Здавалка
Главная | Обратная связь

История евангельско-баптистского движения в г. Донецке и Донецкой области



Как известно, до 1924 г. территория современной Донецкой области входила в состав Российской империи, а именно Екатеринославской губернии, поэтому изучение истории евангельско-баптистского движения зависело не только от территориальных особенностей, но и от политики государства по отношению к верующим в целом.

В 60-х годах ХІХ ст. началась нормализация отношений между государством и раскольниками, вызванная общей либерализацией общественной жизни в ходе реформ. Судебная реформа 1864 г. должна была повлиять на правовое положение старообрядцев и "сект". В том же 1864 г. был основан особый временный Комитет под председательством графа Панина для просмотра и изготовления законодательства по старообрядчеству и "сектантству". Выводы Комитета легли в основание законодательства по религиозному вопросу. Закон 1874 г. устанавливал правила метрической записи браков, рождения и смерти раскольников, то есть государство на законодательном уровне признавало их право на существование. Больше того, правительством Олександра ІІ был подготовлен закон (как часть выработанной Конституции), который гарантировал религиозную волю инакомыслящим, но убийство императора сделало невозможным его реализацию. 26 февраля 1903 г. вышел Манифест, в котором шла речь о необходимости укрепить безусловное выполнение государственной властью принципов веротерпимости, заложенных в основных законах Русской империи. Положения этого Манифеста получили свое развитие в Именном указе Сената 1904 г. В этом Указе речь уже шла о просмотре законодательства, которое касается религиозных инакомыслящих. В 1905 г. выходит Именной указ "Об укреплении основ веротерпимости". 17 октября того же года выходит Манифест "О дарении населению незыблемых основ гражданской воли на основах соответствующей действительности неприкосновенности личности, воли совести, слова, собрания и союзов". В 1906 году выходит Именной Высочайший Указ, который установил порядок создания и деятельности общин, отделившихся от православия, права и обязанности их последователей.

В августе 1914 г. началась Первая мировая война. Верующие, как баптисты, так и евангельские христиане, взяли посильное участие в ней. Однако некоторые представители православной церкви и государственной власти обвиняли верующих в антигосударственной деятельности. Результатом этого стало массовое закрытие общин и миссий в прифронтовой полосе, которая приходилась практически на всю Украину. Это закрытие сопровождалось конфискацией молитвенных домов, больниц, библиотек, созданных за счет верующих, и высылкой руководителей общин.

Одним из первых декретов Временного правительства была амнистия всем осужденным по политическим и религиозным мотивам. Стремление Временного правительства к демократизации привело к активизации деятельности верующих. Стали открыто происходить многолюдные призывные сборы. Временное правительство, решая религиозные вопросы в стране, пыталось учесть и пожелание верующих. В апреле 1917 г. П.В. Павлов и М.Д. Тимошенко изложили «Политические требования баптистов», которые включали требования отделения церкви от государства, воли собраний, союзов, слова и печати, государственной регистрации браков, равноправия граждан, независимо от их отношения к религии, воли богослужений и проповеди для представителей всех религий и права юридического лица для религиозных общин и союзов церквей.

До 1944 г. существовало две деноминации: евангельские христиане и баптисты. Особых расхождений между ними не было, различия касались лишь некоторых организационных моментов. Так, если баптисты имели рукоположенных пресвитеров, то у евангельских христиан их могло и не быть, а их общины возглавлялись нерукоположенными руководителями. Другое отличие касалось процедуры крещения: если у баптистов после крещения молитву над новокрещенными делал пресвитер с возложением рук, то у евангельских христиан молитву делала вся община, подняв вверх руки. Однако эти видимые расхождения все-таки имели свою основу в догматике. Практически, расхождение между баптистами и евангельскими христианами в догматическом плане было расхождением между частными (партикулярными) и общими (генеральными) баптистами.

Хронологически, развитие и расспространение евангельско-баптистского движения в Донецкой области, можно разделить на следующие периоды:

Годы.

На юге Екатеринославской губернии многие общины носили название христиан баптистов, а на севере евангельских христиан.

В 1880-х гг. начинается активная евангелизационная работа на юге Екатеринославской губернии, в частности, Донецкой области. Первые упоминания касаются гг. Дебальцево, Макеевки, именно там впервые появляются первые общины с характерными особенностями евангельско-баптистского вероучения и уклада, хотя были и другие верующие в других местах, но в небольшом количестве (сёла Чаплино, Волчанок, Васильковка, немного позже в пос. Гришино (Красноармейск) и т.д.).

На территории Донецкой области находились имения и помещечьи владения многих образованных, иногда и иностранных владельцев, среди таковых можно выделить усадьбу Модеста Корфа, по вероисповеданию баптиста, который приезжал из Петербурга (до 1884 г. в 100 км от Донецка на берегу речки Сухие Ялы, в 3 км от Большого Енисея).

Например, в г. Дебальцево история общины начинается с евангелизационной работы: в 1883 году приезжает книгоноша Миллер и баптистский проповедник М.Д. Чечеткин, которые формируют баптистскую общину, содействуют появлению первых крещенных (семьи Сачковых, Барковских и др.). В 1885 г. баптистский деятель Ф.П. Балыхин обращает П.Е. Евсюкова (житель г. Дебальцево), который в последствии станет одним из активных проповедников Донецкой области и других районов Украины и России. К 1886 г. в г. Дебальцево насчитывалось 27 верующих христиан баптистов.

На тот период расспространение евангельских христиан-баптистов еще не имело силы для отстаивания своей веры, очаги были слабы и незаметны. После подписания в 1905 г. Именного указа «Об укреплении основ веротерпимости» и Манифеста «О дарении населению незыблемых основ гражданской воли на основах соответствующей действительности неприкосновенности личности, воли совести, слова, собрания и союзов» на территории Донецкой области появляются подготовленные миссионеры. Их деятельность приводит к тому, что в 1910-х годах появляются документы, в которых содержится «призыв к изучению» религиозных меньшинств. Согласно архивным документам, в районе Екатеринославской губернии движение «проявляется с большей энергией и пользуется среди населения успехом, их [баптистов] влиянию подчиняются целые семьи и лица, достигшие преклонного возраста...».В пос. Гришино (г. Красноармейск) был создан возглавляющий центр общин входивших в союз баптистов, в котором находился пресвитер и наставник - А.М. Букреев, по закону он имел право регистрировать рождение, смерть, брак. С ним работали Лысенко, Криворотько и др. Со стороны евангельских христиан в центр входили – Ф.И.Санин, Тимохин и др. С 1895 по 1915 гг. в г. Мариуполе и Мариупольском уезде баптистов насчитывалось 113 человек. С расспространением вероучения связаны фамилии М.Х. Коланиари, А.Е. Стратигополе.К 1916 г. евангельских христиан-баптистов, проживающих в Бахмутском уезде насчитывалось:- Гришино-Орловская община баптистов, дер. Орловка - 78 чел.- село Авдеевка - 10 чел.- поселок Авдеевка - 6 чел.- Ново-Бахмутовская община баптистов, с. Ново-Бахмутовка - 40 чел.- Корсунская община баптистов, село Корсунь - 51 чел.- поселок Горловка - 24 чел.- Щербиновский рудник - 10 чел.- поселок при ст. Попасная - 13 чел.- Государево-Байракский рудник - 26 чел.- поселок Юзовка - 4 чел.- г. Бахмут - 17 чел.- Рутченково-Чулковские копи, Бахмутского уезда - 15 чел.- хутор Суров, Сантуриновской волости - 60 чел.- село и поселок Гришино - 34 чел.- поселок Дмитриевский, Сантуриновской волости – 73 чел. Всего - 462 чел.

В нач. 1910-х гг. общины, находящиеся на территории Донецкой области, входят в состав Средне-Южного объединения евангельских христиан-баптистов. Благодаря деятельности объединения, активные верующие получают информацию о деятельности верующих из России, Кавказа, Украины, имеют возможность представлять свой регион на конференциях и съездах. Участие на конференциях и съездах обеспечивало не только информационную поддержку, но и интеллектуально-духовную, приглашались миссинеры (на конференциях среди активных проповедников-миссионеров распределялась территория России, Кавказа, Украины и других стран мира), учителя, проповедники. Их деятельность привела к тому, что к 1917 г. уже стали существовать общины в пос. Гришино, г. Енакиево, г. Юзовка (Донецк), г. Мариуполь, г. Авдеевка, с. Васильевка, с. Гродовка, с. Ново-Экономическое, с. Ново-Бахметовка, пос. Железное, с. Селидовка, с. Очерстеко-Корсунь, с. Орловка, с. Марьинка, с. Григорьевка, с. Красногорова, г. Горловка, г. Краматорск, г. Макеевка и Путиловском заводе. В рудниках: Григорьевском (300 членов), Горшковском, Рыковском, Провиданском (Буденовка), Щербаковском, Вознесенском, Ртутном..

В самой Юзовке верующие стали появляться к концу 1910 г. (в результате проповеди К.Е. Марчука, А.М. Букреева и др.).

В конце ХІХ – начале ХХ ст. на юге Украины возникает много общин евангельских христиан (в Севастополе, Симферополе, Ялте, Екатеринославе, Конотопе, Киеве, Мелитополе, Одессе, Харькове, Мариуполе, Николаеве и др. городах). Появляется потребность к объединению евангельских христиан, этому оказали содействие районные съезды представителей церквей (1908 г. – Одесса, 1909 г. – Екатеринослав). На съезде в Екатеринославе был решен вопрос о созыве всероссийского съезда евангельских христиан осенью 1909 г. В 1918 г. благовестник по Екатеринославской губернии И.Е. Исайченко создает Екатеринославский губернский союз евангельских христиан. Он избирается председателем этого Союза, занимая эту должность до 1921 г.

В 1921 г. в Елизаветграде состоялся Второй Всеукраинский съезд баптистов, на который съехалось 120 представителей общин. На этом съезде было провозглашено создание Всеукраинского союза баптистов с центром в г.Киеве. Председателем союза был избран Д.А. Правоверов, руководитель киевской общины.

Годы

В 1922 г. был образован СССР, и в это же время на съезде в Киеве было решено ввести Всеукраинский союз в состав Всероссийского союза баптистов. Причин, по которым возникла такая необходимость, было несколько: влияние политической ситуации на общество, стремление к единству в церкви, возможность активного диалога с другими верующими, получение литературы, периодики, образованных проповедников и т.д.

Возможно, по этой причине в 1923 г. органами НКВД началась проверка всех общин. Одним из главных требований было наличие устава, если он отсутствовал, то общину необходимо было распустить.

Согласно архивным данным большинство церквей Донецкой области не имели устава и действовали на основе религиозного авторитета и образованности их пресвитеров, деятельности миссионеров-евангелистов.

В 1924-1925 гг. была проведена перерегистрация религиозных общин. В государственном архиве Донецкой области сохранились как первичные документы, так и свободные «Ведомости о количестве религиозных общин». При изучении документов следует учитывать специфику населения: значительная часть рабочих рудников химических предприятий, строек не учитывалась при переписи населения 1923 г., это были сезонные рабочие, соответственно данные имели относительный характер.

Число верующих всех конфессий по Донецкой губ. :

округ Кол-во населения Зарегистрировано верующих % верующих
Артемовский 23,9
Луганский 17,2
Мариупольский 23,2
Старобельский 23,4
Сталинский 25,5
Итого 22,7

Количество общин евангельских христиан и баптистов по Донецкой губернии:

Название течения Кол-во общин Кол-во человек
Евангельские христиане
Баптисты

Региональное разделение общин евангельских христиан и баптистов:

округ Название течения Кол-во общин Кол-во верующих
Артемовский Евангельскиехристиане Баптисты
Луганский Евангельские христиане Баптисты
Мариупольский Евангельские христиане Баптисты
Старобельский Евангельские христиане Баптисты
Сталинский Евангельские христиане Баптисты
Итого Евангельские христиане Баптисты
В 1925 г. в связи с тем, что некоторыми «сектантскими» организациями якобы велась «политически вредная антигосударственная работа», Окружной партийный комитет предложил немедленно приступить к изучению т.н. «сектантского движения». Среди сведений, необходимых для отчетности, должны были быть: количество верующих, наличие руководящего органа, постоянного места для собраний, перспектива роста общины, поступления литературы, посещения верующих из других мест, отказ от службы (если таковой имеется), отношение к школе, работа с молодежью. Сведения представлялись в НКВД. 29 июля 1927 г. на ст. Дебальцево состоялсяСъезд евангельских христиан.Донецкий съезд был представлен верующими из городов: Дебальцево, Артемовск, Мариуполь, Лисичанск, Сталино, Ханженково, Красно-Луцк, Луганск, Красно-Дон. На съезде присутствовали: Геран Ф.П., Мирнов И.И., Федосеенко М.Е., Белковский З.И., Андрюшенко П.Ф., Клушин Н.С., Силькин А.М., Бобрусенко Е.Я., Боровской Г.П., Евстратов И.Н., Червяк Я.К., Еремеев В.Т., Минашкин М.М., Исевноватый Т.К., Сердюк И.Д., Покровский И.А., а также представитель внутренних дел. Председателем съезда был Моторин И.И., секретарем Еремеев В.Т. Ввиду того, что помещение у группы в г. Артемовске отобрали, съезд постановил избрать ст. Дебальцево временным местопребыванием отдела. Съезд постановил открыть миссию под названием "Добровольный сбор Евангелия" для нужд Отдела и отсылать 20 % средств в ленинградскую миссию.В состав пленума Донецкого областного Отдела входили: Геран Ф.П., Мирнов И.И., Кириченко Я.П., Белковский Э.И., Котенко И.М., Гопонов В.С., Боровской Г.П., Бойко М.И., Шевцов Г., Бобрусенко, Червяков Я.К., Федосеенко М.Е., Кондоуров Д.М., Кормильцев А.Ф., Еремеев В.Т., Минашкин М.М., Суворов Е.Д., Клушин Н.С., Андрющенко, Налесный.На заседании президиума Донецкого областного отдела евангельских христиан, состоявшегося 26 апреля 1930 г., присутствовали: Ф.П. Геран, И.И. Мирнов, Тимофеев. Обсуждались письма из Ленинграда о ликвидации ВСЕХ и постановления ВУСЕХ о ликвидации ВУСЕХ. Постановили: считать распущенным Донецкий отдел; все общины, входящие в ДОСЕХ являются самостоятельными.К 1929 г. официально прекращает свою деятельность Средне-Южное Объединение. К 1933 г. почти нет легальных церквей.

3. 1940-1944 годы – оккупационный период

Данный период характеризуется закрытием многих церквей, отсутствием образованных пресвитеров (многие посажены и репрессированы в конце 1930-х годов). Несмотря на это в 1942 г. возобновляется деятельность Средне-Южного Объединения и работа Зернова А.Ф., Гаражи Н.И., Ковтуна В.С..

Е годы

Послевоенные годы были тяжелыми как с материальной, так и с духовной стороны. На восстановление и поднятие Донбасса приехало много людей, среди которых были и верующие. Водные крещения и собрания старались совершать тайно, чтобы нельзя было определить количество активных верующих, и оградить общину от внешнего вмешательства.

Создание Союза евангельских христиан-баптистов в 1944 г. повлекло за собой ряд важнейших событий в жизни не только евангельских христиан и баптистов, но и других евангелических движений. Начиная с 1947 г., руководство евангельских христиан-баптистов на страницах «Братского вестника» начало вести речь о необходимости уменьшения количества крещений на основании того, что крещение часто преподавалось «неутвержденным» молодым людям. Верующие призывались к празднованию государственных праздников, пресвитерам предписывалось воспитывать верующих в духе советского патриотизма. Параллельно этому велась попытка сохранить регулярное богослужение. Постепенно такая политика привела к возрастанию недовольства действиями руководства, особенно со стороны верующей молодежи. Уже в начале 50-х гг. на территории России, Украины и Кавказа появляются группы верующих, не состоящих в Союзе, на страницах «Братского вестника» начинают появляться статьи, осуждающие как отделение, так и нелегальное существование общин. Все это послужило предпосылками для разделения в евангельско-баптистском братсве в начале 60-х годов.

Незарегистрированные Церкви в Донецкой области начали существовать еще в 1945 г., хотя до 1948 г. осуществлялась регистрация религиозных общин, и церкви не закрывали. Но с 1949 г. по 1953 г. регистрацию запретили, в это же время вернулась часть активных верующих из заключения. С этого периода и начинается активное противостояние „зарегистрированных”, вынужденных признать государственное вмешательство в свою деятельность, и „незарегистрированных”, отказывающихся идти на сотрудничество с государством, и не поддержавших создание Союза евангельских христиан-баптистов. Лидерами второго движения в Донецкой области, стали М.Е. Зюбанов (в прошлом проповедник Красноармейской общины ЕХБ) и О.И. Асин. „Чистые” баптисты взяли за основу свого вероучения работу И.В. Каргеля „Христос - освещение наше”. В середине 50-х годов Зюбанов и его последователи активизируют свою работу в Донецкой и Херсонской областях, агитируя против ВСЕХБ. Наиболее интенсивно движение „чистых” баптистов розвивалось в гг. Макеевка, Жданово-Порт, сс. Григорьевка (Авдеевский р-н), Новогорловка (Горловский р-н), Трудовское (Краматорский р-н). Центром оппозиционного движения (середина 50-х гг.) становится г. Краматорск. Активизировались в Донецкой области около тысячи членов, в целом в Украине в 1953-1955 гг. было более двух тысяч.

Во второй половине 50-х гг. множество верующих, поддержавших движение, было репрессировано, проповедники арестованы (О. Асин, М. Зюбанов, Я. Литвиненко, В. Ванин, Г. Дубовик, Г. Калач).

Непосредственной причиной разделения послужило распространение двух документов ВСЕХБ, которые должны были направлять всю деятельность поместных церквей евангельских христиан-баптистов. Это были новое Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов и Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ. Они были приняты на пленуме ВСЕХБ, состоявшемся 25-29 декабря 1959 г. В соответствии с новым Положением съезд также не предусматривался. Требовалось максимально ограничить крещение верующих в возрасте от 18 до 30 лет. Инструктивное письмо требовало покончить «погоню за количеством верующих». Проповедовать имели право пресвитер, члены исполнительного органа и ревизионной комиссии. То есть проповедовать в одной общине могли лишь несколько человек, что противоречит практике евангельско-баптистских церквей. Во время богослужения необходимо было избегать призывов к публичному покаянию, а это практическое отступление от идеи евангелизации, традиционной для баптистов и евангельских христиан. Также, согласно Инструктивному письму запрещались концертные хоровые выступления, выступление оркестра, декламация стихов. Собрания верующих могли происходить лишь в помещениях зарегистрированной церкви. Ответственность за соблюдение требований, по Инструктивному письму, была на пресвитере церкви. Это не могло не повлиять на взаимоотношения внутри церкви, речь шла не только о обвинении в «соработе» с государством, но и отречении от традиционной практики, выработанной в течении почти 100-летней деятельности евангельских христиан-баптистов на территории России и Украины.

В 1961 г. возникает инициативная группа, которая в 1962 г. была реорганизована в Оргкомитет для созыва евангельских христиан-баптистов. Считается, что в СССР инициативную группу поддержали 87,5% незарегистрированных общин. В 1965г. создан Совет Церквей ЕХБ, на Украине его поддержали Г. Винс, М. Шаптало, И. Антонов и др. К 1966 г. в Украине, движение инициативников насчитывало 155 тысяч человек (основное количество было в Донецкой, Луганской и Харьковской областях).

ВСЕХБ, со своей стороны, предпринял некоторые усилия для урегулирования разногласий, которые возникли вследствие принятия Положения и Инструктивного письма. На Всесоюзном съезде ЕХБ 1963 г. эти документы были отменены, а начиная с 1966 г., в публикациях ВСЕХБ признает ошибочность своего решения (о принятии в 1959 г. этих документов). Принятие нового «Устава ВСЕХБ», объявление недействительными исключения верующих за их несогласие с вышеназванными документами; восстановление совместных служений и принципа разрешения внутрицерковных вопросов на съездах и конференциях; открытие молитвенных домов для детей – все это должно было повлиять на восстановление единства, но осуществление этих принципов основывалось на исполнении государственного религиозного законодательства, что еще более отделило стороны.

В Донецкой области на сегодняшний день существует несколько общин не признающих гос. регистрацию и объединение 1944 г. (в Макеевке, Красноармейске, Донецке), но количество их небольшое на фоне всех евангельских верующих..

Годы.

Давление на церковь 1959 г. сменилось на некоторое потепление в 1960-е – 70-е годы. В Донецкой области было разрешено легально действовать только православной церкви, общинам евангельских христиан-баптистов, адвентистам седьмого дня и небольшой общине христиан-молокан. В 1962 г. было зарегистрировано 60 общин ЕХБ, а в 1972 году – 62. В этот период действовало 15 групп «инициативников» и 4 группы «чистых баптистов».

 

Годы.

По состоянию на 1987 г. в Донецкой области было зарегистрировано -67 общин, входивших во Всесоюзный СЕХБ Украины, в 1990 году -70, 1995 – 75 общин.

На 1997 год к Всеукраинскому СОЕХБ по Донецкой области относились 56 общин, Братству независимых церквей и мисий ЕХБ Украины – 8, Ассоциации независимых церквей евангельских христиан-баптистов, Независимым религиозным общинам евангельских христиан-баптистов – 8.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.