Здавалка
Главная | Обратная связь

Потребности и мотивы. Возможные основания классификации мотивов. Мотивы и сознание



Мотивация – система процессов, отвечающих за побуждения деятель-ности, можно увидеть, что данная система структурно оформлена. С одной стороны мы имеем потребность – нужду, снабженную механизмами ее об-наружения и устранения. Анализируя понятие потребности, можно заме-тить, что она сама по себе предполагает деятельность по своему удовле-творению. Для завершенности не хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную потребность в наличной ситуации.

Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие мотив. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который по-буждает деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действи-тельность). Введение такого понятия оформило структурную единицу мо-тивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мыс-ленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потреб-ностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие по-требности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, од-нако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности оп-ределенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные моти-вы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциаль-ные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и то-гда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов. Ко-гда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под дейст-вием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую зна-чимость (неврозы, уходы в себя).

2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера лично-сти иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулиру-ется двумя или несколькими мотивами.

3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4) По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мюррей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной направленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования (спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные: проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничивает деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.

5) По уровню обобщенности. Додонов, Мюрррей. То, что реально побуждает деятельность происходит на разных уровнях обобщенности (любить музыку Бетховена или любить его «Лунную сонату»). Идея справедливости – разные уровни обобщенности. Обобщенные, конкретные, единичные мотивы.

6) По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые. Часто человек не осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка – сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего общего.

7) Эндогенно и экзогенно актуализированные мотивы (по способу актуализации). Экзогенные – спонтанная мотивация.

Мотивы и сознание. 1) Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они, образно говоря входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания. 2) Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации – осознанные смыслы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.