Зарождение и развитие Церкви АСД в Украине
Историю Адвентизма, как отдельного протестантского движения в Украине можно разделить на ряд периодов: 1)1876-1886 гг. — зарождение Адвентизма в южных землях Российской империи; 2)к. XIX в.-1917 г. — открытие первых церковных центров распространения адвентистского движения и закладка организационных основ Церкви; 3)1917-1928 гг. — процесс идейно-доктринального формирования Адвентизма, становление его церковной структуры и создание первых национальных союзов. 4) 1929-1979 гг. — правовые ущемления Церкви советским режимом, искусственным подавлением ее полноценного функционирования. Конечно, и в этих сложных условиях Церковь свою деятельность не прекратила. Но именно этот период можно назвать временем латентного развития ЦАСД, направленного на сохранение ее предыдущих достижений, адаптацию к существующей общественно-политической ситуации; 5) 1980-1900 гг. — период создания Всесоюзного центра ЦАСД как составной Всемирной организации АСД, налаживание сотрудничества с ее Генеральной Конференцией; 6) С 1991 г., вследствие получения Украиной государственной независимости, политически-правовых и духовных изменений в ее жизни, Церковь вступила в очередной период своего развития. В это время происходит становление нового национального союза — Украинской Унионной Конференции ЦАСД, эффективное Известно, что Чеховский, имея друзей в Западной Украине и Буковине, бывал здесь и проводил евангельские собрания. Не случайно первая группа адвентистов в Черновцах была основана в 1867 г. именно во время религиозных лекций Михаила Чеховского, которые он читал работникам кафельной фабрики в пригородном районе Роша. Община в год своего основания имела семь членов и восемь посетителей Субботней школы. Среди пионеров нового движения в Восточной Украине самым известным был Теофил Андреевич Бабиенко. К началу своего обращения он не бывал за границей, не общался с иностранными миссионерами, не держал в руках никаких зарубежных изданий. Да и вообще был клирошанином в православном храме городка Тараща Киевской губернии. Бабиенко — пример самостоятельного осознания новой веры благодаря Слову Божьему и силе Святого Духа, т.е. еще один типичный в истории народного богоискания факт. Сначала во время служения в храме, затем, самостоятельно изучая Библию, этот простой человек постепенно убедился в том, что религия, которую он исповедовал, не во всем согласуется со Священным Писанием. В 1877 г., сплотив возле себя таких же единомышленников, Бабиенко окончательно порывает с православием и основывает «Общество братьев, которые исследуют Слово Божье». Члены общества проповедовали в окрестных селах святость Субботы и близкое пришествие Господа. В 1883 г. Бабиенко обратился к Киевскому генерал-губернатору за разрешением открыть небольшой дом, где бы могли собираться на субботнюю молитву все желающие. Результат таких действий был типичный: Теофила Бабиенко арестовывают «за распространение ереси» и вывозят на Северный Кавказ — в то время место ссылки многих инакомыслящих. Приблизительно в 80—90-е годы XIX в. возникают адвентистские общины на Волыни. По мнению некоторых исследователей, сюда также приезжал Михаил Чеховский. Уже в 1888 г. в селе Жарнувка, возле г. Дубно, возникла первая местная адвентистская группа. Через два года была основана община под Луцком. Ее возглавил Карл Рейвен, приехавший из Таврийской губернии к местным колонистам. Возвратившись в 1901 г. с австрийских заработков в родной Бельск, работник парфюмерной фабрики Юлиан Петер и здесь основывает общину, обратив в Адвентизм своего соседа Павла Недобу. С именем последнего связано возникновение общин АСД во многих населенных пунктах Галичины. В 1906 г. был организован Варшавский центр во главе с Германом Шмитцем, который также существенно повлиял на распространение Адвентизма на Западной Украине, «рекрутируя своих сторонников из местных католиков, православных и протестантов». Наиболее активными проповедниками «адвентуса» в Прикарпатье были И. Мит, В. Прилвиц, П. Недоба, Е. Енселет, результат деятельности которых — новые в 1906-1912 гг. общины в Старом Вельске, Скочеве, Яворе, Неродине, Висли и т.д. А к Киеву Трехангельская весть дошла в 1902 г. через Андрея Венцлау, приехавшего сюда из с. Галенивка, неподалёку Коростышева, и поселившегося в Святошино. Сам Венцлау принял истину ещё в 1897 г. от родственников из России. А первым местным адвентистом стал мастер лодок Гранберг, живший на Подоле. Пионерами Адвентизма в Крыму были Яков Ресвик и Герхард Перк, которые также пришли к Божьей истине разными путями. Ресвик ознакомился с новым учением в США, когда в 1880-х гг. гостил там у родственников. Возвратившись домой, начал писать письма в Александровск (ныне Запорожье), где жили его знакомые и близкие, а также проповедовал в населенных пунктах Крыма. Ресвику удалось основать небольшие группы «исповедователей Субботы» в Саках и Япончи. Герхард Перк был выходцем из немецких поселенцев-меннонитов, а об Адвентизме узнал во время чтения религиозной литературы, которую получали из-за границы его соседи. Однажды в 1882 г. меннонит из Визенфельда (под Павлоградом) показал Герхарду трактат под названием «Весть третьего ангела». Книга заинтересовала юношу, и он написал в издательство с просьбой прислать еще какую-нибудь литературу. Так была налажена переписка Перка с Августом Кунцем, который возглавлял Отдел связей Генеральной Конференции АСД в Батл-Крик. Перк тогда работал книгоношей Британского библейского общества в России и в 1886 г. получил письменную просьбу от Людвига Конради (направленного Генеральной Конференцией в Европу) помочь в распространении адвентистских изданий. Хотя это было очень опасно, Перк согласился стать первым литературным евангелистом Церкви АСД в России. Все больше исследуя Библию и новые произведения, которые были близки Герхарду, он наконец убедился в необходимости соблюдения Четвертой Заповеди и начал, по Библии, святить Субботу. Когда в 1886 г. Герхард Перк встретил в Одессе прибывшего в Таврийский край с евангельской миссией Людвига Конради, последний был приятно удивлен количеством «субботников», полностью готовых к крещению. Основание Адвентизма в Таврийской губернии особенно знаменательно, поскольку именно здесь — в крымском городке Бердебуллат (ныне селение Привольное) в конце июня 1886 г. была организована первая община АСД. С ней это протестантское движение связывает свое начало в Украине и России. По дороге в Саратов, где проживало много переселенцев из Германии и Голландии, миссионеры провели несколько богослужений в Александровске, и 15 сентября 1886 г. основали здесь еще одну общину, молитвенно подготовленную к принятию истины Яковом Ресвиком. Как видим, Трехангельская весть, а также призывы к возвращению Закона Божьего и Четвертой Заповеди почти одновременно и абсолютно независимо звучали в разных концах Украины, подготовив здесь появление нового религиозного движения. Распространение адвентизма в Украине было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Согласно ст. 187 УК Российской империи, всякая попытка «совращения» приверженца Православной Церкви в иную веру каралась пожизненной ссылкой в Сибирь. Однако после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Происходит организационное становление Церкви, налаживается ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливаются связи с руководством всемирной Церкви. К сожалению, перед Первой мировой войной политика в сфере государственно-церковных отношений изменяется. Царское правительство снова издает ряд законов, ограничивающих свободу вероисповедания. После октября 1917 г. история Церкви АСД складывалась еще более драматично. Несмотря на демократический характер Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г., провозгласившего отделение Церкви от государства, гарантировавшего свободу вероисповедания и отменявшего всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры, дальнейшей политикой советского государства стала борьба с религией. Тем не менее, в трудные годы гражданской войны, голода и разрухи Церковь при поддержке зарубежных общин пытается помочь своим соотечественникам. Советское правительство одобряет создание адвентистской благотворительной организации по оказанию помощи голодающим во главе с И.А. Львовым, которая рассылает тысячи посылок с продовольствием, организует бесплатные столовые для беспризорных детей. Большая социальная программа была намечена на 5-м Всесоюзном съезде Церкви АСД в 1924 г., — Церковь участвует в ликвидации неграмотности, открывает лечебные заведения, организует сельскохозяйственные коммуны. Постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г.) резко ограничило деятельность Церкви. В последующие годы церковная организация была фактически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются попытки воссоздания церковной организации, разрушенной в 30-40-е годы. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД. Однако несмотря на потепление в церковно-государственных отношениях, о созыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Через институт уполномоченных государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви. В конце 50-х годов начинается новая волна гонений на Церковь. Вводятся дополнения к законодательству о религиозных культах, еще больше ограничившие права верующих и расширившие возможность их притеснения местными уполномоченными. Вся религиозная и социальная активность Церкви жестко ограничивается действующим законодательством. В декабре 1960 г. был ликвидирован Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) в Москве без какого-либо объяснения со стороны государственных чиновников. Многочисленные общины Адвентистов Седьмого Дня на территории СССР перешли на полулегальное существование. Начало демократических преобразований в обществе открыло новую эпоху в деятельности Церкви в Украине. Христиане-адвентисты с воодушевлением встретили принятие в 1991 г. нового законодательства, которое регулировало взаимоотношения Церкви и государства, гарантировало свободу совести и вероисповедания, отменяло большинство запретов на религиозную деятельность. Церковь АСД вновь получила возможность заниматься благотворительной и просветительской деятельностью, создавать учреждения, иметь право на собственность, совершать миссионерскую деятельность, заниматься религиозным воспитанием детей и молодежи. В этом же году окончательно сложилась организационная структура Церкви Адвентистов Седьмого Дня на территории бывшего Советского Союза по образцу устройства Всемирной Церкви АСД. Демократические преобразования в обществе позволили Церкви выйти на качественно новый уровень служения. Церковь открывает свои первые общеобразовательные и духовные учреждения как начального, так и высшего образования, строит издательство и типографию, радиотелецентры, создает благотворительные фонды и ассоциации, открывает центры по профилактике алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости. В то же время, наряду с позитивными переменами в обществе, в стране возник целый ряд серьезных проблем и противоречий, особенно в сфере семьи, общественной морали, воспитания молодежи, в разрешении которых Церковь АСД сотрудничает со всеми людьми доброй воли. Церковь продолжает укреплять свою инфраструктуру, уделяет серьезное внимание развитию христианского образования и подготовке священнослужителей, активно участвует в отстаивании принципов религиозной свободы. Ее представители являются одними из учредителей и членов Украинской Ассоциации Религиозной Свободы, входящую в Международную Ассоциацию Религиозной Свободы. В настоящее время Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине насчитывает более 800 поместных церквей и около 400 групп. Наиболее известными учреждениями Церкви являются: Украинский Гуманитарный институт, основанный в 1999 г., издательство «Джерело життя», представительство Адвентистского агентства помощи и развития и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|