Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификации мотивов и потребностей



Перечень потребностей по Г.Мюррею:

Уничижение – уступать, принимать наказание, извиняться, каяться, унижаться; мазохизм.

Достижение – преодолевать обстоятельства, проявлять свою силу и возможности, делать что-то трудное максимально хорошо и быстро.

Аффиляция – поиск дружеских связей, общения с другими, социаль-ная кооперация, любовь, присоединение к группе.

Агрессия – нанести кому-либо вред или оскорбление; убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, высмеять кого-либо; суровое наказание, садизм.

Автономия – сопротивляться влиянию или принуждению; ниспровер-гать авторитет, искать свободу в новом месте, стремиться к независимости.

Преодоление трудностей – преодолевать неудачи и поражения новы-ми усилиями; выбирать самые трудные задачи; отстаивать делом свою честь и гордость.

Повиновение – почитать высший авторитет, добровольно подчиняться ему; помогать лидеру, с радостью служить ему.

Самооправдание – защищаться от обвинений и уничижения, оправды-вать свои действия; давать объяснения; сопротивляться проверкам.

Доминирование – влиять на других, управлять ими; убеждать, запре-щать, диктовать; руководить; ограничивать; организовывать поведение группы.

Демонстративность – привлекать к себе внимание, удивлять, восхи-щать, пугать, шокировать.

Избегание опасности – уклонение от угрозы извне, опасности, в борь-бе с враждебными силами окружения.

Избегание неудачи – избегание неудачи, стыда, унижения, выставле-ния себя в смешном положении; отказ браться за то, что за пределами воз-можностей.

Опека – опекать, помогать, защищать беспомощных; выражать сим-патию; нянчить ребенка.

Порядок – организовывать, упорядочивать, содержать в порядке и чистоте, быть точным и пунктуальным.

Игра – отдыхать, развлекаться, забавляться, искать разнообразия, иг-рать в игры, шутить, смеяться, радоваться; избегать серьезных проблем.

Отвержение – игнорировать кого-то, отвергать, смотреть свысока, дистанцироваться; дискриминация.

Чувственность – чувственные удовольствия разного рода.

Секс – сексуальные отношения между полами, сексуальное удовлетворение.

Поиск помощи – поиск помощи, поддержки или симпатии; просьба о подмоге, снисхождении; зависимость, привязанность к опекающему родителю.

Понимание – рациональные суждения, сбор информации, построение картины событий.

 

Иерархия потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу выделил четыре базисных и три высших потребностей.

Основную роль в мотивации поведения человека играют потребности высшего уровня. Однако, они могут стать актуальными лишь тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, расположенные на нижележащих уровнях. С другой стороны, если человеку не удается удовлетворить потребности более высокого уровня, то он стремится как можно полнее удовлетворять простейшие потребности.

Высшие потребности:

7. Потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности.

6. Эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте.

5. Познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать.

Базовые потребности:

4. Потребности в уважении (почитании): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету.

3. Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

2. Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, движение, половое влечение и т.п.

Классификация А.Л. Эдвардса для измерения не латентных переменных, а поведенчески выраженных проявлений социогенных потребностей нормальной личности:

1. Достижение. Мотивация достижения – потребность в успехе.

2. Почтение. Уважение авторитетов – готовность и желание следо-вать инструкциям, принимать предложения, советы и руководство других людей, избегать нарушения условностей и обычаев.

3. Любовь к порядку – потребность в детальной организации своей жизни и планировании своей деятельности.

4. Демонстративность – потребность быть в центре внимания, произ-водить впечатление на других.

5. Автономия – потребность быть независимым в своих поступках, в принятии решений, говорить и делать то, что хочется.

6. Аффилиация – потребность в установлении социальных связей, формировании стойких привязанностей.

7. Самопознание – потребность анализировать собственные мотивы и чувства, наблюдать за другими людьми, анализировать их чувства, поведе-ние и мотивы, ставить себя на их место.

8. Принятие опеки – потребность обращаться к другим за помощью, ожидать их расположения и понимания своих проблем.

9. Доминирование – потребность быть лидером и восприниматься та-ковым другими, принимать решения за других и т.п.

10.Подчинение. Чувство виновности – тенденция испытывать вину и необходимость наказания за неправильные действия, признавать свои ошибки, чувствовать себя ниже других.

11.Проявление опеки – потребность помогать друзьям, относиться к другим с симпатией и добротой, проявлять сочувствие.

12.Радикализм. Потребность в изменениях – готовность, предпринимать новое, разнообразить обычную жизнь, путешествовать, пробовать себя в ином качестве.

13.Выносливость. Стойкость в целедостижении – потребность выполнять работу до конца, решать проблемы до полного их разрешения, избегать отвлечений и перерывов в деятельности.

14.Гетеросексуальность. Ориентация на лиц противоположного пола – потребность встречаться с лицами противоположного пола, быть для них физически привлекательным(ой).

15.Агрессия – потребность публично критиковать и осуждать других, высказывать другим людям свое мнение о них, высмеивать и оспаривать иные точки зрения, обвинять других, если что-то не получается, мстить за оскорбления.

Категории анализа содержания мотивации, предложенные Ж. Нюттеном:

S (self) – мотивация, связанная с собственной личностью;

SR (self realisation) – мотивы саморазвития, самореализации;

R (realisation) – мотивация работы, активности разного рода;

C (contact) – мотивы общения;

E (exploration) – мотивация познания;

T (transcedentant) – трансцедентальная мотивация,

P (hjssession) – мотивы приобретения, владения, обладания;

L (leisure) – мотивация, связанная с отдыхом, досугом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.