Здавалка
Главная | Обратная связь

Правотворчество: понятие, стадии, принципы



Правотворчество (П) - это деятельность компетентных субъ­ектов, направленная на издание и совершенствование норма­тивных актов. Субъектами П. являются гос. органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправ­ления, а также народ при принятии законов путем референ­дума. Правотворческая деятельность осуществляется в соответ­ствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т. д.). Задачей право­творчества является совершенствование законодательства для достижения целей, которые ставит перед собой законодатель. П. заключается в издании новых норматив­ных актов, отмене или совершенствовании старых путем вне­сения изменений и дополнений.

Процесс П. протекает в рамках процедуры, установленной соответствующими законами, и проходит ряд стадий. Процедурная, процессуальная модель правотворчест­ва предполагает следующие стадии: законодательной иници­ативы и подготовки нормативного акта, обсуждения, приня­тия и опубликования.

Законодательная инициатива (предложение принять зако­нодательный акт) может быть неофициальной, исходящей от отдельных лиц, групп, партий и т. д., и официальной (формальной), исходящей от субъектов, предусмотренных зако­ном. Предложения о принятии законов, исходящие от субъе­ктов, обладающих правом официальной законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению законо­дательным органом. Круг субъектов, обладающих правом официальной зако­нодательной инициативы, определен Конституцией РФ: Пре­зидент РФ, палаты Фед-го Собрания, отдельные депу­таты, Правительство РФ, верховные судебные инстанции, представительные органы и правительства субъектов федера­ции. Субъекты официальной законодательной инициативы в республиках, краях и областях определяются их конституция­ми и уставами. Субъект, выступающий с предложением о принятии зако­на, обычно предлагает готовый законопроект. Если же ини­циатива не подкреплена законопроектом, то законодательный орган принимает меры к ее разработке.

Стадия обсуждения законопроекта наиболее ответствен­ная, во многом определяющая содержание будущего закона. Она проходит несколько чтений (обсуждений). На 1ом чтении заслушиваются доклад лица, внесшего законопроект, содоклад соответствующего комитета представительного ор­гана, вносятся поправки, дополнения. Законопроект или от­вергается или одобряется в целом и направляется на доработ­ку в комитеты представительного органа. На 2ом чтении обсуждается доработанный вариант законопроекта, принима­ется решение поставить его на голосование или направить на третье чтение.

Принятие закона. Закон принимается путем голосования депутатов соответствующего законодательного органа. Феде­ральные законы принимаются простым большинством голо­сов, а конституционные законы - не менее чем 2/з от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем в течение пятидней законы передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается принятым, если он одобрен простым большинством, а конституционный закон - 3/4 членов Совета Фе­дерации. При отклонении закона Советом Федерации созда­ется согласительная комиссия или Государственная Дума принимает закон при повторном голосовании не менее чем 2/з голосов.

Принятый закон в пятидневный срок направляется Пре­зиденту РФ, который в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его или отклоняет. В последнем случае Федеральное Собрание квалифицированным большинством голосов в 2/з может преодолеть вето Президента, и тогда Президент РФ обязан его подписать. Днем принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой. Днем принятия федерального конституционного закона РФ счита­ется день одобрения его Советом Федерации. Порядок при­нятия законов субъектов федерации определяется их консти­туциями или уставами и регламентами.

Опубликование законов и иных нормативных актов. Публи­кация (обнародование) нормативных актов - необходимое условие эффективного функционирования права, ибо без до­ведения информации о нормах права до их адресатов невоз­можно правовое регулирование.

Официальная публикация является и формальным усло­вием для определения начала действия нормативных актов, и подтверждением аутентичности, официальности их текстов. Согласно Конституции РФ (ст. 15) неопубликованные законы не применяются. Как отмечено выше, публикация является необходимым формальным условием действия вообще всех нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан. Это тем более необходимо, что в правовом регули­ровании действует принцип: незнание права не освобождает от ответственности и других неблагоприятных последствий (ignoratia jnris non excusut - незнание права не извиняет). За­коны, постановления палат Федерального Собрания, акты Президента, Правительства, Конституционного Суда РФ пуб­ликуются в Собрании законодательства Российской Федера­ции, которое периодически выпускается отдельными книга­ми, а также в газете «Российские вести».

Каждый акт, помещенный в Собрание законодательства, занимает свою позицию в этом собрании и обозначается но­мером статьи. Ссылка на соответствующий акт в Собрании обозначается обычно сокращенно, например: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 2. Это означает, что данный акт помещен во втором выпуске (книге) Собрания законодательства РФ за1999 г. И занимает в этом выпуске среди опубликованных актов вторую позицию (место).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) после их регистрации в Ми­нистерстве юстиции РФ в течение 10 дней публикуются в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» изда­тельства «Юридическая литература».

Официальными являются также тексты законов, указов, постановлений, актов ведомственных органов, распростра­няемые в машиночитаемом виде научно-техническим, цент­ром правовой информации «Система». Крупные норматив­ные акты (конституции, уставы, кодексы, положения, прави­ла) публикуются отдельными выпусками.

Порядок опубликования нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования определя­ются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием «Ведомости», напри­мер «Ведомости Свердловской областной думы». Официаль­ным изданием здесь служит также «Областная газета».

Принципы правотворчества. Это основополагающие идеи (ценности), на которые должно ориентироваться правотвор­чество.

Законность правотворчества состоит в том, что оно дол­жно осуществляться в рамках законов. Во-первых, норматив­ные акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; во-вторых, должны со­блюдаться процедура, порядок подготовки, обсуждения, при­нятия, опубликования, предусмотренный законом; в-третьих, должна соблюдаться иерархия нормативных актов.

Демократизм правотворчества с формальной точки зре­ния предполагает принятие основополагающих нормативных актов - законов только представителями, избранными наро­дом, и подчиненность законам всех прочих актов, принятие законов путем референдума, вынесение законопроектов на всенародное обсуждение. С содержательной точки зрения в законах и иных нормативных актах как результатах право­творчества должны находить выражение, закрепление ожида­ния, интересы и потребности большинства народа.

Научность правотворчества проявляется в использовании данных науки, прежде всего юридической, экономической, социологии, криминологии, медицины и т.д. при подготовке законопроектов, привлечении для экспертизы законопроектов ученых соответствующей области знаний. При подготовке законов экономического, да и иного характера важны просчет финансовых, материальных расходов, необходимых для реализации закона, определение источников этих расходов. Важно не только предвидеть положительные результаты дей­ствия законов, но и учитывать побочные результаты как от­рицательного, так и положительного характера.

Оперативность правотворчества - необходимое условие эффективности правового регулирования. Она предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущение положения, когда законы отстают от жизни. Здесь важно дей­ствовать на опережение, важно предвидеть зарождающиеся в обществе общественные процессы положительного и отрица­тельного свойства, своевременно на них реагировать путем принятия соответствующих нормативных актов. Оператив­ность предполагает и быструю ликвидацию пробелов в зако­нодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших актов, издание актов, предусматривающих механизм, порядок реализации законов и т.п.

Связь правотворчества и практики. Нормативные акты - это всегда средство, инструмент достижения практических целей, С помощью права достигается определенный положительный результат, состоящий в возникновении и упрочении отношений, процессов, ситуаций, создающих благоприятные условия для нормального существования и развития общест­ва, или, напротив, в устранении факторов, неблагоприятных для общества. В этом действии права возможны определенные сбои, ошибки, ведущие к отрицательному результату и недо­статочной эффективности права. Такие сигналы подает пра­вотворчеству практика в той или иной сфере общественной жизни. Поэтому связь с практикой, учет эффективности или неэффективности действиям права являются непременным принципом правотворчества.Только практика может дать объективную оценку действенности права. Она может вы­явить пробелы в праве, ошибки, допущенные законодатель­ством, и другие отрицательные моменты регулирования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.