Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2014 г.

 

 

программа государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

 

Екатеринбург

РГППУ


Программа государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 28 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

  Авторы:   докт. пед. наук, проф.   Н.Е. Эрганова
  докт. пед. наук, проф. С.А. Днепров
  канд. пед. наук, доц. М.М. Дудина
  канд. пед. наук, проф. И.В. Осипова
  канд. пед. наук, доц. Т.Г. Сумина
  доцент С.Л. Семенова
Рецензент: канд. пед. наук, доцент И.Н. Иванова

 

Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от_____________ № ______.

Заведующая кафедрой профессиональной педагогики   Н.Е. Эрганова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от______________ №______.

Председатель методической комиссии    
комиссии ИПс РГППУ   О.В. Мухлынина
     
Директор ИПс   И.И. Хасанова
Одобрена научно-методическим советом РГППУ. Протокол от______________ №______.
Председатель научно-методического
совета РГППУ И.В. Осипова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014

© Днепров С.А., Дудина М.М., Осипова М.В., Семенова С.Л., Сумина Т.Г., Эрганова Н.Е., 2014

1. ЦЕЛИ государственного экзамена

Цель государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке – выявление уровня профессиональной компетентности бакалавра профессионального обучения через демонстрацию овладения общекультурными и профессиональными компетенциями по каждому из трех направлений: педагогика, психология, методика профессионального обучения.

Государственный экзамен направлен на диагностику следующих компетенций:

· осознания ключевых ценностей профессионально-педагогиче­ской деятельности (ОК-2);

· готовности к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

· владения нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образо­вательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

· владения культурой мышления, знанием его общих законов, спо­собностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформлять его результаты (ОК-18);

· готовности к практическому анализу логики различного рода рас­суждений, навыков публичной речи, аргументации, владения дискуссией, полемикой (ОК-21);

· способности выполнять профессионально-педагогические функ­ции для обеспечения эффективной организации и управления педагогиче­ским процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

· способности организовывать и осуществлять учебно-воспитатель­ную деятельность в соответствие с требованиями профессио­нальных и Феде­ральных государственных образовательных стандартов ОУ НПО и СПО (ПК-3);

· способности анализировать профессионально-педагогические ситуа­ции (ПК-5);

· готовности к использованию концепций и моделей образователь­ных сис­тем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

· готовности к участию в исследованиях проблем возникающим в про­цессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

· готовности к поиску, созданию, распространению, применению нов­шеств и творчества в образовательном процессе для решения профессио­нально-педагогических задач (ПК-13);

· способности прогнозировать результаты профессионально-педаго­гиче­ской деятельности (ПК-15);

· способности проектировать и оснащать образовательно-пространст­венную среду для теоретического и практического обучения рабо­чих (спе­циалистов) (ПК-16).

Экзаменационный билетсостоит из двух теоретических вопросов из области профессиональной педагогики, психологии или психофизиологии и третьего вопроса, который представлен в виде практического компетентностно-ориентированного задания самого разнообразного содержания: разработка педагогического проекта, сценария воспитательного мероприятия, решение типичной или усложненной педагогической задачи, критический анализ педагогического опыта, подготовка рецензии, отзыва, написание статьи и т.п. Отличительной особенностью вопроса является то, что он имеет продуктивный, творческий характер и касается решения частно-методических задач или частных вопросов профессиональной педагогики.

Получение практического задания. Третий вопрос экзаменационного билета студентами выполняется в течение 5-ти дней, предшествующих государственному экзамену. Студент имеет право высказать свое пожелание о тематике практического задания члену государственной экзаменационной комиссии, ответственному за выдачу заданий. В случае если предполагаемая студенческая экзаменационная разработка имеет реальную перспективу внедрения в конкретный учебный процесс (заключение о полезности работы) или уже используется (акт внедрения), то ее тематика может быть предложена студенту в качестве практического задания. В остальных случаях задание назначается упомянутым членом экзаменационной, комиссии из числа тех тем, которые предложены в настоящей программе. При этом задание конкретизируется, например, указывается профессия рабочего (служащего) или специалиста среднего звена, учебный предмет (модуль) и т.п. Пояснительная записка к выполненному заданию оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых работ.

Требования к ответу на экзаменационный билет:

· ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты;

· ответ должен строиться с использованием знаний других дисциплин (модулей), то есть быть интегрированным;

· ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением тео­ретических положений фактами, педагогическими ситуациями;

· ответ на третий вопрос билета осуществляется в форме защиты выполненной разработки.

 

2. содержание государственного экзамена

2.1. Педагогика

Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека

Педагогики как наука. Генезис и основные этапы развития педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогические закономерности, принципы, правила. Взаимосвязь обучения, воспитания и разви­тия в педагогическом процессе. Место и роль педагогики в системе наук о человеке.

Тема 2. Сущность образования

Сущность процесса обучения. Основные понятия, характеризующие сущность обучения: «информация», «знание», «умения», «навыки», «учеб­ные достижения». Сущность процесса воспитания. Основные понятия, характеризующие сущность воспитания: «личность», «индивидуальность», «духов­ность», «телесность». Сущность образования в гармонии воспитания и обучения. Основные направления образовательной политики государства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Тема 3. Воспитание

Воспитание и социализация – сходство и различия. Факторы развития личности, индивидуальности, духовности и телесности человека. Противоре­чия и движущие силы воспитания. Поведение и деятельность в воспитании. Воспитательные системы: гуманистическая, личностно-ориентированная, «Педагогика успеха», школа диалога культур. Категории цели и идеала в теории воспитания. Педагогическое руководство воспитанием. Принципы воспитания: нравственности, общественной направленности воспитания, связи воспитания и развития; воспитания с жизнью и трудом; в коллективе, опоры на положительное в воспитании; единства требовательности и уваже­ния к личности в воспитании; гуманизации воспи­тания. Принципы воспита­ния: в труде, учета возрастных особенностей и индивидуальных различий в воспитания.

Тема 4. Обучение

Сходство и различия между научным познанием и учебной деятельностью. Противоречия и движущие силы процесса обучения. Логика и законо­мерности процесса обучения. Категория цели в теории обучения. Роль прин­ципов в теории обучения. Психологические основы принципов обучения. Принцип сознатель­ности и активности обучения. Принцип нагляд­ности обучения. Принципы систематичности и по­следователь­ности обучения. Принцип прочности обучения. Прин­ципы доступности и научности. Принцип связи теории с прак­тикой. Современные дидактические концепции и катего­рия «незнание» в теории обучения. Проблема педагогического руководства обучением: организация и управле­ние.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.