Здавалка
Главная | Обратная связь

Список иудейских общин Донецкой области



 

месторасположение председатель адрес Телефон
Донецк Иегуда-Ури Келерман 83086, ул. Октябрьская, 36 (062)3343997
Мариуполь Гольдин Михоэл 87500, ул. Харлампиевская,6
Макеевка Кац Александр Сергеевич 86101, ул. Кирова, 57-16. (06232)94070
Горловка Браславский Эдуард Ильич 84646, пл. Ленина, 3 (06242)21794
Славянск Ледняк Владлен Самуилович 84112, ул.Чубаря,10-85. (06262)28237
Артёмовск Кричевский Илья Михайлович 84500, ул. Петровского, 135-19. (06274)63732
Красноармейск Зак Арон Лазаревич 85301, ул. Степана Томанова, 10-19 (0623)528940
Краматорск Матвеев Эдуард Григорьевич Ул.Шкадинова, 60 (06264)31905
Константиновка Козлов Борис Моисеевич 85114, ул. Горького, 18-7 (06272)45157
Харцызск Вайнштейн Семён Моисеевич 86700, м-н Юбилейный, 3-23 (06257)42185
Торез Горбач Григорий Меерович 86600. пр. Гагарина, 14-8 (06254)34439
Шахтёрск Зар Раиса Анатольевна 86200, ул. 8-й мр-йон,17-75 (06255)43799
Енакиево Хайкин Михаил Соломонович 86429, ул. Передовиков, 5-12 (06252)51332
Дружковка Толстошеева Кира Зиновьевна 84205, ул. Вавилова. 20. (06267)44289
Дзержинск Якушин Дан ул. Маяковского, 1-84 (06247) 40386

 

Периодические издания Донецкой областной иудейской общины

Название Главный редактор Адрес редакции Тираж
Наша жизнь в диаспоре и дома Яков Вирин 83086, Донецк-86, ул. Октябрьская, 36. (062) 3813599, (0622) 554376, 3357725 e-mail ourlife@jewpress.donetsk.ua 5500 экз.
Барух Ашем Т.с Т.с Т.с

 

 

ИСЛАМ

Карпекина Г.В.

 

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСЛАМА

 

Ислам – одна из мировых религий. Её название происходит от арабского ал-ислам (покорность, повиновение).

Ислам возник среди арабов Хиджаза, северо-западной области Аравийского полуострова, в начале VII века. На рубеже VI-VII веков большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которых называли арабами (араб, урб – пустыня). Позже это название распространилось и на оседлое население в тех странах, жители которых приняли ислам и постепенно перешли на арабский язык.

Доисламские арабы в большинстве своём были язычниками, многобожниками. Их религиозные представления можно назвать племенным генотеизмом. У каждого племени было своё божество, каменные или деревянные идолы, свои культы. Эти божества, племенные покровители, соперничали и враждовали между собой, как и племена, которые им поклонялись

На рубеже VI-VII веков Аравия переживала политический, социальный, идеологический кризис. Не было общепризнанного аравийского политического центра, войны, которые вели племена, разоряли хозяйство. Разлагался родовой строй кочевников, обострялись социальные противоречия, особенно среди городского населения. Дополнительным фактором, усиливавшим кризис, были обособленные племенные культы и верования. Необходимо было разрешить сложившуюся ситуацию, выработать новые идеи, которые смогли бы объединить племена, способствовать созданию централизованного государства. Наиболее действенной могла стать идеология, основанная на новой религии. Такой религией стал ислам.

Основателем новой религии был Мохаммад. Родился Мохаммад в Мекке в племени Хашим из рода Курайшитов в 570 году. Отец пророка умер ещё до его рождения, вскоре после рождения Мохаммада умерла и его мать. Мальчика взял к себе дядя Абу-Талиб. Когда ребёнок подрос, дядя стал приобщать его к торговому делу. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Мохаммад встречался и беседовал с представителями христианства и иудаизма. Когда посланнику Аллаха исполнилось 25 лет, он поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа, начал самостоятельно водить караваны с товаром и вскоре женился на ней. От этого брака у Мохаммада родилась дочь Фатима, чьи дети считаются законными правопреемниками Пророка. После смерти Хадиджи у Мохаммада было ещё одиннадцать жен. Вскоре после заключения брака началось ниспослание Мохаммаду Корана.

Первыми последователями пророка стали Хадиджа и её двоюродный брат Али бен Талиб. Вскоре в число новообращенных вошли мекканские купцы Абу Бекр и Омар из рода Курайшитов, а также Усман, принадлежавший к роду Омейядов. Представители рода Омейядов находились у власти в Мекке и были серьёзно обеспокоены распространением нового учения и увеличением влияния Мохаммада и его ближайших сподвижников, что могло вызвать передел сфер влияния и смену правящей верхушки, поэтому в скором времени на мусульман начинаются гонения. Мохаммаду удается достигнуть договоренности с жителями соседнего города Йасриба и его сторонники начинают активное переселение. В это же время Курайшиты изгоняют Мохаммада из своего рода, затем умерла Хадиджа и почти сразу после этого – дядя Абу-Талиб. В сентябре 622 г. Пророк переселяется в Йасриб, который позже был переименован в Медину (от арабского мадинат ан-наби – город Пророка). Данное событие носит название хиджры (переселение). После смерти Мохаммада, при халифе Османе, хиджра стала начальной датой мусульманского летоисчисления. Год делился на 12 лунных месяцев.

Однако, после переселения Мохаммада и его общины в Йасриб противостояние с мекканцами не прекратилось. Между ними постоянно возникали военные конфликты. В битве при Бадре (624 г.) войско Мохаммада разгромило противника, после чего влияние мусульман стало быстро распространяться. Были покорены многие племена северной Аравии, у Мохаммада становилось всё больше союзников. В 630 г. покорилась Мекка. Мохаммад совершил паломничество (хадж) в Мекку, где поклонился святилищу Кааба и очистил его от идолов. Так было основано новое, исламское, государство, священным центром которого стала Мекка. Сам Пророк не имел какого-либо официального статуса, однако вся религиозная и политическая власть сконцентрировалась в руках Мохаммада и его ближайших сподвижников. Мохаммад стал не только духовным главой религиозной общины, имамом, но и правителем, судьёй и военачальником, вождём – саййидом -, но не одного племени, а всей мусульманской общины. Началось интенсивное объединение аравийских племён вокруг молодого исламского государства. Именно с этого времени всё чаще используется термин «араб» в качестве самоназвания племён, принявших ислам.

После смерти Мохаммада в 632 г., власть перешла к халифам, преемникам Пророка. Первых четырех халифов называют «праведными». Это ближайшие сподвижники Пророка: Абу Бакр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656) и Али бен Али Талиб (656-661). Само мусульманское государство называлось арабский халифат.

Укоренившись в Аравии, ислам стал распространяться за пределы полуострова. После арабских завоеваний новая религия стала известна среди многих народов Азии, Африки, Европы. Быстрое распространение ислама было связано прежде всего с завоевательными войнами арабов в Западной Азии и Северной Африке. В начале VII в. Арабский халифат занял огромную территорию от Испании и Марокко на западе до средней Азии и Индии на востоке. В некоторые страны ислам проник мирным путем, благодаря влиянию высокоразвитой культуры позднего арабского средневековья, впитавшей в себя достижения античной, византийской, древнеиранской цивилизаций, а также через торговые связи. Мусульманские проповедники, путешественники, купцы занесли вероучение Мохаммада в Китай, Индокитай, Индонезию, африканские страны южнее Сахары.

Однако новая религия не долго была единой. Деление ислама на различные течения началось ещё в во второй половине VII в. Уже при третьем преемнике Мохаммад – халифе Османе (644-656) вспыхнула первая междоусобная война. Ситуация ещё более усугубилась при четвертом халифе – Али (656-661). Против него выступил влиятельный наместник Сирии Муавийя. Сторонники Али потерпели поражение. Его последователи получили название «ши’а» (арабск. «группа приверженцев», «сторонники»), а последующее направление в исламе – шиизм. Остальные мусульмане стали именовать себя суннитами (от арабск. «сунна» - «обычай», «пример»). Впоследствии суннизм также претерпевал деления, в результате которых формировались различные мазхабы – религиозно-правовые школы ислама. В современном мире существует четыре основных, признанных мазхаба (шафииты, ханифиты, ханбалиты и маликиты), однако на различных этапах развития ислама их количество изменялось.

Священными книгами ислама являются Коран (от арабского «кур’ан» - «чтение») и Сунна Пророка. Сам Мохаммад считал, что ниспосланный ему Коран – это прямое откровение Аллаха, данное из той книги, которая имеется только у Бога. В ней по преданию изложены все события прошлого и будущего. Коран состоит из сур (глав), а суры из аятов (стихов). Сунна (полное название «суннат рассул аллах» - Сунна посланника Аллаха) – образ жизни Пророка, т. е. его высказывания, действия или молчаливое одобрение им чего-либо.

Ислам имеет довольно простую догматику («иман»), которая базируется на семи основных принципах:

1) вера в единого бога Аллаха;

2) вера в ангелов;

3) вера во все книги божьи (к ним относится не только Коран, но и священные книги иудеев и христиан, поскольку в этих религиях они также имеют статус божественного откровения);

4) вера во всех посланников бога (в том числе и иудейских и христианских пророков, включая Иисуса Христа, который также считается пророком);

5) вера в конец света и Страшный суд;

6) вера в предопределение (всё в мире существует в полной зависимости от воли Аллаха);

7) вера в воскресение мертвых в день суда и воздаяние каждому в загробной жизни.

Сложнее дело обстоит с культовой практикой (ар ка уд-дин).

На протяжении всей своей жизни мусульманин выполняет целый ряд норм и предписаний. Все они, так или иначе, являются подтверждением его веры и предназначены для постоянного напоминания человеку о присутствии в его жизни Аллаха. Самым первым культовым действием, которое совершает каждый последователь ислама в своей жизни, является произнесение шахады. Именно произнесение и признание истинности шахады в присутствии духовного лица является обрядом принятия ислама. Шахада входит во многие молитвы, в азан – призыв к молитве. В дальнейшем культовая практика усложняется, и мусульманин обязан совершать салят (молитву) пять раз в день. Пятикратная молитваявляется одним из столпов исламской веры. Совершению молитвы предшествует призыв к саляту и обязательное омовение. Следует отметить, что для человека, исповедующего ислам, молитва – это не только повторение определённых словесных формул, сопровождающихся соответствующими движениями. Цель молитвы – «пятикратное повторение ночью и днём, словом и действием того, во что ты уверовал». Молитва должна готовить верующего к великому служению Аллаху, она должна постоянно укреплять основы веры и напоминать молящемуся о необходимости соответствовать установлениям ислама, требующих от верующего быть чистым, духовно возвышенным, праведным в делах и поступках. Специальные правила совершения молитвы и её пятикратность поддерживают мусульманина в постоянной готовности служить Аллаху.

Особое место в исламском вероучении отводится коллективной молитве. Помимо перечисленных целей, коллективная молитва призвана вызывать у мусульман чувство общности, любви и братства, сплачивать их. Кроме того, коллективная молитва приучает мусульман подчиняться руководителю, которого они сами избирают из своей среды, приучает их к порядку и дисциплине. Во время молитвы все стоят бок о бок, среди молящихся нет ни бедных, ни богатых, ни уважаемых, ни презренных, ни знатных, ни простых – все равны перед Аллахом.

Помимо обязательной пятикратной молитвы в течение дня существует также татау (добровольная молитва), которая не является обязательной.

Третьим столпом ислама является обязательный тридцатидневный пост в месяц Рамазан. Согласно исламскому вероучению, каждый правоверный мусульманин обязан выдержать пост с целью духовного очищения. Во время поста вводятся следующие правила: от рассвета до заката мусульманин не должен принимать пищу и воду. Запрещается также курить, нюхать что-либо съестное или приятное на запах. Необходимо воздерживаться от всего, что может принести удовольствие. Половое возбуждение, прикосновение к женщине также делают пост недействительным. Все эти ограничения распространяются на светлое время суток. Однако следует отметить, что ошибочным является мнение некоторых исследователей, что после захода солнца наступает время полного разговения и предания жизненным удовольствиям. Существуют определённые рекомендации в потреблении продуктов и напитков во время от заката до рассвета.

Исламские учёные выделяют три вида пользы от соблюдения поста.

1. Духовная польза поста: он приучает человека к терпению, укрепляет в нём волю, самообладание, и воспитывает праведность в его душе.

2. Социальная польза поста: он приучает общину к дисциплине, единению, любви к справедливости и равенству. Он воспитывает чувство милосердия и побуждает к совершению благих поступков.

3. Польза поста для здоровья: он очищает кишечник, улучшает работу желудка, избавляет организм от шлаков и отложений солей, уменьшает тучность

Четвёртой обязанностью каждого, кто исповедует ислам, является хадж, или паломничество. Каждый совершеннолетний мусульманин обязан, если он здоров и обеспечен материально, совершить хоть раз в жизни хадж, то есть, посетить Мекку. Хадж состоит из четырёх частей: ихрам (очищение), таваф (обход Каабы), саи (бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва) и стояния на горе Арафат.

Если человек не может совершить хадж сам ввиду болезни или каких-либо других веских причин, он обязан выделить деньги для того, чтобы другой человек совершил хадж за него. В случае, если мусульманин умер, так и не совершив паломничества, из его наследства необходимо выделить средства для совершения хаджа его родственником.

Паломничество сочетает в себе моменты как светского, так и религиозного характера. С одной стороны, хадж призван укрепить мусульманина в единобожии и отвращении к язычеству, многобожию. С другой стороны, во время паломничества Мекка превращается в огромный мусульманский центр, который собирает на своеобразный форум миллионы исповедующих ислам, который воспитывает «всемирное мусульманское братство на основах единения, любви и сотрудничества».

Пятым столпом ислама является обязательная милостыня (закят).Она представляет собой сбор средств с богатых членов мусульманской общины для распределения их между бедняками. Обычно этот сбор составляет 2,5% от годового дохода мусульманина. В ряде стран, например в Ливии, благотворительный налог входит в число обязательных государственных налогов. Обязательная милостыня имеет целый ряд целей. Во-первых, очищение человеческой души от таких пороков, как скупость, алчность, корыстолюбие. Во-вторых, воспитание сочувствия и сострадание к бедным, нуждающимся, несчастным и неимущим. В третьих, обеспечение общественных интересов, на которых основывается жизнь общины и её счастье. В четвёртых, противодействие накоплению имущества богатыми, торговцами, ремесленниками, чтобы богатство не было достоянием только ограниченной группы людей.

Все эти действия имеют различное время исполнения. Одни выполняются ежедневно, другие в определённое время года, а некоторые, как например хадж, раз в жизни. Однако все они имеют одно предназначение.

Религиозная практика привычна каждому мусульманину, она привита с детства, это часть налаженной жизни каждого, кто исповедует ислам. Не отвлекая человека от повседневной жизни, она, в тоже время, каждый миг напоминает человеку о целях его существования.

Неотделимой частью канонических обрядов ислама являются религиозные праздники. Общепринятыми во всём мусульманском мире считаются: праздник жертвоприношения (Ид ал-адха, Курбан-байрам), праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам), день рождения Пророка (Маулид), ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр) и ночь чудесного вознесения Пророка на небеса.

Курбан-байрам – наиболее значительный для мусульман праздник. Он совпадает с днем завершения хаджа. В это время совершаются жертвоприношения в память о несостоявшемся жертвоприношении Ибрахимом (Авраамом) своего сына. Это библейское событие отражено и в Коране, только жертвой назван не Исаак, а его старший брат Исмаил. Праздновать мусульмане начинают с раннего утра. Утром совершается молитва в мечети, затем выслушивают проповедь имама и посещают могилы предков. Главная часть праздника – заклание жертвы. Над освященной, приготовленной к закланию жертвой служитель мечети (мулла) читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, затем жертве перерезают горло. Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за мертвых.

Ураза-байрам празднуется по окончании большого поста в месяц Рамадан. Начинается ураза обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну высматривают в воде пруда, реки или колодца. День праздника начинают с посещения мечети и раздачи милостыни беднякам и сиротам. Затем проходит праздничное богослужение и обязательная проповедь. В заключение следует поминовение умерших родственников.

Маулид – день рождения Пророка. Поскольку точная дата рождения Мохаммада не известна, Маулид приурочен ко дню его смерти. По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва, раздается милостыня. На празднике декламируют стихи Корана, посвященные Пророку.

Мирадж – праздник, посвященный чудесному путешествию Мохаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесению к престолу Аллаха. Ночь в этот праздник проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка, его беседе с Аллахом, встрече с пророками Ибрахимом, Мусой, Исой и др.

Лейлят аль-Кадр – ночь предопределения. Суть праздника в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мохаммаду. В эту ночь Аллах решает судьбу каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.

Лейлят аль-Бараа – ночь создания. В этот праздник возносятся молитвы за умерших во искупление грехов, раздается еда нищим. По народным верованиям в эту ночь сотрясается древо жизни, на листьях которого записаны имена всех живущих. Опавшие листья означают, что люди, чьи имена записаны на них, умрут в течение года. Наряду с общепринятыми праздниками, мусульманские общины разных регионов празднуют и другие, обусловленные региональными и культурными особенностями.

Ислам, как религиозная система, никогда не исчерпывался исключительно догматическими и культовыми вопросами, предопределяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее значение в нём уделяется проблемам повседневной жизни, поведению мусульман, их отношениях между собой, с властью и иноверцами. Ведь ислам – это не только определённая идеология, религиозно-этическое учение, но и не в последнюю очередь особая культура, цивилизация. Он нацелен как на решение догматических и культовых вопросов, так и на регулирование поведения мусульман – верующих и одновременно просто людей, на формирование образа их жизни в целом.

 

Козловський І.А.

Керівник Центру

релігієзнавчих досліджень та

міжнародних духовних стосунків

ДонДІШІ

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.