ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНОАТОМНЫХ СПИРТОВ
Спирты – активные в химическом отношении вещества. Важнейшие химические свойства спиртов обусловлены присутствием в составе их молекул гидроксильной группы, и могут протекать как с разрывом связи С‑О, так и с разрывом связи О‑Н. Важно помнить, что спирты не являются электролитами. Ни сами они, ни их водные растворы не проводят электрический ток. Спирты не изменяют окраски индикаторов, не вступают в реакции ни с водными растворами щелочей, ни с разбавленными кислотами. Тем не менее, поскольку атом водорода группы –ОН способен в определенных условиях замещаться на металл, говорят о кислотных свойствах спиртов. Однако кислотные свойства спиртов очень слабые, слабее, чем у воды. Наконец, как и большинство органических веществ, спирты могут вступать в реакции горения и окисления. Рассмотрим подробно примеры реакций с участием предельных одноатомных спиртов. 1. Взаимодействие с активными металлами.
При действии на спирты щелочных металлов в безводной среде атом водорода гидроксильной группы замещается на металл, и выделяется газообразный водород: Образующиеся соединения называются алкоголятами (производные метилового спирта – метилатами, производные этилового спирта – этилатами). Алкоголяты – твердые бесцветные вещества. При действии воды они разлагаются с образованием исходного спирта и щелочи: Эта реакция доказывает, что спирты являются более слабыми кислотами, чем вода.
2. Замещение ОН-группы на атом галогена
При действии галогеноводородов на спирты происходит замещение гидроксильной группы на атом галогена. Реакция протекает с разрывом связи С‑О: Выход этой реакции, как правило, не достигает 100 % из-за ее обратимости. Для более полного превращения спиртов в галогеналканы можно использовать специальные галогенирующие агенты – галогениды фосфора (PCl3, PCl5) или хлористый тионил (SOCl2), например: Эти реакции практически необратимы и протекают с более высокими выходами, чем взаимодействие спиртов с галогеноводородами.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|