Здавалка
Главная | Обратная связь

Иудейские праздники



В иудейском календаре существуют особые дни – праздники в память о важнейших событиях еврейской истории. Эти праздники называются моадим. К ним относятся: Песах, Шавуот и Суккот.

В эти праздники евреи должны были совершать паломничество в Иерусалим и приносить пожертвования в Храм.

Праздник Песах посвящён исходу евреев из Египта, освобождению из двухсотлетнего египетского рабства. Обычно Песах приходится на апрель (по иудейскому календарю 15-22 Нисана). Песах продолжается восемь дней.

Особым правилом Песаха является запрет употреблять в пищу квасной хлеб (т.н. хамец). Вместо квасного хлеба положено употреблять пресный – мацу. Маца символизирует пресные лепёшки, которые евреи употребляли в пищу во время странствия по пустыне после Исхода из Египта. В первые два дня праздника проводится особая, имеющая специальный распорядок, трапеза – Седер. Обязательными составляющими этой трапезы являются: маца, растертый хрен (марор; символизирующий горькую участь евреев в Египте), отварной картофель (карпас; символизирующий возрождающуюся жизнь), смесь протёртых яблок с орехами (харосет; символизирующий глину, из которой евреи лепили кирпичи на стройках фараона), крутое яйцо, небольшой кусок мяса с косточкой (два последних символизируют обычную и праздничную жертвы), вино (во время седера положено выпить четыре бокала вина).

Со второго дня Песаха начинается т.н. сфират га омер (счёт омера), призванный показать связь Песаха с праздником Шавуот.

Праздник Шавуот (иначе – зман матан торатейну – праздник дарования Торы) посвящен главному событию еврейской истории – дарованию Богом народу Израиля Торы (Закона). Шавуот отмечают спустя семь недель после второго дня Песаха (т.е. после завершения счёта омера).

Кроме праздников Песах и Шавуот к моадим относится также праздник Суккот. Название праздника происходит от слова сукка – шалаш, хижина, т.е. те постройки, в которых жили евреи во время скитаний по пустыне. Праздник Суккот является напоминанием о тех днях. С этим праздником связана традиция сооружения подобных шалашей, в которых положено проводить большую часть времени.

Также с праздником Суккот связана традиция благословения растений: пальмовой ветви (лулав), трёх веток миртового дерева (гадасим), двух веток ивы (аравот) и цитрусового плода (этрог). Суккот в диаспоре (как и Песах) празднуется восемь дней.

На последний день Суккот приходится праздник Симхат Тора (Радость Торы) – в этот день завершается годовой цикл чтения Торы.

 

В иудаизме также существуют праздники, которые связаны послебиблейским периодом еврейской истории. Это праздники Ханука, Пурим, а также день поста Девятое Ава.

Ханука – праздник, установленный в честь освящения Второго Храма (165 г. до н.э.) после того, как он был осквернён во время правления Антиоха Эпифана. праздник этот – напоминание о восстании Маккавеев, под предводительством которых чужеземное иго было сброшено, и Иудея обрела независимость. Для повторного освящения Храма требовалось неосквернённое масло. Нашёлся только небольшой кувшин, которого не могло хватить надолго. Однако, предание говорит о том, что этого масла хватило на восемь дней, пока не было приготовлено новое масло. В память об этом событии на Хануку принято зажигать светильник (ханукию) с восемью свечами (в каждый день по одной свече).

Пурим – праздник, установленный в честь спасения евреев, живших в Персидской империи, от смерти в 450 г. до н.э. Пурим – самый весёлый праздник иудейского литургического года. В Пурим устраиваются представления (пуримшпили), в которых разыгрываются сценки, связанные с тематикой праздника.

Пост Девятого Ава – установлен в память трагических событий еврейской истории, происходивших в этот день в разные годы: были разрушены Первый и Второй Храмы, завершено разгромом восстание Бар Кохбы, евреи изгнаны из Испании (1492 г.) и др. В этот день запрещено принимать пищу, работать.

Также в иудейском календаре существуют дни малых постов: 10 тевета – осада Иерусалима вавилонянами; 13 адара – пост накануне Пурима; 17 таммуза – захват Иерусалима вавилонянами; 3 тишри – убийство правителя Иудеи Гедальи Бен Акихама (назначен Навуходоносором), после чего евреи были изгнаны из страны.

Другие праздники.

Рош Гашана (Начало года; первое тишри) – еврейский Новый Год – день сотворения первого человека. Празднуется в сентябре. В этот день традиционно принято трубить в специальный рог (шофар).

Йом Кипур – День искупления, празднуется через десять дней после Рош Гашана. Период между Рош Гашана и Йом Кипур называется десятью днями покаяния. Это период самоанализа и покаяния. Считается, что в Йом Кипур Бог пишет судьбу человека на последующий год.

 

 

Cвятость личности достигается путём исполнения заповедей, связанных с этическими нормами, вопросами семейных отношений, питания, одежды и т.п. Заповедей этого направления очень много.

Иудаизм придаёт большое значение заповедям, связанным с напоминанием о Завете, заключённом с народом Израиля. Это заповеди, касающиеся тфилин, мезузы и цицит.

Тфилин – две специальные коробочки с прикреплёнными к ним ремешками, в которые положены свитки пергамента на которых написаны несколько отрывков из Торы: «Посвяти Мне каждого первенца…» (Шмот 13:1-10), «И будет, когда Всевышний приведёт тебя в землю Ханаанскую…» (Шмот 13:11-16), «Слушай, Израиль…» (Дварим 6:4-9), «И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я дал вам сегодня…» (Дварим 11:13-21). Один из тфилинов надевается на голову, а другой прикрепляется к руке на уровне сердца (правши на левой, левши на правой руке). Возложение тфилин – каждодневная (кроме Субботы и праздников) обязанность мужчин старше 13-ти лет.

Мезуза – небольшой кусок пергамента, вкладываемый (но это не обязательно) в небольшую коробочку. На пергаменте начертаны слова из Торы: «Слушай, Израиль…», «И будет так, если послушаетесь Моих повелений…» (Дварим 6:4-9, 11:13-21). Эти коробочки прикрепляются к косяку двери, ведущей в жилые помещения (входная дверь, двери в жилые комнаты).

Цицит – кисточки на краях одежды. Ношение цицит связано с заповедью : «…скажи им, чтобы они делали себе кисти (цицит) на углах одежды…» (Бемидбар 15:37-38). Для соблюдения этой заповеди верующие евреи носят талес (талит катан) – четырёхугольный плащ, носимый под одеждой, к краям которых прикрепляются цицит. Кроме того, существует Талит гадоль – большой талес, накидываемый на голову и плечи во время молитвы.

Заповеди, связанные с этико-моральными нормами, в первую очередь, акцентируют внимание на таких категориях, как доброта, милосердие, долг, справедливость. Все их объединяет (как и вообще все заповеди) то, что они получили религиозную санкцию.

Религиозной нормой является проявление доброты, человечности к ближнему, предоставление нуждающимся крова и пищи, оказание денежной помощи и т.д., а также оказание помощи в случае грозящей опасности. Иудаизм негативно относится к таким проявлениям человеческой природы, как празднословие, клевета, обман, сплетничество, злословие, месть.

Иудаизм требует от своих последователей проявления милосердия. Тора призывает оказывать материальную помощь как еврею так и представителю любой другой национальности. Заповедь милосердия выражена термином цдака. В Торе написано: «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руку свою перед нуждающимся братом твоим» (Дварим 25:35).

Религиозную санкцию получила и справедливость. Тора призывает относиться к другим объективно, беспристрастно, исключительно по делам, а не основываться на мнениях. Долг человека направить на истинный путь сбившегося человека. Особо запрещается проявление несправедливости относительно евреев со стороны других евреев. Тора осуждает самосуд, но приветствует защиту себя и своих близких в случае опасности.

В целом все морально-этические заповеди иудаизма базируются на словах: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Тегилим 34:15).

Комплекс заповедей, связанных с дозволенной и недозволенной пищей получил название кашрут. Само слово «кашер», переводящееся как «правильное», «подходящее», также применяется к любой вещи, соответствующей нормам иудаизма. «Чистые» и «нечистые» животные (т.е. те, которых можно и нельзя употреблять в пищу) называются, соответственно, «тагор» и «таме» (также некашерная пища называется «треф», «шекец», «тоэйва»). Такое разделение не связано с физическими нормамами, а скорее с духовным состоянием. Главное, что заставляет верующего иудея соблюдать законы кашрута, это их санкция Богом.

К числу кашерных животных – млекопитающих, мясо которых разрешено употреблять в пищу, относятся те, которые имеют раздвоенное копыто и жуют жвачку. Некашерные животные, это те, которые либо не имеют этих признаков, либо имеют один из них (лошадь, верблюд, свинья и т.п.).

Разрешено употреблять в пищу только ту рыбу, которая имеет плавники и чешую. Также запрещено употреблять икру некашерных рыб.

В Торе упоминается 24 вида запрещённых к употреблению птиц. Это прежде всего птицы, которые питаются падалью, или хищники. Иудаизм разрешает употреблять мясо кур, гусей, уток, индюков, голубей.

Запрещены все виды пресмыкающихся и земноводных.

Иудаизм запрещает употреблять в пищу мясо животных, умерших естественной смертью.

Кашерная пища та, которая специальным образом разделана (такой способ называется шхита). Непременным требованием кашерной пищи является отсутствие крови. Человек, профессионально занимающийся кашерным разделыванием животного, называется шохет.

Также к заповедям кашрута относится запрет смешения мясной и молочной пищи. Мясное и молочное нельзя готовить в одной и той же посуде. После принятия мясной пищи должно пройти от 3 до 6 часов, прежде чем станет можно есть молочную пищу. Если наоборот, то запрет не распространяется.

Заповеди, касающиеся семейно-брачных отношений, регулируют правила поведения между супругами, и их детьми, а также родственниками и т.д.

Иудаизм определяет базовые принципы построения семейных отношений, а также регулирует малейшие её проявления. К базовым принципам относятся:

1. уважение индивидуальности каждого члена семьи;

2. признание и уважение прав всех членов семьи;

3. сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере.

Всё это должно способствовать налаживанию гармоничных и мирных отношений в семье.

Главная цель супружества – произведение потомства (выполнение заповеди плодиться и размножаться). Вступление в брак – обязанность каждого человека («человек, отказывающийся от брака, лишён благословения, святости, мира и покоя»). В иудаизме секс не трактуется как нечто низменное, постыдное. В еврейской семье не должно быть ссор, подозрительности, оскорблений, обид и т.п.

Иудаизм подчёркивает необходимость бережного отношения к родителям (заповедь «уважай отца своего и мать свою»).

Обязанность родителей – не только дать своим детям всестороннее образование, но и подготовить их к жизненному пути. Прежде всего, это воспитание детей в духе иудаизма, научить детей искренне, сознательно соблюдать заповеди, изучать Тору, Талмуд, воспитать любовь к своему народу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.