Здавалка
Главная | Обратная связь

Вероучение иудаизма



Иудаизм – первая в мире последовательная монотеистическая религия. Основу вероучения иудаизма составляет вера в единого Бога Яхве (согласно иудаизму, произносить это имя нельзя, поэтому его заменяют на Адонай – Господь). В сжатой форме идея монотеизма выражена в сакральной формуле «Шма…» («Слушай…»): «Шма Йисроэйл Адэйной элэйгэйну Адэйной эход» (Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь один!»)

Согласно вероучению иудаизма Бог предстаёт как некая духовная сущность, которая абсолютно отлична от материального мира. К Нему не применимы никакие материальные, физические категории. Иудаизм запрещает какое бы то ни было изображение Бога.

Он – создатель этого мира. Весь мир абсолютно подвластен Богу.

Бог бестелесен, всемогущ, всевидящ.

Бог предстаёт как Личность, с которой возможно общение.

Бог является Творцом всего сущего, в том числе и человека, которого Он создал по Своему образу и подобию.

От человека Бог требует абсолютного послушания Своей воле, человек должен стремиться к Богу. Это осуществляется путём исполнения человеком Божественных указаний.

Следующий постулат веры иудаизма – это избранность еврейского народа из среды других народов. Бог заключил с народом Израиля особый Завет. Смысл избранности в том, что евреи были призваны донести до всех людей, до всех народов идею единобожия, передать народам знание о Едином Боге.

Условиями Завета были: со стороны Бога – обетование благословения всему потомству Авраама и предоставление им в вечное пользование Обетованной земли Израиля. Со стороны евреев требовалось соблюдение всех заповедей, которые были дарованы еврейскому народу. Эти заповеди изложены в Торе. В Торе сказано: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путями Господа, творя добро и справедливость» (Брейшит, 18:19).

Огромное значение для каждого верующего иудея имеет осознание своей связи с Землёй Израиля. В Торе сказано, что дарование евреям Земли Израиля (т.н. «Обетованной земли») было основным условием Завета между Богом и евреями: «И установлю союз между Мною и тобою и потомством твоим после тебя, союз вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Ханаанскую во владение вечное» (Брейшит, 17:7-8). Со времен диаспоры возвращение евреев на Святую Землю превратилось в одну из заповедей, обязательную для исполнения. По верованиям иудеев Земля Израиля является самым чистым, самым возвышенным местом на земле, а на самой земле Израиля таким местом является Храмовая гора (гора Мория). По преданию именно на этой горе произошло сотворение первого человека Адама, на этой горе Авраам приносил в жертву своего сына Исаака, на этой горе был построен Иерусалимский Храм.

Появление в 1948 году государства Израиль воспринималось многими евреями как начало мессианской эры.

Вера в приход Мессии (Машиаха) – один из краеугольных камней иудейской веры. Ортодоксальный иудаизм рассматривает Машиаха как избранного Богом человека, «помазанного на царство», призванного освободить народ Израиля, собрать его на Святой земле. С приходом Мессии на всей земле наступит царство справедливости, морального порядка, гармонического существования человека с другими людьми и с окружающим миром. К царству Мессии относятся знаменитые слова пророка Исаии: «И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить стезями Его. Ибо от Сиона выйдет Закон и слово Бога из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаия 2:3-4).

Основа иудейской религии, иудаизма, как культурного явления является Тора (евреев недаром называют «народом книги»). Тора (иначе Пятикнижие Моисеево) – первые пять, обладающие наибольшим значением, книги Танаха (по христианской традиции Ветхого Завета).

Первая книга Моисеева – Брейшит (в христианской традиции Бытие) повествует о сотворении мира Богом, о создании всего живого на земле, о сотворении человека. Также повествуется об истории родоначальников еврейского народа – патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и его двенадцати сыновьях. Особое место в повествовательном комплексе книги Брейшит занимает история об Иосифе (одном из сыновей Иакова) и переселении евреев в Египет.

Вторая книга Моисеева – Шмот (в христианской традиции Исход) рассказывает об исходе из Египта, о деятельности выдающегося вождя евреев Моисее (Моше). В книге Шмот рассказывается о наиболее значимом событии еврейской истории – получении еврейским народом Закона Божьего у горы Синай.

Книга Левит – это изложение собственно Закона.

В книге Числа, помимо изложения Закона рассказывается о действиях народа Израиля накануне вторжения в Ханаан, а также о скитаниях в течение 40 лет по пустыне.

Помимо Торы в Танах входят также:

Писания (Кетубим):

А) псалмы, притчи Соломона и книга Иова;

Б) Песнь Песней, книга Руфь, Плач Иеремии,Экклезиаст, книга Эсфирь;

В) Книги Ездры, Даниила, Неемии, Паралепоменон.

Пророки (Небиим):

А) Небиим ришоним (великие пророки): книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 книги Царств;

Б) Небиим ахароним (поздние пророки): Исаия, Иеремия, Иезекииль, 12 «малых» пророков

Помимо Торы (Письменной) огромное значение для верующих иудеев играет также т.н. Устная Тора или Талмуд – свод иудейского устного учения. Талмуд создавался на протяжении второй половины I тысячелетия до н.э. и в первой половине I тысячелетия н.э. иудейскими законоучителями (таннаями).

Наиболее ранней частью Талмуда является Мишна («Изложение»). Мишна была составлена в 210 г. н.э. Иегудой га Наси. Мишна состоит из шести разделов («седеров»), которые в общей сложности объединяют 63 трактата («массехет»).

Трактаты первого раздела («Зераим» или «Семена») регулируют вопросы, связанные с земледелием, сельским хозяйством. Этот раздел состоит из 11 трактатов

Второй раздел – «Моэд» («Праздники») состоит из 12 трактатов и регулирует правила, связанные с проведением религиозных праздников.

Третий раздел – «Нашим» («Женщины») излагает правила семейно-брачных отношений. Он состоит из 7 трактатов.

Четвёртый раздел – «Незикин» («Ущерб»), состоящий из 10 трактатов, регулирует нормы гражданского и уголовного права.

Пятый раздел – «Кодашим» («Святыни») регулирует правила совершения жертвоприношений. Он состоит из 11 трактатов.

Последний, шестой, раздел посвящён проблемам ритуальной чистоты. Этот трактат называется «Тохорот» («Очищение») и состоит из 12 трактатов.

К Мишне примыкает Гемара («Завершение») – комментарий к Мишне (но не ко всем параграфам).

Также в Талмуд входит т.н. Аггада – свод притч, рассказов, легенд разъясняющих, дополняющих различные фрагменты Торы.

Значительное место в литературной религиозной традиции иудаизма играют т.н. мидраши («толкования») – богословские комментарии на отдельные книги и фрагменты Торы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.