Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Местное самоуправление, в основе которого лежит право насе­ления городских и сельских поселений самостоятельно решать во­просы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности. Ответственность органов местного самоуправления u должностных лиц местного самоуправления"— это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуп­равления, контроль над их деятельностью служат — обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населе­ния, граждан, общества в целом[1].

Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответствен­ность, а также основные формы этой ответственности. Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность:

а) перед населением муниципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими и юридическими лицами (ст. 47).

Формы государственного и общественного контроля деятель­ности местного самоуправления, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Первоочередность закрепления ответственности органов и должностных лиц муниципального управления перед населени­ем — основным субъектом властеотношений на территории му­ниципального образования — основана на сущности местного самоуправления как формы народовластия (п.2 ст. З Конститу­ции РФ). Поэтому санкции при реализации этого института от­ветственности перед населением носят в основном конституци­онно-правовой характер. Это подтверждает содержание ст.48 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ответственность органов и должностных лиц перед населением наступает в результате утраты доверия населения, порядок и условия ответственности оп­ределяются уставами муниципальных образований.

В законодательстве субъектов РФ эта норма федерального закона развивается и конкретизируется. Например, Закон «О местном самоуправлении Калужской области» дополняет насту­пление такой ответственности за неисполнение органами и должностными лицами местного самоуправления своих полно­мочий (п. 2. 2 ст. 60 Закона), в Свердловской области она насту­пает в случае нарушения ими местных правовых актов либо утраты доверия со стороны населения (п. 2. ст. 67 Закона «О местном самоуправлении Свердловской области»[2].

Федеральное и региональное законодательство предусматри­вает также ответственность муниципальных органов и должност­ных лиц перед гражданами. Статья 26 Закона «Об общих прин­ципах.» ' предусматривает административную ответственность должностных лиц местного самоуправления за нарушение сро­ков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к долж­ностным лицам местного самоуправления. В ст.33 Конституции РФ закреплено право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в орга­ны местного самоуправления. Статья 24 Конституции РФ обя­зывает органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, ст. 32 (ч. 2) Конституции РФ предоставляет гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, п. 3 ст. 23 Закона «Об общих прин­ципах...» предусматривает гарантированность выборов феде­ральными и региональными органами государственной власти.

Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным на­селением в значительной мере является конституционно-правовой, поскольку речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения. В качестве юридических лиц они несут ответственность перед фи­зическими и другими юридическими лицами в порядке, уста­новленном законами Федерации, ее субъектов, уставами муни­ципальных образований (ст.50 Закона). Нормы гражданского и иных отраслей российского права, в соответствии с которыми наступает ответственность органов и должностных лиц, получи­ли свое развитие и дополнение в законодательстве субъектов Российской Федерации[3]. Например, в Законе «О местном само­управлении Калужской области» содержится норма, предусмат­ривающая право местного сообщества предъявлять иски к управляющим субъектам местной власти в случае невыполнения ими обязанностей по отношению к отдельному жителю муниципального образования или к местному сообществу в целом (п. З ст. 60). Иногда предусматривается право на обжалование в суде решения, а также действий (бездействия) органов и долж­ностных лиц местного самоуправления (ст. 70 Закона «О мест­ном самоуправлении в Свердловской области»).

Процесс становления системы местного самоуправления уже выявил всю сложность взаимоотношений между государствен­ными органами и муниципальными образованиями. Конститу­ционное обеспечение организационной обособленности мест­ного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантиро­ванность этого института в Российской Федерации (ст. 12 Кон­ституции РФ) превращают местную власть в одну из важнейших основ конституционного строя России

Все элементы структуры местного самоуправления обеспечивая жизнедеятельность населения муниципального образования, вступают в широкий круг разнообразных общественных отношений, урегулированных нормами многих отраслей российского права, несут юридическую ответственность перед местным населением, государственными органами, юридическими лицами и гражданами.

В ст. 47 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяется, что органы и должностные лица местного несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

В общей теории права и государства юридическая ответственность определяется следующим образом.

Юридическая ответственность в собственном смысле (негативная юридическая ответственность) – это применение санкции правоохранительной нормы, что выражается в негативных последствиях для правонарушителя, наступающих в виде лишений или ограничения личного или имущественного характера. Необходимым основанием юридической ответственности является совершение лицом правонарушения. В исключительных случаях закон предусматривает юридическую ответственность за совершение объективно противоправного деяния, например невиновное причинение вреда. Так, согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Факт правонарушения порождает охранительное правоотношение, в рамках которого государство вправе применить к правонарушителю принуждение, но в пределах санкции соответствующей правоохранительной нормы, а правонарушитель обязан подвергнуться мерам государственного принуждения, назначенным компетентным органом[4].

Ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном). Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности в публичном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативной ответственности и сторонников ответственности ''двуаспектной'', включающей как негативную, так и позитивную. Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга[5].

Цель юридической ответственности – защита правопорядка и воспитание законопослушности. Ее функции – карательная (возмездие, наказание, призванное предупредить совершение правонарушений в будущем как самим правонарушителем, так и другими) и правовосстановительная (компенсация потерь при имущественной юридической ответственности, восстановление нарушенных прав).

Выделяются принципы юридической ответственности, которые формулируются следующим образом:

1. Без вины нет юридической ответственности (объективно противоправные деяния в исключительных случаях влекут за собой обязанность возмещения вреда, но не наказание).

2. Нет юридической ответственности, не предусмотренной законом; договорная ответственность применяется, поскольку не противоречит закону.

3. Меры юридической ответственности не должны противоречить естественным неотчуждаемым правам человека (никто не может быть подвергнут жестокому наказанию).

4. Справедливость (за правонарушение отвечает тот, кто его совершил).

5. Юридическая ответственность для достижения ее цели и выполнения ее функции должна быть неотвратимой и наступать в разумные сроки.

Выделяют следующие виды юридической ответственности:

1) гражданско-правовая (носит компенсационный характер, причиненного правонарушением);

2) уголовная (устанавливается за общественно опасные деяния, основная функция - карательная);

3) административно- правовая (предусматривает наказание за деяния меньшей общественной опасности, не признаваемые преступлениями);

4) дисциплинарная (имеет место в отношениях служебной подчиненности – только на государственной службе или в связи с трудовыми отношениями в государственных организациях, учреждениях);

5) материальная – в случае причинения работником при выполнении трудовых обязанностей материального вреда работодателю; вред возмещается в пределах, определяемым трудовым законодательством[6].

Все эти виды ответственности в той или иной степени могут иметь место в сфере местного самоуправления.

В ст. 48 Закона об общих принципах организации местного самоуправления выделена также ответственность перед местным населением – специфический вид конституционной ответственности.

Таким образом ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивает интересы населения, граждан и общества в целом, так как закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица несут ответственность. В современном российском праве ответственность понимается в двух смыслах. Прежде всего это традиционное понимание ответственности как обязанности претерпеть определенные негативные последствия за совершенные противоправные деяния. Такую ответственность как выяснилось называют негативной. Однако, по мнению многих юристов, понимание ответственности не исчерпывается лишь ее негативным аспектом. Существуют также позитивная ответственность (активная или перспективная), то есть когда личность осознает в своем поведении выполнение долга. Неотвратимость ответственности вытекает из принципа всеобщей обязанности закона.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.