Здавалка
Главная | Обратная связь

История армянской церкви в Украине



 

В истории Украины армяне всегда играли большую роль на многих уровнях экономической и общественно-политической жизни. Культурное наследие Украины невозможно сегодня представить без того большого вклада, который сделали армянские деятели искусств – архитекторы, музыканты, художники, ученные и т. д. Хотя армяне никогда не отделяли себя от жизни страны, которая их приняла, но, одновременно с этим, они всегда жили, сберегая свои традиции и быт, родной язык и культуру. Одним из важных факторов сбережения национальной самобытности, а может, и главным, была тесная связь общества с Армянской церковью.

Только в 1991 г. в религиозной и социально-политической жизни армян Украины произошло значительное событие: согласно с указом Католикоса Всех Армян Вазгена «Про возобновление Украинской епархии Армянской Апостольской церкви» начались работы по возобновлению епархиальной структуры, а в ноябре того же года епархия Армянской церкви была зарегистрирована властями. Возглавил украинскую епархию преосвященный епископ Натан Оганесян.

Известно, что самыми давними армянскими колониями на территории Украины были колонии Крыма. Уже в Х-ХІІІ вв. армянские организации имели свои церковные наделы во главе с епископом, который подчинялся Верховному Патриарху-Католикосу Всех Армян. Престол Католикоса вследствие тяжелой политической ситуации в Армении в течении Х-ХIV веков постоянно мигрировал с места на место (Двин, Ахтамар, Кармир, Ванк, Цовк, Сие). Сложные взаимоотношения складывались между армянской и греко-византийской с одной стороны, и армянской и римо-католической церквами – с другой.

В домонгольский период прослеживается даже определенная вражда в отношении некоторых представителей киевской иерархии к армянам монофизитам. Корни этой вражды следует искать, в первую очередь, в конфликте Византийской церкви с Армянской. Однако за пределы церковной иерархии это не распространялось, поэтому конфессиональных и этнических конфликтов между русскими армянами не было. В некоторой мере можно даже говорить о незначительном влиянии Армянской церкви на Киевскую: введение церковной десятины, культов св. Григория Просветителя, восточные календарные системы и другие влияния.

Именно Киев был первой столицей армянских епископов. Со временем епархиальный армянский центр был перенесен в Луцк, а потом во Львов. Тут уже в 1364 г. был образован епархиальный центр всех армян Руси. В 1367 г. король Казимир Великий предоставил армянам право религиозного самоопределения: глава Украинской епархии Армянской Апостольской церкви назначался Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян и только потом утверждался королем. В 1363 г. во Львове начинается строительство армянского кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы, который стал главной святыней всех Армян Речи Посполитой. Собор сохранился и по сей день и по праву считается одним из самых старых и красивых памятников архитектуры в Украине.

Основная полоса армянских поселений в Украине находилась в пределах бывшего Галицко-Волынского государства. Об армянских общинах восточной части Украины известно мало, не считая Киева. Существуют данные о существовании в те времена армянских колоний в Каневе, Черкассах, Житомире, многих селах Киева. В церковном отношении они, очевидно, подчинялись юрисдикции киевского, а со временем – львовского епископа. Когда после Переяславской Рады в 1654 г. Правобережная Украина была присоединена к Москве, армяне в 1660 г. были выгнаны из Киева согласно указу московского царя «за поддержку украинского гетмана Ивана Выговского» На этом и закончилась церковная жизнь армян в Киеве. После трех разделов Речи Посполитой украинские земли были разделены между разными государствами: большая их часть оказалась под властью России.

Западные территории становятся владениями Австрии, но львовский архиепископ сохраняет юрисдикцию над всеми армянскими церквами бывшей Речи Посполитой.

В 1921 г. советская власть издала закон, где согласно конституции, всем нациям и народностям были даны равные права. В Крыму в тот период насчитывалось 70 наций и народностей, среди них армян было 1,67%. После освобождения Крыма от немецкой оккупации советское правительство 18 мая 1944 г. выселило с полуострова сначала татар, а 24 июня 1944г. – болгар, греков и армян. Таким образом, после войны на территории Крыма не осталось ни одной действующей церкви.

С распадом Советского Союза в Украине начали возрождаться армянские церкви. Уже в 1991 г. во Львове, как и в других местах Украины, были официально зарегистрированы армянские религиозные общества, и в том же году украинская епархия Армянской апостольской церкви получила официальное государственное утверждение. А в январе 1997 г. епархии Армянской Апостольской церкви было дано и каноническое определение. Главой епархии был назначен епископ Натан. В феврале 2001 г. в епархиальном руководстве произошли изменения: владыка Натан был назначен патриаршим экзархом и главой Армянской церкви Великобритании, украинскую епархию Армянской апостольской церкви возглавил архиепископ Григорий.

Сегодня в Украине действует 12 зарегистрованых религиозных общин Армянской апостольской церкви: во Львове, Днепропетровске, Донецке, Киеве, Макеевке, Одессе, Харькове, Крыму.

Епархиальным центром армян Украины является город Львов. Возобновлена епархиальная структура Армянской церкви в Украине. Епархия финансово и материально автономна от Ечмиадзина. Высший законодательный орган – епархиальный собор, который собирается в среднем раз в год или по необходимости. В соборе берут участие как священники, так и миряне, причем присутствуют делегаты всех без исключения армянских обществ Украины, а не только религиозных. Епархиальному собору подчиняются епархиальный совет и ревизионная комиссия, которая отчитывается перед собором. При каждой общине действуют воскресные школы, где, кроме катехизиса, дети изучают родной язык и историю. Сейчас Армянской апостольской церкви переданы церковь св. Саркиса, где находится могила И. Айвазовского, и св. Архангелов в Феодосии, церковь св. Николая в Евпатории. Кроме этого, построена армянская церковь св, Григория Просветителя в Одессе, где находится одна из наиболее сильных общин в Украине, в 1999 г. – церковь Сурб-Хач в Макеевке. Сейчас ведется строительство нового храма в Харькове.

Армяне в Украине и сейчас живут несколько отделенной в культурном в религиозном отношении жизнью. Армяне в Украине имеют богатое, разнообразное историческое наследие, использование которого может создать базу для современного укрепления и будущего процветания армянской диаспоры на наших землях, что возможно только при условии сохранения и изучения своей истории, культуры, своих корней. Армяне на наших землях имеют то, чем могут гордиться. Во Львове есть целые комплексы, связанные с армянами, на базе которых можно проводить интересные экскурсии: замечательный комплекс Армянского кафедрального собора, улицы, площадь, рынок, где практически все дома когда то принадлежали богатым армянским семьям, например, дворец Любомирских, аптека, где И. Лукасевич изобрел керосин и сделал первую в мире газовую лампу, Доминиканский собор, построенный армянином Яном дэ Ввиттэ и т. д.

В 30-х гг. XX вв. во Львове начал формироваться Армянский музей, работа над которым была остановлена из-за второй мировой войны. После войны коллекция музея была расформирована по нескольким музеям Львова.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.