Здавалка
Главная | Обратная связь

Война - жесточе нету слова.



Война - святее нету слова!

Война - страшнее нету слова.

Война - печальнее нет слова.

Тихо звучит песня. Тускло отсвечивают острыми стальными гранями рельсов установленный слева у края сцены противотанковый еж и обрывки колючей проволоки. Вдруг все смолкает. Только зловеще ползут по экрану свинцовые тучи. Переметнувшиеся к противотанковому ежу лучи прожекторов выхватывают из темноты держащихся за колючую проволоку юношу и девушку. Ее хрупкую фигуру едва прикрывают остатки изодранного платья. На юноше - разорванная в клочья гимнастерка, голова перевязана потемневшей то ли от крови, то ли от пыли тряпкой. Собственно, об этом мы можем лишь догадываться. Отчетливо видны только их лица. Снова слышны далекие звуки войны.

Она. Скоро рассвет... Наш последний рассвет...

Он. Не думай об этом... (Стараясь отвлечь ее). Что ты делала в этот день до войны?..

Она. Сегодня какое число? Он. 14 апреля...

Она. 14 апреля?.. Что я делала?., (вздохнув). Что я могла делать? Манерное, готовила уроки... А ты?

Он. Сбежал с лекции. Ездил в Москву... в Большой театр... на балет «Лебединое озеро»...

Она. А я никогда в жизни не была в Большом театре... И балета никогда не видела... Это, наверное, интересно?.. Он (после паузы). Очень...

Начинает звучать музыка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». И тогда мы видим, как в центре сцены, словно в дымке, возникает пара, танцующая па-де-де из балета «Лебединое озеро»... А на заднике-экране в это же время, фоном, все четче и четче простужают кадры из кинофильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм». Через какое-то' время раздается выстрел. Замирают танцующие, и одновременно гаснут лучи, освещавшие юношу и девушку. На правые портальные ступени быстро поднимается юноша и размашисто, от края до края полотнища, пишет: «Люба Девятова и Саша Никитин». И чуть ниже - «Погибли 14 апреля 1942 года». И тут же, обернувшись, обращается к сидящим в зале:

Вы думаете, павшие молчат? Конечно, да - вы скажете. Неверно! Они кричат. Пока еще стучат Сердца живых

И осязают нервы. Они кричат И будят нас, живых, Невидимыми, чуткими руками. Они хотят, чтоб памятником им Была Земля С пятью материками.

Великая!

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся,

И ходит по Земле

Босая память - маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы.

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской. #

Пока юноша читал стихи, наступил рассвет. И мы увидели сидящий на сцене оркестр и стоящую перед ним солистку, которая без паузы начинала петь Ариозо матери из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир»: «Все дети спят, лишь мать не спит одна...»

В концерте, посвященном 60-летию государства, «Моя страна, моя держава!» в качестве сюжетного хода был взят репортажс мест событий, которые происходят как бы за один день 1977 года. Вели его «репортеры»,которые брали интервью у сидящих в зале и тут же диктовали свои сообщения в газеты, на радио, телевидение, читали зрителям различные сообщения «В последний час». Действие каждого эпизода этого театрализованного концерта перекидывалось в прошлое, а затем возвращалось обратно (прием «наплыва»). Получалось, что прошлое как бы было врезано в настоящее* т.е. зримо проступала связь времен. Нетрудно заметить, что в основе такого образно-действенного решения этих двух концертов лежали их сюжетные ходы.

Конечно, можно было найти и другое, более помпезное решение, но постановщики учитывали скромные размеры сцены, ее техническую оснащенность и, естественно, исходили из наличия имеющихся в их распоряжении номеров.

Я не случайно говорю об этом. Это обстоятельство - конкретные предлагаемые обстоятельства - один из решающих факторов. Ибо, составляя концерт из имеющихся номеров, нельзя фантазировать «вообще», не целенаправленно. Режиссер (сценарист) должен найти такой сюжетный ход, который не только образно раскроет тему, идею и содержание концерта, но и даст возможность, в условиях данной сцены, во всей полноте использовать отобранные им номера.

На этом, пожалуй, можно закончить разговор о сюжетном драматургическом ходе и вновь вернуться к композиции концерта. В частности, к тому, как он выстраивается.Прежде всего/ надо помнить: на композицию концерта, на то, как он выстраивается, влияют «условия игры».

Последовательность построения номеров в программе подчиняется существующим^ыработанным долголетней практикой, ^правилам: разнообразию в концерте жанров и нарастанию его темпоритма, которые, в свою очередь, исходят из закона зрительского восприятия!]

Выстраивая программу, заботясь о том, чтобы зрительский интерес к концерту все время не ослабевал, режиссер должен каждый раз думать, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте концерта, как воспримет их сочетание и т.д. При составлении программы любого сборного (дивертисментного) концерта режиссер обычно старается не ставить рядом номера, одинаковые по характеру, жанру и стилю, темпу и ритму и т.п. К этому следует добавить, что в дивертисментном концерте не все жанры стыкуются. Так, скажем, выступление скрипача, исполняющего классический репертуар, плохо воспринимается после выступления духового оркестра; или - номер классического балета после частушек и т.д.

Один из самых современных приемов композиционного построения сборных (дивертисментных) концертов - построение «блоками», когда номера различных жанров группируются в эпизоды («блоки») по каким-либо внешним или внутренним признакам. Например, выступления скрипача, исполнителей классического танца, арий из опер, классических романсов - в филармонический блок; выступления народного хора, оркестра русских народных инструментов, народные танцы, пляски - в народный блок; фольклорные номера - в фольклорный блок; эстрадные номера в эстрадный блок; спортсмены, акробаты, жонглеры, фокусники - в спортивно-цирковой блок. И т.д. ;

Выстроенный таким образом концерт состоит, если можно гак сказать, из «ожерелья» маленьких концертов, связанных между собой крепкой нитью.

Но как бы ни был построен дивертисментный концерт, установленный в нем порядок номеров должен «работать» на то, чтобы концерт шел легко, слаженно, четко, в том числе и технически.

Последнее может произойти только в том случае, если режиссер будет учитывать все обстоятельства, связанные с каждым номером. А именно: количество участников, откуда и куда уходят исполнители, протяженность номера во времени, какое пространство сцены необходимо для него, характер аккомпанемента и число аккомпанирующих, где и как они располагаются, какие требуются детали оформления, реквизит, с чего начинается и как заканчивается номер и т.д.

При составлении композиции концерта все это режиссеру необходимо знать. Но запоминать не обязательно. Существует способ, прием составления порядка номеров, значительно облегчающий эту работу, освобождающий режиссера от необходимости все «держать в голове».

Для этого на каждый номер будущего концерта режиссер заводит небольшую карточку, куда он заносит все данные о номере: название, жанр, количество участников, метраж, аккомпанирующий состав, сидят они или стоят, состав инструментов, реквизит, оформление, костюмы и другие особенности номера. Пользуясь этими карточками, режиссер начинает раскладывать своего рода «пасьянс». Сначала определяет первый номер, затем последний. Если концерт должен состоять из двух отделений, то затем определяется последний номер первого отделения и первый номер второго. После этого - какие номера пойдут в первом отделении, какие во втором. А уж потом подбирается порядок номеров в поисках лучшего варианта. Такой способ не только технически облегчает работу: переложить карточку с одного места на другое значительно проще, чем каждый раз заново переписывать порядок номеров, но и дает возможность все время соотносить поиск порядка номеров с замыслом концерта. Ибо при каждой новой комбинации возникает новое наглядно зримое видение концерта.

Все, что сказано о композиции сборного (дивертисментного) концерта, обязан знать и режиссер театрализованного тематического концерта. Но в отличи^, от аборнрго, в театрализованном тематическом концерте блоки, а точнее,его^эпизодС^ создаются по принципу смысловых, в том или другом повороте раскрывающие тему и главную мысль концерта.

При этом каждый эпизод такого концерта имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. При этом, и это очень важно для театрализованного^тематического концерта, все его эпизоды логически и художественно тббно связаны между собой общей темой концерта, его сюжетным ходбмГЩмея относительную самостоятельность, они, по сути, являются частью целого. «Каждый эпизод несет определенную структурную нагрузку... Готовит то, что мы называем «площадкой» для последующего движения. Нанизьтваясь друг на друга, эпизоды постепенно накапливают взрывчатый материал, вплоть до кульминации»1. Значит, продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер (или сценарист) должен, во-первых, определить его тему так, чтобы она органически соотносилась с темой всего концерта; во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате

Ромм М.И. создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение. Например, на сцене Владимирской филармонии в одном театрализованном тематическом концерте «Владимирские посиделки» все отобранные номера были сбиты в четыре эпизода: «Золотые ворота», «Кружева», «Работные люди», «Край мой родной».

Конечно, «замысел всего концерта и каждого эпизода возник после просмотра многочисленных номеров разного жанра, специально подготовленных коллективами художественной самодеятельности и профессиональными артистами Владимирского областного драматического театра и Владимирской областной филармонии. Содержание, сюжетные ходы второго, третьего и четвертого эпизодов подсказали сами просмотренные номера. В одном случае это была интересная, с выдумкой поставленная танцевальная сюита «Кружева», в которую по ходу развития ее сюжета были вплетены другие номера: хор и чтецы. В основу третьего эпизода - «Работные люди» — был положен фрагмент программы агитбригады, который позволил связать воедино танец «Мы молодой рабочий класс» в исполнении ансамбля Дома культуры профтехобразования, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского в исполнении солистки, хора и оркестра Владимирской филармонии, песню В. Шаинского «О горячем металле» в исполнении вокально-инструментального ансамбля и фрагменты из документальных фильмов.

Четвертый - «Край мой родной», раскрывавший тему любви к родному краю, был целиком отдан популярному в нашей стране профессиональному ансамблю «Русь» Владимирской филармонии, впервые показавшему основные номера своей новой программы, что внесло в шизод дополнительный эмоциональный накал. Сюда же было включено выступление оркестра русских народных инструментов. Программа выступле-ния ансамбля «Русь» била составлена таким образом, что последний ее номер давал возможность органически перейти к финалу концерта, в котором принимали участие все коллективы и исполнители.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.