Здавалка
Главная | Обратная связь

Строение мотивационной сферы и развитие личности



Вопрос о возможности временного среза мотивационной сферы лич-ности. Как она выглядит?

Важнейший фактор, который определяет мотивацию человека – по-знавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей только в первые периоды жизни; в последствии ее воздействия анализируются и взвешиваются, и субъект уже способен противостоять одним влияниям и предпочитать искать другие. Уже сло-жившиеся побуждения тоже обычно подвергаются интеллектуальной про-верке на предмет того, не окажется ли их реализация в итоге безнравствен-ной, не обернется ли потерями и т.д. Основное направление активности субъекта по линии мотивационного самоопределения состоит в интегра-ции, внутреннем согласовании мотивационной сферы, устранении в ней противоречий, а так же проверке возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только прошедшие такую проверку и санк-ционирование субъектом мотивационные образования становятся подлин-ными, активнодостигаемыми мотивами личности. Санкционированные субъектом мотивы выделяются среди других мотивационных образований как нечто предпочитаемое и произвольно поддерживаемое субъектом. Зна-чительная часть его волевой активности составляют именно старания из-менить отношение сил в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить ее доминирование над конкурирующими и отвле-кающими побуждениями. Формирование этих санкционированных моти-вов (по Леонтьеву бы мы сказали, что это ядро личности, которое опреде-ляет иерархичность в структуре личности) происходит на основе выбора этих мотивов из безграничного числа таковых предлагаемых нам жизнью (этот выбор так же зависит от ограниченности ресурсов в распоряжении человека). С выбора начинается развитие личности.

Феноменологически мотивационное определение личности существу-ет как бы на двух уровнях: свои страсти; отношение свое к своей страсти (т.е. черты человека могут санкционироваться и осуждаться самим челове-ком). 1. Кто выбирает? Внутри нас есть некоторая часть, которая как бы возвышается над другими. По Фрейду – это Эго, которое является хозяи-ном психических функций. В целом функция Эго – учитывать с одной сто-роны страсти, с другой Сверх-Я, с третьей – реальное. 2. Почему необхо-димо совершать этот выбор? Культурная норма ставит перед человеком цель – стать личностью (т.е. со стороны общества существует ожидание, требования). И требования социума, чтобы главным мотивом человека – был мотив стать личностью. 3. Какие факторы определяют самоопределе-ние личности? А) требование стать личностью имеет некоторое содержа-ние: ты должен быть непротиворечивым, последовательным (а это зависит от культуры); б) учет собственных возможностей (что мне доступно?). При этом возможности могут определяться обществом (кастовое различие). При развитии цивилизации увеличивается возможность выбора, что при-водит к большему количеству невротизаций людей. При этом за общест-вом остается право регламентировать выбор. Выделяются этапы мотива-ционного самоопределения: 1. Нравственное; 2. Профессиональное; 3. Лично-интимное; 4. Социальное. Как человек выбирает? Не всегда мотивы формируются сознательно. Можно отметить, что предпочтение отдается эмоционально-формирующимся мотивам. Мотивы становятся личностными после фазы санкционирования. Как правило, в выборах участвуют все проявления жизни человека.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.