Здавалка
Главная | Обратная связь

Строение потребностно-мотивационной сферы



Три варианта ответов на извечный вопрос: «Как построена потребностно-мотивационная сфера человека» (один ответ не отрицает другой, т.к. это просто разная логика рассмотрения ситуации).

1) Первый ответ на вопрос – это проблема выделения базовой мотивации. Проблема выделения базовой мотивации была впервые поставлена Уильям Мак-Дауголл. Мотивы – это внутренние побудители организма.

1. Первый компонент – познавательный. Когда человек испытывает склонность к чему-то: человек, животное, или человек как животное – это называется избирательность восприятия. 2. Второй: аффективный, эмоциональный. Эмоциональный импульс – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые потребности, то и эмоциональные тоже будут базовыми. Мак-Дауголл: Инстинкт – любопытство, эмоция – удивление. Пищевой и половой потребности (основные) – рост и размножение – эмоциональных импульсов подобрать не смог. Список разный – 20 или 12 инстинктов. 3. Третья составляющая базовой потребности – волевой (моторный) компонент. Он выражается как? Готовность к действию или, другими словами,–наличие механизмов (в организме), предназначенных для реализации инстинкта. Триединство инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность действовать. Лоренц брал только третью часть. Он говорит: остальное меня не интересует. Это трудно изучать – восприятие, эмоции. Вот готовность к действию можно изучать. Лоренц описал превращение базовой потребности (или базового инстинкта) в производный. Раз есть базовый, значит есть производные. Или, другими словами, если есть первичные, есть и вторичные. Импринтинг – это доопределение инстинкта по Лоренцу, что мы уже знаем. Кого из знакомых нам исследователей мы сюда присоединим? Два направления: 1. Классический бихевиоризм. (Т.к. в бихевиоризме тоже выделяют первичные потребности; их именуют термином драйв (по-русски – «позыв», но, считается, лучше сказать пищевой, половой драйв). Это – первичные потребности. Они преобразуются путем обусловливания, научения, во вторичные.). 2. Классический психоанализ. У Фрейда тоже есть первичная, жизненная, либидозная энергия, которая преобразуется в культурное русло путем сублимации (высвобождение природной энергии). У Фрейда понятие базового заменяет слово «влечение». Влечение порождает многие другие потребности. Природная энергия в нормальном варианте порождает культ ценности путем высвобождения или сублимации.

2) Второй ответ – выделение ситуативной мотивации. К. Левин. Первое понятие – мотивационное поле, в нем есть субъекты и объекты. Базовые потребности, конечно, есть, но Левин от них отвлекается. Как только человек оказывается в ситуации (какой-то), то у него возникает квазипотребность (это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). В мотивационном поле кроме субъекта есть предметы – объекты – и они обладают валентностью (требовательный характер объекта – в сказке об Алисе. Пирожок кричит: «Съешь меня!» Пузырек кричит: «Выпей меня!»). Валентность (может быть) положительной или отрицательной, но какая-то валентность быть должна. Эффект Зейгарник демонстрирует нам силу квазипотребности.

3) Третий ответ – потребности разделяют по способу их удовлетворения. Этот ответ принадлежит гуманистическим психологам – Маслоу, Роджерс. Олпорт. Выделяет два способа удовлетворения потребностей. Первый – для всех очевиден: снятие напряжения. Потребность создает напряжение. Снять до конца трудно, поэтому у Олпорта термин «редукция напряжения». Снизил напряжение. И этому механизму соответствуют все физиологические потребности. Возникло напряжение, сбросил его, и потом оно опять накапливается. «Но,– говорит Олпорт,– есть потребности, которые удовлетворяются другим способом: потребности в развитии». Исходной точкой развития явл. противоречие. Формально: эти потребности второго типа – метапотребности (от Маслоу) – стремятся к напряжению. Это странное стремление к противоречию. Потребности второго типа стремятся к развитию, т.е. стремятся к поддержанию напряжения. Иерар-хия потребностей по Маслоу. Внизу – удовлетворение снятием напряже-ния (физиологические нужды). А наверху – потребность удовлетворяется стремлением к нарушению равновесия – потребность к самоактуализации. Перефразируя Евангелие, Маслоу [говорит]: «не хлебом единым жив человек, когда хлеба в избытке». (2. Потребность в безопасности, 3. Потребность в принадлежности социальному целому, 4. потребность в самоуважении, 5. потребность в познании себя, 6. потребность в гармонии / эсте-тическая потребность).

Интринсивная (по Е.П. Ильину) (внутренняя, связанная с потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями) и экстренсивная (обусловленная внешними условиями и обстоятельствами) мотивация. Пример: Живя в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения – референтная зависимость от установок, норм поведения, образа жизни других; информационная зависимость; властная зависимость от людей, наделенных полномочиями или с высоким авторитетом.

Положительная и отрицательная мотивация. Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам: (1) прямой конечный результат деятельности; (2) мотивационное вознаграждение; (3) привлекательность самого процесса деятельности; (4) подневольное пове-дение: избегание репрессий путем подчинения силе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.