Здавалка
Главная | Обратная связь

РОССИЙСКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РИПЦ)



 

 

История

Российская истинно-православная церковь возникла в СССР в 1927 г. как реакция значительной части духовенства на «Декларацию» местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (1927), в которой он призывал к сотрудничеству с советской властью.

В результате возникло движение «непоминающих» (ок. 40 правящих архиереев). Центральное место в этом движении заняла т.н. «иосифлянская группа» (по имени митрополита ленинградского (с 1926) Иосифа (Петровых Иван Семенович: 1872-1937), который и ввел термин «истинно-православная церковь»). Митрополит Иосиф с декабря 1926 по сентябрь 1927 года отбывал ссылку в Моденском монастыре (Новгородской губернии). После возвращения назначен митрополитом Одесским (служения не принял, продолжал руководить ленинградской кафедрой, будучи в Ростове). В феврале 1928 года подписал акт отхода от митрополита Сергия. Дважды арестовывался (1928, 1930). Ссылка в Казахстан (с сентября 1930). Арестован в Алма-Ате в 1937 году. Расстрелян 20.11.1937 года.

Иосифлянское движение быстро распространяется по территории России (Новгород, Псков, Тверь, Вологда, Витебск). Наибольшего успеха на территории Украины иосифляне добились в Киеве, Харьковском, Сумском, Полтавском округах. К иосифлянам присоединился епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов). Отдельные приходы иосифлян появляются на Урале, в Татарстане, Башкирии, Казахстане и т.д. К концу 1927 г. до 11 % всех православных приходов СССР были иосифлянскими.

Социальной базой иосифлянского движения стали, прежде всего, люди, так или иначе недовольные советской действительностью: интеллигенция, фанатично верующие (юродивые, блаженные и т.п.) и пр. По идейно-политическим взглядам преобладали монархические настроения. Иосифлян поддерживал митрополит Антоний (Храповицкий).

Уже с 1928 г. власти начинают репрессивные меры против иосифлян. К началу 30-х годов легальная деятельность иосифлян фактически прекращается. Проводятся тайные службы на окраинах Москвы, Ленинграда, на квартирах верующих. После массовых арестов и казней лидеров иосифлян в конце 30-х годов церковь окончательно принимает катакомбные формы.

6 августа 1929 года выходит указ митрополита Сергия и Священного Синода, приравнявший иосифлян к обновленцам. Объявлялись недействительными таинства.

Иосифляне стремились привлечь на свою сторону епископат патриаршей церкви чтобы завоевать Высшее Церковное Управление в РПЦ. Параллельно с поисками союзников из числа епископата иосифляне совершают тайные хиротонии своих епископов (всего было поставлено 28 архиереев). Отметим, что находящиеся в заключении в Соловецком лагере особого назначения арестованные архиереи в большинстве своём не поддержали действий митрополита Иосифа, поклявшись не отступать от митрополита Сергия, которого считали единственным законным главой церкви.

В 1-й пол. 1928 г. митрополит Иосиф, опасаясь разгрома движения, взял тактику на децентрализацию управления церкви, оставив за собой лишь духовное руководство. Однако уже к весне 1928 г. стало понятно, что необходима сплоченная и организованная сила, требовалось создание объединительного центра. В мае 1928 года состоялась встреча руководителей иосифлян в Ленинграде (епископ Алексий (Буй), епископ Димитрий, протоиерей Николай (Дулов), прфессор М.А. Новосёлов). В феврале 1928 г. после ссылки митрополита Иосифа главой движения стал епископ Гдовский Димитрий (Любимов). На майском совещании он был признан главой всеми другими лидерами.

Идеологической базой движения стали документы программного характера «Почему мы отошли от митрополита Сергия?», «Об исповедничестве и подвижничестве» и ряд других.

После ареста епископа Димитрия в ноябре 1929 г., движение возглавил епископ Сергий (Дружинин), но в 1930 г. он также был арестован (оба погибли в конце 30-х годов).

Центром тайного иосифлянского движения был Ленинград и его окраины (Стрельна, Ораниенбаум, Озерки и т.д.). В большинстве своём тайные богослужения проводились там.

На свободе оставались несколько тайных невыявленных властями иосифлянских архиереев: епископ Вытегорский Модест (Васильев), епископ Ингерманландский Роман (Руперт), епископ Псковский Иоанн (Ложков).

Во время Великой Отечественной войны иосифлянские общины активно выявляются властями. Вместе с тем иосифляне оказывали посильную помощь, внося на нужды армии денежные суммы.

В ноябре 1943 г. одна из немногих действующих в стране иосифлянских общин – Троицкая церковь в Ленинграде, заявила о своём возвращении в лоно Русской Православной церкви.

К сер. 40-х гг. значительная часть духовенства и мирян Истинно-православной церкви воссоединилась с Московской патриархией. Один из активнейших лидеров ИПЦ профессор протоиерей В. Верюжский стал профессором Ленинградской духовной академии. Но многие были арестованы и осуждены.

Непримиримая часть ИПЦ окончательно на последующие десятилетия уходит в глубокое подполье. В послевоенные годы подпольное иосифлянское движение возглавляли архимандрит Никандр (Стуров), иеромонах Анувий (Капинус), прот. Иоанн (Андриевский). Архиереев у иосифлян не было. Не хватало священников. Деятельность подполья распространяется в места ссылки (Казахстан). Поддерживаются связи с подпольем в Тамбовской, Харьковской, Горьковской областях. К нач. 60-х гг. подполье в карагандинском районе было уничтожено.

В период независимости истинно-православная церковь переживает свое новое рождение.

1 октября 2002 года в г. Верхнеднепровске (Украина) состоялся Собор Православного духовенства и мирян Истинно-Православной Церкви. В Соборе приняли участие:

Высокопреосвященный Венедикт Молчанов, Архиепископ Царицынский и Верхнеднепровский;

Высокопреосвященный Антоний Власов, Архиепископ Николаевский и Таврический;

Преосвященный Андрей Трегуб, Епископ Вышгородский;

Архимандрит Дамиан Акимов;

Архимандрит Августин;

Игумен Александр Власюк;

Духовенство, монашествующие, миряне.

Собор Православного духовенства и мирян Истинно-Православной Церкви принял решение возродить Истинно-Православную Церковь на Украине, для чего просить Истинно-Православную Церковь России о даровании автокефалии приходам и общинам, расположенным на территории независимой Украины.

2 октября 2002 г., Собор Православного духовенства и мирян Истинно-Православной Церкви, принял Декларацию о создании Украинской Истинно-Православной Церкви. Предстоятелем УИПЦ был избран Архиепископ Антоний Власов. Он был возведён в сан Блаженнейшего Митрополита Киевского в храме священномученика Александра, г. Верхнеднепровска.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ

 

Волей Божией собравшись в Богоспасаемом граде Верхнеднепровске, в обители святого Архистратига Божия Михаила, Мы, Преосвященные Украинской Истинно-Православной Церкви, духовенство и миряне, радея о возрождении отеческого православия и беря во внимание сиротство нашей Матери Церкви на территории, соборным рассмотрением постановили:

1. Возродить Украинскую Истинно-Православную Церковь в составе приходов и общин Истинно-Православной Церкви.

2. Выработать и принять Устав Украинской Истинно-Православной Церкви.

3. Создать Священный Синод Украинской Истинно-Православной Церкви в составе Преосвященных Венедикта Молчанова и Андрея Трегуб. Все решения принимать коллегиально в духе братской любви.

4. Избрать Блаженнейшим Митрополитом Киевским, Высокопреосвященного Антония Власова, Архиепископа Николаевского и Таврического, с присвоением ему титула Архиепископ Антоний, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, с правом преднесения креста во время богослужения.

5. Произвести возведение в Блаженнейшие Митрополиты Киевские и всея Украины, в храме святого священномученика Александра, города Верхнеднепровска.

6. Учредить на территории Украины епархии.

7. Известить братские Православные Церкви о возрождении Украинской Истинно-Православной Церкви.

 

Собор Православного духовенства и мирян Украинской Истинно-Православной Церкви, город Верхнеднепровск, Украина.

 

 

КАТОЛИЦИЗМ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.