Здавалка
Главная | Обратная связь

Перечень теоретических вопросов.



Утверждено

Методическим советом СКИБИИТ

Протокол № 3 от « 28 » октября 2010г.

 

 

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА

Образовательная программа ВПО  
  ВПО / СПО  
Специальность (направление) 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»  
  шифр, наименование специальности (направления подготовки)  
   
Специализация * Туризм  
* только для ВПО    
       

 

 

Проректор по учебной работе В.С. Аксаева

 

Ведение

Цель настоящей программы способствовать обеспечению высокого уровня знаний учащихся, сдающих итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

Программа охватывает весь круг общих проблем, важнейших вопросов организации туристской деятельности, её всестороннего обеспечения, рассматриваемых различными учебными дисциплинами, точное и профессиональное знание которых является необходимым условием получения квалификации специалиста в означенной области.

Текст программы содержит вполне конкретные, точно сформулированные вопросы, ответы на которые обеспечивают возможность адекватной оценки знаний и профессиональной подготовки будущих специалистов в области туризма.

Предполагается, что в каждом конкретном случае комплекс верных ответов на экзаменационные вопросы, будет отвечать квалификационным требованиям. Важным фактором при этом является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения учебной и научной литературы.

Разделы программы соответствуют основным дисциплинам учебного плана специальности, причем каждый из них снабжен списком основной литературы, что на взгляд составителей должно помочь обучаемому в подготовке к экзаменам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» преследует цель произвести комплексную оценку полученных за период обучения знаний, умений и навыков в области социально-культурного сервиса и туризма, организационных и технологических особенностей с учетом национально-региональной компоненты образовательного учреждения.

 

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен имеет междисциплинарный характер и включает в себя следующий перечень дисциплины из цикла специальных дисциплин и дисциплин специализации:

Цикл СД

-Реклама в СКС и Т

- Инновации в социально-культурном сервисе и туризме

- Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма

Цикл ДС

- Управление социально-культурной сферой и туризмом;

- Организация деятельности туристского предприятия;

- Организация обслуживания в туристских и гостиничных комплексах

 

Структура экзаменационного билета представлена тремя теоретическими вопросами.

 

Перечень теоретических вопросов.

 

- Реклама в СКС и Т

Особенности рекламы в социально-культурном сервисе и туризме.

Рекламные средства, используемые в социально-культурном сервисе и туризме.

Оценка эффективности рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме.

Организация и проведение рекламной кампании для предприятий в социально-культурном сервисе и туризме.

Правовые аспекты рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме.

Рекомендованная литература

1. Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. 2003г. (Рекомендовано УМО по образованию в области сервиса).

2. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В.С.Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»).

3. Павлова Г.Ю. Сервисная деятельность: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар, Изд-во КСЭИ, 2004.-2004.- 178 с. (Рекомендовано УМО по образованию в области сервиса в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»)

4. Подольский,В.И.,Щербакова,Н.С.,Комиссаров,В.Л. Компьютерные информационные системы в аудите: Учеб. пособие. – М.: «Юнити–Дана», 2007. – 160с.

5. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.:Питер, 2007. – 480 с.:ил.

6. Сервисная деятельность: Учебное пособие 2-е изд. / под общ. ред. И.П. Павловой и В.К. Романович; ГУАП. СПб., 2004. 160 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сервис»).

7. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/под ред. Л.П. Воронковой.- М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с. (Рекомендовано Советом Факультета дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия для студентов, специализирующихся в области туризма).

8. Хмелев В.В., Родионова В.И. Сервисная деятельность (научно-методологические основы развития): Учебное пособие, ГОУВПО «МГУС». – М., 2005 (Рекомендовано УМО по образованию в области сервиса).

 

- Инновации в социально-культурном сервисе и туризме

Теории инновационного развития, классификация инноваций.

Структура инновационного процесса.

Движущие мотивы инновационной деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Поиск инновационных идей в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Инновационные стратегии фирм в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности, цели и способы их достижения. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011 – 2016 гг.»

Рекомендованная литература

1. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В.С.Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»).

2. Восколович Н.А.. Маркетинг туристских услуг. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.

3. Гунин В.Н. Управление инновациями. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2001.

5. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Издательство "Ось-89", 2001.

6. Журавлев Г.Т. Служебная этика. – М., 1997.

7. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Новое знание, 2001.

 

- Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма

Правовой статус государственных органов по регулированию туризма в России. Инструменты государственного регулирования.

Инфраструктура государственного регулирования. Основные аспекты взаимодействия Федерального агентства по туризму с департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества.

Правовое регулирование международной туристской деятельности в разных странах.

Правовое регулирование социально-культурных процессов в России

Туризм и туристская деятельность как объекты правового регулирования. Особенности реализации туристского продукта (ст.10 ФЗ РФ №132 «Об основах туристской деятельности в РФ» с изменениями от 10.01.2003 г.)

Туристская услуга как объект гражданских прав.

Понятие договора на оказание туристской услуги.

Рекомендованная литература

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995г.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.,2001г.

3. Асеев В.Г. Социально-экономические Нормативы туристско-экскурсионной отрасли.- Бюллетень туристской информации.-1990.

4. Большой юридический словарь /Под ред. А.Я. Сухарёва, В.Е, Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА.М, 2002г.

5. Борисов К.Г. «Международный туризм и право».-М.:НИМП.1999г.

6. Биржаков М.Б. Введение в туризм:Учебник -М.-Спб.: «Невский дом»,2004.

7. Бирюков П.Н. Международное право:Учебное пособие.-М.:Юристь,1998г.

8. Бурганова Г.Н., Каморбжанова Н.А. Гостиничный и туристический бизнес:особенности бухгалтерского учёта и налогообложения. Учебное пособие для экономических специальностей вузов.-М.: «Финансы и Статистика», 2000г.

9. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: учебное пособие. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А. 2005. - 288 с.

10. Волков Ю.Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса.:Учебник-Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003г.

11. Волошин Н.И. «Международный туризм: Правовые акты»-М.:Финансы и Статистика.2000г.

12. Волошин Н.И. «Туризм: нормативно-правовые акты»-М.:Финансы и Статистика 1998г.

13. Волошин Н.И. «Правовое регулирование туристской деятельности»-М.:Финансы и Статистика.1998г.

14. Волошин Н.И. «Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности» «Журнал российского права»,№11 ноябрь 2002г.

15. Волошин А.А. Правовое регулирование в туризме учебник М., Советский спорт,2004г.

16. Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Информационные технологии в туризме:Справочно-методическое пособие для студентов.-М.:РМАТ.-1996.-116с.

17. Гвозденко А.А. «Основы страхования»-М:Финансы и Статистика 1999г.

18. Герчикова И.Н. Международное коммерческое право. -М.:ЮНИТИ,-1996-495с.

19. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности /Учебное пособие.-М.:Нолидж,-1996.-312с.

20. Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П. Сервисное право:Учебник/под ред. Ю.П. Свириденко.-2-е изд.,исправлен. И дополн.-М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2003г.

21. Долматов В.И. Информация о едином Европейском туристском рынке/Научные проблемы туризма и отдыха,-1990.

22. Дмитриев М.Н., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме учебник М., Юнити- Дана, 2006г.

23. Ершова И.В. Предпринимательское право.

24. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма.-М.:Финансы и Статистика 2000г.

25. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме.-М.:ТОО «Луч»,-1994г.-224с.

26. Каткая А.А. Этапы развития туризма.-М.:Пресс,-1995г.

27. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания.-М.

28. Квартальнов В.А. Туризм:Учебник -М.: «Финансы и Статистика»2003г. Коммерческое право. Учебник в 2-х частях./Под ред. В.Ф. Попондуполо, В.Ф. Яковлевой. -М.,2002г.

29. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - Спб.: «Издательский дом Герда», 2004. - 320 с.

 

- Управление социально-культурной сферой и туризмом;

Понятие, цели и функции управления в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Подходы в управлении в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Модель в управлении в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Определение и сущность сервисной деятельности с учетом разных подходов.

Понимание сервисной деятельности с учетом многогранной природы сервиса.

Свойства сервисной деятельности.

Признаки услуг, которые сообщают сервисной деятельности как экономическому явлению специфический характер

Признаки сервисной деятельности и труда в сфере услуг

Общетеоретические и специфические особенности научного анализа сервисной деятельности. Научный анализ сервисной деятельности с позиций системного подхода

Понятие и сущность социокультурной деятельности, сервисной деятельности туризме.

Понятие и определение социокультурной услуги и туристской услуги, диверсификации услуг.

Определение и сущность индустрии сферы услуг, индустрии туризма и видов сервисной деятельности в ней.

Виды и характеристика научных подходов в изучении туризма

Сервисная деятельность как способ удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Особенности менеджмента в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Основные этапы проектирования организации социально-культурного сервиса и туризма.

Основные типы организационных структур, их характеристика на примерах организаций социально-культурного сервиса и туризма

Основные функции менеджмента в сфере социально-культурного сервиса и туризма, их характеристика.

Мотивация, как функция управления. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

Рекомендованная литература

1. Кузнецова Т.В. Документационное обеспечение управления. – М.: ИМП и Э, 2000.

2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / под ред. Проф. В.А. Алексунина. – М.: ИТК «Дашков и К», 2002

3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Учебное пособие.– М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Восколович Н.А.. Маркетинг туристских услуг. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. – 167 с.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник/ Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА – М, 2003.-272 с. (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений)

6. Гнездилова Л.И. Основы маркетинга: Учеб. Пособие / Гос. ком. по высш. образованию. Новосибирск. Гос. техн. Ун-т. Новосибирск: Изд. НГТУ, 2004

7. Головлева Е.Л. Основы рекламы. Учебное пособие. – М.: Вершина, 2003.

8. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие ; авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 431 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением учебных заведений по образованию в области сервиса в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»)

9. Землянский А. А. Информационные технологии в экономике: Учеб. пособие. – М.: «КолосС», 2004. – 336с.

10. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: – М.: Финансы и статистика, 2002.

11. Информационные системы и технологии в экономике и управлении /Под. ред. В.В. Трофимова: Учебник. – М.: «Высшее образование», 2007. – 480с.

12. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет : учеб. пособие / М. В. Колтунова. - М.: Экономическая литература, 2002. - 287с.

13. Коноплева И. А., Хохлова О. А., Денисов А. В.Информационные технологии: Учеб. пособие. – М.: «ТК Велби, Проспект«, 2007. – 304с.

14. Малахова, Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. _ М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.

- Организация деятельности туристского предприятия;

 

Стратегическое планирование в организациях социально-культурного сервиса и туризма: сущность, особенности, этапы проведения.

Понятие конфликта, его типы и причины возникновения. Межличностные и структурные типы разрешения конфликта в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Сущность системы маркетинга, ее особенности в социально-культурном сервисе и туризме.

Исследования рынка туристских услуг, сегментация рынка.

Политика цен, особенности ценообразования в туризме.

Продвижение услуг в социально-культурном сервисе и туризме.

Организация и деятельность маркетинговой службы туристского предприятия.

Маркетинговая коммуникация и её роль в продвижении турпродуктов.

Международный маркетинг: понятие, основные цели, функции и задачи.

Информационные технологии в туризме.

Средства коммуникации и связи в социально-культурном сервисе и туризме.

Компьютерные системы бронирования и резервирования.

Программное обеспечение туристского офиса.

Средства оргтехники, применяемые в социально-культурном сервисе и туризме.

Информационные технологии в системах управления гостиничным комплексом.

Направления использования сети Интернет в социально-культурном сервисе и туризме.

Информационные системы менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме.

Рекомендованная литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.»

2. Биржаков М.А. Введение в туризм. Спб., 2008.

3. Косолапов А.Б. Менеджмент в туристской фирме.М., 2009.

4. Ильина Е.Н. Туризм и путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес. М., 1998.

5. Чудновский А.Д. Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма.М., 2005.

1. Чудновский, Жукова М.А., Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. М., 2005.

2. Экономика и организация туризма. М.2005.
3. Мохова Ю. Мохов Г. Турфирма. Питер, 2009.

-Организация обслуживания в туристских и гостиничных комплексах

Характеристика рынка выездного туризма в РФ

Особенности организации туризма в странах Европы

Особенности организации туризма в странах Юго-Восточной Азии.

Современное состояние и развитие экскурсионной деятельности. Проблемы и перспективы экскурсоведения в России

Экскурсия: сущность понятия, виды экскурсий.

Особенности проведения экскурсии: методические приемы показа и рассказа, особые методические приемы проведения экскурсий.

Концептуальные основы безопасности в туризме

Обеспечение безопасности туристов в чрезвычайных ситуациях

Обеспечение безопасности туристов при реализации программ экстремального туризма.

Классификации средств размещения.

Организация и технологии работы службы бронирования в гостинице.

Организация и технологии работы службы приема и размещения в гостинице.

Рекомендованная литература

 

1. Сервисная деятельность: Учебное пособие 2-е изд. / под общ. ред. И.П. Павловой и В.К. Романович; ГУАП. СПб., 2004. 160 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сервис»).

2. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/под ред. Л.П. Воронковой.- М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с. (Рекомендовано Советом Факультета дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия для студентов, специализирующихся в области туризма).

3. Хмелев В.В., Родионова В.И. Сервисная деятельность (научно-методологические основы развития): Учебное пособие, ГОУВПО «МГУС». – М., 2005 (Рекомендовано УМО по образованию в области сервиса).

4. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие.– М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики: учебник: В 3 ч. / Н. И. Шевандрин. Ч.1, Ч.2, Ч.3. - М.: Владос, 2003. - 336 с. - (Учебник для вузов). (Рекомендовано УМО по образованию в области сервиса).

6. ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24.11.1996г.

7. ФЗ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996г.

8. ФЗ о рекламе от 14.06.1995г.


3. Процедура проведения итогового междисциплинарного экзамена. Экзаменационные билеты могут включать по 3 вопроса из предложенного перечня. В билет включаются вопросы из разных циклов.

При подготовке к ответу студент делает необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем комиссии листах бумаги со штампом института. На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту отводится не менее 1 академического часа.

Устная форма проведения экзамена предполагает выступление студента перед комиссией в течение 10—15 минут по вопросам, сформулированным в экзаменационном билете.

В процессе подготовки ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета студенту членами комиссии с разрешения ее председателя могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на экзамен.

После завершения ответа студента на все вопросы и объявления председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого члены комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по совокупности.

По завершении экзамена ИАК на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента, анализирует проставленные каждым членом комиссии оценки и проставляет каждому студенту согласованную оценку за экзамен по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.