Методика преподавания раздела «Социальная информатика»
Цель изучения: формирование представлений о современном состоянии общества и путях его дальнейшего развития.
Основные понятия: информационное общество, информационная революция, информационная культура, информационные ресурсы, информационная безопасность, информационный кризис. В результате изучения учащимся необходимо понимать:
знать:
уметь:
Включение раздела «Социальная информатика» в школьный курс информатики связано с широким использованием новых понятий, возникших на этапе перехода от индустриального общества к информационному. Современный школьник должен понимать значения ключевых понятий раздела «Социальная информатика». Отдельные понятия раздела могут быть введены и в основную школу. Это «информационные революции», «информационные ресурсы», элементы «информационной безопасности». Время изучения учитель выбирает самостоятельно, в зависимости от своего взгляда на построение курса. Это может быть удачным в начале года в 9-м классе либо как завершение года в основной школе. Обсуждаемые вопросы в рамках этого раздела требуют некоторых исторических, экономических, общественных и других знаний. На базе этих знаний можно сделать некоторые выводы, они могут быть субъективными. Здесь играют важную роль сами проблемные вопросы, возможность их обсуждения и анализа некоторых первоисточников. Первым вопросом может быть взгляд в прошлое и анализ событий, произошедших в обществе, которые называют информационными революциями – радикальные изменения в информационной области в истории человеческого общества. Первая информационная революция – изобретение письменности (накопление и распределение знаний). Вторая информационная революция – изобретение книгопечатания (общедоступная грамотность, развитие науки и техники) – 16 век. Третья информационная революция – прогресс в изобретениях средств связи (радио, телеграф, телевидение, передача на большие расстояния) – 19 век. Четвертая информационная революция – появление микропроцессорной техники – радикальное изменение системы хранения, поиска и обработки информации. Заложены основы преодоления информационного кризиса – 70-е годы 20 века. Информационный кризис – невозможность обработки информации в приемлемое время. Понятие «информационный кризис» поможет перейти к рассмотрению достаточно сложного для основной школы понятия «информационное общество». Понятие «информационное общество» в учебниках информатики объясняется по-разному, так же, как и объем изучаемого материала по разделу «Социальная информатика» различен. В учебнике Угриновича Н.Д. глава 7 «Информатизация общества» состоит из двух параграфов: «Информационное общество» и «Информационная культура». Авторы утверждают, что Япония и США уже живут в информационном обществе. В учебнике Семакина И.Г. 10 класс глава 4 «Социальная информатика» состоит из 5 параграфов, где наиболее полно и доступно раскрываются основные понятия раздела. Авторы не столь категоричны в утверждении, что какие-то страны уже живут в информационном обществе. Материалы этого учебника частично можно использовать в основной школе. В учебниках под редакцией Макаровой Н.В. несколько иной подход: им удалось интерпретировать понятия этого раздела в курс информатики основной школы, учитывая возрастные особенности учащихся. В старшей школе к разделу «Социальная информатика» авторы возвращаются в самом начале курса, чтобы перейти к изучению информационных технологий на хорошем пользовательском уровне. Но здесь не уделено время вопросам информационной безопасности и важности информационных ресурсов. Эти вопросы имеют еще и воспитательное значение, поэтому их не следует игнорировать. Никакой другой предмет не в состоянии обратить на это должное внимание. В «Систематическом курсе» для 10 класса Бешенкова С.А., Ракитиной Е.А. эти понятия просто упоминаются в тексте. Некоторыми обобщениями на тему «Социальные информационные технологии» заканчивается 4-я глава этого учебника. Поскольку у данных авторов отсутствует учебник для основной школы, то невозможно сделать выводы о том, где они видят место и время для изучения вопросов социальной информатики. Само понятие «информационное общество» может стать предметом на семинаре: «Какое общество можно считать информационным?» Но к семинарской форме работы учащиеся должны быть подготовлены. Вопросы формулируются учителем и распределяются между учащимися. Они готовят сообщения с демонстрацией (слайды презентации или иная форма наглядности) для обсуждения с аудиторией. Под семинар следует отвести два спаренных урока. Если семинар на эту тему проводится впервые, то вполне достаточно немного измененных вопросов из учебника Семакина И.Г. «Информатика. 10 класс», стр. 112:
Но и в рамках урока этот материал достаточно активно обсуждается учащимися. Учитель может предложить выбрать наиболее приемлемое определение из существующих: например, академика Извозчикова В.А. или определение японских специалистов, впервые употребивших этот термин. Информационным считают общество, «в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому». Академик Извозчиков В.А. предлагает следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» общество, то во все сферы жизни и деятельности членов которого включены в компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.». Независимо от того, какое определение будет выбрано, следует обратить внимание, что в мире появляется новый товар, отличающийся от всех остальных и существенно изменяющий структуру самого общества. Товаром, прежде всего, считают ресурсы, которыми обладают страны. Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, природные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Новым товаром на мировом рынке становятся информационные ресурсы. «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Информационные ресурсы после использования не исчезают, это их главное отличие от материальных ресурсов. Именно эта особенность привела к информационному кризису, но в то же время дала толчок переходу к информационному обществу. Далее вместе с учащимися формируем характеристики информационного общества.
а) активный переток из производственной сферы в сферу информационного обслуживания; б) появление развитого рынка информационных товаров и услуг, включающих секторы:
Информационные ресурсы государства – хранилища и источники общественно значимой информации. Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники в середине 20 века не стал причиной перехода к информационному обществу. Только возможность быстрого доступа к нужной информации, появление огромных баз данных и сетей различных типов, т.е. создание телекоммуникационной инфраструктуры, позволяет говорить о переходе к информационному обществу.
Эта характеристика информационного общества поставила проблемы информационной безопасности. Уважение прав личности (соблюдение личных тайн) и корпоративных секретов поставлено под угрозу. Так же необходима защита от противоправных действий в сети со стороны пользователей, регулирование авторских и имущественных прав на программные продукты и базы данных. Правовые и экономические вопросы должны быть урегулированы государством.
Информационная культура – умение и потребность человека целенаправленно работать с информацией средствами новых информационных технологий, а также умение качественно оценивать информацию. Существенным элементом информационной культуры считают владение методикой коллективного принятия решений, т.е. умение взаимодействовать с другими людьми в информационном поле.
Обсуждая происходящие изменения, следует обратить внимание на особый путь России при движении к информационному обществу, состоящий в информатизации системы образования. Это приоритетная задача государства.
Обсуждение этой характеристики не вызывает затруднений у учащихся, они охотно примеряют к себе все достижения науки и техники и могут видеть последствия прогресса. Здесь следует подробнее остановиться на опасностях информационного общества: · разрушение частной жизни людей и организаций; · усиление влияния средств массовой информации, т.е. тех, кто их контролирует; · проблема отбора качественной и достоверной информации при ее большом объеме; · проблема адаптации людей к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень; · информационное неравенство пользователей, как следствие – социальная напряженность; · сокращение числа рабочих мест за счет использования новых информационных технологий; · информационные войны. Информационная война – открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения будут информационные инфраструктуры и психология противника. Задача учителя – попытаться заинтересовать учащихся современным состоянием общества, где существует множество ярких примеров уже состоявшихся успешных и не очень успешных информационных войн. Последним обсуждаемым вопросом этого раздела станет правовое регулирование проблем, связанных с информацией, т.е. обсуждение законов, действующих в настоящее время, и различных аспектов их применения. Правовое регулирование в информационной сфере на сегодняшний день определяется следующими законами Российской Федерации:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|