполняемых ими задач при массовом поступлении пораженных (больных), при необходимости приписка имущества от других учреждений.

практическая отработка порядка выписки больных на амбулаторное лечение, подготовка защищенного стационара для нетранспортабельных больных, а при его отсутствии согласование вопроса о направлении нетранспортабельных больных в другое учреждение, где стационар имеется;

согласование организационных вопросов при эвакуации ЛПУ, если она предусмотрена, в загородную зону и в других случаях по выделению транспорта, маршрутов движения и времени занятия этих маршрутов, помещений в загородной зоне; и др.;

проработка вопросов защиты персонала и больных и обеспечения устойчивой работы в условиях различной обстановки;

могут быть и другие мероприятия, вытекающие конкретно из задания ЛПУ на военное время. ЛПУ в военное время может функционировать в месте постоянной дислокации и после ее эвакуации в загородную зону. В зависимости от этого зависит ее подготовка.

Развертывание приемно-сортировочного отделения ЛПУ при работе в месте постоянной дислокации предусматривает организацию работы распределительного поста (РП) в составе врача (фельдшера), 2-х средних медицинских работников, 2-4 регулировщиков (из формирования ГО больницы), при необходимости дозиметриста (химика) в зависимости от обстановки для определения радиоактивного (химического) загрязнения поступающих пораженных.

РП оборудуется средствами подачи сигналов ГО, связью с приемно-сортировочным отделением и штабом ГО (пунктом управления ГО ЛПУ), указателями с обозначением потоков пораженных. Для регулирования пропуска транспорта на территорию ЛПУ устанавливается шлагбаум.

Оснащение РП: средства индивидуальной защиты, фонарики электрические, флаг Красного Креста, приборы для определения уровней радиоактивного (химического) загрязнения. Задача РП — распределение пораженных по потокам: носилочные, ходячие, имеющие радиоактивное (химическое) загрязнение, инфекционные больные.

При расположении РП от приемно-сортировочного отделения на расстоянии не более 100 м ходячие пораженные снимаются с транспорта и направляются пешим порядком по своему потоку, а носилочные на машине доставляются к месту их разгрузки. При больших расстояниях машина сначала направляется к месту разгрузки ходячих, а затем - носилочных. Для убытия машин с территории больницы оборудуется отдельный выезд. В целях расширения возможностей по разгрузке пораженных и их приема в отделение в зависимости от прогнозируемой обстановки и плана развертывания приемно-сортировочного отделения оборудуется необходимое количество мест разгрузки, в каждом создается обменный фонд носилок, должны иметься средства транспортировки пораженных и носильщики.

Схема развертывания, оснащение и организация работы приемно-сортировочного отделения ЛПУ определяются его задачами:

прием и сортировка пораженных (больных) и направление в соответствующее отделение больницы;

оказание неотложной по жизненным показаниям медицинской помощи пораженным (больным);

изоляция пораженных (больных), которые представляют опасность для окружающих;

проведение частичной или полной санитарной обработки пораженных (больных) в зависимости от характера их загрязнения и состояния тяжести;

ведение учета поступающих пораженных (больных), организация справочной службы, сбора и хранения документов, ценных вещей пораженных (больных), ведение медицинской документации отделения.

Для развертывания приемно-сортировочного отделения дополнительно используются площади коридоров, вестибюлей, смежных с приемным отделением помещений.

В отделении в соответствии с потоками пораженных (больных) стандартными металлическими подставками или деревянными козлами оборудуются места для размещения санитарных носилок, располагаемых для удобства проведения сортировки рядами. Сортировочная бригада (врач, 2 медицинских сестры, медрегистратор) работают на закрепленном для нее участке.

На каждого пораженного (больного) оформляется история болезни (паспортная часть, диагноз, что сделано по оказанию помощи в отделении; его направление (в какое отделение). При поступлении пораженного (больного) с первичной медицинской карточкой ГО она вклеивается в историю болезни, а если карточки не оказалось, то она оформляется, ее корешок остается в приемно-сортировочном отделении, а отрывная часть вклеивается в историю болезни.

Первичная медицинская карточка ГО является первичным документом учета пораженных (больных) и по завершении работы отделения установленным порядком сдается для отчета о поступивших пораженных (больных).

При необходимости в ходе проведения сортировки пораженных (больных), когда возникает угроза жизни, оказывается неотложная медицинская помощь либо на месте, либо в перевязочной (процедурной, операционной) приемно-сортировочного отделения. Для оказания помощи отделение должно иметь соответствующее оснащение.

В составе приемно-сортировочного отделения развертываются инфекционный и психоневрологический изоляторы для временного по экстренным показаниям размещения в них пораженных, нуждающихся в изоляции. Имеющиеся диагностические кабинеты в составе приемного отделения мирного времени выполняют свои задачи.

Санитарный пропускник организует свою работу с учетом сложившейся обстановки. При необходимости, когда поступают пораженные из очагов с радиационным или химическим загрязнением, он перестраивается на особый режим работы. В этом случае работа организуется с соблюдением норм, исключающих загрязнение персонала и других пораженных. В отделении разграничиваются чистая и грязная его половины. На чистую половину пораженные, имеющие загрязнение, должны поступать только после полной санитарной обработки со сменой загрязненной одежды. Загрязненная одежда после ее маркировки собирается в прорезиненные мешки и складируется в специально отведенном помещении до повторного обследования характера ее загрязнения и решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении. Об одежде, подлежащей уничтожению, представляющей опасность поражения, информируются пораженные (больные), и в истории болезни делается соответствующая запись.

При имеющейся сложности развертывания приемно-сортировочного отделения в помещении ЛПУ организуется сортировочная площадка вне здания, что возможно при соответствующих погодных условиях и планировки прилегающей к приемному отделению больницы территории. Преимущества в организации приема и сортировки пораженных на сортировочной площадке в том, что ускоряется разгрузка поступающих пораженных (больных), освобождение транспорта, что в конечном итоге приводит к ускорению вывоза пораженных из очага. Однако при этом не ускоряется поступление пораженных в отделения ЛПУ, оказание им соответствующей медицинской помощи. С сортировочной площадки до отделений ЛПУ увеличивается расстояние для транспортировки пораженных, на сортировочной площадке, по сравнению с развертыванием приемно-сортировочного отделения в помещении, существенно ограничиваются возможности по оказанию неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям.

Необходимо разумно сочетать эти два варианта работы приемно-сортировочного отделения, отдавая предпочтение его развертыванию в помещении. Состояние готовности приемно-сортировочного отделения зависит от его укомплектованности соответствующими кадрами: врачами, средним медицинским и обслуживающим персоналом.

На часы интенсивного поступления пораженных (больных) в приемно-сортировочном отделении должны работать сортировочные бригады, созданные из врачей и средних медицинских работников других отделений с учетом профиля поступающих пораженных (больных). По мере уменьшения потока поступающих пораженных (больных) медперсонал возвращается в свои отделения.

Заслуживает особого внимания организация внутрибольничной транспортировки пораженных (больных). Этот вопрос возникает как при массовом поступлении пораженных, так и при экстренной эвакуации больных (при терактах, пожарах и др.). Имеющиеся возможности ЛПУ решить эту проблему весьма ограничены, в связи с чем необходимо изыскать возможности привлечения дополнительных кадров для переноски (перевозки) пораженных (больных). От организованной работы приемно-сортировочного отделения зависит работа лечебно-диагностических отделений ЛПУ. В приемно-сортировочном отделении определяются предварительный диагноз, направление в соответствующее отделение срочность оказания специализированной (квалифицированной) медицинской помощи. В приемно-сортировочном отделении при массовом поступлении пораженных (больных) в составе сортировочных бригад должны работать наиболее опытные врачи соответствующего профиля, они отбирают состав пораженных для своих отделений.

Подготовка лечебно-диагностических отделений проводится в соответствии с заданием для них. Они обеспечивают подготовку планируемых коек по определенному профилю. Это может быть выполнено за счет выписки больных на амбулаторное лечение и путем дополнительного развертывания коек с их уплотнением в палатах, коридорах, вестибюлях.

В расчете указывается, из каких отделений и в каком количестве выписываются больные в срок 2-4 часа, сколько больных можно перевести в другие отделения, и сколько коек дополнительно развертывается, в итоге - возможности отделения по приему пораженных (больных) из очага поражения и его профиль.

При поступлении пораженных с травмами и ожогами возрастает нагрузка на операционно-перевязочный блок. В операционных (перевязочных) целесообразно организовать работу хирургической (ожоговой) бригады конвейерно на 3-х столах: на первом ведется подготовка к операции (медицинская и операционная сестры и при необходимости анестезистка, врач-анестезиолог); на втором - выполняется хирургическое вмешательство (операция); на третьем - завершение хирургического вмешательства (операции) не хирургической бригадой, а средними медицинскими работниками (повязка, смена инструментария и т.д.), а хирургическая бригада переходит к первому столу, где пораженный подготовлен к операции, инструментальный столик накрыт.

Такая методика работы значительно повышает пропускную способность операционно-перевязочного блока.

На военное время в целях обеспечения подготовки ЛПУ к функционированию и выполнению задач в соответствии с заданием осуществляется выписка больных, которые могут лечиться амбулаторно. Распоряжение на выписку больных может поступить в любое время суток, срок выписки и освобождения коек не более 4 часов.

Лечащий врач на лицевой стороне истории болезни обозначает, в зависимости от состояния больного: "В" — на выписку; "Н" — нетранспортабельный; "Э" — подлежащий эвакуации. В связи с этой маркировкой при отсутствии лечащего врача представляется возможным провести сортировку больных. Наиболее сложно провести выписку больных в ночное время. В этих случаях больные, подлежащие выписке на амбулаторное лечение, могут временно (до утра) размещаться в помещении больницы, освобождая занимаемые ими койки в отделениях.

 

При подготовке ЛПУ к эвакуации в загородную зону предусматривается: определение мест погрузки персонала, больных и имущества по подразделениям; очередность погрузки в зависимости от выделяемых транспортных средств; согласование с органами управления ГО ЧС маршрута выдвижения; решение вопроса вывоза членов семей персонала; формирование погрузочных команд.

Не допускается перевозка персонала и больных на неприспособленном автотранспорте (на самосвалах, прицепах, в фургонах). На каждой машине назначается старший, который обязан хорошо знать маршрут выдвижения к месту размещения больницы в загородной зоне, месторасположение медицинских учреждений на маршруте движения, строго выполнять правила техники безопасности.

Нерационально вывозить ЛПУ железнодорожным транспортом, особенно на небольшие расстояния, до 100-150 км. Много времени при этом затрачивается на погрузочно-разгрузочные мероприятия и требуется выделять автотранспорт до станции погрузки и от станции разгрузки в загородной зоне.

ЛПУ и другие объекты здравоохранения при их эвакуации в загородную зону относятся к числу продолжающих работу. Они вывозят необходимое оборудование, без которого не в состоянии организовать работу.

ЛПУ в загородной зоне развертывается в приписанных общественных зданиях (пансионатах, школах и т.д. с круглогодичным функционированием).

Для защиты персонала и больных в загородной зоне оборудуется противорадиационное укрытие с коэффициентом ослабления радиации не менее 100, а в городах оборудуются стационары для нетранспортабельных больных.

Основные требования к проектированию и строительству защитных сооружений в здравоохранении изложены в Нормах инженерно-технических мероприятий ГО.

Убежища сооружаются встроенные и отдельно стоящие. Преимущество отдается встроенным убежищам.

Противорадиационное укрытие(ПРУ) в пределах действия ударной волны проектируются в помещениях подвалов и цокольных этажей, а за пределами воздействия ударной волны — в подвалах, подпольях на первых и цокольных этажах зданий.

ПРУ для учреждений здравоохранения должны иметь следующие основные помещения: для больных и отдельно для выздоравливающих, медицинского и обслуживающего персонала, процедурную (перевязочную), буфетную, посты медицинских сестер, санитарный узел, вентиляционную, место хранения одежды и инвентаря.

Для больниц хирургического профиля следует дополнительно предусматривать операционно-перевязочную, предоперационную.

Количество входов в ПРУ определяется в зависимости от вместимости. При укрытии 50 человек допускается 1 вход.

В целях повышения степени защиты ПРУ от воздействия ионизирующих излучений необходимо выполнить ряд конструктивных решений:

устройство пристеночных экранов из мешков с песком, из камня, кирпича высотой 1,7 м от отметки пола внутри ПРУ (если это первый этаж);

обвалование выступающих частей стен на полную высоту снаружи;

укладка дополнительного слоя грунта на перекрытии, при необходимости установка дополнительных поддерживающих прогонов и стоек;

заделка лишних проемов в ограждающих конструкциях, устройство стенок-экранов на входах;

окна заделываются на высоту 1,7 м от отметки пола, допускается выше оставлять отверстие не более 0,3 м, которое должно герметизироваться щитом или занавесью.

Вентиляция в ПРУ может быть естественной (до 50 человек укрываемых) или с механическим побуждением (если укрывается более 50 чел.).

В ПРУ для учреждений здравоохранения должна быть вентиляция только с механическим побуждением.

При отсутствии центрального водоснабжения норма питьевой воды в баках — 2 л на укрываемого в сутки. Резервуар-выгреб для сбора нечистот — 2 л в сутки на 1 укрываемого.

Эксплуатация защитных сооружений в учреждениях здравоохранения организуется группами или звеньями из состава рабочих и служащих объекта, где имеются эти защитные сооружения.

Приведение в готовность ЗС осуществляется по распоряжению руководителя ГО объекта. В мирное время разрешается использовать ЗС для хозяйственных нужд с занятием не более 60% площади.

Для приведения в готовность ЗС в планах предусматривается дополнительное выделение персонала из числа работающих, которые поступают в распоряжение командиров звеньев и группы ГО по обслуживанию ЗС.

 

Большим разделом ведения гражданской обороны на объектах здравоохранения является повышение устойчивости их функционирования в военное время. Заблаговременная целевая подготовка всей системы и каждого отдельно взятого звена и объекта здравоохранения к работе может в определенной степени уменьшить поражающее воздействие, оказывать положительное влияние на организацию медицинского обеспечения населения в создавшейся сложной обстановке.

Подготовка здравоохранения к устойчивому функционированию в экстремальных условиях мирного и военного времени требует затраты материальных и финансовых средств, и, следовательно, продуманного и рационального планирования и проведения мероприятий.

Приступая к решению вопросов повышения устойчивости функционирования системы здравоохранения и ее объектов, необходимо четко представлять конечную цель и эффективность тех мероприятий, которые планируется провести.

При этом необходимо учитывать специфику как самих регионов, так и характерные особенности деятельности здравоохранения и его объектов в зависимости от их предназначения.

Устойчивость функционирования здравоохранения как целостной системы в масштабе района, города, области, республики обеспечивается путем решения конкретных задач по устойчивой работе каждого отдельно взятого объекта здравоохранения путем организации четкого взаимодействия между ними и взаимодействия с другими службами ГО, обеспечивающими в той или иной степени работу учреждений и формирований здравоохранения.

Мероприятия по повышению устойчивости работы объектов здравоохранения не могут быть выполнены одномоментно ни с точки зрения их целесообразности, ни с точки зрения экономических возможностей.

Они должны иметь четкое подразделение на мероприятия первой и второй очереди с учетом специфики каждого объекта здравоохранения.

При этом необходимо иметь в виду, что вопросы устойчивости работы объектов здравоохранения должны отражать их деятельность в мирное время при возникновении экстремальных условий, связанных с стихийными бедствиями и авариями, и в военное время при возникновении очагов поражения.

Для всех объектов здравоохранения можно сформулировать общие вопросы, по которым оценивается устойчивость их функционирования в экстремальных условиях мирного и военного времени.

К числу этих общих вопросов относятся:

анализ исходных данных по характеристике объекта, которые обусловливают состояние устойчивости его работы;

прогнозирование возможного воздействия на объекты поражающих факторов при возникновении катастроф в мирное время и современных видов оружия в ходе войны;

оценка готовности объекта к работе в экстремальных условиях мирного и военного времени с учетом особенностей региона, города и прогнозируемой обстановки при возникновении катастроф в мирное и военное время;

определение перечня мероприятий, повышающих устойчивость работы объекта и сроков их проведения;

определение критериев восстанавливаемости и возобновления работы объекта, подвергшегося воздействию поражающих факторов.

Одновременно с общими вопросами оценки устойчивости функционирования объектов здравоохранения имеются и специфические вопросы, характерные для каждого объекта.

В соответствии с указанием соответствующего руководителя здравоохранения отрабатываются:

приказ руководителя ГО объекта здравоохранения "О проведении исследования устойчивости работы объекта здравоохранения";

план проведения исследования устойчивости работы объекта здравоохранения в мирное и военное время;

календарный план подготовки и проведения исследования.

В соответствии с указанными документами отрабатываются частные планы исследования по конкретным направлениям работы групп исследования.

В приказе руководителя ГО объекта здравоохранения определяются:

основная задача исследования, исходя из специфики объекта и задач, решаемых в мирное и военное время;

состав группы исследования и сроки завершения ее работы;

основные направления работы группы исследования и порядок представления материалов по результатам исследования;

порядок материально-технического обеспечения мероприятий, проводимых мероприятий в ходе исследования;

состав привлекаемых функциональных подразделений и служб объекта здравоохранения на период исследования, и ограничения при проведении исследовательских работ.

Приказ доводится до исполнителей и привлекаемого в ходе исследования персонала объекта.

В плане исследования отражаются:

основные цели по этапам и конечная цель исследования:

содержание вопросов исследования с указанием сроков их исполнения, применяемые методы исследования, конкретное содержание работы руководителя и привлекаемого персонала отделений и служб, материально-техническое обеспечение, финансовые затраты и ожидаемые результаты.

Календарный план подготовки к проведению исследования определяет перечень подготовительных мероприятий по срокам их выполнения и ответственных исполнителей. К числу таких мероприятий можно отнести:

подготовку руководящего состава и ведущих специалистов, всего персонала, который будет привлекаться в ходе исследования;

отработку необходимых документов, используемых при проведении исследования;

подготовку материально-технической базы.

Приказ руководителя ГО объекта, план исследования и календарный план подготовки к исследованию - это три основных взаимосвязанных документа, определяющих содержание всей работы по данной проблеме.

Работа группы исследования начинается с обобщения и анализа исходных данных по характеристике объекта здравоохранения, на основе которых заполняется паспорт объекта.

В паспорте объекта необходимо иметь сведения, наиболее полно и всесторонне характеризующие объект с точки зрения его готовности к работе в экстремальных условиях мирного и военного времени, а при его дислокации в городе,- возможности по эвакуации в ограниченные сроки.

Паспорт объекта содержит следующие разделы:

-характеристика общих данных по организационной структуре объекта здравоохранения включает: наименование учреждения и адрес его расположения (телефоны руководства); коечная емкость, число посещений за день(для поликлиник); численность персонала, в т.ч. врачи, средний медперсонал, технический и др. состав; количество отделений (отделов, лабораторий, служб) с указанием их коечной емкости; численность персонала по штату и фактически, в том числе врачей, средних медработников, др. персонала.

-характер размещения объекта отражается на плане-схеме объекта в масштабе, на котором указывается:

размещение корпусов с их нумерацией и развернутыми в них отделениями;

наличие защитных сооружений (встроенных, отдельно-стоящих) с обозначением расчетной нагрузки (кг/см2) и вместимости нетранспортабельных больных или персонала;

наличие защитных сооружений за пределами территории объекта, которые планируются для защиты персонала и больных, их характеристика по вместимости и защитным свойствам;

наличие свободных (не заваливаемых) территорий, которые могут быть использованы для (строительства простейших защитных сооружений;

наличие и характеристика водоемов с указанием запаса воды, пожарных гидрантов;

количество вводов централизованных сетей электроснабжения, водоснабжения, канализации и наличие соответствующих автономных источников, их характеристика по обеспечению жизнедеятельности объекта;

транспортные коммуникации и развязки на них; протяженность, ширина проезжей части, покрытые, заваливаемые участки, резервные выезды на городскую дорожную сеть, погрузочные площадки у корпусов;

-характеристика защитных свойств корпусов объекта здравоохранения. В пояснительной записке на плане-схеме объекта указывается его местонахождение по отношению к геометрическому центру города (районного центра, населенного пункта) и по отношению к химически опасным и другим опасным объектам с указанием расстояния и возможных последствий аварий на этих объектах. При их наличии указываются и другие особенности прилегающих территорий (зоны затопления, селевые потоки, сходы снежных лавин и т.д.). Для сейсмоопасных регионов указывается сейсмостойкость строений (в баллах).

-характеристика ресурсов снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом проводится с учетом всех имеющихся источников снабжения. При этом учитывается, прежде всего, обеспеченность и состояние готовности по имуществу созданных формирований для работы в очагах катастроф мирного и военного времени. Они приоритетно должны иметь наиболее полную оснащенность. Затем учитывается обеспеченность имуществом объекта здравоохранения при выполнении задачи мирного и военного времени.

-состояние защиты персонала и больных исследуется по вариантам:
при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

при внезапном нападении противника;

при планомерном проведении мероприятий по переводу объекта здравоохранения с мирного на военное положение.

При этом учитывается обеспеченность персонала и больных защитными сооружениями: убежищами, противорадиационными укрытиями, приспособленными укрытиями, средствами индивидуальной защиты, в т.ч. и медицинскими средствами индивидуальной защиты (АИ-2, ИПП-8, ИПП-10, ППМ). Кроме того, отражается решение вопросов эвакуации объекта здравоохранения (при его расположении в городе).

Для объектов здравоохранения, имеющих задание на передислокацию и организацию работы в загородной зоне, исследуется состояние готовности по месту их развертывания. Необходимо иметь данные по характеристике отводимых для объекта здравоохранения зданий с точки зрения их пригодности для обеспечения работы функциональных отделений (размеры площади, наличие пищеблока, водоснабжение, электроснабжение, отопление, канализация, подъездные пути и т.д.). Коммунально-бытовое обеспечение объекта здравоохранения, развертываемого в загородной зоне, включает большой круг вопросов, в зависимости от конкретных условий. Это и банно-прачечное обслуживание, и обеспечение продуктами питания, и наличие запасов топлива, и др.

При этом в процессе оценки можно выделить четыре последовательных этапа:

оценивается состояние устойчивости функционирования объекта по месту постоянной дислокации (в городе);

готовность и обеспеченность ЛПУ всем необходимым для ее передислокации в установленные сроки в загородную зону;

возможность развертывания ЛПУ на заданную коечную емкость в загородной зоне в соответствии с планом;

способность функционирования в загородной зоне в соответствии со своим предназначением в условиях поступления массового потока пораженных.

По существу, эти этапы оценки устойчивости функционирования в военное время присущи и для других учреждений здравоохранения, но с учетом специфики их предназначения.

Завершающим этапом работы по исследованию и оценке устойчивости функционирования объекта здравоохранения является отработка плана основных мероприятий, которые необходимо провести, чтобы повысить устойчивость его работы в мирное и военное время.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в плановом порядке выполнить наиболее затратоемкие работы заблаговременно, а работы второй очереди могли бы быть проведены в сжатые сроки.

В первую очередь обращается внимание на устранение "узких мест", снижающих устойчивость функционирования объектов здравоохранения.

В некоторых случаях для решения каких-то вопросов не требуется приложения особых усилий и значительных затрат материальных и денежных средств. Например, обустройство 2-3 дополнительных въездов-выездов на территорию объекта (аптечный оклад, больница) значительно облегчают маневрирование транспортом и ускоряют выполнение эвакуационных мероприятий.

При отработке плана основных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта здравоохранения важно еще и оценить реальность выполнения планируемых мероприятий вообще, и тем более в ограниченные сроки. Бесспорно, что в целях надежной защиты персонала и больных надо строить защитные сооружения. Но при этом необходимо учитывать наличие лимитов на соответствующие материалы, наличие подрядных организаций и др. факторы.

То же можно сказать и о накоплении автономных энергоисточников.

Все планируемые мероприятия можно сгруппировать в следующие разделы:

-обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала, членов их семей и больных по месту постоянной дислокации, а для городских объектов здравоохранения и в загородной зоне;

-повышение степени физической устойчивости зданий, сооружений и коммуникаций объекта (электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и канализационной системы);

-повышение противопожарной стойкости, защиты зданий;

-повышение устойчивости управления, оповещения и связи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.