Международные отношения, мировая политика и внешняя политика: проблема соотношения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства, общественные движения и организации, международные неправительственные организации. Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств. На развитие международных отношений влияет такой важный фактор, как мировая политика. Международная политика это деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними на надгосударственном и наднациональном уровне (пр. - в рамках ООН). Данный термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики. Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы: ♦ Межгосударственные отношения. ♦ Отношения между региональными межгосударственными объединениям. ♦ Всемирные правительственные и неправительственные организации. Международные отношения должны объективно достигать уровня международного сотрудничества. Объективная необходимость перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века и отражают всеобщую тревогу и озабоченность. В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования (на языке хинди - "панча шила"), впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года: = Уважение территориальной целостности и суверенитета. = Ненападение. = Невмешательство во внутренние дела друг друга. = Равенство и взаимная выгода. = Мирное сосуществование. Концепции международных отношений Международные отношения представляют собой пространство, в котором протекают процессы мировой политики. Мировая политика и международные отношения взаимозависят. Анализ мировой политики и международных отношений проводится в рамках геополитики и политической глобалистики. Международные отношения возникли вместе с появлением государств. Проблемы отношений между государствами рассматривались многими учеными, поскольку они имеют такую же давнюю историю, как и сами государства, с появлением которых связано и появление международных отношений. Основным вопросом был и остается вопрос войны и мира. Главным источником политических конфликтов является борьба за власть, за влияние в мировом политическом и экономическом пространстве. Интересы, которые преследуют при этом государства носят идентичный характер: борьба за распределение и перераспределение ресурсов, являющихся источниками богатства, власти, авторитета. Вопрос войны и мира, сущности политических и межгосударственных конфликтов рассматривался по-разному представителями разных эпох, государств и направлений. Н. Макиавелли и Т. Гоббс считали межгосударственные конфликты и войны естественным и неизбежным следствием природы человека и неотъемлемой составляющей любой внешней политики. Поэтому войны предотвратить нельзя, надо стремиться наращивать силу государства, чтобы всегда побеждать. Альтернативный подход предложили Г. Гроций, И. Бентам, И. Кант и др. Они считали, что мир предпочтительнее войны и вполне возможен. Кант отстаивал возможность вечного мира. Примирение враждующих сторон и предотвращение потенциальных конфликтов, согласно либеральной концепции, явится результатом применения моральных регуляторов в политических отношениях. Особые надежды ими возлагались на создание и деятельность международных организаций, а в дальнейшем — будущего «мирового правительства». Эти две исходные концепции отношений между государствами в различных вариациях существуют и в настоящее время, став основой разнообразных внешнеполитических доктрин. Указанные подходы к природе международных отношений в современной политической науке сформировали две полярные точки зрения на природу и сущность войн и межгосударственных конфликтов: политического идеализма и политического реализма. Политический идеализм — это направление политической мысли, согласно которому всеобщий мир возможен и достижим. Сторонники политического идеализма призывали к отказу от насильственных, военных способов в разрешении конфликтов между государствами и решению всех спорных вопросов с помощью переговоров и участия международных организаций, на основе норм морали и международного права. Особая роль в этом отводилась действию общественного мнения, системе коллективной безопасности. Первой попыткой воплотить на практике принципы политического идеализма стало создание первой международной организации — Лиги Наций. Однако это не помогло предотвратить новые войны. Общественность вскоре разочаровалась в основных положениях политического идеализма. В результате сформировалось направление политического реализма как альтернативного направления, в основе которого лежит положение о непрекращающейся естественной борьбе государств за свои интересы и цели. В числе представителей американской школы политического реализма можно назвать известных политологов и политических деятелей Р. Нибур, Дж. Кеннан, Г. Киссинджер. В европейской политической науке наиболее видным представителем политического реализма стал французский социолог и политолог Р. Арон. По его мнению современные государства еще не вышли из естественного состояния, и потому разрешение трудностей путем вооруженного конфликта для них является нормальным состоянием. В условиях индустриального общества войны становятся нерентабельными, поскольку ущерб от разрушений перекрывает выгоды, получаемые победителем. Но естественное состояние в межгосударственных отношениях все еще господствует, и потому остается угроза войн. Международные отношения включают в себя конкретные виды отношений между государствами — политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди этих отношений первое по значимости место принадлежит международным политическим отношениям. Особенность которых в том, что любая проблема, ставшая предметом государственной политики, приобретает тем самым политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях. Различные виды отношений являются политическими, поскольку реализуются через политику государств. Отделить отношения государств по поводу конкретных политических проблем от экономических, научно-технических, культурных трудно. Любые отношения между государствами, любой их аспект имеют политическую окраску уже потому, что это межгосударственные отношения. Тенденции в современных международных отношениях Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие. 1. Процесс деидеологизации международных отношений. С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось и идеологическое противостояние, разделявшее государства на два лагеря. Идеологические противоречия в настоящий период уже не носят, как прежде, антагонистического характера, а международные отношения постепенно освобождаются от давления старых идеологий. Однако на современном этапе нельзя говорить о победе политического идеализма, поскольку политические события последних лет (в Чечне, Югославии, Ираке) делают эти идеи, по сути, декларативными. 2. Переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству.На основе процесса деидеологизации международных отношений народы и правительства понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях, торговли экономической взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д. 3. Формирование международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике. Интеграция европейских стран является примером формирования одного из центров системы сдерживания против глобальных диктаторских планов США. Другими центрами могут стать объединения стран Южной Азии, России, Китая. 4. Демократизация и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны приобрести «человеческое измерение», они должны оцениваться с позиции общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования. 5. Расширение сферы международных отношений.В сфере современных международных отношений находятся разнообразные отношения: от экономических, политических и дипломатических до творческих контактов специалистов и повседневного общения через Интернет, участниками которых являются государственные чиновники, политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные и другие организации. 6. Осознание общих для всего человечества глобальных проблем. Беды, которые человечество принесло себе само, глобальные катаклизмы природного характера дали землянам почувствовать общность своей судьбы, тесную связь друг с другом, зависимость друг от друга. Люди стали понимать, что другой Земли, кроме этой, у них нет. Это способствует формированию единого мирового сообщества или такой мировой системы, в которой все человечество будет выступать в качестве единого целого. 7. Процесс глобализации и тенденция к единообразию. Идеологи современного глобального общества считают, что разделение народов на государства сейчас носит условный характер, так как наблюдается некая универсальность в образе жизни людей, определяемая формированием единого информационного, образовательного, культурного пространства. Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности различных стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое, хотя и многообразное пространство. Сформировалось единое мировое сообщество, отличающееся особенностями и многообразием общественной, экономической и политической жизни отдельных стран и народов. В наиболее общем виде глобализация может быть определена, как исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Впервые понятие глобализации было употреблено в работах французских и американских ученых в 60-х гг. XX в., а сегодня оно является одним из самых популярных во всех языках мира. Процесс глобализации может рассматриваться как в политическом аспекте так и в экономическом, и в культурном, что позволяет говорить о его социокультурном характере. Глобализация в форме интернационализации хозяйственных связей и межнационального общения активно развивалась в конце XIX — начале XX вв. Мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в XX в существенно ослабляли импульсы глобализации. Начиная с середины XX в., и особенно в последние десятилетия, тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия. Активно формируется единое экономическое и культурное пространство. В политическом плане глобализация проявляется в формировании и функционировании наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. В экономическом плане процесс глобализации можно выразить понятием «мировая капиталистическая экономика», в которой усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, а также наблюдается глобальное разделение труда, увеличение роли многонациональных и транснациональных корпораций («Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» и т.п.), которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.
Вопросы 34-39 остальное есть в тетради и презентациях!!! ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|