Здавалка
Главная | Обратная связь

Зарождение и развитие Церкви АСД в Украине



Историю Адвентизма, как отдельного протестантского движения в Украине можно разделить на ряд периодов:

1)1876-1886 гг. — зарождение Адвентизма в южных зем­лях Российской империи;

2)к. XIX в.-1917 г. — открытие первых церковных центров распространения адвентистского движения и закладка организационных основ Церкви;

3)1917-1928 гг. — процесс идейно-доктринального фор­мирования Адвентизма, становление его церковной структуры и создание первых национальных союзов.

4) 1929-1979 гг. — правовые ущемления Церкви советским режимом, искусственным подавлением ее полноценно­го функционирования. Конечно, и в этих сложных ус­ловиях Церковь свою деятельность не прекратила. Но именно этот период можно назвать време­нем латентного развития ЦАСД, направленного на со­хранение ее предыдущих достижений, адаптацию к су­ществующей общественно-политической ситуации;

5) 1980-1900 гг. — период создания Всесоюзного центра ЦАСД как составной Всемирной организации АСД, налаживание сотрудничества с ее Генеральной Конференцией;

6) С 1991 г., вследствие получения Украиной государст­венной независимости, политически-правовых и духов­ных изменений в ее жизни, Церковь вступила в оче­редной период своего развития. В это время происходит становление нового национального союза — Укра­инской Унионной Конференции ЦАСД, эффективное
распространение Божьей вести через полноценное участие Церкви в общественно-культурной жизни страны. К первым проповедникам Трехангельской вести в Ук­раине следует отнести Михаила Белину-Чеховского и Теофила Бабиенко.

Известно, что Чеховский, имея друзей в Западной Украине и Буковине, бывал здесь и проводил евангельские собрания. Не случайно первая группа адвен­тистов в Черновцах была основана в 1867 г. именно во вре­мя религиозных лекций Михаила Чеховского, которые он читал работникам кафельной фабрики в пригородном ра­йоне Роша. Община в год своего основания имела семь чле­нов и восемь посетителей Субботней школы.

Среди пионеров нового движения в Восточной Укра­ине самым известным был Теофил Андреевич Бабиенко. К началу своего обращения он не бывал за границей, не общался с иностранными миссионерами, не держал в ру­ках никаких зарубежных изданий. Да и вооб­ще был клирошанином в православном храме городка Та­раща Киевской губернии. Бабиенко — пример самостоя­тельного осознания новой веры благодаря Слову Божье­му и силе Святого Духа, т.е. еще один типичный в исто­рии народного богоискания факт. Сначала во время служения в храме, затем, самостоятельно изучая Библию, этот простой человек постепенно убедился в том, что религия, которую он исповедовал, не во всем согласуется со Свя­щенным Писанием. В 1877 г., сплотив возле себя таких же единомышленников, Бабиенко окончательно порыва­ет с православием и основывает «Общество братьев, кото­рые исследуют Слово Божье». Члены общества пропове­довали в окрестных селах святость Субботы и близкое при­шествие Господа. В 1883 г. Бабиенко обратился к Киев­скому генерал-губернатору за разрешением открыть не­большой дом, где бы могли собираться на субботнюю мо­литву все желающие. Результат таких действий был ти­пичный: Теофила Бабиенко арестовывают «за распро­странение ереси» и вывозят на Северный Кавказ — в то время место ссылки многих инакомыслящих.

Приблизительно в 80—90-е годы XIX в. возникают адвентистские общины на Волыни. По мнению некоторых исследователей, сюда также приезжал Михаил Чеховский. Уже в 1888 г. в селе Жарнувка, возле г. Дубно, возникла первая местная адвентистская группа. Через два года была основана община под Луцком. Ее возглавил Карл Рейвен, при­ехавший из Таврийской губернии к местным колонистам.

Возвратившись в 1901 г. с австрийских заработков в род­ной Бельск, работник парфюмерной фабрики Юлиан Пе­тер и здесь основывает общину, обратив в Адвентизм сво­его соседа Павла Недобу. С именем последнего связано воз­никновение общин АСД во многих населенных пунктах Галичины. В 1906 г. был организован Варшавский центр во главе с Германом Шмитцем, который также существенно повлиял на распространение Адвентизма на Западной Укра­ине, «рекрутируя своих сторонников из местных католи­ков, православных и протестантов». Наиболее активными проповедниками «адвентуса» в Прикарпатье были И. Мит, В. Прилвиц, П. Недоба, Е. Енселет, результат деятельности которых — новые в 1906-1912 гг. общины в Старом Вельске, Скочеве, Яворе, Неро­дине, Висли и т.д.

А к Киеву Трехангельская весть дошла в 1902 г. через Андрея Венцлау, приехавшего сюда из с. Галенивка, непо­далёку Коростышева, и поселившегося в Святошино. Сам Венц­лау принял истину ещё в 1897 г. от родственников из Рос­сии. А первым местным адвентистом стал мастер лодок Гранберг, живший на Подоле. Пионерами Адвентизма в Крыму были Яков Ресвик и Герхард Перк, которые также пришли к Божьей истине разными путями. Ресвик ознако­мился с новым учением в США, когда в 1880-х гг. гостил там у родственников. Возвратившись домой, начал писать письма в Александровск (ныне Запорожье), где жили его знакомые и близкие, а также проповедовал в населенных пунктах Крыма. Ресвику удалось основать небольшие группы «исповедователей Субботы» в Саках и Япончи. Герхард Перк был выходцем из немецких поселенцев-меннонитов, а об Адвентизме узнал во время чтения рели­гиозной литературы, которую получали из-за границы его соседи. Однажды в 1882 г. меннонит из Визенфельда (под Павлоградом) показал Герхарду трактат под названием «Весть третьего ангела». Книга заинтересовала юношу, и он написал в издательство с просьбой прислать еще ка­кую-нибудь литературу. Так была налажена переписка Перка с Августом Кунцем, который возглавлял Отдел связей Гене­ральной Конференции АСД в Батл-Крик. Перк тогда ра­ботал книгоношей Британского библейского общества в России и в 1886 г. получил письменную просьбу от Люд­вига Конради (направленного Генеральной Конференцией в Европу) помочь в распространении адвентистских изда­ний. Хотя это было очень опасно, Перк согласился стать первым литературным евангелистом Церкви АСД в Рос­сии. Все больше исследуя Библию и новые произведения, которые были близки Герхарду, он наконец убедился в не­обходимости соблюдения Четвертой Заповеди и начал, по Библии, святить Субботу. Когда в 1886 г. Герхард Перк встретил в Одессе прибывшего в Таврийский край с еван­гельской миссией Людвига Конради, последний был при­ятно удивлен количеством «субботников», полностью го­товых к крещению.

Основание Адвентизма в Таврийской губернии особен­но знаменательно, поскольку именно здесь — в крымском городке Бердебуллат (ныне селение Привольное) в конце июня 1886 г. была организована первая община АСД. С ней это протестантское движение связывает свое начало в Укра­ине и России. По дороге в Саратов, где проживало много переселенцев из Германии и Голландии, миссионеры про­вели несколько богослужений в Александровске, и 15 сен­тября 1886 г. основали здесь еще одну общину, молитвенно подготовленную к принятию истины Яковом Ресвиком.

Как видим, Трехангельская весть, а также призывы к возвращению Закона Божьего и Четвертой Заповеди почти одновременно и абсолютно независимо звучали в разных концах Украины, подготовив здесь появление нового ре­лигиозного движения.

Распространение адвентизма в Украине было сопряже­но с большими трудностями, поскольку религиозная при­надлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Согласно ст. 187 УК Российской империи, всякая попытка «совращения» приверженца Православной Церкви в иную веру каралась пожизненной ссылкой в Сибирь. Однако после издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Происходит организационное становление Церкви, налаживается ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливаются связи с руководством всемирной Церкви. К сожалению, перед Пер­вой мировой войной политика в сфере государственно-цер­ковных отношений изменяется. Царское правительство снова издает ряд законов, ограничивающих свободу веро­исповедания. После октября 1917 г. история Церкви АСД складыва­лась еще более драматично. Несмотря на демократичес­кий характер Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г., провозгласившего отделение Церкви от го­сударства, гарантировавшего свободу вероисповедания и отменявшего всякие праволишения, связанные с испове­данием какой бы то ни было веры, дальнейшей полити­кой советского государства стала борьба с религией. Тем не менее, в трудные годы гражданской войны, голода и разрухи Церковь при поддержке зарубежных общин пы­тается помочь своим соотечественникам. Советское пра­вительство одобряет создание адвентистской благотвори­тельной организации по оказанию помощи голодающим во главе с И.А. Львовым, которая рассылает тысячи по­сылок с продовольствием, организует бесплатные сто­ловые для беспризорных детей. Большая социальная программа была намечена на 5-м Всесоюзном съезде Цер­кви АСД в 1924 г., — Церковь участвует в ликвидации нег­рамотности, открывает лечебные заведения, организует сельскохозяйственные коммуны.

Постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объе­динениях» (1929 г.) резко ограничило деятельность Церк­ви. В последующие годы церковная организация была фак­тически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются по­пытки воссоздания церковной организации, разрушенной в 30-40-е годы. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД. Однако несмотря на по­тепление в церковно-государственных отношениях, о со­зыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Через институт уполномоченных государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви.

В конце 50-х годов начинается новая волна гонений на Церковь. Вводятся дополнения к законодательству о рели­гиозных культах, еще больше ограничившие права верующих и расширившие возможность их притеснения мест­ными уполномоченными. Вся религиозная и социальная активность Церкви жестко ограничивается действующим законодательством. В декабре 1960 г. был ликвидирован Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) в Москве без какого-либо объяснения со стороны госу­дарственных чиновников. Многочисленные общины Адвентистов Седьмого Дня на территории СССР перешли на полулегальное существование.

Начало демократических преобразований в обществе открыло новую эпоху в деятельности Церкви в Украине. Христиане-адвентисты с воодушевлением встретили принятие в 1991 г. нового законодательства, которое регулиро­вало взаимоотношения Церкви и государства, гарантиро­вало свободу совести и вероисповедания, отменяло боль­шинство запретов на религиозную деятельность. Церковь АСД вновь получила возможность заниматься благотвори­тельной и просветительской деятельностью, создавать уч­реждения, иметь право на собственность, совершать мис­сионерскую деятельность, заниматься религиозным воспи­танием детей и молодежи. В этом же году окончательно сложилась организационная структура Церкви Адвентис­тов Седьмого Дня на территории бывшего Советского Со­юза по образцу устройства Всемирной Церкви АСД.

Демократические преобразования в обществе позво­лили Церкви выйти на качественно новый уровень слу­жения. Церковь открывает свои первые общеобразователь­ные и духовные учреждения как начального, так и выс­шего образования, строит издательство и типографию, ра­диотелецентры, создает благотворительные фонды и ас­социации, открывает центры по профилактике алкоголь­ной, никотиновой, наркотической зависимости. В то же время, наряду с позитивными переменами в обществе, в стране возник целый ряд серьезных проблем и противо­речий, особенно в сфере семьи, общественной морали, воспитания молодежи, в разрешении которых Церковь АСД сотрудничает со всеми людьми доброй воли. Церковь продолжает укреплять свою инфраструктуру, уделяет серьезное внимание развитию христианского обра­зования и подготовке священнослужителей, активно участву­ет в отстаивании принципов религиозной свободы. Ее пред­ставители являются одними из учредителей и членов Укра­инской Ассоциации Религиозной Свободы, входящую в Международную Ассоциацию Религиозной Свободы.

В настоящее время Церковь Адвентистов Седьмого Дня в Украине насчитывает более 800 поместных церквей и око­ло 400 групп. Наиболее известными учреждениями Церкви являются: Украинский Гуманитарный институт, основанный в 1999 г., издательство «Джерело життя», представительство Адвентистского агентства помощи и развития и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.