Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы социальной психологии



История развития методов. Успех развития и практического применения любой науки, в том числе и социальной психологии, во многом зависит как от богатства ее идей, теоретического багажа, так и от степени отработанности и полноты всей системы методов и приемов исследования и реа­лизации выводов науки в практической деятельности.

История социально-психологической мысли свидетельствует о том, как вместе с развитием социально-психологической теории совершенствуются, обогащаются новыми средствами, приемами и техническими возможностями и методы исследования.

Ведущими методами социальной психологии во второй половине XIX века были методы наблюдения и самонаблюде­ния, методы анализа различных источников (художественная литература, публицистика, письма, биографии, политические документы, описание исторических событий и т. д.), методы изучения этнографического материала. В конце XIX века впервые применяется метод опроса (беседа, анкета) и проводятся социально-психологические эксперименты. Однако наибольшее развитие и применение метод экспериментального исследова­ния в социальной психологии получает в первой половине XX века в работах немецкого психолога В. Мёдэ, американс­кого социального психолога Ф. Оллпорта и русских ученых В. М. Бехтерева и М. В. Ланге.

Система методов социальной психологии продолжает обогащаться и сейчас. Идет интенсивная разработка методов наблюдения и опроса, эксперимента, методов не только получения, но и обработки первичной информации.

Вместе с тем этим не ограничивается история разработки методов социальной психологии, поскольку они не исчерпываются задачами исследования, но предполагают нацеленность и на эффективное социальное влияние, а также социально-психологический контроль различных форм человеческой жизнедеятельности.

Первоначально методы социальной психологии не осознаются человеком как таковые и применяются как эмпирически найденные приемы эффективного воздействия друг на друга. Затем они осознаются и разрабатываются уже преимущественно как методы эмпирического исследования. Однако со временем получают все большее развитие методы осознанного социально-психологического контроля и воздействия. В какой-то мере они содержатся уже в самих методах эмпирического исследования, таких, например, как эксперимент.

Трудности классификации методов. Названные выше об­стоятельства, как правило, до сих пор ставят исследователей перед трудностями при попытках построения классификации методов. Под "шапкой" общей характеристики методов соци­ально-психологического исследования могут оказаться как методы исследования, так и методы воздействия. При этом первые исчерпываются преимущественно методами эм­пирического исследования, т. е. методами сбора и первичной обработки информации. Во многом остается не ясным, есть ли различие между методами, применяемыми в данной науке и других смежных дисциплинах, несмотря на универсальный, междисциплинарный характер большей части этих методов.

Логические основания для классификации методов социальной психологии. На наш взгляд, все методы и их модификации, применяемые в социальной психологии, следует различать по двум различным основаниям: во-первых, по степени их принадлежности к социальной психологии и, во-вторых, по специфике выполняемых ими функций вообще и в данной науке в частности.

В таком случае можно было бы говорить о трех случаях, характеризующих степень принадлежности тех или иных ме­тодов к социальной психологии:

– методы универсальные, применяемые почти во всех на­уках о человеке, в том числе и в социальной психологии;

– универсальные методы, но имеющие существенные осо­бенности их применения в данной науке;

– собственно специфические социально-психологические методы, применяемые преимущественно здесь и надежно обес­печенные только средствами данной науки.

Функциональное различие методов. Применительно же к специфике выполняемых теми или иными методами функций правомерно, на наш взгляд, различать:

– методы воздействия;

– методы исследования;

– методы контроля.

Начнем с характеристики специфики функций, выполня­емых теми или иными методами в социальной психологии. Ме­тоды воздействия первоначально складываются как не вполне осознаваемые приемы эффективного влияния людей друг на друга, а в дальнейшем исследуются и классифицируются в то же время и в качестве социально-психологических механизмов общения и взаимовлияния (заражение, внушение, гипноз, убеж­дение и др.).

Методы исследования. Методы исследования в социаль­ной психологии формируются позже и связаны первоначально с опытом философского, теоретического, а затем и эмпирического, в частности экспериментального, исследования.

В настоящее время, как это уже отмечалось, методы исследования, применяемые в социальной психологии часто отождествляются с методами эмпирического исследования. Как правило они сводятся к наблюдению, изучению документов, опросу, тестированию и эксперименту.

Методы сбора первичной информации. Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоя­нием других людей. Разновидностью последнего является "вклю­ченное" наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрыт­но ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые "значимые" или "стандартные" ситуации.

Многообразны и формы опроса. Последний может осуще­ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирова­ния и т. д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массо­вой информации.

Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широ­ком смысле слова документ – это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вооб­ще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений.

Соотношение методов эмпирического и теоретического исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Последнее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпирического исследования. Программа последнего включает в себя реализацию методов концептуального анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемного поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам иссле­дования результатов.

После предварительной теоретической подготовки осуществляется сбор первичной информации с применением тех методов, о которых уже говорилось выше.

Методы обработки информации. После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени достоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда методов, напри­мер опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого коли­чества полученной информации. Однако проблема точности ис­следования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических дан­ных. Не менее важным условием точности исследования явля­ются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между раз­личными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо­чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта­пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо­вательность методологического аппарата науки. В соответ­ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки ин­формации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависи­мостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам ка­чественного анализа, а к методам анализа качества изучаемо­го явления.)

Основными методами на этой стадии исследования явля­ются важнейшие установки социальной психологии, вытекаю­щие из социально-психологической теории, логические методы обобщения и анализа (индуктивный и дедуктивный, аналогия и т. д.), построение рабочих гипотез и метод моделирования. Все эти методы в целом могут рассматриваться как способы объяс­нения эмпирических данных. Определение места и значения каждого из них в социально-психологическом исследовании может и должно стать объектом специальных работ.

Вслед за построением рабочей гипотезы и соответствую­щей модели (на этапе, предшествующем началу сбора инфор­мации) наступает этап их проверки. Здесь опять применимы все известные методы получения информации для выяснения того, насколько соответствует или не соответствует, подходит или не подходит новая информация под объяснение с позиций сло­жившейся гипотезы и соответствующей модели. Однако наи­более эффективным и надежным методом проверки рабочих гипотез и моделей является метод социально-психологическо­го эксперимента.

Методы социально-психологического контроля. Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с ме­тодами воздействия и исследования занимают методы соци­ально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюде­ния; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак­тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим про­цессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его раз­личных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Еще более высоким уровнем контроля является примене­ние целого комплекса методов, начиная от диагностики и за­канчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном случае с целью обследования) и регуляции социально-психологического климата коллектива (СПК). Последняя включает в себя диагнос­тику всей совокупности компонентов, составляющих социально-психологические условия жизнедеятельности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, типологию лидерства, иерархию основных социально-психологических рассогласований в струк­туре как межличностных, так и деловых отношений между чле­нами коллектива). А также систему мер коррекции горизонтальных и вертикальных структур внутриколлективных отношений и тем самым регуляцию СПК.

Отвечая на поставленный нами выше вопрос о различии методов социальной психологии по критерию степени принад­лежности к данной науке, необходимо отметить следующее.

Все общеизвестные группы методов получения первичной информации (наблюдение, опрос, тест, документ и эксперимент) являются достаточно универсальными методами практически всех наук о человеке. Часть из них, такие, например, как на­блюдение или эксперимент, имеют несколько больше, чем оп­рос или документ, возможностей для проявления своих особенностей в социальной психологии. Наблюдение способно дать максимальный эффект именно в социальной психологии в той мере, в какой исследователь именно данной области психо­логически готов к наибольшей полноте и глубине восприятия психического состояния и поведения человека. Эксперимент же предполагает достаточно высокий уровень технологической и технической оснащенности средствами и методами социальной психологии.

К специфическим же методам собственно социальной пси­хологии можно отнести такие методы, какими являются сред­ства диагностики и регуляции групповой деятельности – диагностики СПК, стиля руководства и лидерства, коррекции межличностных отношений в группе и регуляции на их основе СПК. Сюда же можно отнести и методы социально-психологи­ческого контроля в целом, предполагающие комплексное при­менение методов диагностики, прогнозирования, коррекции и регуляции явлений групповой, коллективной и массовой пси­хологии как специфической феноменологии данной науки.

 

 

5.Использованная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: изд-во МГУ, 1997.

2. Майерс Д. Социальная психология: методология, теория, модели./ Под ред. Крылова В.Ю. – М. Наука, 1984.

3. Социальная психология Под ред. Петровского А.М. – М.: Просвещение, 1987.

4. http://www.coolreferat.com

5. http://bookap.info

6. http://readtiger.com

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.