Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие мотивационной сферы человека



Этапы развития. А.Н.Леонтьев: развитие ребенка надо изучать исхо-дя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для даль-нейшего развития личности, другие – меньшее. Ведущая деятельность: 1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. Фор-мируются и закладываются основы будущей личности; 3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от кон-кретного содержания, распадаются на два вида: 1. Формирующие и разви-вающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок – общественный предмет»); 2. Способ-ствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

1. Младенчество – ведущая деятельность – общение в непосредствен-но–эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. Но к концу первого года потребностей стало больше, но не развивались возможности их удовлетворния. Развитие широкой ориента-ции ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир.

2. Предметно-орудийная деятельность. Освоение физического мира, освоение общественно выработанными способами. Общение стало по по-воду предметной деятельности. Взрослые раскрывают для ребенка обще-ственные формы действования с предметом. К концу раннего детства ре-бенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых, но непосредственно в мире взрос-лых он жить не может.

3. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеаль-ного – сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундамен-тальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ре-бенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полно-ценной жизни. Нарабатывается учебная мотивация. Ребенок понимает, что ему надо учится. Он еще маленький.

4. Учебная деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. По окончании этого периода наступает подростковый кризис, а мир взрослых все еще для него закрыт. Негативное отношение ко взрослым и ребенок уходит в круг сверстников.

5. Подростковый возраст. Интимно-личностное общение. Формирова-ние самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопреде-ление. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения стро-ятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой дея-тельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мо-тивы дальнейшей собственной деятельности.

6. Старший школьный возраст. Учебно-профессиональная деятель-ность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выби-рает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой.

У некоторых людей продолжается это движение – рост потребностей, приобретение возможностей (присвоение общественного опыта). Но в зре-лом возрасте может наступить этап отдачи обществу своего опыта. Кон-цепцию Эльконина можно рассмотреть в плане Леонтьевского сдвига мо-тива на цель. Сначала были какие-то мотивационные образования. Затем ставилась определенная цель (достижение инструментальной оснащенно-сти для удовлетворения потребностей), т.е. происходила передача цели мо-тивационных свойств. Достижение этой цели включало человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование мотивационных отношений и т.д. (т.е. сдвиг мотивации к некоторой жизненной цели).

Механизмы по Вилюнасу. 1. Мотивационное обуславливание. Переда-ча эмоционального (мотивационного) значения имеющим его воздействи-ем новому содержанию, связанному с эти воздействием в опыте индивида (звук + кролик). Ситуация объединяет эти два предмета.

2. Мотивационное опосредование. Строение воспитательного воздей-ствия: предписание; аргументация (связаны причинно-следственными от-ношениями). Предписание – указание на предмет и на должное к нему от-ношение. Аргументация выражает основание предписания. Выбор основа-ния – то, что значимо воспитуемому. Переключение эмоционального от-ношения на новый предмет (опосредование, сдвиг мотива на цель).

3. Мотивационная фиксация. Способность мотивационного события оставлять следы. Фиксация эмоцией, запечатление инстинктивного опыта (половое запечатление), подражание и эмоциональное заражение (эмоцио-нальное состояние другого не безразлично индивиду).

4. Мотивационная суммация. Полимотивация (жизненная (на основе сложившейся жизненной ситуации) и ситуативная (влияние разных факто-ров наличной ситуации (К. Левин)).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.