Здавалка
Главная | Обратная связь

Армянская Апостольская Церковь



Армянская Апостольская церковь является одной из древнейших христианских Церквей. Христианство появилось в Армении во II-III вв., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией.

По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326), по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской, армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает "Сошел Единородный", то есть Иисус Христос.

До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.

Распространение христианства привело к оживлению духовной жизни армянского народа. Активно начали развиваться культура, литература, наука. Уже в 406 г. Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Можно считать, что появление письменности стало судьбоносным событием в дальнейшем духовном развитии армян, ведь уже через три десятилетия был осуществлен перевод Библии на армянский язык. Наряду с этим за короткий срок на армянский язык было переведено большое количество исторических, богословских и философских трудов.

Вместе с большим положительным влиянием на духовное развитие армянского народа, христианство, в то же время, привело к ухудшению отношений с языческими соседями. Армяне были вынуждены мужественно отстаивать свое право исповедования Христа. В 40-х гг. V столетия персидский царь направил в Армению послание с требованием отречься от христианства и принять зороастризм. В 440 году в Арташате был созван армянский Национально-церковный Собор, на котором армяне приняли решение не подчиняться требованиям персидского царя, и остались верны своему выбору. Это решение вызвало негодование персидского правителя, который начал войну против армян. Так, в мае 451 г. состоялась знаменитая Аварайская битва, которая стала первой в истории христианства войной за веру. Армяне, малочисленные, но сильные духом и своей верой, шли в бой под лозунгом "За Христа и за Родину". Противостояние армян и персов в этой войне длилось почти 30 лет и завершилось победой армян. Персы были вынуждены признать право армянского народа на исповедание христианства.

Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.

Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения, начиная с IX века, была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата – приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.

Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.)

Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин – Католикосат всех армян, основанный в 301 г. Здесь же с VII в. существуют два монастыря – Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо "белым" духовенством, либо принять монашество. Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США.

Армянская Апостольская Церковь издает журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. как продолжение журнала "Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г. "Эчмиадзин" является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел.

Численность армяно-григориан составляет 4,6 млн. чел. Они дисперсно расселены в различных регионах земного шара. Самая крупная группа армяно-григориан находится в Армении (2,6 млн., или 78% всего населения страны). Немало их в США (800 тыс.), Канаде (15 тыс.), Бразилии (15 тыс.), России (450 тыс.), Грузии (340 тыс.), Азербайджане (80 тыс.), на Украине (40 тыс.), в Туркмении (27 тыс.), Казахстане (10 тыс.), Франции (230 тыс.), Великобритании (20 тыс.), Германии (20 тыс.), Болгарии (20 тыс.), Румынии (12 тыс.), Иране (170 тыс.), Ливане (150 тыс.), Сирии (120 тыс.), Турции (45 тыс.), Ираке (20 тыс.), на Кипре (18 тыс.), в Индии (10 тыс.), Египте (13 тыс.), Австралии (12 тыс.) и многих других странах.

По этнической принадлежности подавляющее большинство армяно-григориан – армяне. Кроме них к этой деноминации принадлежит часть удин (проживающие в селе Нидж Куткашенского района на севере Азербайджана), небольшая группа азербайджанских татов (т.н. таты-армяне в селе Матраса Шемахинского района и в селе Кильвар Дивичинского района), а также цыгане боша, живущие в Армении и в Сирии и в сильной степени ассимилированные армянами.

На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви: Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская находятся на территории Армении и 3 епархии: Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.

Первая епархия Армянской Апостольской Церкви в России образовалась в начале XVIII века (1717) с епархиальным центром в г. Астрахани и называлась Астраханской епархией. В состав этой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи.

В 1809 г. на завоеванных Россией во время Русско-турецкой Балканской войны (1806-1812) территориях царским указом была основана армянская епархия Бессарабии с центром в г. Яссы. Согласно Бухарестскому мирному договору, подписанному 16 мая 1812 года, территория между реками Прут и Днестр вошла в состав Российской империи как Бессарабская губерния с центром в Кишиневе. Поскольку Яссы остались на территории Османской империи, новым епархиальным центром стал Кишинев.

В 1830 г. царским указом от 30 апреля была реорганизована Ново-Нахичеванская и Бессарабская епархия. От Астраханской епархии были отделены и присоединены к Бессарабской территории Дона, Крыма, Малороссии, Новороссии, Москвы и Санкт-Петербурга. Центром епархии первоначально оставался Кишинев. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен в Ново-Нахичеван.

В введении Астраханской епархии оставались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия.

Таким образом, в последнее столетие царской России на территории империи существовали две армянские епархии:

- Астраханская,

- Ново-Нахичеванская и Бессарабская.

 

После Октябрьской революции имели место некоторые административные изменения.

1. Поскольку Бессарабия отошла к Румынскому королевству, то армянские церкви Бессарабской губернии соединились с армянской епархией Румынии.

2. Ново-Нахичеванская епархия с центром в Ростове-на-Дону постепенно сузилась до территории Дона.

3. Средняя Азия отделилась от Астраханской епархии и присоединилась к Бакинскому престолу, в результате чего была образована епархия Бакинская и Туркестанская.

4. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал Армавир.

Таким образом в СССР до 1950-60-х годов существовали две армянские епархии:

- Ново-Нахичеванская епархия с центром в Ростове-на-Дону,

- Северо-Кавказская и Астраханская епархия с центром в Армавире.

В 1956 г. 5 мая в Москве вновь открылась кладбищенская церковь Св. Воскресения (Сурб Арутюн), которая стала действовать как отдельный приход (пасторство).

На Церковно-Национальном Соборе в 1962 г. в Св. Эчмиадзине армянские церкви России были представлены двумя отдельными делегациями:

1) Епархия Нового Нахичевана и Северного Кавказа,

2) Московский приход (пасторство).

В 1966 г., когда Москва стала новым епархиальным центром после объединения Нахичеванской и Северокавказской епархии с Московским пасторством, образовалась Ново-Нахичеванская и Российская епархия.

13 января 1997 г. патриаршим указом Ново-Нахичеванская и Российская епархия была преобразована в три епархии. К ним относятся следующие:

- Ново-Нахичеванская и Российская епархия с центром в г. Москве,

- епархия Юга России с центром в г. Краснодаре,

- епархия Украины с центром в г. Львове.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.