Здавалка
Главная | Обратная связь

Автокефальные православные церкви



В настоящее время православие в организационном отношении раз­делено на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей. Их канониче­ское достоинство отражено в официальном перечне предстоятелей православных церквей – «диптихе чести». Согласно этому списку церкви располагаются следующим образом — Константинопольская, Алексан­дрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Серб­ская, Румынская, Болгарская, Кипрская. Элладская (греческая), Албан­ская, Польская, Церковь Чешских земель и Словакии, Американская.

Православные поместные церкви объединены общностью вероуче­ния, культа, канонических правил, но отличаются друг от друга своими социальными концепциями, политической ориентацией духовенства.

Константинопольская православная церковь. Являясь одной из старейших, она считается первенствующей: имеет другое назва­ние — Вселенская церковь или Вселенская патриархия.

В восточных областях Римской империи в первые века нашей эры преобладала греческая культура. Развитие церкви на раннем этапе, на­чавшееся с миссионерской деятельности, привело к христианизации греческой цивилизации. Вначале византийский епископ находился в подчинении митрополита г. Гераклея. Но влияние его особенно возрос­ло после того, как император Константин в 324 г. перенес столицу из Рима в маленький греческий город Византии, переименованный затем в Константинополь. Согласно канону I Константинопольского собора 381 г., епископ этого города «занимает место по чести непосредственно за епископом Рима, потому что Константинополь — это Новый Рим». После получения Константинополем более высокого статуса он начал распространять свое влияние и на другие церкви.

В 451 г. на Халкидонском соборе Константинопольская церковь вместе с другими восточными церквями (Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской) получила статус патриархата, а ее глава был фор­мально приравнен к папе римскому. В 588 г. Константинопольский пат­риарх получил титул архиепископа Константинополя — Нового Рима и вселенского патриарха Востока. После раскола в христианстве на пра­вославие и католицизм константинопольский патриарх стал «первым среди равных». В 1204 г., когда во время Четвертого крестового похода Константинополь был разорен и разграблен, а византийское правитель­ство было вынуждено уйти в изгнание, в городе был создан католиче­ский Константинопольский патриархат, управлявший церковью вплоть до освобождения города греками в 1261 г. В 1453 г. Константинополь захватили турки-османы, и Византийская империя пала. В условиях ту­рецкого господства многие православные храмы превратились в мече ти. Хотя турки наложили на христиан много запретов, но в некотором роде они усилили власть патриарха, сделав его гражданским лидером многонационального общества внутри Империи, и он сохранил свой статус главного православного патриарха, но был вынужден перенести свою резиденцию в г. Фанар, ставший греческим кварталом Стамбула (новое турецкое название Константинополя).

Вплоть до 1922 г. Вселенский патриарх являлся не только духовным, но и политическим главой живших в Турции греков. После 1922 г. ту­рецкое руководство потребовало, чтобы кандидатура патриарха получа­ла одобрение турецкого правительства, которое в 1923 г. хотело удалить патриарха с Фанара, но, благодаря помощи различных международных организаций, это не удалось. В 1924 г. Константинопольская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский.

По мере образования новых автокефальных церквей территория, на которую распространялась юрисдикция Константинопольской церкви, уменьшилась. В настоящее время под юрисдикцией этой церкви в Турции есть I архиепископия, Константинопольская, и 4 епархии: Халкидона, Имроза и Тенедоса, Деркоса, Принкипоса. За рубежом Константино­польской церкви подчинены архиепархии: Северной и Южной Амери­ки, которая в 1996 г. разделена на 4 отдельные митрополии: Америка (Соединенные Штаты); Торонто и вся Канада; Буэнос-Айрес и Южная Америка; Панама и Центральная Америка. Кроме того, в юрисдикции этой церкви находятся епархии: Австралии; Фиатейрии и Великобрита­нии; а также 6 других епархий: Галлии (во Франции); Германии; Авст­рии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга; Швеции и всей Скандина­вии; Новой Зеландии. Элладская церковь согласилась оставить под юрисдикцией Константинопольской церкви острова Крит и Южные Спорады. В юрисдикции этой церкви находятся Финляндская автоном­ная и Критская полуавтономная церкви, а также монашеский комплекс на св. горе Афон в Греции, включающий 20 монастырей. Глава Кон­стантинопольской церкви, патриарх Варфоломей I, имеет титул Архие­пископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха, с ре­зиденцией в Стамбуле (Турция), стоит во главе Священного Синода, состоящего из 12 действующих митрополитов, епархии кото­рых находятся в Турции.

Патриархия управляет несколькими богословскими учреждениями в Греции, среди которых школа монастыря Иоанна Богослова на острове Патмос, Патриарший институт религиозных исследований в Салониках и Критская православная академия. Помимо этого в 1933 г. Священный Синод Вселенской патриархии дал статус официального патриаршего института Православному патриаршему институту им. Афинагора при Высшем богословском союзе в Беркли (Калифорния). Патриархия также содержит Православный центр в Шамбсзи (Швейцария). В конце 1997 г. в Шамбсзи открылся новый Институт православного богосло­вия.

Последователи Константинопольской православной церкви имеются в США, Канаде, Аргентине, Чили, Уругвае, Австралии, Новой Зелан­дии, Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Австрии и других странах.

Александрийская православная церковь.Это одна из древней­ших поместных церквей, имеющая также название Греко-православ­ный патриархат Александрии. Ее основателем считается апостол Марк. Она возникла в 30-е гг. I века н. э., а во ІІв. в Александрии уже имелась епископская кафедра, позднее оформившаяся в самостоятельную цер­ковь. Статус патриархата Александрийская церковь получила на Халкидонском соборе 451 г. вместе с другими древними церквями. Пользуясь уважением поместных православных церквей, она занимает в «диптихе чести» второе место после Вселенской патриархии.

В V в. в церкви произошел раскол, в результате которого большин­ство египетских христиан стали монофизитами, образовав Коптскую церковь.

В начале XVI в. после завоевания Египта турками-османами цер­ковь пришла в упадок и попала в подчинение Константинопольского патриархата. Только в 1846 г. с избранием патриарха Ерофея I патриар­хи снова стали постоянно жить в Александрии. Участие Вселенской патриархии в руководстве Александрийской церковью закончилось со смертью Ерофея I в 1858 г.

Патриарх Мелитиос II (1926—1935) разработал правовые каноны патриархии и представил их египетским властям. По этим законам пат­риархия оставалась независимой и пользовалась защитой государства. Мелитиос также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систе­му церковных судов, распространил юрисдикцию патриархии на всю Африку. Богослужения в Александрийской церкви совершаются на гре­ческом и арабском языках. С 1928 г. принят григорианский календарь.

В начале XX в. значительная иммиграция греков и православных арабов в Египет и другие части Африки увеличила число прихожан пат­риархии. В 30-х гг. стихийное сближение африканских туземцев с пра­вославной церковью началось в Уганде под руководством бывшего анг­лийского священника Рубена Спартаса. Он получил полное приобще­ние к Александрийской патриархии в 1946 г., и в 1958 г. православные общины Восточной Африки под его руководством были организованы в Иринопольскую архиепископию со штаб-квартирой в Найроби. В нояб­ре 1994 г. Священный Синод патриархии создал отдельную епархию для Уганды и избрал первого черного епископа Иринопольского Теодора Нагиаму. Папа Парфений III, занимавший эту должность с 1986 по 1996 г., был ярким представителем экуменического движения и одним из президентов Всемирного совета церквей.

Глава Александрийской церкви, папа Петр VII, имеет титул: Папа и Патриарх Александрии и всей Африки, с резиденцией в Александрии. Патриарх возглавляет Священный Синод, состоящий из всех действую­щих архиереев, и избирается совместно духовенством и мирянами.

Благодаря усилиям архиепископа Кипра Макариоса III в 1981 г. в Найроби открылась семинария. Имеется Институт восточных исследо­ваний, издающий историко-богословский сборник «Аналекта».

Юрисдикция Александрийской церкви распространяется на всю Африку. Церковь имеет одну Александрийскую архиепископию, управ­ляемую самим патриархом, три епархии в Египте и других странах Аф­рики. В 1956 г. в Одессе открыто подворье Александрийской православ­ной церкви.

Антиохийская православная церковь. Она является одной из ста­рейших автокефальных православных церквей. Большинство ее паствы составляют христиане арабского происхождения. Церковь основана в З0-е гг. I в. н. э. в Антиохии, третьем по величине городе Римской им­перии после Рима и Александрии. По богословской версии, история этой церкви связана с деятельностью апостола Павла, а также с тем, что ученики Христа впервые на сирийской земле были названы христиана­ми. Кроме того, здесь родился и получил образование Иоанн Златоуст.

После разрушения Иерусалима Антиохия стала административным центром диоцеза, объединявшего всех христиан огромной восточной провинции Римской империи и прилегающих территорий. I Никейский собор 325 г. подтвердил древнюю традицию, в соответствии с которой епископ Антиохийский, наряду с епископами Константинопольским и Александрийским, провозглашались главенствующими епископами сво­его округа. После Эфесского собора 431 г. от Антиохийской церкви от­кололись все восточные епархии, принявшие несторианство. На Халкидонском соборе 451 г. Антиохийская церковь получила статус патриар­хата, а ее глава — третье место в «диптихе чести».

В VI в. в церкви произошел раскол и разделение ее на сохранивших верность православию (мелькитов) и принявших монофизитство (яковитов). В 550 г. в Антиохии совершилось официальное разделение на православную и яковитскую церкви.

В VII в., несмотря на арабское вторжение, церкви удалось сохра­нить свой статус. В VII — первой половине VIII вв. патриарший трон часто пустовал, чем воспользовались монахи и создали свой собствен­ный маронитский патриархат. В 960 г. Сирию снова завоевала Византия, и до 1085 г., когда Антиохией завладели турки-сельджуки, Антиохийская церковь была зависима от греческой патриархии.

В 1098 г. Антиохию захватили крестоносцы, основав в Сирии Латинское королевство, просуществовавшее почти два века. Был утверж­ден латинский патриарх Антиохии, в то время как греческие патриархи сменяли друг друга в изгнании. После ликвидации в 1268 г. Антиохийского королевства крестоносцев, завоеванного мамлюками, удалось вос­становить мелькитский патриархат. Но ввиду того, что Антиохия была сильно разрушена и превратилась в маленький городок, в 1366 г. патри­арший престол был перенесен в Дамаск. В 1517 г. эта территория была отвоевана у мамлюков турками-османами и осталась под турецким правлением до конца первой мировой войны. С 1724 по 1899 г. высшее духовенство избиралось из греков, но впоследствии высший духовный сан стали получать и арабы. Богослужение ведется наарабском и грече­ском языках.

Нынешний глава Антиохийской церкви, патриарх Игнатий IV, носит титул: Патриарх Антиохии и всего Востока, с резиденцией в Дамаске. Он принимает активное участие в экуменическом движении и прилага­ет усилия для объединения людей, корни которых связаны с древней неразделенной Антиохийской патриархией.

Высшим духовным и административным органом является Священ­ный Синод, состоящий из патриарха и всех правящих архиереев, соби­рающийся один раз в год. В дополнение к нему существует Объедини­тельный совет, состоящий из членов Священного Синода и представи­телей мирян, в функции которого входят финансовая, образовательная, правовая и управленческая деятельность.

Кадры священнослужителей и богословов готовятся в Бельментской духовной академии (близ Триполи), в семинарии и на богословских фа­культетах университетов.

В юрисдикции Антиохийской церкви находится 18 епархий: 6 из них — в Сирии, 6 — в Ливане, остальные — в Турции, Иране, Ираке, Кувейте, странах Аравийского полуострова, в Северной и Южной Аме­рике, Новой Зеландии. Последние годы отмечены мощной эмиграцией в Новый Свет, поэтому были основаны епархии в Северной Америке, Аргентине, Бразилии и Австралии.

В 1948 г. в Москве открыто подворье Антиохийской православной церкви. При Московском патриархе пребывает представитель антиохийского патриарха.

Иерусалимская православная церковь.Это одна из древнейших поместных автокефальных церквей; имеет и другое название — Гре­ко-православный патриархат Иерусалима. Ее паствой являются боль­шей частью арабы, а также греки.

В 451 г. Халкидонский собор решил возвысить Иерусалимскую цер­ковь, придав ей статус патриархии и автокефальности. Эта церковь за­няла четвертое место по преимуществу чести в перечне предстоятелей православных церквей. С получением независимости к Иерусалимской церкви присоединилось около 60 епархий, ранее находившихся в веде­нии Антиохийской православной церкви. Под греко-византийским правлением Иерусалим продолжал процветать как место паломничества многочисленных христиан-пилигримов. Но вторжения в VII в. персов и арабов положили конец этому процветанию. Многие христианские хра­мы и монастыри были разрушены, и значительная часть населения об­ращена в исламскую веру.

В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим и основали Латинское королевство. В этот период Рим создал Латинскую Иерусалимскую пат­риархию. Греческие патриархи жили в изгнании, и только после паде­ния королевства крестоносцев они вернулись домой.

В 1187 г. Иерусалим был захвачен турками-сельджуками, а вскоре египетскими мамлюками. В 1516 г. город завоевали турки-османы. В те­чение 400 лет османского правления между различными христианскими группами часто возникала борьба за святые места. В середине XIX в. турки содействовали установлению соглашения между группами. Это соглашение продолжало действовать во времена Британского правле­ния, начавшегося в 1917 г., и в дальнейшем при иорданском и израиль­ском правлениях.

Иерусалимская патриархия заняла довольно негативную позицию в отношении экуменического движения: в 1989 г. она отозвала своих де­легатов со всех двусторонних богословских диалогов, в которых участ­вует православная церковь. Патриарх заявил, что другие христиане ис­пользуют эти диалоги как средство прозелитизма, а поскольку право­славная церковь уже обладает христианской истиной во всей полноте, то нет необходимости участвовать в таких: дискуссиях. Однако Иеруса­лимская патриархия продолжает принимать участие в деятельности Всемирного и Ближневосточного Советов церквей, и патриарх Диодор охотно подписывает совместные заявления, особенно связанные с поло­жением христиан на Святой земле. Эти местные церковные инициативы подготовили почву для составления общего меморандума под названи­ем «Значение Иерусалима для христиан», подписанного в ноябре 1994 г. патриархами и руководителями всех традиционных церквей, представленных в Иерусалиме, включая главу францисканцев Святой земли.

Глава Иерусалимской церкви, патриарх Диодор I, носит титул: Гре­ческий Православный Патриарх Иерусалима, с резиденцией в Иеруса­лиме. Патриархия управляется Священным Синодом, возглавляемым патриархом. Его члены, число которых не может превышать 18, принад­лежат духовенству и назначаются патриархом. Помимо этого есть Сме­шанный совет, который обеспечивает участие мирян в принятии реше­ний. С 1534 г. все иерусалимские патриархи были этническими грека­ми. Все женатые священники принадлежат к местному арабскому насе­лению. Этим объясняется тот факт, что византийское богослужение со­вершается в монастырях на греческом языке, а в приходах — на араб­ском. В Назарете богослужение совершается по-славянски. В Иеруса­лимской церкви принят юлианский календарь.

Одной из главных функций церкви является сохранение святых мест. Ее выполняет входящее в структуру Иерусалимской церкви Святогробское братство, объединяющее всех архиереев, архимандритов, иеромонахов, диаконов, монахов и послушников. Братство имеет в сво­ем ведении начальные школы и гимназии.

Патриархат в пределах Израиля имеет 1 архиепископию и 2 митро­полии. Иерусалимская церковь распространяет свою юрисдикцию на Иорданию и области, контролируемые палестинскими властями. После­дователи Иерусалимской церкви есть в Иордании, Израиле, Палестине, на Синайском полуострове (АРЕ), где действует Синайская православ­ная церковь, находящаяся под юрисдикцией Иерусалимской церкви и обладающая статусом автономной церковной организации.

Грузинская православная церковь— в «диптихе чести» занимает шестое место после Русской православной церкви. На территории Гру­зии христианство начало распространяться в первые века нашей эры. В значительной мере благодаря миссионерской деятельности св. Нины, рабыни из Каппадокии, царство Иверия (Восточная Грузия) приняло христианство в качестве государственной религии в 337 г. Западная Грузия, тогда входившая в состав Римской империи, стала христиан­ской в ходе постепенного процесса, завершившегося в V в. Около 400 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писа­ния Нового Завета, целиком же Библия впервые была напечатана на грузинском языке только в 1743 г.

Грузинская церковь, находящаяся в зависимости от Антиохийской патриархии, получила автокефалию в VIII в. С XI в. глава этой церкви стал носить титул «Католикос-Патриарх». В 1811 г., когда Грузия стала частью Российской империи, Грузинская церковь вошла в состав Рус­ской православной церкви на правах экзархата. 12 марта 1917 г. на съез­де грузинских епископов, священников и мирян было объявлено о вос­становлении автокефалии, которая сохранилась и после установления в Грузии советской власти. Однако Московская патриархия признала ав­токефалию только в 1943 г.

Положение церкви при советской власти было сходным с положени­ем Русской православной церкви: если в 1917 г. в Грузии действовало 2455 церквей, то к середине 80-х гг. их число уменьшилось до 80. Про­цесс перестройки в Советском Союзе коснулся и Грузии. Многие церк­ви возрождались заново, в 1988 г. в Тбилиси была открыта Грузинская православная академия богословия. Сейчас в Гелати работает вторая богословская академия, имеются шесть семинарий, включая старейшую — Мцхетскую духовную семинарию, а также церковная школа для мирян.

4 марта 1990 г. Константинопольская патриархия дала автокефаль­ный статус Грузинской церкви и подтвердила ее статус патриархии. Процесс возрождения усилился после того, как Грузия в 1991 г. стала независимой республикой: увеличилось количество священников, ожи­вилась монастырская жизнь, открылись новые церкви. В 1994 г. между православной церковью и правительством Грузии было заключено со­глашение по поводу религиозного обучения в государственных школах. В сентябре 1995 г. состоялся Собор Грузинской православной церкви, на котором были приняты решения о стимулировании духовного воз­рождения церкви. При участии правительства в Тбилиси строилась но­вая кафедральная церковь Св. Троицы, первый камень которой был за­ложен патриархом Илией в марте 1996 г.

В 1997 г. в Грузии усилились антиэкуменические настроения. В от­крытом письме от 17 мая 1997 г. настоятели пяти монастырей пригрози­ли отлучением патриарху Илие из-за его экуменической деятельности. Напряженность возрастала, и во избежание возможного раскола Свя­щенный Синод проголосовал за выход из Всемирного и Европейского советов церквей. Однако это не привело к полному разрешению пробле­мы. Несмотря на то что экуменизм — болезненная тема в церкви, папа Иоанн Павел II смог посетить Грузию 8—9 ноября 1999 г., возвращаясь в Рим из Индии.

Глава Грузинской церкви, католикос Илия, носит титул: Католи­кос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, с ре­зиденцией в Тбилиси. По данным 1999 г., в стране имеется 27 епархий и 512 храмов Грузинской православной церкви. Предстоятель церкви избирается Собором посредством тайного голосования. Священный Си­нод состоит из всех правящих архиереев и викария католикоса.

Сербская православная церковь. Нынешняя Сербская православ­ная церковь сложилась из ее трех исторических ветвей: церкви в коро­левстве Сербском, патриархата в Австро-Венгрии и Черногорской мит­рополии. Часть сербов приняла христианство в западной форме в VII в. Некоторое время Сербская церковь колебалась между Римом и Кон­стантинополем, выбрав в итоге христианство восточного обряда. В IX в. сербы были крещены византийскими священниками при подчинении Константинопольскому патриарху. В 1219 г. патриарх Константинопольский Мануил I, проживавший тогда в Никее, рукоположил св. Сав-ву в сан первого архиепископа, признав одновременно Сербскую церковь автокефальной.

Сербское царство достигло своего расцвета при правлении Стефана Душана, создавшего в 1346 г. в Скопье церковный собор, на котором Сербская церковь была возведена в ранг патриархии. Первым сербским патриархом был Иоанникий II, резиденция которого находилась в г. Печи. Константинопольский патриарх Каллист не только не признал Сербскую патриархию, но в 1352 г. наложил на нее анафему, признав ее лишь в 1375 г. В 1459 г. Сербия пала под ударами турок и постепенно стала интегрироваться в Османскую (Оттоманскую) империю. В связи с потерей политической самостоятельности прекратила свое существование и Псчская патриархия. Она была восстановлена в 1557 г. и включи­ла всю территорию сербского расселения. Однако в 1766 г. Печская патриархия вновь была подчинена Константинополю с низведением ее в ранг митрополий, все сербские епископы были заменены греками.

Завоевание Сербией в 1830 г. политической автономии привело к получению в 1831 г. церковной автономии с титулом православной мит­рополии со штаб-квартирой в Белграде. В 1878 г. по Берлинскому дого­вору Сербия получила международное признание в качестве независи­мой страны, а в 1879 г. Константинопольская патриархия признала Сер­бскую церковь автокефальной.

В 1918 г. образовалось многонациональное государство Югославия, что создало возможность объединения различных сербских епархий в единую Сербскую православную церковь. В 1920 г. в городе Сремски Карловцы состоялся архиерейский собор, который восстановил в Сербской церкви патриаршество. В XX в. к ней присоединились православные епархии Черногорской и автономной Македонской церквей. Но Маке­донская церковь в 1967 г. разорвала каноническое единство с Сербской церко­вью, заявляя о своей автокефальности, которая не признана ни одной автокефальной православной церковью.

Сербская церковь активно поддерживала движение Сопротивления во время Второй мировой войны. С появлением в 1945 г. коммунистического югославского правительства церкви пришлось налаживать но­вые отношения с государством.

После распада Югославии участие церкви в политической жизни возросло. Она осуждала антирелигиозную политику прежних коммуни­стических режимов и в мае 1992 г. начала дистанцироваться от правите­льства Милошевича. В 1994 г. сербские православные епископы на съезде в Баня-Лука, в контролируемой сербами части Боснии, заявили, что, поскольку многие сербы оказались за пределами Сербии в резуль­тате искусственного передела границ тоталитарными режимами в адми­нистративных целях, эти границы нельзя признать окончательными. Они отвергли как международные санкции против Югославии, так и санкции со стороны югославского правительства против сербов в Бос­нии. В 1996 г. сербские епископы призвали к моральному возрождению сербского народа, осудили «возвращение старых тоталитарных мето­дов» в обществе. В январе 1997 г. Священный Синод осудил попытки правительства Милошевича скрыть результаты местных выборов нояб­ря 1996 г. и призвал власти уважать демократические принципы. В се­редине 1997 г. съезд всех епископов призвал сербских беженцев из Хор­ватии и Боснии вернуться в свои дома потребовал, чтобы правитель­ства этих стран гарантировали им безопасность.

Глава Сербской церкви, патриарх Павел, носит титул: Архиепи­скоп Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский, с резиденцией в Белграде. Высшим законодательным органом является Святейшая ассамблея, состоящая из епархиальных архиереев. Постоян­ный действующий исполнительный орган — Святой Архиерейский Си­нод (Постоянный Священный Синод), состоящий из патриарха и четы­рех епархиальных архиереев. Существует православный богословский факультет Белградского университета, основанный в 1920 г., действуют четыре семинарии и монастырская школа. В настоящее время Сербская православная церковь имеет 28 епархий. Зарубежные сербские право­славные епархии имеются в Западной Европе, Северной Америке и Ав­стралии.

Румынская православная церковь.Христианство начало прони­кать в существующую Римскую провинцию Дакию во II—III вв. благо­даря торговцам, купцам, римским поселенцам. Его дальнейшее распро­странение связано с действием римских и византийских миссионеров. В IV в. румынский этнос был уже тесно связан с православным христи­анством.

В последующие века происходило развитие румынских богослов­ских традиций, несмотря на то что Валахия и Молдова с XVI по XIX в. подчинялись Османской империи. В 1859 г. эти два княжества объеди­нились в одно государство — Румынию. В 1865 г. была провозглашена автокефалия Румынской православной церкви без согласия Константи­нопольского патриарха, выступившего по этому поводу с резкими про­тестами. В 1878 г. Румыния обрела полную политическую независи­мость, а в 1885 г. Константинопольская патриархия, под юрисдикцией которой румыны находились до вхождения Румынии в Османскую им­перию, признала автокефальный статус Румынской церкви.

После Первой мировой войны в Румынскую церковь вошли две су­ществующие до того времени самостоятельные митрополии: Сибиуская и Буковинская. После присоединения Буковины к Австрии (конец XVIII — начало XIX вв.) многие румыны переселились в Молдавию, а в Буковину пришли украинцы из Галиции. В 1919 г. был созван церков­ный собор, на котором состоялось объединение епархий Румынии, Трансильвании и Буковины. Епископ Карасебешский Мирон был изб­ран митрополитом-примасом. (Этим титулом именовался румынский первоиерарх с 1875 по 1925 г.) Решением Священного Синода от 4 фев­раля 1925 г. Румынская православная церковь была провозглашена пат­риархатом.

После Второй мировой войны установление коммунистического правления в Румынии потребовало нового подхода к взаимоотношени­ям между церковью и государством. В целом Румынская православная церковь избрала политику тесного сотрудничества с правительством. Конец 50-х гг. отмечен сильным духовным возрождением: большое чис­ло церквей оставалось открытым, действовали многие монастыри, хотя вся церковная деятельность осуществлялась под строгим контролем го­сударства. Работали шесть семинарий, два богословских института (в Бухаресте и Сибиу), издавалась печатная продукция.

После падения режима Николае Чаушеску в декабре 1989 г. румын­ские церковные власти критиковались за сотрудничество с коммунисти­ческим режимом. В январе 1990 г. патриарх Феоктист ушел в отставку, но в апреле был восстановлен в должности Священным Синодом. С этого времени церковь упрочила свое положение и расширила свою де­ятельность. Отношения с правительством стали более конструктивны­ми после избрания в 1996 г. президентом страны Эмиля Константинеску. Разрабатывались планы строительства огромного храма Спасения нации в Бухаресте. Однако церковь увязла в непрерывной борьбе с ру­мынской греко-католической церковью по поводу возвращения бывших греко-католических храмов, конфискованных правительством в 1948 г. и переданных православной церкви.

Глава Румынской православной церкви, Патриарх Феоктист I, носит титул: Архиепископ Бухарестский, Митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх Румынской Православной Церкви, с резиденцией в Бухаре­сте. Верховной властью по церковно-правовым и духовным вопросам является Священный Синод, созываемый один раз в год, в который вхо­дят все епископы страны. Повседневное руководство церковью возло­жено на Постоянный Синод и Национальныйцерковный совет. По финансовым и хозяйственным вопросам высшим органом является Нацио­нальное церковное собрание (церковный Собор), созываемое один раз в год, в которое наряду с членами Святейшего Синода входят по одному клирику и по два мирянина от каждой епархии.

Румынская церковь имеет два богословских института, семь духовных семинарий. В составе церкви 13 епархий объединенных в пять митрополий. Приходы румынской церкви действуют в местах прожива­ния румын во многих государствах Европы, США, Канады, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и др. С 1972 г. в ее состав на пра­вах автономной епископии вошла Французская православная церковь.

Болгарская православная церковь.Христианство появилось на территории современной Болгарии в первых веках нашей эры. Согласно преданию, епископская кафедра имелась в г. Одесе (ныне Варна), где епископом был Амплий, ученик св. апостола Павла. Во II в. епископ­ские кафедры появились в городах Дебел и Анхиал. В V—VI вв. хрис­тианство начало распространяться среди балканских стран: в 670 г. на территорию Болгарии вторглись тюрко-язычные болгары, которые труд­нее, чем славяне, усваивали христианство. В VIII—IX вв. произошло слияние этих двух народов, образовавших болгарский этнос и стра­ну Болгарию. Массовое крещение народа произошло в 865 г. при князе Борисе I (852—889). В 870 г. Болгарская православная церковь получила автономию, пользуясь внутренним самоуправлением, хотя продолжала оставаться в юрисдикции Константинопольской церкви.

В X в., когда Болгария была завоевана Византией, церковь потеряла свою относительную самостоятельность. В 1018 г. византийцы, завое­вав Македонию, понизили патриархию до автокефальной архиепископии. После обретения Болгарией независимости в 1186 г. церковь стала вновь достаточно самостоятельной. В 1235 г. Тырновская архиепископия была возведена в ранг патриархата. Но с падением Второго болгар­ского царства Тырновская кафедра вскоре была подчинена Константи­нопольской патриархии на правах митрополии.

С началом турецкого владычества в 1393 г. Болгарская церковь утра­тила свой автокефальный характер и вошла в состав Константинополь­ской патриархии. Церковью стали управлять греческие епископы, стре­мившиеся к вытеснению церковно-славянского языка. Стараясь проти­водействовать этому, Болгария настаивала на предоставлении автоно­мии своей церкви. В 1870 г. правительство Османской империи разре­шило восстановление национальной болгарской церкви как автономно­го экзархата. В этой связи в 1872 г. в Константинополе был созван Поместный собор, решениями которого болгарский экзархат был запре­щен, а болгарская церковь объявлена схизматической. Этот конфликт длился долгое время: только в 1945 г. Константинопольский патриархат отменил схизму и признал автокефалию Болгарской православной церк­ви. Патриаршество в ней восстановлено с 1953 г., но Константинополь­ская патриархия признала это только в 1961 г.

В период коммунистического правления, начавшегося в 1944 г., цер­ковь была вынуждена играть, главным образом, пассивную роль в об­ществе. В 1991 г. новое правительство создало Совет по делам религий, который начал инициировать реформы в церковных учреждениях стра­ны. В марте 1992 г. он издал постановление, по которому избрание в 1971 г. патриарха Максима считалось незаконным, поскольку он был назначен коммунистическим правительством в нарушение церковных канонов. Это породило разделение между епископами, трое из которых под руководством митрополита Нскропского Пимена публично призва­ли к смещению Максима. В январе 1993 г. делегация от Константинопо­льской патриархии посетила Софию, чтобы помочь в разрешении проб­лемы, но это ей не удалось. Спор закончился расколом: 4 июля 1996 г., когда митрополит Пимен был назначен в качестве конкурирующего пат­риарха и Максим был предан анафеме Священным Синодом. Когда Петр Стоянов принимал присягу в качестве болгарского президента в январе 1997 г., Пимен проводил церемонию благословения, и в марте 1997 г. Верховный суд принял решение о недействительности регистрации Священным Синодом Максима. В январе 1998 г. президент Стоянов призвал обоих патриархов уйти в отставку, чтобы провести выборы одного преемника, который положит конец разделению. «Чрезвычайный расширенный синод» Болгарской церкви, проходивший в Софии 30 сен­тября — 1 октября 1998 г., заново утвердил Максима в качестве патри­арха и добился примирения между противостоящими группами.

Глава Болгарской православной церкви, патриарх Максим, носит титул: Митрополит Софийский, Патриарх всея Болгарии; его резиден­ция находится в Софии. Высшим духовным, юридическим и админист­ративным органом церкви является Священный Синод, состоящий из патриарха и всех епархиальных епископов, включающий Большой и Малый Синоды. Болгарская церковь имеет два факультета богосло­вия — в Софийском университете и Университете им. Кирилла и Мефодия в Велико-Тырново; две православные семинарии — в Софии и Пловдиве. В составе церкви 12 епархий, из них 11 — в Болгарии и од­на — вне Болгарии, Нью-Йоркская. Приходы болгарской церкви дейст­вуют в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Венгрии, Румы­нии, Австрии. С 1948 г. в Москве существует болгарское подворье.

Кипрская православная церковь.Своими истоками она восходит к первым христианским общинам, основанным в начале нашей эры св. апостолами Павлом и Варнавой. Христианизация населения относится к началу V в. Поскольку остров находился под управлением Восточной провинции, столицей которой была Антиохия, антиохийские патриархи в течение какого-то времени претендовали на право причислять Кипр­скую церковь к своей юрисдикции и назначать ее архиепископа. Однако III Вселенский собор, проходивший в Эфесе, признал автокефалию этой церкви, предоставив архиепископу некоторые знаки отличия, сохранив­шиеся по сей день: ношение пурпурной мантии и императорского ски­петра вместо обычного архиерейского жезла, подписание официальных документов красными чернилами.

С середины VII до середины X вв. остров подвергался нападению арабов, поэтому византийский император Юстиниан II эвакуировал киприотов в период с 688 по 695 гг. в городе Новая Юстиниана (в Геллеспон­те), где архиепископ Кипра основал свою резиденцию и получил ти­тул «Блаженнейшего архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра».

Победа византийского императора Никифора II Фоки (963—969) над арабами ознаменовала начало мирного периода, когда церковь нахо­дилась в расцвете. Однако в XI—XII вв. нарастало недовольство жест­ким правлением сменявших друг друга византийских наместников, час­то использовавших Кипр как базу для восстаний против константино­польских императоров.

В 1191 г. остров был захвачен английским королем Ричардом Льви­ное Сердце, пришедшим сюда с крестовым походом. Через несколько месяцев он продал остров католическому ордену тамплиеров, который в 1193 г. перепродал его французу Ги де Лузиньяну, изгнанному королю Иерусалимского королевства крестоносцев, создавшему на Кипре фео­дальное общество и династию, существовавшую почти триста лет. Вскоре была создана католическая церковная иерархия, вытеснившая православную. В 1260 г. православные монастыри стали подчиняться католическим епископам, оказавшимся под властью нового католиче­ского архиепископа Кипра. Ситуация мало изменилась после того, как в 1489 г. Кипр перешел во владение Венеции на положении колонии. В 1571 г. остров захватили турки-османы, владычество которых продол­жалось более 300 лет — до 1878 г. Турки преследовали христиан, пре­вращая храмы в мечети.

Новый период в истории кипрской церкви открылся после рус­ско-турецкой войны. В 1878 г. Великобритания арендовала остров у Турции и в 1914 г. полностью аннексировала его. В 1925 г. Кипр был объявлен колонией Англии, началась длительная борьба за свободу киприотов. Особенно широкую деятельность развернул избранный в 1950 г. архиепископ Макариос, выступивший против осуществления на острове так называемого «плана Макмиллана», являвшего собой ти­пичный пример английской колониальной политики — сохранение Кип­ра в качестве военной базы. Когда Великобритания в 1960 г. предоста­вила острову независимость, архиепископ Макариос был избран его президентом. Столкновение между греческой и турецкой общинами за­вершилось в 1974 г. турецким вторжением на остров и образованием «турецкой республики Северный Кипр». В ходе этих событий многие церкви и монастыри в северной части острова были разрушены и раз­граблены.

В апреле 1973 г. в кипрской церкви возник кризис, когда три митрополита острова объявили об отстранении от должности архиепископа Макариоса потому что его статус президента был сочтен несовмести­мым со статусом епископа. Однако в июле эти три митрополита сами были смещены Большим Синодом, состоящим из епископов Александ­рийской, Антиохийской, Иерусалимской патриархий и Греческой церк­ви.

Глава Кипрской церкви, архиепископ Хрисостомос, носит титул:
Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра; его резиденция нахо­дится в Никосии. Кипрская церковь состоит из одной архиепископии и
пяти митрополий (титул архиепископа здесь выше титула митрополи­та). Церковь располагает богатейшим музеем византийских икон, в ряде
городов имеются школы церковной византийской музыки. В Никозии
находится Архиепископская библиотека, основанная еще в 1821 г. и на­считывающая более 50 тысяч книг.

Элладская (греческая) православная церковь.Христианство рас­пространилось на территории теперешней Греции в I в. Согласно хрис­тианской версии, вера была принесена прибывшим в Афины апостолом Павлом, основавшим и утвердившим в ряде городов христианские об­щины, а св. Иоанн Богослов написал «Откровение» на острове Патмосе.

Христианская церковь в Греции была образована во II в., а к VI в. почти все население страны приняло христианство. В течение длитель­ного времени церковь зависела от столкновения интересов западной и восточной ветвей христианства, подчиняясь то Риму, то Константинопо­лю. В IX в. Элладская церковь была введена в юрисдикцию константинопольской церкви.

В период завоевания Греции турками (XIV—XV вв.), испытывая тя­желые притеснения от них, греки не теряли надежды на свое освобож­дение. В борьбе за независимость активное участие принимало и духо­венство, в частности архиепископ Герман в 1821 г. поднял народ на восстание против турецкого господства. В 1829 г. Турция признала автоно­мию Греции, а в 1832 г. — независимость этого государства.

Новое правительство Греции, вопреки традиционной лояльности, воспротивилось тому, чтобы православная церковь оставалась под юрисдикцией Константинопольского патриархата, престол которого по-прежнему находился на территории Османской империи. Поэтому в 1833 г. церковь Греции была объявлена автокефальной и подчинена со­стоящему из пяти членов Постоянному Синоду епископов и королю, объявленному главой церкви. Однако понадобилось еще некоторое вре­мя для того, чтобы Турция политически, а Константинополь канониче­ски признали этот акт. Автокефальный статус Греческой церкви был признан Константинополем в 1850 г. в патриаршем томосе, согласно ко­торому архиепископ Афинский должен быть постоянным главой Сино­да епископов.

Когда Греция расширила свою территорию за счет Османской импе­рии, новые православные епархии вошли в греческую церковь. Право­славная община на обширной территории северной Греции, завоеван­ной у Турции в 1912 г., оставалась непосредственно под юрисдикцией Вселенской патриархии до 1928 г., когда по соглашению она была «вре­менно» отдана под управление греческой церкви. Государственный кон­троль над греческой церковью постепенно ослаблялся с последовавшим введением церковных правовых норм, хотя последняя конституция (1975) признает православие «основной религией Греции». В отличие от предыдущих конституций президент Греции не обязан быть право­славным христианином, и он не приносит клятву защищать основную религию страны. Конституция также утверждает, что православная цер­ковь Греции «является автокефальной и управляется Священным Сино­дом из всех действующих епископов, и постоянным Священным Сино­дом, составленным из членов первого Синода». Сегодня постоянно дей­ствующий Священный Синод состоит из 13 епископов, включая архие­пископа Афинского в качестве его главы. Ввиду планируемых измене­ний греческой конституции в 1995 г. церковь и государство начали диа­лог о возможных дальнейших изменениях их отношений. Однако в мае 1996 г. правительство объявило, что статьи действующей конституции останутся без изменений.

Элладская церковь в 1924 г. перешла с юлианского на григориан­ский календарь, с чем не согласилась часть духовенства и верующих, которые вышли из Элладской православной церкви, образовав Истинно православную церковь старого календаря.

Православные епархии Греции, как правило, невелики: 80 из них
принадлежат греческой церкви, а 8 епархий на о. Крит и 4 на Додеканесских островах находятся под юрисдикцией Вселенской патриархии. На территории Греции (Св. гора Афон) расположен православный мона­стырь, находящийся под юрисдикцией Константинопольской патриар­хии, всего же монастырей более 200.

Заметное возрождение греческой церкви началось после Второй ми­ровой войны. Оно было поддержано «новым монашеством», или мир­скими братьями, появившимися в начале века. Одна из самых круп­ных — организация "zoi" («Зои» — по-гречески жизнь), основанная в 1911 г. и достигшая расцвета в середине 60-х гг., когда в нее входило около 130 членов, практически все они были богословами, а 34 — свя­щенниками. Этот своего рода современный монашеский орден стре­мился изменить отношение греков к православной церкви, делая акцент на личной набожности, сочетая духовность с активным проповедниче­ством. В 1960 г. более традиционалистски настроенные члены вышли из «zoi», чтобы образовать небольшое братство «Sotir». Хотя сегодня эти движения находятся в упадке, и большинство их членов — преста­релые люди, они представили новую модель религиозной жизни, ока­завшую глубокое влияние на православную церковь.

Глава Элладской церкви, архиепископ Христодулос, имеет титул: Архиепископ Афинский и всей Эллады, с резиденцией в Афинах. Бого­словская наука в Греции сконцентрирована в двух богословских факуль­тетах — Афинского университета и университета г. Салоники. Есть не­сколько семинарий для подготовки приходских священников. Церковь имеет Институт византийского музыковедения.

Албанская православная церковь.Христианство проникло в Ал­банию в первых веках нашей эры с двух направлений. Геги, народ на севере страны, стали христианами римского толка, в то время как на юге среди тосков преобладала византийская традиция. С середины VII в. албанские христиане находились под юрисдикцией Константино­поля, а с конца IX в. перешли в подчинение Болгарской православной церкви. В XV в. после турецкого завоевания большинство албанцев ста­ли мусульманами, а некоторые перешли в католицизм. Со второй поло­вины XVIII в. оставшееся православное население Албании вновь по­пало под юрисдикцию Константинопольской патриархии.

После поражения Турции в Балканской войне (1912—1914) Алба­ния была провозглашена независимым государством, и почти сразу в среде православных албанцев развернулось движение за освобождение от греческого влияния и образование церковной автокефалии. В 1922 г. Великий албанский православный церковно-народный собор, проходив­ший в г. Берате, провозгласил автокефалию Албанской православной церкви. Собор также избрал Временный верховный церковный совет, который до 1929 г. (времени образования Священного Синода Албан­ской православной церкви) имел верховную церковную власть. Однако Константинополь признал автокефальный статус Албанской церкви то­лько 12 апреля 1937 г.

В годы Второй мировой войны, когда Албания была оккупирована фашистской Италией, а затем гитлеровской Германией, многие священ­нослужители принимали непосредственное участие в борьбе с захват­чиками. После изгнания оккупантов албанская церковь получила полную свободу и возможность устраивать свою внутреннюю жизнь в со­ответствии с вероучением и канонами.

Коммунистическая революция 1945 г. ознаменовала начало жест­кого преследования всех религиозных групп. В 1967 г. при режиме Ход­жи с провозглашением всеобщей атеизации страны все церковные уч­реждения, включая храмы, мечети, монастыри, были закрыты, религи­озная деятельность объявлялась незаконной, а духовенство и верующие подвергались репрессиям. Православный архиепископ Тиранский Дамианос также оказался в тюрьме, где в 1973 г. скончался.

В конце 80-х гг., в связи с наступившими политическими изменени­ями в бывших социалистических странах, церковь начала выходить из подполья. В январе 1991 г. Священный Синод Константинопольской православной церкви назначил епископа Андрусского Анастасия (Янтулатоса, грека по национальности, так как из православных албанских епископов в живых никого не осталось) на должность патриаршего эк­зарха Албании, в задачу которого входил контроль за начавшимся про­цессом церковно-правового возрождения автокефальной Албанской православной церкви. 24 июня 1992 г. экзарх был избран архиеписко­пом Тираны и всей Албании.

В конце 1994 г. положение архиепископа Анастасия как главы Ал­банской православной церкви оказалось под угрозой. В октябре прези­дент Бериша заявил, что Анастасий был назначен лишь временно, и правительство предложило новый проект конституции, согласно кото­рому главы крупных религиозных объединений должны быть албански­ми гражданами, родившимися в стране и прожившими в ней не менее 20 лет. 6 ноября состоялся референдум относительно новой конститу­ции, и она была отклонена 60 % голосов. К декабрю отношения между церковью и государством улучшились, однако положение архиепископа по-прежнему казалось неопределенным. Напряженность между прави­тельствами Греции и Албании по поводу статуса греческого меньшин­ства в стране осложнило положение архиепископа, являющегося этни­ческим греком.

Тупиковая ситуация, связанная с назначением новых албанских пра­вославных епископов, была разрешена в 1998 г. По общему согласию Константинопольской патриархии, Албанской православной церкви и албанского правительства два ранее назначенных епископа оставили свои посты, а один из них (митрополит Бератский Игнатий) 18 июля был интронизирован. В этот же день архиепископ Анастасий и митро­полит Игнатий собрались на внеочередную встречу с двумя представи­телями Константинопольской патриархии и избрали двух новых епис­копов — этнических албанцев. 43-летний архимандрит Иоанн Пелуши был избран митрополитом Корчи, а 77-летний отец Косма Кирьо — епископом Аполлонии. Таким образом был сформирован Свя­щенный Синод Албанской православной церкви.

Глава Албанской православной церкви, митрополит Анастасий, но­сит титул: Архиепископ Тиранский и всей Албании, с резиденцией в Тиране. К особенностям устройства этой церкви относится выборность духовенства при участии мирян. Богослужение совершается на албан­ском и греческом языках.

В Северной Америке есть две отдельные албанские православные юрисдикции. Албанская православная архиепископия в Америке, обра­зующая отдельную этническую епархию внутри Православной церкви в Америке, имеет 13 приходов и в настоящее время управляется митропо­литом Феодосием. Вторая Албанская православная епархия с двумя приходами находится под духовным руководством Греческой право­славной архиепископии Америки.

Польская православная церковь.Христианство стало распростра­няться в отдельных княжествах на польских землях начиная с IX столе­тия. В 966 г. принял крещение польский князь Мешко I, после чего со­стоялось крещение народа. Православные епархии на территории со­временной Польши существуют с XIII в., однако в течение длительного времени они были под юрисдикцией Московской патриархии. Но после обретения Польшей государственной независимости в 1919 г. они вы­шли из подчинения Русской православной церкви и образовали Поль­скую православную церковь.

В июне 1922 г. Собор православных епископов, состоявшийся в Варшаве, высказался за установление автокефалии православной церк­ви в Польше, а в ноябре 1924 г. был подписан патриарший и синодаль­ный томос Константинопольской патриархии о признании православ­ной церкви в Польше автокефальной. Однако официальное провозгла­шение задержалось почти на год, и только в сентябре 1925 г. состоялось торжественное чтение патриаршего томоса об автокефалии. В 1927 г. Константинополь дал также митрополиту Варшавы титул «Блаженней­ший». Но Московская патриархия сочла этот шаг вмешательством в свои дела и отказалась признать автокефальный статус польской церк­ви. Лишь только в 1948 г. Русская православная церковь признала за­конную автокефалию Польской православной церкви. Вслед за объявлением автокефалии начались внутренние разногла­сия в церковной жизни. Опираясь на подписанный в 1927 г. польским правительством и папой римским конкордат, признававший католицизм господствующим вероисповеданием в Польше, римо-католики в 1930 г. выступили с судебным иском о возвращении храмов, церковного иму­щества, якобы когда-то принадлежащего католической церкви. Все православное население Польши объединилось перед опасностью наступ­ления католицизма.

В 30-х гг. неоднократно возникали конфликты между католиками и православными. В 1936 г. в г. Львове проходил съезд униатского духо­венства. Продолжением намеченной им программы явилась публикация в мае 1937 г. новой инструкции по осуществлению «восточного обря­да», в которой говорилось о том, что Ватикан придает большое значе­ние «возвращению православных к вере отцов», т. е. обращению право­славных в унию.

Грозные для православия события произошли в 1938 г., когда храмы стали не только закрывать, но и разрушать, а православных верующих подвергать притеснениям. Митрополит Варшавский Дионисий официа­льно осуждал эти противоправные инциденты. В ноябре 1938 г. был из­дан декрет президента республики «Об отношении государства к Поль­ской православной церкви» и обнародован определенный советом ми­нистров «Внутренний статус Польской автокефальной православной церкви», из которых видно, что церковь была поставлена в полную за­висимость от государственной власти.

В 1939 г. православные епархии, территория которых отошла к Со­ветскому Союзу (Волынская, Виленская, Полесская и большая часть Гродненской), сразу же вернулись в подчинение русской церкви. В 1941 г. внезапное нападение Германии на Советской Союз и начавша­яся война, оккупация Украины и Белоруссии немецкими войсками вне­сли массу изменений в церковную жизнь. На Украине образовались две церкви: Украинская автокефальная православная церковь и так называе­мая Автокефальная украинская церковь.

В польской конституции от 16 февраля 1976 г. говорится о том, что церковь отделена от государства. 4 июля 1991 г. президент Л. Валенса подписал указ «Об отношении государства к автокефальной Польской православной церкви». В последние годы церковь стала сближаться с польской культурой. Несмотря на то, что богослужебным языком явля­ется церковно-славянский, в богослужениях все чаще стал использова­ться польский язык.

Глава Польской православной церкви, митрополит Савва, носит ти­тул: Митрополит Варшавский и всей Польши, с резиденцией в Варша­ве. Высшим органом управления является Синод епископов, состоящий из всех епископов автокефальной церкви и созываемый митрополитом два раза в год. Председателем Синода является митрополит. Для подго­товки кадров священнослужителей церковь имеет среднее учебное заве­дение — Варшавскую духовную семинарию (с 1950) и одно вы­сшее — факультет православного богословия (с 1957) в Варшавской богословской академии (с 1954). Имеются три небольших православ­ных монастыря.

Сейчас Польская православная церковь имеет 6 епархий: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую, Броцлавско-Щецинскую, Перемышльско-Новосондетскую, Люблинско-Холмскую; кроме того Аквилейскую (в Италии) и приходы в Португалии и Бразилии.

Чехословацкая православная церковь. Возникновение христиан­ства на территории современных Чехии и Словакии относится к пер­вым десятилетиям IX в. Однако массовое крещение народа началось в 863 г., когда в Моравию прибыли «солунские братья» Кирилл и Мефодий, направленные сюда византийским императором Михаилом III и Константинопольским патриархом Фотием. Их проповедническая дея­тельность простиралась на теперешние Чехию, Словакию и на сосед­ние страны.

История христианства в Чехии ознаменована борьбой с влиянием латинской пропаганды и немецкой католической иерархии. В XV в. воз­никло гуситское движение, представляющее собой яркий пример оппо­зиции чешского народа немецко-латинскому гнету. В XVI в. после обра­зования многонациональной монархии Габсбургов чешские и словацкие земли вошли в ее состав. Гнет со стороны Габсбургов привел к восста­нию в Чехии, которое в 1620 г. было подавлено, и Чехия на 300 лет бы­ла лишена политической самостоятельности и превращена в австрий­скую провинцию Богемию. Этим воспользовалась римско-католическая церковь, продолжая насильственное обращение в свою веру населения.

Возрождение православия у чехов началось с XIX в. В 1905 г. в Праге было создано общество «Православная беседа», заменявшее цер­ковный приход. События Первой мировой войны отразились негативно на положении православной церкви, еще не успевшей окрепнуть.

Иным было положение в Восточной Словакии, где возле г. Прешов жило украинское население, имевшее связи с Киевской Русью. В то время как в Западной Словакии и Восточной Моравии православие формально было упразднено, Восточная Словакия сохраняла духовное наследие св. Кирилла и Мефодия. Таким образом, на протяжении деся­ти веков православие среди чехов и словаков подвергалось гонениям, но искоренить его не удалось. В октябре 1918 г. на территории Чехии, Моравии и Словакии была образована Чехословацкая Республика, а в 1919 г. к ней была присоеди­нена как автономная область Западная Украина. С крахом Габсбургской династии связано движение по восстановлению православия как в Вос­точной Словакии, так и в Чехии и Моравии. В 1924 г. на чешских зем­лях епископ Горазд организовал православную общину (с подчинением ее Сербской православной церкви) с целью объединения всех право­славных в Чехословакии в одну церковь. С выходом Горазда из Чехо­словацкой церкви она стала существовать как организация, называю­щая себя Чехословацкой гуситской церковью, представители которой считают себя последователями гуситов.

Дальнейшее развитие событий привело к разделению внутри право­славной общины страны. Параллельно с Чехословацкой церковью в Праге существовала так называемая «Чешская православная беседа», преобразованная в 1920 г. из бывшей «Православной беседы», находящейся в юрисдикции Сербской церкви.

В 1923 г. Константинопольская патриархия дала Чехословацкой цер­кви автономный статус и назначила архиепископа Савватия Архиепи­скопом Пражским и всея Чехословакии. Большинство православных че­хов и словаков, однако, осталось под юрисдикцией епископа Горазда. Во время Второй мировой войны эта церковь была фактически уничто­жена нацистами, епископ Горазд был казнен, а священники отправлены в немецкие трудовые лагеря. Вслед за этим оккупанты запретили суще­ствование Чехословацкой православной церкви.

После войны положение церкви было тяжелым, но постепенно цер­ковная жизнь стала налаживаться. Конституция и гражданское законо­дательство 1949 г. предоставили православной церкви свободу и равно­правие с другими вероисповеданиями. В 1951 г. Чехословацкая право­славная церковь обратилась с просьбой к Русской православной церкви принять ее в свое ведение. В ноябре 1951 г. Московская патриархия предоставила ей автокефалию. Константинопольский патриарх не при­знал право Москвы на такой шаг и в сентябре 1998 г. выпустил собст­венный томос относительно автокефалии этой церкви.

Падение коммунистического режима в 1989 г. и последовавшее 1
января 1993 г. разделение Чехословакии на два независимых государст­ва, Чехию и Словакию, потребовали изменения структуры православной
церкви. В ноябре 1992 г. Священный Синод решил разделить ее на две
митрополичьи провинции, с двумя епархиями в каждой из новых рес­публик. Согласно этому решению, митрополит Прешовский Николай
возглавил православную церковь Словакии. Но Объединенный Священ­ный Синод продолжает собираться, как прежде, под председательством
митрополита Пражского Дорофея. Глава Чехословацкой православной церкви, митрополит Дорофей, носит титул: Митрополит Пражский и Архиепископ Чешской и Словац­кой республик, с резиденцией в Праге. Митрополит одновременно яв­ляется епархиальным архиереем и председателем Священного Синода и Митрополичьего Совета. Священный Синод состоит из епископов. Вер­ховным законодательным и административным органом является Поме­стный собор, в состав которого входят все епископы, представители духовенства и мирян. Исполнительным органом Собора является Митро­поличий Совет, наполовину состоящий из мирян.

Будущие священники получают образование в Прешовской семина­рии. В 1990 г. она была включена в состав расположенного в Кошице Университета им. Шафарика. В январе 1997г. университет был разде­лен на две части, и из факультетов, находящихся в Прешове, был обра­зован новый Прешовский университет. Сегодня факультет православного богословия Прешовского университета имеет курсы для семинари­стов, а также курсы повышения квалификации священников. Он также имеет отделение в Оломоуце (Чешская республика) для факультативно­го обучения православных в этой стране.

Церковь имеет 4 епархии: Пражскую, Прешовскую, Михайловскую и Оломоуцко-Брненскую.

Американская православная церковь. Пятнадцатая по диптиху, она является самой молодой из автокефальных православных церквей. Православие проникло в Северную Америку, когда группа русских пра­вославных миссионеров из Валаамского монастыря в 1794 г. достигла Аляски, входившей в это время в состав Российской империи. Целью их визита было продолжение начатой здешними русскими переселенца­ми работы по обращению в православие местного населения. Первый православный храм был построен на острове Кадьяк, где было крещено несколько туземцев Аляски. В 1824 г. к алеутам прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий), назначенный первым епископом преобразованной в Кам­чатскую, Курильскую и Алеутскую епархию с резиденцией в г. Ситке. В 1867 г., когда Аляска была продана Соединенным Штатам, находившие­ся там православные храмы и земельные участки оставались в собст­венности православной церкви.

В 1872 г. в связи с ростом числа православных храмов резиденция епископа и кафедра епархии были переведены из Ситки (Новоархангельск) в Сан-Франциско, где с 1868 г. существовал православный при­ход. Церковная организация стала называться Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки. К 1898 г., когда епископ Тихон (Беллавин) был назначен в Северную Америку, православное население Восточного побережья сильно увеличилось из-за притока новых иммигрантов. Учитывая это, центр епархии в 1905 г. был переведен в Нью-Йорк, а ее глава, Тихон, возведен в сан ар­хиепископа. В 1906 г. он вынес на рассмотрение Священного Синода Русской православной церкви вопрос об автономии и возможной авто­кефалии Американской церкви, а также выступил за ведение богослу­жения и издание литургической литературы на английском языке. Но этому не суждено было сбыться: в 1907 г. Тихон был отозван в Россию.

После революции 1917 г. для православной церкви в Америке на­ступили трудные времена. Церковный собор, созванный в 1924 г. в Дет­ройте, объявил православную церковь в Америке временно самоуправ­ляющейся, т.е. фактически независимой, принявшей новое назва­ние — Русская греко-кафолическая церковь в Америке.

В 1933 г. правящим архиереем Североамериканской епархии с титу­лом архиепископа Алеутского и Североамериканского в звании экзарха Московской патриархии в Америке был назначен Вениамин (Федченков). Так был учрежден экзархат Московского патриархата в Северной и Южной Америке, просуществовавший до получения православной церковью в Америке автокефалии в 1970 г.

В 1935 г. было достигнуто соглашение с Русской зарубежной право­славной церковью, отделившейся после 1927 г. от Московской патриар­хии, по которому североамериканская «митрополия» считалась одной из ее частей, но практически осталась независимой.

Однако в 1946 г. стало ясно, что Русская зарубежная церковь не имела церковно-правовой легитимности в глазах большинства право­славных церквей. Поэтому эта митрополия решила снова признать пат­риарха Московского в качестве своего духовного лидера при условии, что церковь сохранит полную административную автономию.

В 1970 г. Московская патриархия дала автокефальный статус митро­полии, которая получила название Православная церковь в Америке. В связи с получением автокефалии и упразднением экзархата Северной и Южной Америки Священный Синод Русской православной церкви по­становил образовать на территории Центральной и Южной Америки, включая Мексику, экзархат Центральной и Южной Америки Москов­ской патриархии, который в 1990 г. был упразднен. Константинополь­ская и ряд других поместных церквей отнеслись отрицательно к предо­ставлению автокефалии Американской православной церкви.

Глава Американской православной церкви, митрополит Феодосий, имеет титул: Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, с резиденцией в Сайоссете, близ Нью-Йорка. Высшим руко­водящим органом церкви является Священный Синод, состоящий из правящих архиереев, сессии которого проходят два раза в год. Между сессиями действует Постоянный Малый Синод. Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому собору, созываемому один раз в два года. Постоянным исполнительным органом является Митрополичий совет.

Американская православная церковь имеет: православную семина­рию имени св. Германа на острове Кадьяк (Аляска), основанную в 1973 г.; Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Канаане (Пенсильва­ния), основанную в 1937 г.; Свято-Владимирскую духовную академию в Крествуде (Нью-Йорк), основанную в 1938 г. В декабре 1994 г. Амери­канская церковь получила право использовать церковь Св. Екатерины в Москве как свое официальное представительство в Русской православ­ной церкви.

Американская православная церковь имеет 12 епархий в США, 1 — в Канаде, а также мексиканский экзархат с 9 приходами и миссия­ми, 5 приходов в Южной Америке. Кроме того, под церковно-правовым протекторатом этой церкви находятся 3 прихода в Австралии, 2 — в Сиднее и 1 — под Брисбейном. Последователи Американской право­славной церкви есть также в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Перу.

 

 

Луковенко І.Г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.