Здавалка
Главная | Обратная связь

Ритуальная практика иудаизма



По вероучению иудаизма, данные Богом заповеди охватывают фактически все сферы жизнедеятельности человека. Все эти заповеди объединены общим названием Галаха. Галаха – это и есть система еврейских законов, регулирующих нормы, правила того, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Галаха – это прежде всего практика, а не теоретические измышления. Галаха составляет существенную часть Талмуда. Основанная на вере во Всевышнего, Галаха разрешает вопросы, связанные с поступками людей. Галаха рассматривает все аспекты жизни людей. Кроме собственно религиозной практики, это ещё и нормы морали, гражданский, уголовный кодексы, правила семейно-брачных отношений. В принципе, одна из особенностей иудаизма в том, что в нём получают религиозную санкцию сферы жизни, далёкие от собственно религии.

Иудаизм – это не только вера, а ещё и действие. Суть иудейской веры в практическом осуществлении заповедей, данных Богом.

Для верующего иудея выполнение заповедей – долг, ибо они отражают волю Бога.

Цель выполнения заповедей по вероучению иудаизма – освящение. («Святы будьте, ибо свят Я, Всевышний, Бог ваш» (Вайикра 19:2)). Выполняя заповеди верующий освящает свою жизнь, приближается к Богу через исполнение Его указаний.

Иудаизм заботится о:

1) святости личности (это законы касающиеся кашрута, общественных, профессиональных, семейных отношений, одежды, этикета, гигиены, здоровья и т.п.);

2) святости времени (законы о субботе и праздниках);

3) святости места (законы о Храме, синагоге, иешиве).

 

***

После разрушения Иерусалимского Храма центром духовной жизни евреев становится синагога. Слово «синагога» является греческим переводом слова «Бейт кнессет», в переводе «Дом собрания». Синагога – помещение, предназначенное для общественной молитвы. Кроме того, синагога – это место, где евреи собираются для изучения Торы, решения вопросов, связанных с делами общины. Каждая синагога – автономное образование. При всём разнообразии архитектурных особенностей, каждая синагога обязательно оснащена рядом атрибутов.

К обязательному оборудованию синагоги относятся:

Арон Кодеш – шкаф, где хранятся свитки Торы. Арон Кодеш располагается у стены, обращённой в сторону Израиля. Арон Кодеш прикрывается занавесом, который называется парохет.

Перед Арон Кодеш вешают специальную лампаду, в которой постоянно должен гореть огонь. Этот огонь называется нер-тамид.

Бима – специальное возвышение перед Арон Кодеш. На биме располагается стол, на который кладут свиток Торы.

Каждая ортодоксальная синагога оборудована специальным помещением, молитвенным залом для женщин. Оно называется эзрат-нашим .

Руководителем каждой конкретной общины является раввин. Раввин – это религиозный лидер общины. Раввин обязательно должен обладать глубокими познаниями еврейского Закона, т.к. в его обязанности входит разрешение галахических споров.

Руководителем общественной молитвы в синагоге является хазан (шлиях цибур – «посланник общины»). В больших синагогах, как правило, имеются постоянные хазаны, но обычно хазаном назначается кто-либо из постоянных членов общины. Хазан должен отвечать определённым требованиям: он должен быть человеком верующим, соблюдающим Закон, скромным, уважаемым. Должен обладать хорошим голосом, быть образованным, активным членом общины.

Административные функции в синагоге выполняет габай.

Также в число персонала синагоги входит шамаш – служка. Он наблюдает за чистотой, порядком. Нередко функции шамаша исполняет хазан.

Синагога является местом, где совершается общественная молитва. Общественная молитва – это молитва, в которой принимают участие не менее 10-ти мужчин старше 13-ти лет. Такое собрание называется миньян.

Молитва после разрушения Иерусалимского Храма заменила евреям жертвоприношение.

Существует ряд обязательных молитв.

Шахарит – утренняя молитва. Она заменила утреннее жертвоприношение. Её произносят сразу же после пробуждения. Крайний срок произнесения этой молитвы – конец первой четверти дня.

Шмонэ-эсрэ (или Амида) – молитва, произносимая стоя. Состоит из 19 благословений.

Минха – послеполуденная молитва.

Маарив – вечерняя молитва.

 

Освящение времени связано с заповедями о субботе и праздниках.

 

Суббота (Шабат) занимает совершенно особое место в системе иудейского образа жизни. В Торе сказано, что Бог, сотворив за шесть дней мир, на седьмой (в субботу) «…пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его» (Шмот, 20:11). По традиции этот день есть напоминание о двух вещах:

1. о сотворении мира, о том, что весь мир подвластен Богу;

2. об исходе из Египта. Шабат рассматривается как освобождение не только из физического плена, но и обретение свободы в духовном смысле, освобождение от мирских забот и духовное самосовершенствование.

Шабат, как и любой день по еврейскому календарю, начинается с вечера предшествующего дня. Встреча Субботы начинается с зажигания свечей (за 18 минут до захода солнца; традиционно этот ритуал совершает замужняя женщина). При этом произносится благословение.

Вечером в пятницу в синагоге проходит торжественное богослужение (кабалат шабат – «встреча субботы»).

Встрече Субботы сопутствует особая торжественная трапеза: обязательным условием является наличие на столе халы (их должно быть две – они символизируют двойную порцию манны небесной, которую евреи собирали в пустыне после исхода из Египта накануне наступления Субботы) – специального плетёного хлеба. Во время трапезы совершается обряд Кидуш – освящение Субботы.

Утром в Шабат в синагоге совершается особо торжественное и длительное богослужение. В этот день читают особую молитву – Мусаф.

Завершение Шабата знаменует обряд Гавдала («отделение», «разделение»).

С Шабатом связан ряд запретов. Прежде всего – запрет совершать в этот день работу: «не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя» (Шмот 20:10), «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай» (Шмот, 23:12). Существует разработанный список того, что нельзя делать в Субботу. Например: варить, выпекать и замешивать тесто; стирать; вязать, вышивать; строить, чинить; рисовать, чертить, писать; зажигать и тушить огонь и т.п.

Вместе с тем, крайняя необходимость позволяет нарушить запрет: опасность, грозящая человеку (болезнь, например), исполнение врачебного долга.

Суббота должна быть посвящена Богу, поэтому одним из основных занятий в Шабат является изучение Торы: «Суббота и праздники даны народу Израиля только для того, чтобы он имел возможность учить Тору».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.