Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар № 2 Теория и методика преподавания психологии в средней школе.

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Культурно-исторический аспект преподавания психологии в школе.

2. Программа учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностика усвоения знаний.

3. Виды занятий в практике обучения психологии в школе. Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе.

4. Методы обучения в преподавании психологии.

Литература: 21, 23, 32, 38.

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Выделите существенные особенности преподавания психологии в зарубежной школе (опыт английской школы, США и Канады). Какова история преподавания психологии в российской школе? Каковы цели и задачи преподавания психологии в школе? Объясните принципы обучения для преподавания психологии в школе. Проанализируйте функции учителя в учебном процессе. Выделите требования к личности учителя психологии. Проанализируйте Программу учебного курса психологии в школе (Ю.М. Забродин, М.В. Попова): содержание предмета, результаты обучения, диагностику усвоения знаний.

Каковы виды занятий в практике обучения психологии в школе? Изучите особенности конструирования, проведения и рефлексии урока. Какие типы уроков существуют? Как организовать учебное пространство на уроке? В чем заключаются особенности педагогического общения на уроке?

В каких случаях и как применяются следующие методы обучения в преподавании психологии: методы словесного обучения; метод проблемного обучения; метод наблюдения; активные групповые методы социального тренинга; метод творческого самовыражения; методы психической саморегуляции и тренировки психических функций; метод экспрессии; метод чтения вслух; метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.

Тема 2 Теория и методика преподавания психологии в средней школе.

Установка к занятиям [13, 17, 19, 21, 23, 29, 32].

Преподавание психологии в зарубежной школе: опыт английской школы, США и Канады. История преподавания психологии в российской школе [32].

Уже в первой половине ХХ столетия «Психология» имела свое место в учебных планах как полноправная школьная дисциплина в развитых странах Европы и Америки. Психология преподавалась в старших классах, т.е. для учащихся 16-18 лет, 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору.

В Англии с конца 70-х годов активно разрабатывается Пасторальная программа группой Оксфордских исследователей. Цель Пасторальной программы определяется следующим образом: «развитие ребенка, поддержание его устремлений к зрелости, поощрение достижения ответственной автономии».

К концу 80-х годов более чем в 1000 школ США и Канады была признана лучшей авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред. Эта программа предназначена для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе. Создавалась и совершенствовалась автором и ее коллегами в течение 20 лет. Учебный курс включает основы психологических знаний о себе и окружающих людях, развивает навыки психической и физической саморегуляции ребенка, формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей и образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для детей.

В России с 1906 года «Психология» была включена как самостоятельный общеобразовательный предмет в учебные планы средних школ. Она предназначалась для учащихся старших классов, т.е. 16-18 лет. Были разработаны учебные курсы проф. В.Ф. Адамовым, проф. С.П. Автократовым, проф. А.П. Нечаевым. Несмотря на то, что «Психология» как учебный предмет в школе была встречена преподавателями и учащимися с интересом, радостью и энтузиазмом, через 3 года она была выведена из числа обязательных предметов школьного цикла.

Среди причин, которые привели к такому решению, можно выделить три основных:

1) отсутствие специальной подготовки у преподавателей;

2) методическая непроработанность учебного курса (недостаток учебных, наглядных пособий и количества учебного времени);

3) непрочное положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального.

В сентябре 1988 года был подписан Приказ Министра образования о начале эксперимента, в результате которого в школе должен был появиться новый учебный предмет – психология для учащихся 8-11 классов (научный руководитель – доктор психологических наук Ю.М. Забродин, ответственный исполнитель – М.В. Попова). В экспериментальном учебном плане было выделено на психологию 3 часа учебного времени и 10 часов для индивидуальных консультаций в неделю на каждый класс. Разработанная программа и методика преподавания апробировались на базе средних общеобразовательных школ.

Согласно идеям гуманистической педагогики, цель образования – помочь каждому стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни. Обучение должно фокусировать внимание на формировании уважения, развитии умения общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческого мышления, умения работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.

При преподавании психологии важен деятельностный подход, чтобы знание не было абстрактным, а могло применяться самим подростком и в отношении самого себя, и в отношении других, хотя бы через желание понять другого или хотя бы через возможность увидеть другого. Нужно рассказывать не в категориях, не в абстракциях, а в образах, в конкретных объектах, которые можно наблюдать, чувствовать, понимать.

Задачи учебного курса психологиив школе [17, 21, 32 ].

«Учебный предмет – это педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности…» [21, С.18]. Вся совокупность учебных предметов в школе призвана непременно создать общую научную картину мира. Каждый из них выполняет свою роль в решении этой задачи. Совокупность учебных предметов призвана обеспечить ознакомление со всеми видами деятельности.

Е.А. Климов следующим образом определяет цель прохождения курса психологии в школе – «обрести психологическую направленность ума… замечать то, что раньше не замечали, размышлять о том, о чем пока мало думали или не имели возможности думать из-за недостатка специальных языковых средств (слов, терминов)» [17, С. 10].

Задачи учебного курса психологии в школе направлены на формирование в мировоззрении подростка картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе. Задачи формулируются следующим образом:

1. Привлечь внимание подростка к психической жизни человека (к тому, что происходит внутри нас, к нашей душевной и духовной жизни).

2. Дать подростку знания «о самом себе» и о способах получения этих знаний. (следует дать конкретное знание о способах взаимодействия с миром, технику самопознания, основы рефлексии).

3. Ознакомить подростка с особенностями организации и механизмами управления человеком собственной психической жизнью. Необходимо сосредоточить внимание на том, как на психологическом уровне происходит управление собой и каких результатов можно достичь при грамотном использовании ресурсов собственной личности.

4. Помочь подростку раскрыть творческие возможности своей личности.

Принципы обучения [32]. Из традиционных принципов обучения (воспитывающий характер обучения, научность, наглядность, сознательность и активность, систематичность, прочность, доступность, индивидуальный подход, учет возрастных особенностей) для преподавания психологии в подростковой аудитории исключительное значение имеют принцип учета возрастных особенностей и принцип индивидуального подхода.

Приступая к работе с подростковой аудиторией в рамках преподавания предмета «Психология», учителю очень важно внимательно отнестись к особенностям возраста. Следует помнить, что здесь имеет влияние и социальная ситуация развития, и изменения организма, и смена ведущего типа деятельности, и появившиеся интересы.

Функции учителя психологии [32]: эмоциональная поддержка, исследовательская, фасилитаторская и экспертная.

1. Функция эмоциональной поддержки. Учитель должен уметь соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, должен быть заинтересованным, озабоченым интересами подростка. Учителю психологии необходимо овладеть умением работать с эмоциональными проявлениями (своими и учеников) как с особым содержанием. Структуру этого умения составляют следующие компоненты:

· эмпатия (понимание чувств учеников);

· уважение (принятие учеников как конструктивных личностей);

· искренность (открытое проявление учителем своих чувств);

· конкретность коммуникации (избегание расплывчатых, обобщенных высказываний, точное описание чувств и переживаний).

2. Исследовательская функция. Эта функция имеет три аспекта реализации исследовательской активности учителя:

· в компетенцию учителя-психолога входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности;

· учитель-психолог использует в преподавании психологии психодиагностические методы и процедуры;

· учитель-психолог осуществляет в учебном процессе развивающие «технологии» личностного роста.

3. Фасилитаторская функция. Учитель создает условия для учения, то есть способствует ученику в усвоении и освоении нового.

4. Экспертная функция (консультативная). Учитель-психолог должен быть экспертом в психологических проблемах.

Требования к личности учителя психологии [32]. Преподавать психологию в школе может человек, обладающий совершенно определенными характеристиками. Приведем требования к личности учителя психологии, работающего в парадигме гуманистической педагогики.

Общая характеристика личности. Гуманен. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен к эмпатии, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными учениками.

Поведение в классе. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Устанавливает четкую процедуру проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь ученикам в учебе. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее «неформален», чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним.

Восприятие самого себя. Характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя.

Восприятие других людей. В основном склонен к положительному восприятию других (учеников, коллег, руководства), считает их стоящими людьми, настроенными в целом дружелюбно. Относится к ученикам «как к индивидам, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки».

О работе учителя над собой см.: [23, С. 94-155].

Виды занятий в практике обучения психологии в школе[32].

В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара. Творческие – в тренинговых формах. Практические – в форме лабораторных. Дискуссионные – в форме обсуждения.

Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе [13, 23].

Толкование урока по Л.Т. Охитиной [цит. по:13, С.377-378]:

1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика. На материале програмных вопросов можно формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом.

2. Изменение в структуре личности происходит лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями самих ребят.

3. Центральный компонент любого урока – организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения являются правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

4. Успех обучения зависит не только от внешних факторов – содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних условий – индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Типы уроков [19,21].

Лернер И.Я. выделяет 2 типа уроков:

1. урок, воспроизводящий целостный учебный процесс во всех его звеньях (постановка задачи, изучение нового материала, закрепление пройденного, обобщение и систематизация изученного, контроль и оценка, домашнее задание). Обычно такие уроки называют комбинированными;

2. урок, который содержит только часть этих звеньев в разном сочетании. Например, урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, их систематизации, формирования умений и навыков; урок контроля и оценки знаний.

Организация деятельности учащихся на уроке [19].

· Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение учащимися специально подобранных для них заданий, соответствующего учебным возможностям каждого. Учет индивидуальных особенностей, уровня подготовки.

· Фронтальная работа – вид деятельности преподавателя и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую работу, общую для всех. Это может быть совместное обсуждение проблем всей группой. Методическая сложность заключается в том, что сложно обеспечивать возможность активной работы всех учащихся учебной группы. Используется на этапе изучения нового материала и его закреплении.

· Групповая работа – разделение учебного коллектива на несколько микрогрупп (по 4 - 6 человек) для решения конкретных задач в совместной учебной деятельности.

Подготовка школьного урока [23]. «… главным звеном педагогического творчества является подготовка школьного урока» [23, С.3]. Зарождение урока – это появление замысла. Учитель, анализируя содержание изучаемого материала, определяет дидактические цели и дидактические задачи урока, вынашивает замысел конкретного урока. Замысел урока складывается из ряда элементов:

· осмысливание материала, установленного государственной программой;

· соотнесение этого материала с задачами воспитания и развития, с уровнем развития учащихся данного года обучения;

· соотношение с собственным духовным состоянием, рабочим и жизненным опытом;

· соотношение материала с конкретным классом и психологией отдельных учеников.

Далее начинается разработка замысла:

· Выбор методических приемов и расположение их в определенной последовательности;

· Конструирование изложения учителя, подготовка учительского слова (что и как будет сказано). При подготовке своей речи на уроке учитель решает, с чего начать, чем кончить, как расположить материал, как перейти от одного вопроса к другому, как выразить главные мысли.

Разрабатывая замысел урока, учитель должен искать возможности поставить ученика в позицию субъекта обучения, активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи. Учителю необходимо «увидеть» свой будущий урок и себя в нем.

Далее следует письменная подготовка урока (план и конспект урока).

Планируя урок, необходимо ответить себе на три вопроса [21]:

· На что можно и нужно опереться из изученного в предшествующей части курса или учебного предмета?

· В чем состоит дополнение, вносимое данным уроком во все изученное и усвоенное?

· Что следует учитывать из содержания последующей части курса, учебного предмета, способного дополнить, развить тему урока?

Анализ и самоанализ учебных занятий [13]. Анализ любого урока – это комплексное рассмотрение психологического, педагогического, методического и предметного аспектов. Выделение этих аспектов условно, только в теоретическом плане. Психологический анализ урока – многостороннее явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Психологический анализ урока – неотъемлемая часть педагогической деятельности, инструмент саморегуляции, самоконтроля и саморазвития для учителя.

Предметом психологического анализа урока являются:

· психологические особенности учителя;

· закономерности самого обучения;

· психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса

· психологические особенности и закономерности общения между учителем и учащимися, обусловленные спецификой учебного предмета и др.

Объекты психологического анализа урока:

· мотивы собственной педагогической деятельности;

· характер самого педагогического процесса;

· эмоциональная реакция учителя на процесс и результат своей деятельности;

· результаты педагогической деятельности.

Схемы психологического анализа урока строятся на разных основаниях. Авторы подобных схем: Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, И.А. Зимняя и др.

Психологический анализ урока – может быть представлен как ответ на те задачи, которые ставит учитель по отношению к себе и учащимся (см. схему психологического анализа урока И.А. Зимней). Выделяют три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий, ретроспективный (И. А. Зимняя).

Организация учебного пространства [32]. Процесс изучения «Психологии» в школе начинается с организации специального психологического пространства на каждом уроке. Существование особого пространства обеспечивают следующие три компонента:

1. Организация специфической коммуникации, основанной на личностных смыслах.

2. Формирование положительного отношения к специфике предмета психологии как науки.

3. Формирование установки на получение знаний.

Для учащихся существуют следующие правила: 1) говорить только тогда, когда тебя об этом просят (не разговаривать во время учебного процесса); 2) не хочешь работать – обязан сделать вид, что работаешь; 3) не отвечать «не знаю».

Процесс усвоения психологических знаний вне специальной атмосферы делается бессмысленным не только для учащегося, который не слушает, но и для других. Ученика, не способного принять правила, следует удалить за «несоответствие положению».

При организации учителем специального психологического пространства является недопустимым:

· отвлеченное внимание учеников (переговоры с товарищами, манипуляция с ручкой и так далее), следовательно, невключенность учащегося в процесс обучения (если нет внутренней «включенности», должна быть внешняя);

· продолжение занятия, если кто-то не слушает.

Педагогическое общение[32]. Решение проблем, связанных с обучением, требует не только создания специальной атмосферы в классе, но и организации особого педагогического общения. Учителю-психологу должно быть присуще следующее: безусловное положительное принятие личности ученика, эмпатия, установка на одобрение и поддержку, мотивационная готовность к общению. Он должен быть личностно ориентированным, способным к фасилитации (содействию).

Как совместить отсутствие авторитарности и умение учителя довести линию поведения до конца? Как осуществлять гуманизацию преподавания при необходимости подавления импульсивности отдельных учащихся, проведение четкой линии решения определенной поставленной учебной развивающей задачи? М.В. Попова дает несколько рекомендаций:

· Постоянное разъяснение того, что «Мы сейчас с вами на уроке решаем задачу», постоянная фиксация ситуации «здесь и теперь». Отсутствие оценочного отношения «правильно – неправильно». Эмоциональная поддержка важна и сама по себе. Следует использовать любую возможность для похвалы и поощрения.

· Полная управляемость учебного процесса в классе учителем, подчинение этому процессу учеников нужны для того, чтобы дать возможность учащимся, включившимся в работу, дойти в ней до конца.

· Следует постоянно рассказывать о том, что психологические феномены обладают той спецификой, что усвоить их можно лишь непосредственным погружением в них, пропуская их через себя, через свое самочувствие: «Как я себя чувствую сейчас?», «Что я «слышу» внутри себя?»

Что делать с теми учащимися, которые не то чтобы отвлекаются, но и не работают в данный момент? Линия должна быть довольно жесткой и однозначной: «Не можешь включиться в процесс, не хочешь – это твое дело и твое право. Сиди молча или уйди. Но не мешать другим ты обязан. Пусть работает сейчас тот, кто может».

Таким образом, требования к учащемуся предъявлять можно и нужно, однако нужно объяснять их смысл каждый раз, пока требования не будут восприниматься и осознаваться им как необходимое.

Методы обучения в преподавании психологии [32]. В переводе с греческого «метод» означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Каждому виду деятельности присущи свои методы. Правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод был неадекватен цели.

Обучение располагает целой системой разнообразных методов, которые определяются целями и задачами обучения и обуславливаются содержанием обучения, спецификой учебного предмета и характером учебного материала и связаны с методами самой науки.

Обозначим наиболее распространенные методы обучения, используемые в преподавании психологии.

1. Методы словесного обучения: рассказ, беседа, объяснение.

2. Метод проблемного обучения.

3. Метод наблюдения.

4. Методы экспериментальной и дифференциальной психологии.

5. Новые методы в преподавании психологии.

· активные групповые методы социального тренинга:

а) дискуссионные методы;

б) игровые методы – дидактические и творческие игры;

в) сензитивный тренинг.

· метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества).

· методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

· метод экспрессии (Н. Роджерс).

· метод чтения вслух, метод интроспективного анализа, методы по развитию творческого самочувствия, рефлексивный тренинг (М.В.Попова).

Учитель может просто и занимательно рассказывать о психике и о ее неисчерпаемых возможностях, о том, как она функционирует, чем один человек отличается от другого, о личности и коллективе, о многих других проблемах современной психологии. Для того, чтобы сделать урок занимательным, можно использовать рассказы из книги К.К. Платонова «Занимательная психология» [29].

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.