Здавалка
Главная | Обратная связь

Топливная промышленность



 

Калининградская область не располагает существенными топливно-энергетическими ресурсами, способными обеспечить энергетическую самодостаточность региона. Тем не менее, на ее территории имеются месторождения топливных полезных ископаемых, более полное использование может внести определенный вклад в уменьшение зависимости области от ввоза топлива из других регионов России. Речь идет, в первую очередь, о нефти и торфе.

Первая нефть в Калининградской области была обнаружена в 1961 году, а в 1975 году началась ее промышленная добыча. Максимум добычи был достигнут в 1986 г. – 1,5 млн. т. В настоящее время добывается около 700 тыс. т нефти в год.

В первой половине 1980-х годов начался поиск нефти на шельфе Балтийского моря. Было найдено два месторождения. Одно из них - «Кравцовское» (Д-6) находится в 22 км от Куршской косы. В конце 2003 - начале 2004 годов акционерное общество «ЛУКойл-Калининградморнефть» планирует начать добычу нефти на этом морском месторождении. В 2005 году добыча должна достичь 600 тыс. т.

Добытая нефть будет поступать в проложенный по дну трубопровод. Из моря труба выйдет в районе пос. Куликово, затем пойдет в район пос. Романово на нефтесборный пункт. После очистки от примесей и отделения попутного газа нефть по трубопроводу поступит на нефтетерминал «ЛУКойла» в поселке Ижевское. Оттуда она будет вывозиться танкерами на переработку за пределы области.

При подготовке к эксплуатации месторождения большое внимание уделяется экологической безопасности проекта. В частности, предусмотрен так называемый «нулевой сброс» - все отходы будут собираться и вывозиться в специальных контейнерах на судах обслуживания для дальнейшей утилизации и обеззараживания.

Залежи торфа занимают свыше 7% суши области, или более тысячи квадратных километров. Их толщина залежей в отдельных местах достигает 12 м. В начале 1990-х годов торф добывался в Нестеровском, Полесском, Краснознаменском и Гвардейском районах. В 1992 году в Краснознаменском, Черняховском и Правдинском районах начались работы по производству топливного торфа.

Есть в Калининградской области и бурый уголь. Это Грачевское месторождение в Зеленоградском районе. Бурый уголь из-за небольших размеров месторождения и из-за того, что оно расположено в курортной зоне не добывается.

 

 

Электроэнергетика[1]

Электроэнергетика включает производство электроэнергии и доставку ее потребителю – различным отраслям экономики и населению. В Калининградской области производится недостаточно электроэнергии, и ее приходится поставлять из Единой энергосистемы России по линиям электропередач стран Прибалтики и Белоруссии или из Литвы.

Основная часть электроэнергетики области объединена в единую энергосистему «Янтарьэнерго». Она включает электростанции общей мощностью более 130 мегаватт (МВт). Прежде всего, это тепловые электростанции: в Гусеве – ТЭЦ-5 и Cветлом - ГРЭС-2. ТЭЦ-1 в Калининграде сейчас производит только тепловую энергию для областного центра. Раньше тепловые электростанции работали на угле, который привозили из Польши, сейчас они работают, в основном, на мазуте.

Этот комплекс дополняют малые гидроэлектростанции: Правдинская, Озерская и Заозерная. При помощи датских партнеров в мае 1998 г. в поселке Куликово Зеленоградского района была установлена первая ветроэнергетическая установка (ВЭУ), а сейчас уже создан целый ветропарк из 22 ВЭУ. Но их общая мощность составляет всего 5 МВт.

Основной объем электроэнергии, вырабатываемой источниками «Янтарьэнерго» дают тепловые электростанции - 82%, гидроэлектростанции производят около 17% электроэнергии; чуть более 1% электроэнергии вырабатывают ветроэнергетические установки.

Общее количество электроэнергии, вырабатываемой местными источниками, составляет всего лишь около 7-8% от потребностей области, которые, после начала выхода экономики из кризиса, постоянно растут.

Зависимость области от поставок электроэнергии извне не только повышает ее себестоимость, но и ставит область в зависимость от возможных изменений геополитической ситуации. Кроме того, ожидается, что после присоединения Литвы к Евросоюзу литовская энергосистема отделится от ЕЭС России и присоединится к сетям ЕС с иными техническими параметрами. Это сделает практически невозможным как транзит электроэнергии из ЕЭС России, так и ее поставки непосредственно из Литвы. В связи с этим важной проблемой для Калининградской области является организация автономного электрообеспечения.

Задача эта решается, прежде всего, через Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года. Предполагается построить Калининградскую ТЭЦ-2 (пос. Борисово) с установленной энергетической мощностью 900 МВт, работающую на природном газе. В будущем предполагается организовать экспорт в зарубежную Европу части производимой электроэнергии (международный проект «Энергомост Восток-Запад»).

Кроме того, предполагается реконструировать ТЭЦ-1 в Калининграде, ГРЭС-2 в Светлом, Гусевскую ТЭЦ и перевести их на природный газ, построить Правдинские ГЭС-3 и ГЭС-4.

Хорошие перспективы имеет использование возобновляемых источников энергии области - энергии ветра и малых рек. Калининградская область, благодаря своему географическому положению, имеет высокий ветроэнергетический потенциал. Наиболее перспективными являются шельфовые зоны и прибрежные участки Балтийского моря и заливов. В настоящее время изучается возможность строительства ветропарка из 25 ВЭУ общей мощностью 50 МВт на шельфе в районе пос. Приморский совместно с датчанами. Ветроэнергетические станции - экологически чистые и безопасные источники энергии, способные обеспечить бесперебойную подачу энергии потребителю.

Технический гидропотенциал рек области оценивается в 30 МВт. Возможно строительство Правдинских ГЭС на реке Лава, Озерской ГЭС на Анграпе и микро-ГЭС на реке Гурьевка. Вторая группа малых ГЭС может быть создана в бассейнах рек Писсы, Красной, Шешупе. Развитие гидроэнергетики позволит довести выработку электроэнергии на малых ГЭС ориентировочно до 80 млн. кВт. ч./год.

Дополнительным источником производства тепла и электроэнергии может служить древесина, отходы деревообрабатывающей промышленности, сельскохозяйственные и бытовые отходы («биомасса»).

Эффективным и относительно быстро реализуемым методом покрытия потребностей в энергии станет также энергосбережение. В Калининградской области разработана и начала выполняться Программа энергосбережения Калининградской области на период 2000-2005 годов.

 

Машиностроение

 

В советский период был создан ряд машиностроительных предприятий, на каждом из которых работало несколько тысяч человек. Это, прежде всего, судостроительный завод «Янтарь» и производитель высокоточного электронного оборудования завод «Кварц», работавшие на нужды обороны, а также вагоностроительный завод, специализировавшийся на выпуске вагонов-самосвалов (думпкаров) для угольной промышленности. Приборами и системами автоматизации для газопроводов калининградского завода «Союзгазавтоматика» оснащались газовые магистрали всей страны. ОКБ «Факел» - головное предприятие по выпуску электрореактивных двигателей для космических аппаратов. Двигателями «Факела» оснащались искусственные спутники земли. Прожектора и светильники гусевского завода светотехнической арматуры устанавливались на атомоходах и стадионах, на Останкинской телебашне и олимпийских сооружениях в Москве, поставлялись в пятьдесят зарубежных государств.

В 1990-е годы в отрасли произошел резкий спад объемов производства. Главными факторами спада стали разрыв связей с поставщиками сырья, материалов и деталей; нехватка денег у потребителей и, следовательно, снижение спроса на продукцию машиностроения; обвальное уменьшение оборонного заказа.

Сдвиг в лучшую сторону произошел в конце 1990-х годов. Ряду предприятий удалось выйти со своей продукцией на внешние рынки. Это «Балткран», получивший заказы на поставку кранов из США, Сингапура, Австралии, Германии, Японии и других стран, и Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», строящий суда для заказчиков из Нидерландов, Норвегии, Германии…

Но все-таки большинство машиностроительных предприятий области, начавших выходить из кризиса, работают на общероссийский рынок. Режим ОЭЗ (беспошлинный ввоз сырья, материалов и деталей и беспошинныйбеспошлинный вывоз готовой продукции на остальную территорию страны) помог выжить многим из ранее существовавших заводов.

Благодаря ОЭЗ в Калининградской области появились и новые производства, ставшие известными не только в области, но и в других частях страны, а то и за ее пределами. Это, прежде всего, сборка автомобилей («Автотор – см. врезку). Завод «Телебалт» в Калининграде собирает каждый третий российский телевизор и каждый девятый пылесос. Компания «Балтийский силач» налаживает производство погрузчиков с использованием комплектующих из Италии, Японии и Китая. В Озерске совместно с партнерами из Чехии организовано производство свечей зажигания для автомобилей (компания «Бриск»). Можно привести и другие подобные примеры.

 

Калининградские автомобили В 1996 году закрытое акционерное общество «Автотор» начало в Калининграде сборку корейских автомобилей фирмы КИА. В 1999 году была начата также сборка автомобилей БМВ. Автомобили КИА собирают на территории завода «Калининградбуммаш» (пос. А.Космодемьянского) , БМВ - на территории завода «Янтарь». По технической оснащенности, уровню организации труда, производства и управления, и, что особенно важно, качества продукции калининградский завод является лучшим среди зарубежных заводов БМВ. В 2000 году производство автомобилей БМВ в Калининграде, единственное среди всех автомобильных производств России, было аттестовано на международный сертификат качества производства. В 2002 году было собрано около 3,5 тыс. автомобилей КИА и более 2,2 тыс. автомобилей БМВ третьей и пятой серий. В результате освоения сварки и окраски кузовов внедорожника КИА «Спортэйдж» завод фактически перешел от сборки автомобилей полнокомплектному автомобильному производству. Что касается БМВ, то в настоящее реализован только первый этап этого проекта. На сборку поставляется сваренный и окрашенный кузов и от 17 до 20 тысяч деталей для сборки. На втором этапе ставится задача сначала приступить к окраске кузова, а затем и к его изготовлению. На российских заводах (в том числе в Калининграде) будет освоено производство комплектующих изделий для автомобилей БМВ. Их планируется поставлять не только на сборку в Калининграде, но и на немецкие заводы.

 

Пока еще объемы производства машиностроительной продукции существенно ниже, чем в конце 1980-х годов. Положение на многих заводах (например, гусевских «Завод СТА» и «Микродвигатель», калининградском «Вагоностроителе» и ряде других) остается достаточно сложным. Тем не менее, нижняя точка спада пройдена. Калининградское машиностроение начало выбираться из затяжного кризиса и выходить на траекторию роста. Основу отрасли в настоящее время составляют следующие предприятия (табл. 3, 4).

 

Таблица 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.