Социальное служение Церкви Адвентистов седьмого дня
Главной целью социального служения Церкви является утверждение в общественном сознании достоинства и ценности человеческой личности как сотворенной по образу и подобию Бога и раскрытие христианской любви и доброты. Церковь имеет богатый опыт социального служения, понимаемого ею не только как благотворительность одних, имущих, по отношению к другим, неимущим, но и как кропотливый труд по избавлению человека от власти присущего ему зла и воссозданию в нем Божьего образа и подобия, как помощь в реализации каждым человеком его личностного потенциала. Несмотря на все достижения современного общества, социальные вопросы и проблема сохранения человеческого достоинства, так остро поднятые в XIX веке, остаются актуальными и по сей день. Более того, современные социальные проблемы делают служение Церкви как никогда прежде необходимым. Ни одна из социально-политических систем XX столетия (ни социалистическая, ни либеральная) не оказалась способной их разрешить. Церковь не может выступать апологетом той или иной социально-политической системы, но, занимая позицию, основанную на социальном учении, она призвана служить человеку как образу и подобию Божию в рамках любой государственной системы. Ущемление прав и достоинства личности, духовное и моральное подавление и истощение человека и общества, социальная несправедливость — все это побуждает Церковь в своем служении еще усерднее являть миру Бога, Который есть Любовь и Справедливость. Библия говорит о Боге как об Основоположнике, Вершителе и Источнике сострадания и милосердия. Дела милосердия — это путь откровения, который Господь избрал в Своем Провидении. Уже в Ветхом Завете милость к ближнему расценивалась как неотъемлемое требование повседневной жизни. Человек был призван проявлять милость по отношению к нуждающемуся, потому что ему самому уже была оказана милость Богом. В Новом Завете образ любящего милосердного Бога раскрылся в служении Иисуса Христа. Собственно, служение милосердия и есть, прежде всего, служение Самого Сына Божьего, Который пребывает «посреди» нас «как служащий» (Лк. 22:27) «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Проявляя милосердие, Господь неоднократно наставлял и Своих учеников в любви к ближнему (см. Мф. 5:42; 22:39). Согласно Писанию, социальное служение, дела милосердия предназначены открывать путь к познанию Бога и к спасению. Утратив возможность открытого и непосредственного общения с Богом, человек обретает познание о Нем через откровение Его любви, в том числе через служение ему других людей. Познание Всевышнего и спасение человека в Священном Писании тесно связаны между собой, и потому дела милосердия носят наряду с познавательным и спасительный характер. Это не означает, однако, спасения делами, но демонстрирует через них истинность веры, о чем пишет евангелист Матфей, говоря, что оказанная нуждающемуся человеку милость (накормить, одеть, посетить) сотворена в его лице Самому Господу (см. Мф. 25). В этом смысле для христианина встреча с чужим горем или нуждой является встречей с Богом. Миссия социального служения (диакония) — продолжение христианами служения Иисуса Христа людям. Господь так выразил суть Своей миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). Церковь — наследница Иисуса и продолжательница Его миссии — в своей целостности действует как единое с Ним Тело Христово. Содержанием социального служения является вся жизнь и деятельность человека, ибо ничто в нашей жизни не исключено из служения Христа, Который обновляет человека и совершенствует его, продолжая пребывать среди нас «как служащий», даруя Свою помощь и поддержку. Оценка социального служения Церкви должна происходить, по меньшей мере, в двух измерениях: богословском и социально-историческом. С одной стороны, Церковь должна соотносить свое служение с жизнью Христа, Писанием и своим социальным учением, а с другой — с социально-исторической реальностью, в которой она пребывает. При этом критериями оценки данного служения могут выступить следующие ценности, исповедуемые Церковью: Достоинство человека. Понимание ценности человеческой личности основывается на вере в божественное происхождение человека. Служение человеку — высшее служение, цена которого — жизнь Сына Божьего. Все, что ущемляет права и свободы личности или тормозит ее развитие, порождает в человеке безответственность, иждивенчество и духовную инертность, вступает в конфликт с его богоданной природой. Поэтому Церковь стремится помочь человеку освободиться от власти присущего ему зла, которое мешает ему реализоваться как личность. В своем служении она также выступает против обращения с человеком как с вещью или объектом жалости. Даже нуждаясь и находясь в трудных жизненных обстоятельствах, он — личность и потому не объект, а субъект своего собственного развития. Это означает, что, проявляя к человеку милосердие и оказывая ему помощь, мы не должны поощрять его к пассивному ожиданию таковой, но должны помогать ему реализовать свой внутренний, Богом дарованный потенциал и занять активную жизненную позицию, включиться в общественные связи, раскрыться в творческом труде. Всеобщее предназначение земных благ. Источником всякого блага является Бог. Он предоставил всем людям равные права, возможность трудиться и использовать плоды своего труда (см. Быт. 1:28). Попрание этой истины и стремление, в угоду своекорыстным интересам, любыми средствами ограничить доступ к социальным, экономическим, культурным благам одних в пользу других недопустимо. По этой причине Церковь считает, что ее социальное служение должно быть направлено на сохранение всеобщего равенства и оказание помощи наиболее обделенным представителям человечества, утверждая тем самым принцип социальной справедливости в мире. Социальная справедливость, милосердие и любовь. Социальное служение Церкви строится на принципе социальной справедливости. Справедливость предусматривает предоставление каждому человеку принадлежащего ему права. Оно дано человеку Богом и соответствует признанию достоинства человеческой личности и всеобщего предназначения земных благ. Церковь в своем социальном служении выступает последовательным защитником всякого рода справедливости, тем более социальной. Однако социальное служение Церкви не ограничивается только восстановлением справедливости там, где она была попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы — милосердие и любовь (см. Мих. 6:8). Христианское милосердие и любовь простираются за пределы человеческой справедливости — они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедливость бессильна. Справедливость может требовать наказания виновному, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и оступившегося человека, стремясь восстановить его поруганное им же самим достоинство. Солидарность и принцип максимального участия. Еще одной важной составляющей социального служения Церкви, от которой зависит его успех, является солидарность, основанная на принципе взаимоуважения и взаимной ответственности. Во-первых, это солидарность с Богом, который есть Источник и Вершитель всякого милосердия. Служение милосердия, движимое Его благодатью, строится на принципах Его любви, и потому солидарность в служении с Богом — это способ раскрытия миру Его любви. Во-вторых, это солидарность с бедными, способность поставить себя на место униженного человека, посмотреть на мир его глазами, «плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (Римл. 12:15). В-третьих, проявление солидарности ожидается и со стороны нуждающегося. Иначе говоря, помощь, оказываемая одной стороной, не должна быть авторитарной, следует уважать достоинство обеих сторон. И, наконец, необходима солидарность всех людей. В результате такой всеохватывающей солидарности достигается максимальное соучастие всех сторон, от которых зависит благополучие конкретного человека, и солидарность становится благословенным средством распространения Божьей любви среди всех участников. «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка... чтоб была равномерность» (2 Кор. 8:13:14). «При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:6-8). Библейское представление о социальном служении как служении Самого Христа, понимание миссии и содержания этого служения, а также достоинства личности, всеобщего предназначения земных благ, социальной справедливости, любви и солидарности формируют принципы, на которых строится социальная активность Церкви. Социальное служение и всестороннее развитие личности. Всякая помощь, оказываемая Церковью человеку и обществу, рассматривается ею с позиции всестороннего раскрытия человеческой личности. Никакие гуманитарные акции не могут заменить кропотливой работы Церкви, направленной на гармоничное развитие человека. В кризисных и чрезвычайных ситуациях такие акции необходимы, но ими отнюдь не ограничивается социальная активность Церкви. При подготовке и проведении социальных программ Церковь руководствуется принципами долгосрочного стратегического планирования, целью которого является человек. Впрочем, социальное служение важно не только для того, кому оказывается помощь, но и для оказывающего ее, так как способствует совершенствованию христианского характера, избавляет от эгоизма, умножает в человеке любовь, терпимость и сострадание. Оно подразумевает также постоянное обучение, повышение квалификации, профессиональной и духовной компетентности в решении задач социального служения. Социальное служение и вспомоществование. Как показывает опыт, авторитарность управления в социальной сфере не только не эффективна, ибо снижает уровень доверия и ответственности на местах, но и противоречит гармоничному развитию личности. Поэтому необходимо с осторожностью подходить к реализации помощи, вспомоществованию, или, как это принято называть в современной социальной науке, субсидиарно. Субсидиарность не должна означать постоянное вмешательство в дела человека, даже через предоставление ему помощи (субсидии). В первую очередь необходимо бороться за человеческую самостоятельность, ответственность и компетентность. Исходя из такого понимания ответственности, можно признать лишь две причины, дающие право на вмешательство извне: если для решения проблемы человеку не хватает компетенции или он столкнулся с проблемой, выходящей за рамки его компетенции: например война, стихийное бедствие, потеря трудоспособности. В противном случае пассивное ожидание вспомоществования делает его безответственным иждивенцем, не способным к самостоятельному существованию. Социальное служение — сотрудничество и партнерство. Служение человеку должно объединить Церковь и государственные, общественные и религиозные организации, задействованные в социальной сфере. Служа людям и их нуждам, Церковь прилагает все усилия, чтобы их жизнь преобразилась. Социальные проблемы зачастую требуют больших материальных и человеческих ресурсов, комплексности (системности) в их решении. Возникает необходимость слаженной координации большого количества организаций, задействованных в оказании человеку духовной, гуманитарной, социальной, правовой и иной помощи. С точки зрения эффективности такое партнерство не только возможно, но необходимо и должно подразумевать открытость всех участвующих сторон. Церковь АСД, признавая и уважая миссию и цели этих организаций, заявляет о своей готовности совместно с ними осуществлять данное благородное служение. Социальное служение и рациональное использование ресурсов. Человеческие, природные, материальные и финансовые ресурсы — дар Божий. Бережное отношение к ним побуждает Церковь к мудрой, рациональной расчетливости, которая, впрочем, не противопоставляется щедрости, но выступает против неразумной расточительности. Социальное служение и эсхатологическая перспектива. Церковь АСД осуществляет свое служение, руководствуясь эсхатологическим учением. Это позволяет ей реально оценивать свои возможности и силы. Без лишнего оптимизма и, не впадая в пессимизм, Церковь АСД осознает, что окончательного разрешения социальных проблем в этом мире не произойдет, но с надеждой ожидает того времени, когда милосердие, любовь и справедливость во всей своей полноте раскроются в Царстве Небесном. Священное Писание очерчивает достаточно широкий круг социальных проблем, требующих участия верующих: кормить голодного, поить жаждущего, одевать раздетого, принимать странников, посещать больных, приходить к заключенным (Мф. 25). Оно призывает верующих заботиться о вдовах (Деян. 6:1) и сиротах (Иак. 1:27), идти к грешникам, учить тех, кому не хватает знания, советовать сомневающимся, утешать страждущих, переносить несправедливость, прощать обидчиков, молиться за друзей и врагов (Мф. 5). И это далеко не полный перечень задач, стоящих сегодня перед Церковью. Социально-исторические реалии современного общества также побуждают Церковь к участию в решении межэтнических проблем, воспитанию толерантности в обществе, укреплению принципов свободы совести, нравственных и духовных основ, столь необходимых для построения гражданского общества. Адвентисты стремятся к активному межконфессиональному сотрудничеству и согласию, участвуя в разного рода советах и ассоциациях. Церковные благотворительные и профилактические организации. Основа благотворительной деятельности — личное участие в ней каждого верующего, высокая мотивация и творческая реализация заложенного в христианине потенциала милосердия и любви. Однако масштабность современных социальных проблем, сложность решаемых задач требуют более высокого уровня организации благотворительной деятельности, нежели простое фрагментарное (часто по случаю) участие в ней отдельных людей. Церковь считает необходимым не только побуждать каждого верующего к проявлению добродетели и милосердия, но призывает всех к солидарности, участию в общественных и благотворительных организациях для утверждения в обществе идеалов Божественной любви и милосердия. Социальное служение произрастает из сердца, исполненного милостью и любовью. Никакая слаженно выстроенная организация с ее бюрократическим аппаратом, четким документооборотом, современной оргтехникой и даже хорошим финансированием не может реализовать принципы служения милосердия, если в ней нет любящих, сострадающих и милосердных людей, способных делиться своей любовью. Вот почему в том или ином регионе Украины центром социального служения Церкви АСД является местная община. Именно здесь верующий человек встречается с Христом, видит проявления Его милосердия в служении своих собратьев по вере и может проявлять дух Христовой любви в собственном служении. В общинах существуют отделы «Тавифа», в которых члены Церкви АСД объединяют свои усилия в добровольном бескорыстном служении ближним. Каждая община при этом исходит из нужд общества и собственных сил, ресурсов и дарований. Ничто не может заменить труда людей, бескорыстно отдающих себя на служение, и потому Церковь высоко оценивает труд своих скромных подвижников. Есть у Церкви и иные отделы, так или иначе связанные с социальным служением. Эти отделы и службы осуществляют широкую просветительскую работу в сфере здорового образа жизни, помощи молодым семьям, профилактики курения, алкоголизма и наркомании. Так, отделы Служения семье ведут при ЗАГСах добрачное консультирование. Просвещению в вопросах подготовки к браку и укрепления семейных взаимоотношений посвящаются публичные выступления работников отделов в клубах, ДК, на производстве, в школах и в общинах. В помощь работникам отделов выпускаются уроки «Счастливая семья» (21 урок), видеоматериалы, материалы по добрачному консультированию. Члены Церкви АСД, работающие в отделах Женского служения, организуют и проводят благотворительные акции в помощь беспризорникам и воспитанникам детских домов, собирая для них одежду, продукты питания, игрушки, организуя концерты. Для представителей малообеспеченного населения, заключенных, пациентов больниц эти самоотверженные последователи Христа также организуют раздачу одежды, продуктов питания, литературы, устраивают концерты с угощением. Придя в женские клубы «За чашкой чая» при поместных церквях, одинокие, теряющие надежду люди обретают тепло и поддержку искренних сердец. Отдел Здоровья проводит программы помощи желающим бросить курить. Специально обученные инструкторы в доступной форме, с помощью наглядных пособий и видеофильмов, раскрывают секреты одержания победы над коварным действием никотина, добиваясь при этом прекрасных результатов. Отдел проводит также программы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, СПИДа для детей и молодежи, к примеру, «Остановись, подумай!». Аналогичная программа «Молодежь в действии» проводится для химически зависимой молодежи. Отдел успешно сотрудничает в своих программах с Молодежным и Семейным отделами, организовывая специальные клубы по профилактике всякого рода зависимостей. Большим успехом пользуется программа «Как справиться со стрессом», а также программы для анонимных алкоголиков, оказывающие помощь семьям, в которых есть алкоголики. Проводятся выставки (ярмарки) здоровья, на которых излагается информация о принципах здорового образа жизни, читаются лекции, раздаются анкеты по определению состояния здоровья, измеряется давление, вес; даются рекомендации по улучшению здоровья, с этой целью также организуются школы здорового питания, клубы здоровья; издаются журналы «Гармония жизни» (специальные выпуски, посвященные никотиновой зависимости, наркомании, СПИДу и алкоголизму); печатаются книги о здоровье: «Новый старт»; «Ключи к здоровью», «Вегетарианство — ключ к здоровью»; проводятся парады молодежи «Нет — наркотикам», подготовлен курс о здоровье, состоящий из 12-ти уроков, а также книга о здоровье для детей. Важное служение обществу осуществляют Молодежный и Подростковый отделы, где молодые адвентисты разрабатывают и реализуют как разовые проекты, так и долговременные и широкомасштабные. Молодежь приводит в порядок городские улицы и парки, убирает подъезды, шефствует над детскими садами и домами, помогает одиноким, больным и престарелым. Много времени и сил они отдают своим сверстникам, утратившим истинные ценностные ориентиры. Для этого существуют специальные программы: «Следопыт», «КЕХТ», «Шторм» и др. В частности, программа «Следопыт» предназначена для детей и подростков, которые в течение шести лет изучают природу, Библию, обретают необходимые жизненные и специальные навыки (их по программе более 250-ти). Программа «Поколение МЕХТ» помогает детям среднего и старшего школьного возраста обретать верных и надежных друзей и самим оказывать положительное влияние на подростков. В средних и высших учебных заведениях молодые адвентисты во внеурочное время проводят для желающих программу «Неделя ужасов». Без прикрас демонстрируя ужасы современной жизни — наркоманию, табакозависимость, алкоголизм, последствия добрачных связей, — юные миссионеры убедительно доказывают, что единственная возможность избежать их заключается в духовности и здоровом образе жизни. Добрую славу заслужили «Летние миссионерские лагеря», которые разбиваются летом у населенных пунктов. В течение одной или двух недель молодые адвентисты проводят в лагере семинары по молодежной тематике, организуют спектакли, игры, песни у костра. В первой же половине дня, по согласованию с городской или поселковой администрацией, проводится плановая работа по благоустройству этих населенных пунктов. По завершении работ молодежь и все желающие приглашаются на культурную программу в местном Доме культуры или убранном днем парке. Для организации социального служения члены Церкви АСД во многих странах мира также создают различные благотворительные и общественные организации. Для решения тех или иных задач, выходящих за рамки только одной местности, благотворительные организации нередко объединяются в ассоциации и агентства. Целью созданного Церковью АСД Адвентистского агентства помощи и развития (АДРА) является, с одной стороны, оказание масштабной, экстренной, временной помощи при кризисных ситуациях (в зонах военных конфликтов, при стихийных бедствиях и катастрофах), с другой стороны — помощь различным регионам мира в их устойчивом развитии. С помощью АДРА открываются школы, больницы, фабрики, предназначенные своей деятельностью содействовать развитию того или иного региона и утверждению его самостоятельности в решении собственных социальных и экономических проблем. АДРА регулярно оказывает помощь украинским регионам, начиная с 1991 г.
Макаревская С.В.
Организация Свидетелей Иеговы в Украине и Донбассе
Общая история.
Современная история Свидетелей Иеговы берёт своё начало от кружка по изучению Библии, возникшего в 1870 г. в городе Аллегейни штата Пенсильвания (США). Главным инициатором основания кружка был Чарлз Тейз Рассел (1884-1916). В 1881 г. было образовано и в 1884 г. зарегистрировано Общество Сионской Сторожевой Башни, Библий и трактатов. С 1955 г. известно как Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. Первым президентом стал Рассел Ч.Т. В 1909 г. для организации и расширения проповеднического дела в различных странах (деятельность общества приобретает международный характер) главный отдел Общества Сторожевой Башни был переведён из Пенсильвании в Бруклин (Нью-Йорк). В соответствии с законодательством штата было зарегистрировано дочернее общество – Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. Её президент, вице-президенты, члены правления избираются на ежегодном собрании членов-учредителей, которых насчитывается около 300 человек. Чтобы содействовать деятельности Исследователей Библии в странах Британского Содружества, в 1914 году в Лондоне было основано Международное Общество Исследователей Библии. В настоящее время по всему миру более 100 законно зарегистрированных корпораций и обществ. Словосочетание «сторожевая башня» встречается в Библии в книге Плач Иеремии (4:17), в которой говорится о приближении суда Божьего над грешниками. В книге пророка Иезекииля Бог называет этого пророка «стражем дому Израилеву», который призван слушать слово из уст Бога и вразумлять народ (Иез. 3:17). Пророк Аввакум говорит о себе самом: «…на стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне…» (2:1). Название Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов свидетельствует, что Общество ставит своей главной целью издание Библий и публикацию литературы, посвящённой исполнению библейских пророчеств. Первый президент Общества Ч.Т. Рассел занимал свой пост с 1884 по 1916 гг. Следующим президентом становится Джозеф Рутерфорд (1916-1942 гг. правления). Происходят следующие изменения: начинает выпускаться дополнительный к «Сторожевой башне» журнал «Золотой век» (ныне «Пробудитесь!»); широкое распространение получает свидетельство «от двери к двери» с переносными граммофонами и записями проповедей; с 1931 г. Общество приобретает название Свидетели Иеговы (название основывается на книге пророка Исаи 43:10-12); начинают широко использоваться радио трансляции библейских проповедей. 30-40-е гг. ознаменовались для Свидетелей Иеговы волной арестов по поводу их проповеднической деятельности. Тогда начинают проводиться судовые дела с целью охраны свободы совести, печати, собраний и вероисповедания, что сделало толчок к обеспечению гражданских демократических прав всех меньшинств в США. В 1942 г. президентом становиться Натан Норр (1942-1977 гг. правления). Начинает реализовываться тщательно подготовленная программа обучения. В 1943 г. Была основана специальная школа для обучения миссионеров библейская школа Галаад Общества Сторожевой Башни. В это время насчитываеться около 110 зарегистрированных филиалов Общества. Одним из наиболее значимых организационных изменений, предпринятых Н.Норром, было расширение Управляющего органа в Бруклинском центре. В 1976 г. Административные обязанности были разделены и закреплены между комитетами. Была установлена организационная структура, существующая до сих пор. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|