Классификации мотивов и потребностей
Перечень потребностей по Г.Мюррею: Уничижение – уступать, принимать наказание, извиняться, каяться, унижаться; мазохизм. Достижение – преодолевать обстоятельства, проявлять свою силу и возможности, делать что-то трудное максимально хорошо и быстро. Аффиляция – поиск дружеских связей, общения с другими, социаль-ная кооперация, любовь, присоединение к группе. Агрессия – нанести кому-либо вред или оскорбление; убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, высмеять кого-либо; суровое наказание, садизм. Автономия – сопротивляться влиянию или принуждению; ниспровер-гать авторитет, искать свободу в новом месте, стремиться к независимости. Преодоление трудностей – преодолевать неудачи и поражения новы-ми усилиями; выбирать самые трудные задачи; отстаивать делом свою честь и гордость. Повиновение – почитать высший авторитет, добровольно подчиняться ему; помогать лидеру, с радостью служить ему. Самооправдание – защищаться от обвинений и уничижения, оправды-вать свои действия; давать объяснения; сопротивляться проверкам. Доминирование – влиять на других, управлять ими; убеждать, запре-щать, диктовать; руководить; ограничивать; организовывать поведение группы. Демонстративность – привлекать к себе внимание, удивлять, восхи-щать, пугать, шокировать. Избегание опасности – уклонение от угрозы извне, опасности, в борь-бе с враждебными силами окружения. Избегание неудачи – избегание неудачи, стыда, унижения, выставле-ния себя в смешном положении; отказ браться за то, что за пределами воз-можностей. Опека – опекать, помогать, защищать беспомощных; выражать сим-патию; нянчить ребенка. Порядок – организовывать, упорядочивать, содержать в порядке и чистоте, быть точным и пунктуальным. Игра – отдыхать, развлекаться, забавляться, искать разнообразия, иг-рать в игры, шутить, смеяться, радоваться; избегать серьезных проблем. Отвержение – игнорировать кого-то, отвергать, смотреть свысока, дистанцироваться; дискриминация. Чувственность – чувственные удовольствия разного рода. Секс – сексуальные отношения между полами, сексуальное удовлетворение. Поиск помощи – поиск помощи, поддержки или симпатии; просьба о подмоге, снисхождении; зависимость, привязанность к опекающему родителю. Понимание – рациональные суждения, сбор информации, построение картины событий.
Иерархия потребностей А. Маслоу. А. Маслоу выделил четыре базисных и три высших потребностей. Основную роль в мотивации поведения человека играют потребности высшего уровня. Однако, они могут стать актуальными лишь тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, расположенные на нижележащих уровнях. С другой стороны, если человеку не удается удовлетворить потребности более высокого уровня, то он стремится как можно полнее удовлетворять простейшие потребности. Высшие потребности: 7. Потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности. 6. Эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте. 5. Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать. Базовые потребности: 4. Потребности в уважении (почитании): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету. 3. Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. 2. Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач. 1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, движение, половое влечение и т.п. Классификация А.Л. Эдвардса для измерения не латентных переменных, а поведенчески выраженных проявлений социогенных потребностей нормальной личности: 1. Достижение. Мотивация достижения – потребность в успехе. 2. Почтение. Уважение авторитетов – готовность и желание следо-вать инструкциям, принимать предложения, советы и руководство других людей, избегать нарушения условностей и обычаев. 3. Любовь к порядку – потребность в детальной организации своей жизни и планировании своей деятельности. 4. Демонстративность – потребность быть в центре внимания, произ-водить впечатление на других. 5. Автономия – потребность быть независимым в своих поступках, в принятии решений, говорить и делать то, что хочется. 6. Аффилиация – потребность в установлении социальных связей, формировании стойких привязанностей. 7. Самопознание – потребность анализировать собственные мотивы и чувства, наблюдать за другими людьми, анализировать их чувства, поведе-ние и мотивы, ставить себя на их место. 8. Принятие опеки – потребность обращаться к другим за помощью, ожидать их расположения и понимания своих проблем. 9. Доминирование – потребность быть лидером и восприниматься та-ковым другими, принимать решения за других и т.п. 10.Подчинение. Чувство виновности – тенденция испытывать вину и необходимость наказания за неправильные действия, признавать свои ошибки, чувствовать себя ниже других. 11.Проявление опеки – потребность помогать друзьям, относиться к другим с симпатией и добротой, проявлять сочувствие. 12.Радикализм. Потребность в изменениях – готовность, предпринимать новое, разнообразить обычную жизнь, путешествовать, пробовать себя в ином качестве. 13.Выносливость. Стойкость в целедостижении – потребность выполнять работу до конца, решать проблемы до полного их разрешения, избегать отвлечений и перерывов в деятельности. 14.Гетеросексуальность. Ориентация на лиц противоположного пола – потребность встречаться с лицами противоположного пола, быть для них физически привлекательным(ой). 15.Агрессия – потребность публично критиковать и осуждать других, высказывать другим людям свое мнение о них, высмеивать и оспаривать иные точки зрения, обвинять других, если что-то не получается, мстить за оскорбления. Категории анализа содержания мотивации, предложенные Ж. Нюттеном: S (self) – мотивация, связанная с собственной личностью; SR (self realisation) – мотивы саморазвития, самореализации; R (realisation) – мотивация работы, активности разного рода; C (contact) – мотивы общения; E (exploration) – мотивация познания; T (transcedentant) – трансцедентальная мотивация, P (hjssession) – мотивы приобретения, владения, обладания; L (leisure) – мотивация, связанная с отдыхом, досугом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|