Здавалка
Главная | Обратная связь

Извлечения из текстов законов и иных нормативных документов зарубежных государств



Французская Республика. Закон "Об отделении церкви от государства"

от 9 декабря 1905 г.

Статья 1

Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободу религиозных отправлений со следующими ниже ограничениями в интересах общественного порядка.

Статья 25

Собрания для религиозных служб в помещениях, принадлежащих объединению верующих или предоставленных в их распоряжение, проводятся открыто. Они освобождены от выполнения формальностей, предусмотренных статьей 8 Закона от 30 июня 1881 г., но остаются под надзором властей в интересах публичного порядка. Они проводятся после подачи декларации в порядке, предусмотренном статьей 2 того же Закона с указанием места их проведения...

Колокольный звон производится согласно постановлению муниципалитета, а в случае разногласия между мэрией и председателем либо директором объединения верующих - постановлением префекта.

Статья 28

Впредь воспрещается устанавливать или расклеивать какие-либо знаки или эмблемы религиозного характера в общественных местах и на памятниках, за исключением зданий и сооружений, используемых для религиозных служб, мест погребения, надгробных памятников, а также музеев или выставок.

Статья 29

Несоблюдение предписаний предыдущих статей влечет наказание в виде административных мер.

 

Итальянская Республика. Текст нового Конкордата

от 18 февраля 1984 г.

Статья 1

Итальянская Республика и Святой Престол подтверждают, что Государство и католическая Церковь в принадлежащей каждому сфере независимы и суверенны и обязуются полностью уважать данный принцип в своих отношениях и во взаимном сотрудничестве на благо человека и Страны.

Статья 2

1. Итальянская Республика признает за католической Церковью полную свободу осуществлять пасторскую, воспитательную и благотворительную миссию, миссию евангелизации и канонизации. В частности, Церкви обеспечивается свобода организации, публичного отправления культа, церковного образования и церковной деятельности, а также свобода юрисдикции по церковным вопросам.

2. Равным образом обеспечивается на основе взаимности свобода сообщений и корреспонденции между Святым Престолом, Итальянской Епископской конференцией, Областными Епископскими конференциями, епископами, духовенством и верующими, а также свобода печати и распространения актов и документов, относящихся к миссии Церкви.

1. Католикам, их обществам и организациям гарантируется полная свобода в любой другой форме собраний, выражения и распространения мнения в устной, письменной и любой другой форме.

2. Итальянская Республика признает особое значение для католиков города Рима как местонахождения епископской епархии Верховного Понтифика.

Статья 3

1. Границы епархиальных и приходских округов свободно определяются церковными властями. Святой Престол обязуется не включать какую-либо часть итальянской территории в епархию, епископский центр которой находится на территории другого государства.

2. Назначение глав церковных учреждений свободно осуществляется церковной властью. Церковная власть извещает компетентные гражданские власти о назначении архиепископов и епископов епархий, коадъюторов (помощников епископов с правом замещения), аббатов и прелатов, обладающих территориальной юрисдикцией, а также приходских священников и других должностных лиц церковных учреждений, представляющих интерес для государственного устройства.

3. За исключением Римской городской и пригородных епархий, лица, не являющиеся итальянскими гражданами, не могут назначаться на церковные должности, предусмотренные настоящей статьей.

Статья 4

1. Священники, дьяконы и давшие обет члены орденов или конгрегации имеют право по их просьбе освобождаться от военной службы либо от заменяющей ее гражданской службы.

2. При всеобщей мобилизации священнослужители, не занимающиеся непосредственно богослужением, призываются для выполнения религиозных функций в войсковых частях, а также могут быть направлены в санитарные формирования.

3. Студенты богословия, слушатели последних двух подготовительных богословских курсов и послушники институтов посвященной жизни и сообществ апостолической жизни могут пользоваться отсрочкой от военной службы на тех же основаниях, что и студенты итальянских университетов.

4. Священнослужители не обязаны предоставлять судьям или другим властям сведения о лицах и иную информацию, полученную в связи с осуществлением своих обязанностей.

Статья 5

1. Церковные здания могут быть конфискованы, заняты, экспроприированы или снесены только при наличии весьма серьезных причин и только по предварительному согласованию с компетентными церковными властями.

2. Кроме случаев крайней необходимости, публичная власть не может вторгаться в церковные здания для выполнения своих функций, не известив заранее об этом церковные власти.

3. Гражданские власти принимают во внимание религиозные потребности населения в отношении строительства новых зданий католического культа и работ по благоустройству приходских сооружений, о чем компетентные церковные власти доводят до сведения гражданских властей.

Статья 6

Итальянская Республика признает праздничными днями все воскресенья и другие религиозные праздники, установленные по согласованию Сторон.

Статья 7

1. Основываясь на принципе, содержащимся в ст.20 Конституции, Итальянская Республика подтверждает, что церковный характер и религиозная или культовая цель общества или учреждения не могут стать поводом для специальных законодательных ограничений или фискальных мер в отношении порядка его возникновения, правоспособности и любых форм деятельности.

2. Признавая за существующими церковными учреждениями статус юридического лица, Итальянская Республика по ходатайству церковных властей или с их согласия будет и впредь признавать статус юридического лица за церковными учреждениями, создаваемыми в Италии в соответствии с положениями канонического права и преследующими религиозную или культовую цель. Аналогичным образом она будет признавать гражданско-правовые последствия любых существующих изменений этих учреждений.

3. В отношении налогообложения и порядка деятельности церковные учреждения религиозного или культового характера приравниваются к светским благотворительным и просветительским учреждениям.

Осуществляемая церковными учреждениями деятельность, не связанная с религией или отправлением культа, регулируется с учетом их структуры и целей законами Государства о налогообложении и о порядке деятельности аналогичных светских учреждений.

4. Использование культовых зданий, публикации, письменные объявления внутри и снаружи церковных и культовых зданий, а также сборы пожертвований, проводимые в этих зданиях, регулируются действующими положениями.

5. Управление имуществом церковных учреждений подлежит контролю, предусмотренному каноническим правом. Однако приобретение этими учреждениями имущества подлежит также контролю, предусмотренному итальянскими законами о порядке приобретения имущества юридическими лицами.

6. Для составления положений с последующим утверждением Сторонами при подписании настоящего Соглашения Стороны создают на паритетных началах комиссию по урегулированию всех вопросов, относящихся к церковным учреждениям и их имуществу, и о пересмотре финансовых обязательств Итальянского Государства и его вмешательства в управление имуществом церковных учреждений....

Статья 8

1. Браки, заключенные в соответствии с каноническим правом, признаются порождающими правовые последствия при условии, что соответствующий акт вносится в книги записей актов гражданского состояния с предварительной публикацией на доске объявлений Коммуны....

Статья 9

1 В соответствии с принципом свободы образования и преподавания в пределах, предусмотренных Конституцией, Итальянская Республика гарантирует католической Церкви право свободно создавать всех родов и ступеней учебные заведения и воспитательные учреждения.

Эти учебные заведения по статусу приравниваются к государственным учебным заведениям, им обеспечивается полная свобода, а их учащимся – условия, равноценные условиям, созданным для учащихся учебных заведений Государства и других территориальных единиц; одинаковые требования предъявляются и к экзаменам.

2. Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа, в общих целях образования будет продолжать преподавание католической религии в государственных учебных заведениях всех видов и ступеней, кроме университетов.

Уважая свободу совести и ответственность родителей в области воспитания, каждому гарантируется право выбора - использовать или не использовать указанное преподавание.

При поступлении в учебные заведения учащиеся или их родители реализуют это право по запросу учебных заведений с тем условием, чтобы их выбор не привел к какой-либо форме дискриминации.

Статья 10

1. Университеты, семинарии, академии, колледжи и другие учебные заведения, предназначенные для священников и членов орденов или конгрегации, созданные для получения образования в соответствии с каноническим правом, остаются в исключительном подчинении церковных властей.

2. Академические звания в области богословия и других церковных дисциплин, определенных по согласованию Сторон, присуждаемые факультетами с одобрения Святого Престола, признаются Государством.

Равным образом признаются дипломы Ватиканских школ палеографии, дипломатики, архивного и библиотечного дела.

3. Назначение преподавателей Католического Университета Священного Сердца и подчиненных ему институтов подведомственно компетентным по религиозному профилю церковным властям.

Статья 11

1. Итальянская Республика гарантирует, что служба в Вооруженных силах, в полиции или другая подобная служба, пребывание в больнице, санаториях или заведениях государственного обеспечения, содержание в предварительном заключении и отбывание уголовного наказания не могут служить препятствием для осуществления свободы вероисповедания и исполнения обрядов католической религии.

2. Духовную помощь в этих случаях оказывают священнослужители, назначенные компетентными итальянскими властями по предложению церковных властей; их правовой статус, штаты и порядок деятельности устанавливаются по договоренности между указанными властями.

Статья 12

1. Святой Престол и Итальянская Республика сотрудничают в области охраны исторического и художественного наследия.

Для согласования применения итальянского закона с потребностями религиозного характера компетентные органы обеих Сторон договариваются о надлежащих мерах по сохранности, повышению значения и использованию имущества, обладающего культурной ценностью религиозного характера, принадлежащего церковным учреждениям и институтам.

На основе соглашений между компетентными органами обеих Сторон Государство будет оказывать содействие охране исторических архивов и библиотек церковных учреждений и институтов, а церковь - предоставлять их для пользования.

2. Святой Престол сохраняет возможность использовать существующие христианские катакомбы в Риме и в других частях итальянской территории, обязуясь охранять и поддерживать их в надлежащем порядке, но отказывается от использования других катакомб.

Соблюдая законы Государства и не нарушая возможные права третьих лиц, Святой Престол может осуществлять необходимые раскопки и перемещать священные реликвии.

Статья 13

1. Предыдущие положения представляют собой изменения Латеранского конкордата, одобренные обеими Сторонами. Они вступают в силу в день обмена ратификационными грамотами. Кроме случая, предусмотренного п. 6 ст. 7, положения прежнего конкордата, не воспроизведенные в настоящем Тексте, отменяются.

2. Вопросы, по которым выявляется потребность сотрудничества между католической Церковью и Государством, в последующем подлежат урегулированию либо новыми договорами Сторон, либо соглашениями между компетентными властями Государства и Итальянской Епископской конференцией.

Статья 14

При возникновении сложностей в толковании или применении предыдущих положений Святой Престол и Итальянская Республика вверяют поиск дружественного решения назначенной ими паритетной комиссии.

Итальянская Республика. Дополнительный протокол

При подписании Соглашения, вносящего изменения в Латеранский конкордат, Святой Престол и Итальянская Республика в стремлении обеспечить надлежащими уточнениями наилучшее применение Латеранских соглашений и внесенных изменений, а также избежать любых сложностей в толковании по взаимному согласию заявляют:

1. В отношении ст.1.

Впредь считать недействительным принцип, первоначально признанный Латеранскими соглашениями, согласно которому католическая религия является единственной религией Итальянского Государства.

2. В отношении ст.4.

a) В связи с положением, предусмотренным п.2, лицами, непосредственно занимающимися богослужением, признаются епископы, настоятели и викарии приходов, настоятели неприходских церквей, открытых для отправления культа, и священники, постоянно осуществляющие духовную помощь, предусмотренную ст. 11.

a. Итальянская Республика в лице судебных властей извещает территориальные компетентные церковные власти о возбуждении уголовных дел в отношении священнослужителей;

b. Святой Престол использует возможность внесения изменений в Латеранский конкордат для заявления согласия с таким толкованием Итальянским Государством положений абзаца второго Латеранского договора, согласно которому гражданская сила церковных приговоров и постановлений, предусмотренных этими положениями, не должна наносить ущерба правам, конституционно гарантированным итальянским гражданам; данное заявление не может использоваться во вред каноническому правопорядку.

3. В отношении ст. 7.

а) Итальянская Республика гарантирует, что на Церковь и впредь не будет налагаться обязанность по обороту недвижимого имущества, за исключением случаев заключения по особым причинам специальных соглашений между компетентными церковными и правительственными властями ...

5. В отношении ст. 9.

a) В учебных заведениях, указанных в п. 2, католическая религия преподается согласно доктрине Церкви при соблюдении свободы совести учеников преподавателями, признанными церковными властями и назначенными по согласованию с ними учебными властями.

В детских садах и начальных школах религия преподается классными воспитателями при условии их согласия и если они признаны церковными властями.

b) Последующим соглашением между компетентными учебными властями и Итальянской Епископской конференцией будут определены:

1. программы преподавания католической религии для различных видов и ступеней государственных учебных заведений;

2. порядок организации преподавания религии, в том числе и ее место в расписании уроков;

3. критерии отбора учебных пособий;

4. направления профессиональной квалификации преподавателей.

c) Положения данной статьи не наносят ущерба режиму, действующему в пограничных областях (имеются в виду северные области Италии, значительная численность населения которых исповедует некатолические религии),в которых вопрос урегулирован специальными нормами...

7. В отношении п. 1 ст. 13.

Стороны приступят к своевременным консультациям для реализации в соответствующем порядке положений настоящего Соглашения.

Настоящий Дополнительный протокол является неотъемлемой частью Соглашения, вносящего изменения в Латеранский конкордат, и подписывается одновременно с ним Святым Престолом и Итальянской Республикой.

Итальянская Республика. Закон "Распоряжения относительно отправления разрешенных в Государстве культов и совершения бракосочетаний служителями этих культов"

от 24 июня 1929 г. № 1159 Статья 3.

О назначении служителей культов, отличных от государственной религии, должно быть информировано Министерство внутренних дел с целью их утверждения.

Никакое гражданское последствие не может быть признано за действиями служителей культа, если их назначение не получило правительственного утверждения.

Итальянская Республика. Декрет "Нормы по применению Закона от 24 июня 1929 г. № 1159 о культах, разрешенных в Государстве, и о координации его с другими законами Государства"

от 28 февраля 1930 г. № 289

Статья 13

Помимо специальных норм, указанных в декрете о создании моральных объединений (соответствует понятию религиозных объединений – прим. составителя), структуры культов, отличные от государственной религии, являются объектом наблюдения и правительственного надзора. ...

Статья 14

Правительственный надзор, санкционированный предыдущей статьей, дает право осуществлять посещения и инспекции в отношении институтов, указанных в самой статье.

Статья 20

... В случае если культ не известен правительству, должны быть представлены данные о самой деноминации, о ее целях, обрядах, финансовых средствах, которыми она располагает, имена управляющих, названы вышестоящие церковные власти, от которых зависит объединение.

Статья 21

... В случае если последователи культа, к которому принадлежит служитель культа, который просит утвердить свое назначение, в большинстве своем являются итальянскими гражданами, когда служителю культа предоставляется право осуществлять религиозные бракосочетания своих верующих и при этом предусмотрены гражданские последствия в соответствии со статьей 7 Закона, служитель культа должен иметь итальянское гражданство и владеть итальянским языком.

Королевство Испания. Единый Закон 7/1980 от 5 июля о религиозной свободе

Статья 1

1. Государство гарантирует основное право на религиозную свободу и свободу вероисповедания, признанные в Конституции в соответствии с настоящим Единым Законом.

3. Никакая конфессия не будет иметь государственного характера.

Статья 3

1. Исполнение прав, происходящих от религиозных свобод и свободы вероисповедания, имеет в качестве единственного ограничения защиту права остальных на осуществление их общественных свобод и основных прав, а также на защиту безопасности, здоровья, общественной морали, определяющих основы общественного порядка, защищенного законом демократического общества.

2. Остаются вне сферы защиты настоящего Закона деятельность, цели и Организации, связанные с изучением и экспериментами с психическими или парапсихологическими явлениями или с распространением гуманистических или спиритуалистических идей или с другими аналогичными целями, далекими от религиозных.

Статья 5

1. Церкви, Конфессии и Религиозные общины и их Федерации будут обладать правом юридического лица, как только будут занесены в соответствующий Реестр, который создается с этой целью в Министерстве юстиции.

2. Регистрация будет осуществляться по заявлению, сопровождаемому убедительным документом, в котором были бы отражены их создание или учреждение в Испании, их религиозные цели, наименование и остальные характеризующие их данные, режим работы и представительные органы с указанием полномочий и реквизитов для их законного назначения.

Статья 7

1. Государство, принимая во внимание существующие в испанском обществе религиозные вероисповедания, учредит в этом случае Соглашения и Договоры по сотрудничеству с Церквами и Религиозными общинами, зарегистрированными в Реестре, которые, судя по сфере деятельности и числу верующих, получили явное укоренение в Испании. В любом случае эти Соглашения будут утверждены законом, изданным Генеральными Кортесами.

2. В Соглашениях и Договорах при постоянном уважении принципов равенства можно будет распространить на вышеуказанные Церкви, Конфессии и Общины фискальные привилегии, предусмотренные общим юридическим распорядком для некоммерческих и других благотворительных организаций.

Статья 8

В Министерстве юстиции создается Постоянная Комиссия советников по религиозным свободам, образованная на паритетных началах представителями Государственной Администрации, Церквей, Конфессий и Религиозных общин или их Федераций, в числе которых в любом случае будут те, кто достиг явного укоренения в Испании, и лицами, компетентными в областях, связанных с действием настоящего Закона. В составе этой Комиссии может быть Постоянная Комиссия также на паритетной основе.

В ведении этой Комиссии будут находиться вопросы изучения, информирования и консультации по всем вопросам, связанным с применением настоящего Закона, и (с предписывающим характером) вопросы по подготовке и отзыву о Соглашениях и Договорах о сотрудничестве, на которые указывается в предыдущей статье.

Республика Беларусь. Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях"

от 17 декабря 1992 г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.