Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие потребности, мотива. Специфика потребностей человека



Потребность – объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающим предметным содержанием. А.Н Леонтьев: потребность – нужда. Объем потребности – количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Разделяет постоянный и актуальный объем потребности.

С.Л. Рубинштейн: потребность должна быть представлена психически. Ее отражение – эмоция. Эмоция – отражение потребности, ее актуального состояния. Для естественных потребностей: в случае дефицита – фрустрация – негативное эмоциональное состояние, возникающее при невозможности удовлетворить потребность, достичь поставленной цели. Связь между потребностью и ее отражением может быть косвенной. Потребность выражается в желаниях, стремлениях, которые искажены по отношению к своему источнику. Потребность – объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем и представленная психически.

Потребность в своем развитии имеет 2 качественных фазы: 1) предмет еще не определен (общая ненаправленная активность субъекта, немотивированная деятельность), 2) опредмечивание потребности – появление мотива и деятельности (активность субъекта обретает направление, задаваемое предметом).

То, что направляет деятельность – предмет потребности. Мотив – предмет потребности, направляющий деятельность. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Основные функции мотива: 1) связь мотива и потребности – мотив как ее предмет, который передает ей свою побуждающую силу. Функция – побуждение. 2) действие – процесс, мотив и цель которого не совпадают. Смысл – отношение мотива к цели. Функция – смыслообразование. Мотив придает смысл конкретным целям.

Эмоция – психическое представление мотива в его отношении к целям, результатам. Эмоция имеет смысл. Соотношение мотива и смысла: мотив выполняет свою функцию даже тогда, когда не осознается. Мотивы, в принципе, не осознаются. Осознанный мотив – цель. Могут осознаваться верно или неверно (мотивировка). Если не осознается, то представлен в сознании через смысл, который открывается через эмоции и т. д. Мотивы делятся на ведущие и подчиненные. Ведущие придают деятельности личностный смысл.

Как исследовать структуру мотива? (1) Выделить исходные (базовые) уровни и производные от них. Базовая мотивация – врожденная мотивация. Потребности: первичные (драйв), связанные с бионуждой, и вторичные, образованные путем обуславливания. Любые мотивы могут быть сведены к первичным драйвам. Установить основу, к которой можно свести все многообразие мотивационной сферы. Психоанализ: мотивационные конфликты или амбивалентное побуждение. Узловые потребности – условие удовлетворения других. (2) выделение базовой мотивации. Ситуативная мотивация. К. Левин: рассматривал субъекта и его мотив в конкретной ситуации. Квазипотребность – потребность в достижении поставленной цели, выраженная намерениями. Окружающие предметы начинают обладать валентностью. Предметы – это мотивы. Квазипотребность создает напряжение, которое должно быть разряжено. (3) гуманистическая психология. Олпорт, Маслоу, Роджерс: различение по способу удовлетворения потребностей. Существуют потребности высокого уровня, которые не под-чиняются снятию напряжения. Потребность в развитии: источник развития – стремление к противоречию. Пирамида потребностей по Маслоу: По-требность в само актуализации – Эстетические потребности (чувства порядка, гармонии) – Познавательные потребности – Потребность в принятии, признании социальным целым (самоуважение) – Потребность в принадлежности социальному целому – Потребность в безопасности – Физиологические нужды. Появление нового уровня должно предваряться удовлетворением предыдущего уровня.

Специфика потребностей человека: 1) (тупиковое направление) поиск по содержанию потребности. У потребности в общении существуют филогенетические предпосылки. Специфические потребности – лишенные биологического смысла, поэтому специфические потребности человека – приводящие к саморазрушению. 2) по способу удовлетворения. С помощью средств. Процесс распредмечивания потребности: нет благ – фрустрация – спектр возможных благ. Потребности человека существуют на 3 уровнях: 1) природный, 2) социальный, 3) культурный.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.