Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка проекта групповой работы

Выработка целей

одна из важнейших задач начального этапа работы группы. Не имея ясных целей, трудно получить пользу от участия в группе. Определенность и конкретность особенно важны в групповой работе. Начинается групповая работа с постановки цели, которая определяет как характер деятельности, так и ее результаты. Цели могут быть заданы извне или поставлены самой группой. Они могут быть близкими и далекими. Близкие цели регулируют текущую деятельность, далекие - рассчитаны на длительный период времени и определяют перспективу в развитии группы. В отличие от индивидуальной работы цели групповой работы ставятся при участии всех членов группы, совместно обсуждаются и оцениваются с точки зрения тех результатов, которые они будут иметь для группы. Если цели четко сформулированы, и вам, и вашим клиентам станет понятнее, чего именно нужно достичьМногие клиенты, особенно дети, не не всегда способны ставить перед собой цели – ни краткосрочные, ни долгосрочные. Ведущий должен помочь им научиться ставить реалистичные личные цели и работать в направлении их достижения. Это правило касается и умения вырабатывать групповые цели. Если они смутны и неясны, работа на занятиях не будет эффективной.

Групповой психотерапевт должен:использовать все свое умение и помочь членам группы сформулировать конкретные цели групповой работы ясным и понятным для них языком;в процессе групповой работы помочь членам группы оценить степень продвижения к их личным целям и помочь пересматривать их, если это необходимо;помочь членам группы определить, в какой степени их личные цели могут быть достигнуты в рамках конкретной группы.

Три компонента выработки цели-Правильно сформулированная цель включает в себя поведение, которое следует изменить, условия, при которых это изменение в поведении произойдет, и степень или объем изменения. Описывание условия, при которых будет достигнуто желаемое поведение. Важно тщательно оценить ситуацию и контекст, в которых клиент предпримет попытку вести себя по-новому. Выбор уместного и реалистичного уровня или объема нового поведения. Иначе говоря, в какой мере клиент хочет вести себя по-новому.

Постановка целей в высшей степени личная задача. Она требует больших усилий и участия со стороны клиента. В связи с этим, клиент должен выбирать такие цели, которые действительно для него важны и ради которых он готов идти на жертвы. Установление целей, как и другие аспекты консультативных взаимоотношений, должно быть интерактивным процессом, ответственность за который несут оба - и консультант, и клиент. Понимание цели позволит вам непосредственно работать с проблемами или заботами клиента .Не менее важны и другие выгоды, которые принесет вам работа с конкретными поведенческими целями. Вы быстрее добьетесь от клиента сотрудничества, так как клиенту будет легче понять, что именно нужно делать. Кроме того, если перед клиентом стоят конкретные цели, вам будет легче выбирать эффективные терапевтические техники и стратегии. И, наконец, будет легче осознать и оценить прогресс, а это само по себе является плодотворным опытом.

Подготовка проекта групповой работы

Групповая работа – это определенная последовательность взаимосвязанных шагов, которые можно разбить на три этапа.

I этап. Предварительная подготовка. Включает оценку потребностей возможных клиентов, подготовку проекта групповой работы, рекламу группы, выбор методов оценки работы группы, процедура отбора участников группы, подготовка материалов.

II этап. Проведение групповых занятий.

III тап. Завершение работы. Включает проведение заключительного анкетирования, итоговую оценка результатов, проведение заключительной встречи группы.

Проект – это документ, разрабатываемый с определенными целями. Прежде всего, он помогает структурировать намерения ведущего группы, описать цели, задачи и содержание групповой работы. Во-вторых, он помогает ответить на возможные вопросы со стороны клиентов или заказчиков о необходимости групповой работы. Например, если психолог предлагает провести психологические групповые занятия в начальной школе, для которой такая форма работы является новинкой, у учителей и родителей может возникнуть масса вопросов по этому поводу. Заранее подготовленный документ станет убедительным доказательством того, что ведущий группы имеет четкое представление о цели, задачах и методах будущей работы.

Ниже приведены ориентировочные вопросы, на которые имеет смысл ответить ведущему группы при подготовке проекта групповой работы (M. Согеу & G. Согеу 1992):

Описание и обоснование программы работы. Опишите групповую работу как процесс, рассчитанный на определенное время и направленный на формирование новых навыков, отработку более адаптивного поведения, обмен мнениями, мыслями и чувствами по определенным вопросам.

-Что вы предлагаете как ведущий?

-На какой контингент рассчитана ваша работа?

-Какие темы будут обсуждаться?

Цели

-Какие цели вы ставите перед группой?

-Адекватны ли задачи возрасту и способностям участников?

-Ясно ли сформулированы цели?

-Поддаются ли они оценке?

- Достаточно ли времени отведено на выполнение поставленных задач?

Организационные вопросы

-Kтo будет вести группу?

-Достаточно ли квалифицирован ведущий?

-Как будут отбираться члены группы?

-В какое время будут проводиться занятия?

-Всех ли это время устраивает?

-Сколько человек должно быть отобрано и по каким критериям?

-Где будут проходить занятия, и сколько они будут длиться?

-Возможно ли включение в группу новых участников после начала занятий?

-Что вы будете делать, если клиент захочет покинуть группу досрочно?

Работа группы

-Какие приемы и техники вы собираетесь использовать

-Как и когда вы расскажете о неприятных моментах, которые могут возникнуть в процессе групповой работы?

-Как вы будете защищать участников группы от физических и психологических травм?

-Как вы расскажете о конфиденциальности и как объясните ее пределы?

-Что вы будете делать, если заказчики или третьи лица захотят узнать от вас конфиденциальную информацию об участнике группы?

-Каким образом вы собираетесь получить личное или юридическое (в случае, если это ребенок) согласие клиента на участие в групповой работе?

-Будете ли вы использовать записывающую аппаратуру или проводить исследования в процессе групповой работы?

-Как вы обеспечите конфиденциальность рабочих записей, сделанных на занятиях?

Оценка эффективности работы

-Как вы собираетесь оценивать, произошли ли положительные изменения в результате групповой работы у каждого из участников?

-Как вы собираетесь определять успешность выполнения задач и достижения целей?

-Какие мероприятия вы планируете провести после завершения занятий?

-Будет ли проведен анализ групповой работы и кому будут переданы данные анализа?

-Как будут храниться данные анализа?

-Кто будет иметь право доступа к этим данным?

-Как вы собираетесь оценивать качество собственной работы?

 

Оценка результатов.

После обработки результатов заключительного тестирования необходимо составить краткий отчет о работе группы с общим описанием результатов работы и анализом данных тестирований.

Необходимо помнить, что эти сведения касающиеся клиентов, их имена в отчете должны быть зашифрованы.

Индивидуальные данные могут быть разглашены только в экстремальных ситуациях и только с согласия самих клиентов.

Собранные данные могут использоваться в следующих целях:

· Для отчета о результатах групповой работы, предоставляемого заинтересованным лицам или инстанциям (школьной администрации, учителям, родителям, органам надзора, финансовым фондам и т.д.).

· Для анализа индивидуальных изменений конкретного участника группы, чтобы помочь ему разобраться со своими проблемами.

· Для оценки эффективности работы ведущего.

· Для определения направлений дальнейшего обучения и повышения квалификации ведущего.

· Для включения в общий отчет психологического центра или службы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.