Здавалка
Главная | Обратная связь

Пятидесятническое движение в СССР и Украине



На Украине пятидесятническое движение получает развитие с 1920-х гг. Наиболее крупными на территории бывшего СССР в 1920-х – 30-х годах являлись следующие пятидесятнические направления: Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) и Христиане Веры Евангельской (ХВЕ).

Течение Христиан Евангельской Веры (пятидесятников-воронаевцев) тесно связано с именем И.Е. Воронаева. И.Е. Воронаев родился в Оренбургской области. До 22 лет он исповедовал православие. Во время воинской службы в Ташкенте в 1907 г. Воронаев покаялся и стал членом баптистской Церкви. Вскоре он стал способным проповедником, поглощённым миссионерской деятельностью среди русского народа. В 1912 г., ввиду угрозы смерти, Воронаев со своей женой и детьми эмигрировал в США, в г. Сан-Франциско, штат Калифорния. Здесь он стал руководить маленькой русской церковью. Через несколько лет его пригласили быть пастырем русско-баптистской Церкви в г. Сиэттле, штат Вашингтон. Здесь он познакомился с пастырем пятидесятнического движения Вильямом, который позже стал генеральным суперинтендантом "Ассамблеи Бога". Они установили дружественные отношения. Вильям делал всё возможное, чтобы объяснить Воронаеву учение о крещении Духом Святым, но тот не принял этого учения.

Через три года семья Воронаева переехала в Нью-Йорк. Здесь он встретился с гостеприимной семьёй Сириц, которые начали свидетельствовать и убеждать его в необходимости крещения Духом Святым. Сначала он сопротивлялся этому учению, но когда его дочь Вера получила крещение и заговорила на иных языках во время посещения пятидесятнической группы вместе со своей подругой Анной Сириц, Воронаев почувствовал, что в этом переживании есть то-то важное. Этот случай заставил его ещё раз серьезно задуматься. Он начал усиленно изучать Писание и молиться о получении дара иных языков. Вскоре он заговорил на иных языках.

Воронаев был отличным проповедником, хорошим служителем и способным администратором. Он был хорошо известен среди русских баптистов. И то, что он стал пятидесятником, всколыхнуло многих. Весть о крещении Воронаева Духом Святым быстро распространилась, и старейшины баптистских Церквей были сильно обеспокоены, так как пятидесятники в то время считались фанатиками. Стало совершенно очевидным то, что Воронаев больше не мог быть пастырем баптистской Церкви. Он сложил свои полномочия и в 1919 г. организовал первую отдельную Церковь пятидесятников в Нью-Йорке. К Воронаеву примкнуло 19 человек из баптистской церкви, где он ранее был пастором, а также другие крещенные Духом Святым, которые до того времени еще не были организованны. В числе членов церкви было много эмигрантов: украинцев, русских и поляков.

Все эти события заставили многих баптистов более внимательно исследовать Писание. Воронаев не стеснялся дискутировать на тему крещения Духом Святым, ссылаясь на Писание. В результате таких встреч большое количество баптистов получали крещение Духом Святым со знамением иных языков.

В течение нескольких лет открылись пятидесятнические русские, украинские и польские церкви в Бостоне, Филадельфии, Джеси-сити, Скрентоне и во многих других районах вдоль восточного побережья США, а также в Канаде. В 1919 г. был проведен съезд славян: русских, украинцев, поляков, на котором И. Е. Воронаев был избран председателем союза. Воронаев также редактировал пятидесятнический журнал.

Однажды во время молитвенного служения в доме Анны Колтович, Воронаев неожиданно получил Божье откровение выехать в Россию, чтобы донести русскому и украинскому народам весть о крещении Духом Святым. После революции в 1917 году в России православную церковь постигли сильные гонения (это было связано в частности с тем, что православная церковь была официальной частью царского режима, против которого боролись большевики). Отношение к протестантским церквям баптистов и евангельских христиан было лучшим, так как они не участвовали в военных действиях. Протестантские церкви переживали значительный рост. Так, Всероссийский союз евангельских христиан (руководитель И.С. Проханов) после революции насчитывал около 500 000 христиан.

15 июля 1920 года семьи Воронаева и Заплишных, а также В.Р. Колтович отплыли из Нью-Йорка. По пути в Россию они остановились в Болгарии и начали там проповедовать Божью истину. Пятидесятничество начало быстро распространяться по стране, и в течение одного года они организовали 18 церквей. Во время поездки в Турцию, Воронаев познакомился с адвентистами седьмого дня, крещенными Духом Святым. Они перед причастием совершали омовение ног. От них он принял учение об омовении ног, и в дальнейшем служении Воронаева эта доктрина получила свое дальнейшее развитие.

В августе 1921 года И.Е. Воронаев, В.Р. Колтович прибыли в Одессу. Их очень радостно приняли одесские баптисты и евангельские христиане. И.Е. Воронаев начал проповедовать среди баптистов, но как только он начал говорить о крещении Духом Святым и говорении на иных языках, сразу встретил как положительную, так и сильную отрицательную реакцию. Баптисты стали называть его еретиком и фанатиком. Все братства были предупреждены, что И. Е. Воронаев насаждает культ и проповедует ересь. Тем не менее в Одессе очень быстро была основана пятидесятническая Церковь. 12 ноября 1921 г. здесь было официально проведено первое собрание ХЕВ.

В 1924 г. в г. Одессе И.Е. Воронаев созвал 1-й областной съезд ХЕВ, на котором был основан "Одесский областной союз Христиан Евангельской Веры". К 1924 г. воронаевские общины появились почти во всех областях Украины, а также в Ташкенте, на Урале и даже в Сибири. 2-4 сентября 1925 г. по инициативе И.Е. Воронаева был созван 2-й Одесский областной съезд ХЕВ. На нем присутствовали 36 делегатов от 24 церквей и 17 гостей. Съезд принял резолюцию о вероучении, о молитвенных собраниях сестер, о праздновании христианских праздников, об отношении к другим церквям, о браке и разводах, о рукоположении и другие вопросы. Съезд одобрил предложение об реорганизации Одесского областного союза ХЕВ во Всеукраинский Союз ХЕВ

Первый Всеукраинский съезд ХЕВ состоялся в Одессе 21-23 сентября 1926 г. На этот съезд прибыли не только делегации из Украины, но и из многих общин Сибири, Кавказа, Урала, центральных районов России. На момент проведения съезда в Союз входило 250 общин, имеющих свыше 15 тысяч членов, а Одесская община увеличилась до 400 человек. Говорилось о большом пробуждении среди молокан и духоборов на Кавказе, а особенно в Крыму, где ревностно и плодотворно трудился союзный проповедник Г.И. Завальный. Значительный рост церквей наблюдался в Днепропетровской, Кировоградской, Херсонской, Николаевской, Каменец-Подольской и Винницкой областях. Церкви ХЕВ появлялись также на местах, где уже были общины евангельских христиан и баптистов. На съезде И.Е. Воронаев совершил рукоположение духовных работников, среди которых были М.З. Быков, Н.В. Кузьменко, В.С. Павлов, Г.Г. Понурко, Д.И. Пономарчук, И.Н. Подлесный, М.В. Рюмшин. Председателем Всеукраинского союза ХЕВ избрали И. Е. Воронаева. В этом же году был зарегистрирован Всеукраинский союз ХЕВ, И.Е. Воронаев издает "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры".

В мае 1927 г. Воронаев и Подлесный поехали в Москву для регистрации Всесоюзного союза ХЕВ. Братья посетили Московскую Церковь ХЕВ, которой руководил М.З. Быков, имели встречу с руководителями христиан в духе апостолов и вели переговоры с ними о возможности объединения в один союз, но догматическое разногласие в вопросе о триединстве Бога оказалось непреодолимым препятствием. Христиане в духе апостолов разделяли унитарианскую концепцию познания Бога, которая отрицала существование триединого Бога. Они верили только в единого Иисуса Христа (в нём, по их мнению, воплощены и Отец, и Сын, и Дух Святой). В США это направление называют "Jesus Only" (только Иисус). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Духа Святого, они перекрещивали во имя Иисуса.

7-12 октября 1927 г. состоялся 2-й Всеукраинский съезд ХЕВ, на который прибыли делегаты с Украины и, кроме того, присутствовали гости из Москвы, Урала, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока. Сразу же по завершении 2-го Всеукраинского съезда состоялся 1-й Всесоюзный съезд Союза ХЕВ.

Фактическим заместителем И. Воронаева на протяжении всего его служения был В.Р. Колтович, в прошлом – проповедник баптистской общины. В.Р. Колтович приложил много стараний для создания многочисленной общины в Одессе и систематически ездил по другим городам и областям. К 1927 г. Одесская община насчитывала уже 500 членов, в Украине было более 350 церквей, насчитывающих около 17 тысяч членов.

На западно-украинских землях движение Христиан Веры Евангельской распространялось с 1920 г. Еще в 1917 г. члены украинских Питсбургской и Кливлендской Церквей организовали "Общество несения евангельской помощи на Украину". В начале 1920-х гг. из Америки возвратились в г. Кременец и окрестные села И. Геррис, И. Черский, П. Ильчук, Т. Нагорный и А. Антонюк. Они организовали ряд пятидесятнических общин на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. Духовный центр ХВЕ находился в г. Кременце, руководил им И. Геррис. 6 мая 1924 г. в г. Кременце состоялся первый съезд, на котором был организован Союз Евангельских христиан имени Святой Пятидесятницы, который возглавил А. Бергхольц. В 1929 г. на втором съезде вышеназванный союз был реорганизован в "Союз Христиан Веры Евангельской" с центром в г. Лодзи.

В 1929 г. в г. Данциге (нынешнем Гданьске) открылся западно-украинский филиал Восточноевропейской миссии. Руководил этим представительством Густав Шмидт. Миссия содействовала различным пятидесятническим церквям и союзам в Восточной Европе, в частности, союзу общин Христиан Веры Евангельской.

Шмидт организовал первую пятидесятническую библейскую школу в г. Данциге. Учрежденная в 1932 г. школа в 1935 г. переросла в Библейский институт. Студентами первого набора стали христиане из России, Украины, Польши и Болгарии. За десятилетний период своего существования школа выпустила много проповедников и евангелистов, которые впоследствии стали организаторами пятидесятнических церквей в странах Восточной Европы, в т.ч. в Чехословакии, Югославии, Болгарии.

Густав Шмидт много трудился в западной части Украины, которая в то время входила в состав Польши. Именно здесь произошло мощное пятидесятническое пробуждение среди украинцев и было организовано много поместных церквей. Все они восприняли богословскую доктрину "Ассамблеи Божьей", в вероучении которой отсутствует учение об омовении ног.

Таким образом западная часть Украины и Беларуси пережили пятидесятническое возрождение под влиянием деятельности Восточноевропейской миссии, учрежденной "Ассамблеей Божьей". С 1929 г. эта миссия стала издавать ежемесячный журнал "Примиритель", редактором которого был Г. Шмидт.19-20 мая 1929 г. в с. Старые Чолницы Луцкого уезда состоялся 1-й объединительный съезд, на котором был принят новый устав и новое название: "Союз Христиан Веры Евангельской в Польше". Председателем союза до начала второй мировой войны был А. Бергхольц. В середине 30-х гг. у ХВЕ насчитывалось 500 общин, объединявших около 18-ти тыс. верующих.

С 1936 г. по инициативе руководства "Союза ХВЕ в Польше" в Кременце издавался ежемесячный украинский журнал "Евангельский голос" (редактор М. Вербицкий). Журнал издавался до 1939 г. Накануне второй мировой войны секретарь "Союза ХВЕ в Польше" И. Зуб-Золотарев эмигрировал в Аргентину, где начал издавать в г. Буэнос-Айресе пятидесятнический журнал на русском языке "Христианский вестник".

В 1930 г. И.Е. Воронаев, В.Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь. Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Евангельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там, потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие христиане. В заключении погиб В.Р. Колтович, как и многие другие служители. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены верующими всех христианских конфессий.

В 1942-1943 гг. деятельность союза ХЕВ была восстановлена. Для официального представительства у первого руководителя пятидесятнического братства возникла необходимость именоваться в таком сане, который был привычным для немецких властей. Это послужило причиной принятия решения о возведении Г.Г. Понурко в сан епископа. К концу войны были рукоположены на епископское служение А. Бидаш и И. Пономарчук. Была проведена большая работа по объединению разрозненных после репрессий пятидесятнических церквей в один союз. Благодаря активной деятельности союза ХЕВ возникло много новых общин. Если в 1942 г. было около 200 общин воронаевского направления с общей численностью 5000 человек, то на протяжении только одного 1943 г. было учреждено еще 152 общины, которые объединяли 6600 верующих.

В 1943 г. состоялся еще один съезд в г. Александрии Кировоградской области. Вызывало тревогу то, что в первые годы войны активизировали свою деятельность смородинцы, одно из направлений движения христиан в духе апостолов, которые в 1942 г. создали свой центр – “Церковь Христа Спасителя”.

В 1944 г. состоялся еще один съезд руководящих братьев в г. Днепропетровске, где на то время уже проживал Понурко. Постепенно, несмотря на ужасающе неблагоприятные обстоятельства, церкви пятидесятников крепли, набирали силу, сложилась система служителей, были приспособлены для богослужений или реконструированы молитвенные дома. Весной 1945 г. Понурко был вторично арестован и осужден.

В Москве руководителям пятидесятнического движения было предложено объединиться и влиться в созданный Всесоюзный Союз Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ) Разумеется, что за всем этим стояло жесткое давление Совета по делам религий СССР, который отказал в утверждении восстановленного в 1942 г. пятидесятниками союза ХЕВ. В августе 1945 г. после длительных переговоров руководители ХЕВ А.И. Бидаш, Д.И. Пономарчук и ХВЕ И.К. Панько (Беларусь) и С.И. Вашкевич подписали "Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз", так называемое Августовское соглашение. В результате, за период с августа 1945 по январь 1960 года в общины ЕХБ влилось около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХиБ вошло около 300 пятидесятнических общин. Лидеры пятидесятничества таким образом думали обеспечить для церкви условия легального существования и возможности беспрепятственной проповеди крещения Духом Святым.

После подписания Августовского соглашения в церквях началась внутренняя борьба между пятидесятниками и баптистами, которые имели разные доктринальные основы. Запрещалась общая молитва на языках с исполнением Духом Святым, упразднилось омовение ног. Понурко, Пономарчук, Бут и ряд других лидеров призывали к неукоснительному исполнению соглашения.

Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с таким положением вещей, решали вопрос о выходе из объединения с ЕХБ, чтобы создать независимый союз Христиан Веры Евангельской. В Киеве под руководством А. И. Бидаша братья В. И. Белых, а также И. А. Левчук созвали совещание служителей, несогласных с Августовским соглашением, и пришли к общему согласию молиться о Божьем водительстве. В 1948 г. в г. Днепродзержинске состоялось расширенное совещание служителей Христиан Веры Евангельской, вышедших из объединения ЕХБ. Было составлено заявление руководству ЕХБ и Советскому правительству, в котором, в частности, было сказано: "Мы, христиане Веры Евангельской, можем быть только отдельным союзом ХВЕ по нашему вероучению". В письме были изложены причины выхода из объединения. Сразу же по окончании съезда 16 участников были арестованы и отправлены в Днепропетровскую тюрьму. Арестованных особым совещанием осудили к разным срокам заключения, обвинив в антисоветской деятельности. В числе осужденных были А.И. Бидаш, П. Ильчук, В.И. Белых, И.А. Левчук.

В 1949 г. только в Днепропетровской области вышло из объединения ВСЕХиБ более 38% от общего числа тех, которые вступили в него в августе 1945 г. Начались сильные преследования пятидесятников, вышедших из объединения баптистов, многие руководители церквей и искренние христиане были брошены в тюрьмы и исправительно-трудовые лагеря строгого режима.

В 1955-1956 гг. вследствие положительных изменений в политике правительства СССР христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы. Вернувшиеся на свободу служители начали труд по восстановлению разрушенных церквей, рукоположению священнослужителей, освящению членов церкви. После двух лет интенсивной работы к июню 1956 г. был восстановлен руководящий центр в г. Пятихатки, а также доработано "Краткое вероучение ХЕВ".

После доклада Н.С. Хрущева "О перегибах в атеистической пропаганде" на XX съезде КПСС, отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Созрела необходимость созыва братского съезда. В процессе подготовки съезда руководители Церкви разъехались во многие области страны, где ознакомили общины с разработанным вероучением.

15-20 августа 1956 г. в Харькове состоялся съезд служителей ХВЕ. На этом съезде было утверждено "Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры, которые находятся в СССР", изданное Воронаевым и доработанное Бидашем и другими богословами. На съезде был провозглашен независимый незарегистрированный Союз Христиан Веры Евангельской.

В 1957 г. КГБ начал предупреждать о возможных новых преследованиях. Власти говорили, что общины ХВЕ не могут быть зарегистрированы, и, таким образом, Церковь была поставлена вне закона. В справочниках и словарях пятидесятников называли психически больными людьми. "Иные языки" квалифицировались как изуверский обряд, приводящий к расстройству психики, которое наступает под действием "усиленных молитв". В этом же году в г. Пятихатки во время заседания Совета Епископов, когда дорабатывалось вероучение ХВЕ, сотрудники КГБ “переписали” священнослужителей и сурово предупредили Правление союза о возможном аресте руководства. В скором времени А.И. Бидаш, И.А. Левчук, В.И. Белых были репрессированы.

В период, когда руководство союза ХВЕ находилось в тюрьмах, в ссылках, труд продолжали священнослужители, которые находились на свободе. К началу 1961 г. свыше тысячи общин ХВЕ насчитывали более 200 тыс. верующих.

В 1968 г. была разрешена автономная регистрация при условии отказа от "изуверских обрядов" (так именовали крещение Духом Святым со знамением иных языков). В пятидесятничестве началась внутренняя борьба. Некоторые продолжали бороться, другие соглашались на те условия, которые были предложены властями и это повлекло деление в союзе ХВЕ. В борьбе КГБ против союза ХВЕ применялись клевета, штрафы, суды. Это была массированная атака, чтобы заставить Церковь отступить от своего вероучения и привлечь служителей к сотрудничеству с уполномоченными по делам религиозных культов и, таким образом, с КГБ. Цена легализации была слишком высока, и многие пятидесятники, как и другие деноминации, предпочли страдание за свои убеждения признанию со стороны властей. Священнослужение в незарегистрированных церквях приравнивалось к тяжкому уголовному преступлению. Началась усиленная работа КГБ, направленная на регистрацию всех поместных церквей ХВЕ.

До конца 80-х годов Церковь ХВЕ, несмотря на нелегальное положение, продолжала расти. В 1986 г. по официальным государственным данным насчитывалось 843 пятидесятнических общины. Американская энциклопедия "The Encyclopedia of Religion" (1987) приводит данные о наличии в СССР 650 тыс. пятидесятников.

Конец 80-х годов характеризуется началом большой волны эмиграции из Советского Союза. Тысячи пятидесятников, эмигрировавших в Германию, создали Союз Церквей ХВЕ. Сотни тысяч пятидесятников из разных объединений, эмигрировав в США, объединялись в церкви по вероучению ХВЕ.

В конце 80-х годов, в период так называемой государственной перестройки, служители Церкви, находившиеся в составе ВСЕХБ заявили о своем выходе из союза христиан-баптистов и желании создать независимое объединение пятидесятников, крещенных Духом Святым. Пришедшая свобода открыла для движения ХВЕ глубокое внутреннее противоречие, которое обнаружилось в психологии верующих как наследство, которое они вынесли из трагического прошлого, пережив нечеловеческие репрессии. Потому часть церквей предпочла даже при демократическом законодательстве оставаться незарегистрированными.

В преддверии обретения Украиной своей независимости, в 1990 г. в г. Коростене проходит Третий всеукраинский съезд христиан веры евангельской (пятидесятников) и образуется Союз христиан веры евангельской (СХВЕ). В процессе подготовки к 1-й Всемирной конференции славянских церквей ХВЕ, которая состоялась в г. Киеве 26-29 августа 1996 г., были окончательно устранены всякие разногласия между сложившимися объединениями ХВЕ как в руководстве, так и на местах. Руководителем Союза ХВЕ Украины был избран Георгий Бабий.

На сегодняшний день большинство пятидесятнических церквей входят в состав нескольких крупных союзов и объединений – Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) – ХВЕ (П), Союз свободных христиан евангельской веры (ХЕВ). Существуют также независимые общины христиан веры евангельской вне союзов, а также некоторые другие немногочисленные течения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.