Здавалка
Главная | Обратная связь

Синтаксический разбор

Порядок синтаксического разбора

 

Словосочетание

Выделить словосочетание из предложения.

Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.

Указать грамматическое значение словосочетания.

 

Простое предложение

Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.

Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

Рассказать о строении предложения:

двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное);

нераспространенное или распространенное;

полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).

Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).

Объяснить расстановку знаков препинания.

 

Сказуемое

Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).

Указать, чем выражено сказуемое:

простое - какой формой глагола;

составное глагольное - из чего состоит;

составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

 

Предложение с однородными членами

В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).

Предложение с обособленными членами

 

В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.

Предложение с обособленными членами

 

Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.

Сложносочиненное предложение

 

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).

Объяснить расстановку знаков препинания.

Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

 

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Указать главное и придаточное предложения.

Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.

Объяснить расстановку знаков препинания.

Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

 

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Указать главное и придаточное предложения.

Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).

Объяснить расстановку знаков препинания.

Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

 

Бессоюзное сложное предложение

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).

Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.

Объяснить расстановку знаков препинания.

 

Сложное предложение с разными видами связи

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).

Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.

Объяснить расстановку знаков препинания.

Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.