Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальное служение Церкви Адвентистов седьмого дня



 

Главной целью социального служения Церкви является утверждение в общественном сознании достоинства и ценности человеческой личности как сотворенной по образу и подобию Бога и раскрытие христианской любви и доброты. Церковь имеет богатый опыт социального служе­ния, понимаемого ею не только как благотворительность одних, имущих, по отношению к другим, неимущим, но и как кропотливый труд по избавлению человека от власти присущего ему зла и воссозданию в нем Божьего образа и подобия, как помощь в реализации каждым человеком его личностного потенциала. Несмотря на все дости­жения современного общества, социальные вопросы и проблема сохранения человеческого достоинства, так ос­тро поднятые в XIX веке, остаются актуальными и по сей день. Более того, современные социальные проблемы де­лают служение Церкви как никогда прежде необходимым. Ни одна из социально-политических систем XX столетия (ни социалистическая, ни либеральная) не оказалась спо­собной их разрешить. Церковь не может выступать апологетом той или иной социально-политической системы, но, занимая позицию, основанную на социальном уче­нии, она призвана служить человеку как образу и подо­бию Божию в рамках любой государственной системы. Ущемление прав и достоинства личности, духовное и мо­ральное подавление и истощение человека и общества, со­циальная несправедливость — все это побуждает Церковь в своем служении еще усерднее являть миру Бога, Кото­рый есть Любовь и Справедливость.

Библия говорит о Боге как об Основоположнике, Вер­шителе и Источнике сострадания и милосердия. Дела ми­лосердия — это путь откровения, который Господь избрал в Своем Провидении. Уже в Ветхом Завете милость к ближ­нему расценивалась как неотъемлемое требование повсе­дневной жизни. Человек был призван проявлять милость по отношению к нуждающемуся, потому что ему самому уже была оказана милость Богом.

В Новом Завете образ любящего милосердного Бога раскрылся в служении Иисуса Христа. Собственно, слу­жение милосердия и есть, прежде всего, служение Самого Сына Божьего, Который пребывает «посреди» нас «как служащий» (Лк. 22:27) «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Проявляя милосердие, Господь неоднократ­но наставлял и Своих учеников в любви к ближнему (см. Мф. 5:42; 22:39).

Согласно Писанию, социальное служение, дела мило­сердия предназначены открывать путь к познанию Бога и к спасению. Утратив возможность открытого и непосред­ственного общения с Богом, человек обретает познание о Нем через откровение Его любви, в том числе через служе­ние ему других людей. Познание Всевышнего и спасение человека в Священном Писании тесно связаны между со­бой, и потому дела милосердия носят наряду с познава­тельным и спасительный характер. Это не означает, одна­ко, спасения делами, но демонстрирует через них истин­ность веры, о чем пишет евангелист Матфей, говоря, что оказанная нуждающемуся человеку милость (накормить, одеть, посетить) сотворена в его лице Самому Господу (см. Мф. 25). В этом смысле для христианина встреча с чу­жим горем или нуждой является встречей с Богом.

Миссия социального служения (диакония) — продол­жение христианами служения Иисуса Христа людям. Гос­подь так выразил суть Своей миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и по­слал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить из­мученных на свободу, проповедовать лето Господне благо­приятное» (Лк. 4:18-19).

Церковь — наследница Иисуса и продолжательница Его миссии — в своей целостности действует как единое с Ним Тело Христово.

Содержанием социального служения является вся жизнь и деятельность человека, ибо ничто в нашей жизни не исключено из служения Христа, Который обновляет че­ловека и совершенствует его, продолжая пребывать среди нас «как служащий», даруя Свою помощь и поддержку.

Оценка социально­го служения Церкви должна происходить, по меньшей ме­ре, в двух измерениях: богословском и социально-истори­ческом. С одной стороны, Церковь должна соотносить свое служение с жизнью Христа, Писанием и своим социаль­ным учением, а с другой — с социально-исторической реальностью, в которой она пребывает. При этом критерия­ми оценки данного служения могут выступить следующие ценности, исповедуемые Церковью:

Достоинство человека. Понимание ценности челове­ческой личности основывается на вере в божественное происхождение человека. Служение человеку — высшее слу­жение, цена которого — жизнь Сына Божьего. Все, что ущемляет права и свободы личности или тормозит ее раз­витие, порождает в человеке безответственность, иждивен­чество и духовную инертность, вступает в конфликт с его богоданной природой. Поэтому Церковь стремится помочь человеку освободиться от власти присущего ему зла, кото­рое мешает ему реализоваться как личность. В своем служении она также выступает против обращения с челове­ком как с вещью или объектом жалости. Даже нуждаясь и находясь в трудных жизненных обстоятельствах, он — лич­ность и потому не объект, а субъект своего собственного развития. Это означает, что, проявляя к человеку милосер­дие и оказывая ему помощь, мы не должны поощрять его к пассивному ожиданию таковой, но должны помогать ему реализовать свой внутренний, Богом дарованный потен­циал и занять активную жизненную позицию, включиться в общественные связи, раскрыться в творческом труде.

Всеобщее предназначение земных благ. Источником всякого блага является Бог. Он предоставил всем людям равные права, возможность трудиться и использовать пло­ды своего труда (см. Быт. 1:28). Попрание этой истины и стремление, в угоду своекорыстным интересам, любыми средствами ограничить доступ к социальным, экономичес­ким, культурным благам одних в пользу других недопусти­мо. По этой причине Церковь считает, что ее социальное служение должно быть направлено на сохранение всеоб­щего равенства и оказание помощи наиболее обделенным представителям человечества, утверждая тем самым прин­цип социальной справедливости в мире.

Социальная справедливость, милосердие и любовь. Со­циальное служение Церкви строится на принципе соци­альной справедливости. Справедливость предусматривает предоставление каждому человеку принадлежащего ему права. Оно дано человеку Богом и соответствует призна­нию достоинства человеческой личности и всеобщего пред­назначения земных благ. Церковь в своем социальном слу­жении выступает последовательным защитником всякого рода справедливости, тем более социальной. Однако со­циальное служение Церкви не ограничивается только вос­становлением справедливости там, где она была попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой лич­ности. Средства этой борьбы — милосердие и любовь (см. Мих. 6:8). Христианское милосердие и любовь простира­ются за пределы человеческой справедливости — они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедли­вость бессильна. Справедливость может требовать наказа­ния виновному, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и оступившегося человека, стремясь восстановить его пору­ганное им же самим достоинство.

Солидарность и принцип максимального участия. Еще одной важной составляющей социального служения Церк­ви, от которой зависит его успех, является солидарность, основанная на принципе взаимоуважения и взаимной ответственности.

Во-первых, это солидарность с Богом, который есть Источник и Вершитель всякого милосердия. Служение милосердия, движимое Его благодатью, строится на прин­ципах Его любви, и потому солидарность в служении с Богом — это способ раскрытия миру Его любви. Во-вто­рых, это солидарность с бедными, способность поставить себя на место униженного человека, посмотреть на мир его глазами, «плакать с плачущими и радоваться с раду­ющимися» (Римл. 12:15). В-третьих, проявление со­лидарности ожидается и со стороны нуждающегося. Ина­че говоря, помощь, оказываемая одной стороной, не дол­жна быть авторитарной, следует уважать достоинство обеих сторон. И, наконец, необходима солидарность всех людей. В результате такой всеохватывающей солидарнос­ти достигается максимальное соучастие всех сторон, от которых зависит благополучие конкретного человека, и солидарность становится благословенным средством рас­пространения Божьей любви среди всех участников. «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тя­жесть, но чтоб была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка... чтоб была равномерность» (2 Кор. 8:13:14). «При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пож­нет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не принуждением; ибо доброхотно дающего лю­бит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:6-8).

Библейское представление о социальном служении как служении Самого Христа, понимание миссии и содержа­ния этого служения, а также достоинства личности, всеоб­щего предназначения земных благ, социальной справедли­вости, любви и солидарности формируют принципы, на которых строится социальная активность Церкви.

Социальное служение и всестороннее развитие лич­ности. Всякая помощь, оказываемая Церковью человеку и обществу, рассматривается ею с позиции всестороннего рас­крытия человеческой личности. Никакие гуманитарные ак­ции не могут заменить кропотливой работы Церкви, на­правленной на гармоничное развитие человека. В кризис­ных и чрезвычайных ситуациях такие акции необходимы, но ими отнюдь не ограничивается социальная активность Церкви. При подготовке и проведении социаль­ных программ Церковь руководствуется принципами долго­срочного стратегического планирования, целью которого является человек. Впрочем, социальное служение важно не только для того, кому оказывается помощь, но и для ока­зывающего ее, так как способствует совершенствованию христианского характера, избавляет от эгоизма, умножает в человеке любовь, терпимость и сострадание. Оно подра­зумевает также постоянное обучение, повышение квали­фикации, профессиональной и духовной компетентности в решении задач социального служения.

Социальное служение и вспомоществование. Как по­казывает опыт, авторитарность управления в социальной сфере не только не эффективна, ибо снижает уровень до­верия и ответственности на местах, но и противоречит гар­моничному развитию личности. Поэтому необходимо с ос­торожностью подходить к реализации помощи, вспомо­ществованию, или, как это принято называть в современ­ной социальной науке, субсидиарно. Субсидиарность не должна означать постоянное вмешательство в дела че­ловека, даже через предоставление ему помощи (субси­дии). В первую очередь необходимо бороться за челове­ческую самостоятельность, ответственность и компетент­ность. Исходя из такого понимания ответственности, мож­но признать лишь две причины, дающие право на вмеша­тельство извне: если для решения проблемы человеку не хватает компетенции или он столкнулся с проблемой, вы­ходящей за рамки его компетенции: например война, сти­хийное бедствие, потеря трудоспособности. В противном случае пассивное ожидание вспомоществования делает его безответственным иждивенцем, не способным к самосто­ятельному существованию.

Социальное служение — сотрудничество и партнерство. Служение человеку должно объединить Цер­ковь и государственные, общественные и религиозные ор­ганизации, задействованные в социальной сфере. Служа людям и их нуждам, Церковь прилагает все усилия, чтобы их жизнь преобразилась. Социальные проблемы зачастую требуют больших материальных и человеческих ресурсов, комплексности (системности) в их решении. Возникает не­обходимость слаженной координации большого количест­ва организаций, задействованных в оказании человеку ду­ховной, гуманитарной, социальной, правовой и иной по­мощи. С точки зрения эффективности такое партнерство не только возможно, но необходимо и должно подразуме­вать открытость всех участвующих сторон.

Церковь АСД, признавая и уважая миссию и цели этих организаций, заявляет о своей готовности совместно с ни­ми осуществлять данное благородное служение.

Социальное служение и рациональное использование ресурсов. Человеческие, природные, материальные и фи­нансовые ресурсы — дар Божий. Бережное отношение к ним побуждает Церковь к мудрой, рациональной расчет­ливости, которая, впрочем, не противопоставляется щед­рости, но выступает против неразумной расточительности.

Социальное служение и эсхатологическая перспектива. Церковь АСД осуществляет свое служение, руководствуясь эсхатологическим учением. Это позволяет ей реально оце­нивать свои возможности и силы. Без лишнего оптимизма и, не впадая в пессимизм, Церковь АСД осознает, что окон­чательного разрешения социальных проблем в этом мире не произойдет, но с надеждой ожидает того времени, когда милосердие, любовь и справедливость во всей своей пол­ноте раскроются в Царстве Небесном.

Священное Писание очерчивает достаточно широкий круг социальных проблем, требующих участия верующих: кормить голодного, поить жаждущего, одевать разде­того, принимать странников, посещать больных, прихо­дить к заключенным (Мф. 25). Оно призывает верую­щих заботиться о вдовах (Деян. 6:1) и сиротах (Иак. 1:27), идти к грешникам, учить тех, кому не хватает знания, советовать сомневающимся, утешать страждущих, переносить несправедливость, прощать обидчиков, мо­литься за друзей и врагов (Мф. 5). И это далеко не полный перечень задач, стоящих се­годня перед Церковью. Социально-исторические реалии современного общества также побуждают Церковь к учас­тию в решении межэтнических проблем, воспитанию толерантности в обществе, укреплению принципов сво­боды совести, нравственных и духовных основ, столь не­обходимых для построения гражданского общества. Адвентисты стремятся к активному межконфессиональному сотрудничеству и согласию, участвуя в разного рода сове­тах и ассоциациях.

Церковные благотворительные и профилактические организации. Основа благотворительной деятельности — личное участие в ней каждого верующего, высокая моти­вация и творческая реализация заложенного в христиа­нине потенциала милосердия и любви. Однако масштаб­ность современных социальных проблем, сложность ре­шаемых задач требуют более высокого уровня организа­ции благотворительной деятельности, нежели простое фрагментарное (часто по случаю) участие в ней отдель­ных людей. Церковь считает необходимым не только по­буждать каждого верующего к проявлению добродетели и милосердия, но призывает всех к солидарности, участию в общественных и благотворительных организациях для утверждения в обществе идеалов Божественной любви и милосердия.

Социальное служение произрастает из сердца, испол­ненного милостью и любовью. Никакая слаженно выст­роенная организация с ее бюрократическим аппаратом, четким документооборотом, современной оргтехникой и даже хорошим финансированием не может реализовать принципы служения милосердия, если в ней нет любя­щих, сострадающих и милосердных людей, способных де­литься своей любовью.

Вот почему в том или ином регионе Украины центром социального служения Церкви АСД является местная об­щина. Именно здесь верующий человек встречается с Христом, видит проявления Его милосердия в служении своих собратьев по вере и может проявлять дух Христовой любви в собственном служении. В общинах существуют от­делы «Тавифа», в которых члены Церкви АСД объединяют свои усилия в добровольном бескорыстном служении ближ­ним. Каждая община при этом исходит из нужд общества и собственных сил, ресурсов и дарований. Ничто не может заменить труда людей, бескорыстно отдающих себя на служение, и потому Церковь высоко оценивает труд своих скромных подвижников.

Есть у Церкви и иные отделы, так или иначе связан­ные с социальным служением. Эти отделы и службы осу­ществляют широкую просветительскую работу в сфере здо­рового образа жизни, помощи молодым семьям, профи­лактики курения, алкоголизма и наркомании. Так, отде­лы Служения семье ведут при ЗАГСах добрачное консуль­тирование. Просвещению в вопросах подготовки к браку и укрепления семейных взаимоотношений посвящаются публичные выступления работников отделов в клубах, ДК, на производстве, в школах и в общинах. В помощь работ­никам отделов выпускаются уроки «Счастливая семья» (21 урок), видеоматериалы, материалы по добрачному кон­сультированию.

Члены Церкви АСД, работающие в отделах Женского служения, организуют и проводят благотворительные ак­ции в помощь беспризорникам и воспитанникам детских домов, собирая для них одежду, продукты питания, игрушки, организуя концерты. Для представителей ма­лообеспеченного населения, заключенных, пациентов больниц эти самоотверженные последователи Христа также организуют раздачу одежды, продуктов питания, ли­тературы, устраивают концерты с угощением. Придя в женские клубы «За чашкой чая» при поместных церквях, одинокие, теряющие надежду люди обретают тепло и под­держку искренних сердец. Отдел Здоровья проводит программы помощи желаю­щим бросить курить. Специально обученные инструкторы в доступной форме, с помощью наглядных пособий и ви­деофильмов, раскрывают секреты одержания победы над коварным действием никотина, добиваясь при этом прекрасных результатов. Отдел проводит также программы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, СПИДа для детей и молодежи, к примеру, «Остановись, подумай!». Аналогичная программа «Молодежь в действии» проводится для химически зависимой молодежи. Отдел успешно сотрудничает в своих программах с Молодежным и Семейным отделами, организовывая специальные клубы по профилактике всякого рода зависимостей.

Большим успехом пользуется программа «Как спра­виться со стрессом», а также программы для анонимных алкоголиков, оказывающие помощь семьям, в которых есть алкоголики. Проводятся выставки (ярмарки) здоровья, на которых излагается информация о принципах здорового об­раза жизни, читаются лекции, раздаются анкеты по опре­делению состояния здоровья, измеряется давление, вес; да­ются рекомендации по улучшению здоровья, с этой целью также организуются школы здорового питания, клубы здо­ровья; издаются журналы «Гармония жизни» (специальные выпуски, посвященные никотиновой зависимости, нарко­мании, СПИДу и алкоголизму); печатаются книги о здо­ровье: «Новый старт»; «Ключи к здоровью», «Вегетариан­ство — ключ к здоровью»; проводятся парады молодежи «Нет — наркотикам», подготовлен курс о здоровье, состо­ящий из 12-ти уроков, а также книга о здоровье для детей.

Важное служение обществу осуществляют Молодеж­ный и Подростковый отделы, где молодые адвентисты раз­рабатывают и реализуют как разовые проекты, так и долговременные и широкомасштабные. Молодежь приводит в порядок городские улицы и парки, убирает подъезды, шефствует над детскими садами и домами, помогает оди­ноким, больным и престарелым. Много времени и сил они отдают своим сверстникам, утратившим истинные цен­ностные ориентиры. Для этого существуют специальные программы: «Следопыт», «КЕХТ», «Шторм» и др. В частности, программа «Следопыт» предназначена для де­тей и подростков, которые в течение шести лет изучают природу, Библию, обретают необходимые жизненные и специальные навыки (их по программе более 250-ти). Программа «Поколение МЕХТ» помогает детям среднего и старшего школьного возраста обретать верных и надеж­ных друзей и самим оказывать положительное влияние на подростков. В средних и высших учебных заведениях молодые адвентисты во внеурочное время проводят для же­лающих программу «Неделя ужасов». Без прикрас демон­стрируя ужасы современной жизни — наркоманию, табакозависимость, алкоголизм, последствия добрачных связей, — юные миссионеры убедительно доказывают, что единственная возможность избежать их заключается в ду­ховности и здоровом образе жизни.

Добрую славу заслужили «Летние миссионерские ла­геря», которые разбиваются летом у населенных пунктов. В течение одной или двух недель молодые адвентисты про­водят в лагере семинары по молодежной тематике, орга­низуют спектакли, игры, песни у костра. В первой же половине дня, по согласованию с городской или поселко­вой администрацией, проводится плановая работа по благоустройству этих населенных пунктов. По заверше­нии работ молодежь и все желающие приглашаются на культурную программу в местном Доме культуры или убранном днем парке.

Для организации социального служения члены Церк­ви АСД во многих странах мира также создают различные благотворительные и общественные организации. Для ре­шения тех или иных задач, выходящих за рамки только од­ной местности, благотворительные организации нередко объединяются в ассоциации и агентства.

Целью созданного Церковью АСД Адвентистского агентства помощи и развития (АДРА) является, с одной стороны, оказание масштабной, экстренной, временной помощи при кризисных ситуациях (в зонах военных кон­фликтов, при стихийных бедствиях и катастрофах), с другой стороны — помощь различным регионам мира в их устой­чивом развитии. С помощью АДРА открываются школы, больницы, фабрики, предназначенные своей деятельностью содействовать развитию того или иного региона и утвержде­нию его самостоятельности в решении собственных соци­альных и экономических проблем. АДРА регулярно оказы­вает помощь украинским регионам, начиная с 1991 г.

 

 

Макаревская С.В.

 

Организация Свидетелей Иеговы в Украине и Донбассе

 

Общая история.

 

Современная история Свидетелей Иеговы берёт своё начало от кружка по изучению Библии, возникшего в 1870 г. в городе Аллегейни штата Пенсильвания (США). Главным инициатором основания кружка был Чарлз Тейз Рассел (1884-1916). В 1881 г. было образовано и в 1884 г. зарегистрировано Общество Сионской Сторожевой Башни, Библий и трактатов. С 1955 г. известно как Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. Первым президентом стал Рассел Ч.Т.

В 1909 г. для организации и расширения проповеднического дела в различных странах (деятельность общества приобретает международный характер) главный отдел Общества Сторожевой Башни был переведён из Пенсильвании в Бруклин (Нью-Йорк). В соответствии с законодательством штата было зарегистрировано дочернее общество – Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. Её президент, вице-президенты, члены правления избираются на ежегодном собрании членов-учредителей, которых насчитывается около 300 человек.

Чтобы содействовать деятельности Исследователей Библии в странах Британского Содружества, в 1914 году в Лондоне было основано Международное Общество Исследователей Библии. В настоящее время по всему миру более 100 законно зарегистрированных корпораций и обществ.

Словосочетание «сторожевая башня» встречается в Библии в книге Плач Иеремии (4:17), в которой говорится о приближении суда Божьего над грешниками. В книге пророка Иезекииля Бог называет этого пророка «стражем дому Израилеву», который призван слушать слово из уст Бога и вразумлять народ (Иез. 3:17). Пророк Аввакум говорит о себе самом: «…на стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне…» (2:1).

Название Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов свидетельствует, что Общество ставит своей главной целью издание Библий и публикацию литературы, посвящённой исполнению библейских пророчеств.

Первый президент Общества Ч.Т. Рассел занимал свой пост с 1884 по 1916 гг. Следующим президентом становится Джозеф Рутерфорд (1916-1942 гг. правления). Происходят следующие изменения: начинает выпускаться дополнительный к «Сторожевой башне» журнал «Золотой век» (ныне «Пробудитесь!»); широкое распространение получает свидетельство «от двери к двери» с переносными граммофонами и записями проповедей; с 1931 г. Общество приобретает название Свидетели Иеговы (название основывается на книге пророка Исаи 43:10-12); начинают широко использоваться радио трансляции библейских проповедей.

30-40-е гг. ознаменовались для Свидетелей Иеговы волной арестов по поводу их проповеднической деятельности. Тогда начинают проводиться судовые дела с целью охраны свободы совести, печати, собраний и вероисповедания, что сделало толчок к обеспечению гражданских демократических прав всех меньшинств в США.

В 1942 г. президентом становиться Натан Норр (1942-1977 гг. правления). Начинает реализовываться тщательно подготовленная программа обучения. В 1943 г. Была основана специальная школа для обучения миссионеров библейская школа Галаад Общества Сторожевой Башни. В это время насчитываеться около 110 зарегистрированных филиалов Общества. Одним из наиболее значимых организационных изменений, предпринятых Н.Норром, было расширение Управляющего органа в Бруклинском центре. В 1976 г. Административные обязанности были разделены и закреплены между комитетами. Была установлена организационная структура, существующая до сих пор.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.