Свойства и закономерности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой. Сила воли - степень возбуждения волевого усилия. Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях. Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля. Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности: 1) морально-волевые качества(ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность); 2) эмоционально-волевые(целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие; 3) собственно волевые(смелость, мужество, решительность, настойчивость). Ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга. Обязательность(исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений. Инициативность - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Самостоятельность- способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку. Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Выдержка(самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия. Мужество- высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости. Решительность- отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества - нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду. Настойчивость- умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом. Негативизм-немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Упрямство- упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководствуется не доводами разума, а личными Желаниями, вопрекиих несостоятельности. Развитие Исследования отечественных психологов показали, что уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения, а со второго года жизни поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (первая стадия развития воли). В два-три года складывается регулирующая функция речи. С двух-двух с половиной лет дети начинают действовать на основе соподчинения мотива (Л.И. Божович). Способность преодолевать непосредственные желания, соподчинять мотивы и устанавливать отношение мотива к цели проявляется только при наличии внешних средств, в роли которых чаще всего выступает само присутствие взрослого или других детей, а также соответствующих предметов, при этом наибольшая побудительная сила остается все же за игровыми мотивами. Показано, что уже в четырехлетнем возрасте развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения со стороны других людей замечается с трех лет. Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что: - становление мотивационно-побудительного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте; - становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций; - оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции - старший школьный возраст. Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности. Нарушения Одним из наиболее важных нарушений волевой сферы является нарушение структуры иерархии мотивов.Другим нарушением считается формирование патологических потребностей и мотивов (Б.В. Зейгарник). Проявляются эти нарушения различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобулия) или чрезмерной активностью (гипербулия). Симптомы гипобулии могут быть весьма разнообразными. Наиболее часто встречаются нарушения воли: апатия, абулия (анорексия, булемия), симптом аутизма, гипербулия. Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики. Абулия- нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и др.). Анорексия - отсутствие аппетита, подавление желания есть. Булемия - патологическое желание постоянно часто и много есть. Гипербулия- нарушение поведения в виде двигательной рас-торможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.). Аутизмасимптом - утрата больным потребности общаться с окружающими, формирование патологической замкнутости, отгороженности, нелюдимости. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|