Право государственной и муниципальной службы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Литература: пособие (купить или в библиотеке), консультант, ФЗ. Лекция 1 Предмет, метод, система. Законодательство о государственной, гражданской и муниципальной службе относится к числу комплексных и сравнительно новых нормативных актов, по этому целью учебного курса является изучение комплексных теоретических и практических вопросов правового регулирования государственной и муниципальной службы. Формирование у студентов умения анализировать, применять законодательств, и видеть комплекс проблем в правовом регулировании. Задачами учебного курса являются: 1.Усвоение теоретических и практических знаний о структуре и особенностях законодательства о гражданской и муниципальной службе, соотношение его с трудовым и административным законодательством; 2.Умение использовать научные методы исследования проблем правового регулирования государственной и муниципальной службы; Особенностями является: - источники курса; - правовой статус гос. и мун. служащих (правила служебного поведения); - должности гос. и мун. службы (понятия, значение и классификация); - реестры должностей гос. и мун. службы. - классные чины гос. и мун. служащих. Поступление на государственную и муниципальную службу. 1. Конкурс; 2. Служебный контракт и ТД; Прохождение гос. и мун. службы включает: - переводы -перемещения, -квалификационный экзамен, -аттестация, - должностной регламент и должностная инструкция, - служебное время, - время отдыха. -отпуска гос и мун. служащих -клужебная дисциплина, которая включает поощрения, награждения и ответственность служащих; -кадровая работа на гос. гражданской и мун. службе; -кадровый резерв; -реестры гос. и мун. служащих; -противодействие коррупции на гос. гражданской и мун. службе; - оплата труда гос. гражданских и мун. служащих; - социальные гарантии; -стаж ГС и М службы; - прекращение гос и мун службы. На сегодняшний день существует 2 подхода в юриспруденции к определению понятия и сущности Г и МС: · Институциональный (Г и МС рассматривается как публично-правовой институт для осуществления задач и функций государства и местного самоуправления.); · Деятельный (базируется на том, что Г и МС рассматриваются как публично-правовой институт, но по обеспечению исполнения полномочий государства, государственных органов и ОМС, а также на должностных лиц, замещающих Г и Мун должности (ст 1 з-на «о системе госслужбы», ст 2 «о гражданской службе», ст 2 « о муниципальной службе»)) Существенными признаками Г и МС являются: 1) Управленческий характер профессиональной деятельности (жесткое подчинение вышестоящим); 2) Г и МС – это деятельность в системе органов публичной власти. 3) Г и МС признается только служебная деятельность на определенных должностях, которые учреждаются государственными органами, осуществляется на добровольной и оплачиваемой основе; С распада союза выделяется вид Российской служебной деятельности. 1 этап: 1993-2002 (ФЗ «об основах ГС РФ» 1995 г, «Об основах Мун. службы в РФ» 1998 г. ) 2 этап: 2003 -2007 Федеральная программа о реформировании ГС РФ 2003-2005г (ФЗ «о системе ГС РФ»№58, 2003г 27 мая; «ФЗ о государственной гражданской службе» №79, 2004г, 27 июля; «ФЗ о МС в РФ» №25, 2007 г, 2 марта.) 3 этап: Федеральная программа реформирования и развития системы ГС 2009-2013г («ФЗ о противодействии коррупции».) Все правоотношения в вопросах Г и МС делятся на 2 категории: · Управленческие; (внешние). Возникают в связи с осуществлением Г и МС, как административным институтом публично-властного управления, где S управленческих отношений с одной стороны, должностные лица, органы и граждане, организации с другой стороны; · Внутрислужебные; (внутренние). Внутренние правоотношения складываются по поводу организации, внутреннего устройства аппарата публичной власти и всех условий прохождения и прекращения службы. Метод правового регулирования Г и МС. Имеет ряд особенностей, характеризует систему юридических средств и приемов, которые эти отношения регулируют. 1. Это сочетание добровольного, договорного характера службы и установления его условий (действует принцип свободы труда), но далее действует дозволительный императивный способ установления условий службы; 2. Особый субъектный состав и правовой статус, т.к. S это не работник и работодатель, а служащий с одной стороны, наниматель и его представитель с другой; 3. Г и М служащие могут регулировать свои трудовые отношения через представителей, но минимизировано, т.е. коллективные договоры или соглашения могут быть полноценным инструментом для достижения равноправия в служебных отношениях, но государство выступает при этом в роли арбитра; Любой вид служебной деятельности как Г, так и М осуществляется на основе системы принципов, вытекающих из конституции РФ, закрепленных в качестве основополагающих идей. Принципы служебной деятельности можно разделить на 3 группы: 1) Принципы выражающие предназначение службы: 1.1) Верховенство конституции и федеральному законодательству, законность, 1.2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина (обязанность служащих признавать, соблюдать и защищать права граждан), 1.3) Внепартийность Г и М служащих, 1.4) Открытость службы, ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности Г и М служащих. 2) Выражают основы правового статуса и деятельности Г и М служащих; 2.1) равный доступ граждан к Г и М службе, без дискриминации по половому и нац. Признаку, 2.2) Профессионализм и компетентность Г и М служащих. 2.3) ответственность служащих, за принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (все решения принимаются в рамках должностных полномочий, в соответствии с з-вом РФ) 2.4) Стабильность Г и М службы, социальная и правовая защищенность служащих, включая защиту от неправомерного вмешательства в профессиональную деятельность со стороны как Г, так М служащих. 3) Принципы организации служб: 3.1) Федерализм, обеспечивающий единство ГС и соблюдение конституционного разграничения предмета ведения и полномочий между федеральными органами ГВ и ОГВ S РФ; 3.2) Единство системы гос. власти, разграничение предмета ведения между РФ и S РФ. 3.3) Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. 3.4) Единство правовых и организационных основ ГС. В соответствии с принципами ГС делят на: · Федеральную службу ; · Службу S РФ; На службу в : · Законодательных; · Исполнительных ; · Судебных органах.
Система Под системой ГСпонимают совокупность всех ее видов и уровней, но различают по целевой направленности гос. органов и служащих. Система ГС РФ делится на виды (гражданскую, военную и правоохранительную) и уровни (Федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу S РФ). ГГС- это вид государственной службы, представляющий собой служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов S РФ, также лиц замещающих государственные должности S РФ и РФ. Федеральная ГГС – это служебная деятельность граждан, на должности ФГГС по обеспечению полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. ГГС S РФ –это профессиональная служебная деятельность граждан, на должностях ГГС S РФ, по обеспечению исполнения полномочий S РФ, а также полномочий государственных органов и лиц замещающих государственные должности S РФ. Военная служба- это вид ФГГС, профессиональная деятельность граждан на воинских должностях или на условиях, предусмотренных федеральными законами и актами президента РФ, в вооруженных силах РФ, других войсках и специальных формированиях, доя обеспечения функции государства по обороне и безопасности страны, где гражданам присваиваются воинские звания. Правоохранительная служба – вид ФГГС, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. МС – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе, на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора, контракта. Взаимосвязь ГГ и МС РФ обеспечивается с помощью: 1) Единства основных квалификационных требований к должностям Г и МС, требований проф. Подготовки, переподготовки служащих; 2) Учета стажа МС при исчислении стажа гражданской службы и наоборот; 3) Соотношение основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих, также условия назначения государственного пенсионного обеспечения (выслуга лет, инвалидность, потеря кормильца). * Источники права - под источниками права, регулирующими служебные (трудовые) отношения государственных и муниципальных служащих следует понимать акты правотворческой деятельности соответствующих ФОГВ, ОГВ S РФ, ОМС принятых в соответствии с их компетенцией в установленном порядке и содержащие нормы права, регулирующие служебные (трудовые) и связанные с ними правоотношения. Из данного определения следует, что под источниками права, регулирующими служебные (трудовые )отношения служащих понимаются НПА, имеющие свой объект регулирования – общественные отношения, которые возникают при реализации права граждан на государственную и муниципальную службу. НПА о гос. и мун. службе регулируют правовые основы реализации службы, правовой статус служащих (правовое положение), поступление, прохождение и прекращение службы, социальные, основные и дополнительные гарантии, меры поощрения и ответственности и рассматриваются как система источников права, регулирующих гос. и мун. службу. Под системой всегда понимается совокупность элементов (компонентов) подсистем, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность единства. Каждой системе присущи целеполагания, структурность, функциональность, целостность как результат взаимосвязи и взаимодействия элементов системы. Как систему источники права можно квалифицировать по различным основаниям: 1) По уровням правового регулирования. (Федеральные, S, итд); 2) По видам актов(конституция, ФЗ, ФКЗ); 3) По юридической силе; 4) По предмету правового регулирования: комплексные; и регулирующие однородные группы ОО. 5) По сфере действия норм: универсальные и специальные 6) По порядку вступления в силу (акты вступающие в силу после опубликования или спустя 10 дней после принятия и подписания или с указанием времени вступления в силу.); 7) По времени действия правового акта (НПА неопределенного или определенного срока действия.) 8) По объекту воздействия (гражданские, военные служащие, служащие ПОО). Особенности системы источников права: 1) Комплексное многоотраслевое содержание (по отраслевой принадлежности включает нормы конституционного, административного, трудового, ПСО, права, вследствии чего возникает проблема соотношения частного и публичного права.) 2) Многоуровневый характер регулирования отношений и необходимость издания актов S федерации, муниципальных, локальных, это тоже порождает проблемы согласования НПА разных уровней. 3) Система источников сформирована не полностью. Не приняты многочисленные НПА законодательного, подзаконного характера. В правовом регулировании служебных отношений государственных служащих, исходя из специфики ГС, ее публичного характера преобладают нормы государственного императивного характера, с субсидиарным применением норм трудового права, а также сочетание общих норм и особенных. В отношении МС регулирование отношений осуществляется законодательством о труде, с учетом особенностей установленных ФЗ. Таким законом сегодня является ФЗ от 2 2007 г, от 2 марта ФЗ «о муниципальной службе в РФ». В соответствии со ст 5 ФЗ от 27 июля 2004 г №79 ФЗ «о государственной гражданской службе РФ» система источников права, регулирующих ГГС состоит из: - конституция РФ; - ФЗ «о системе ГС в РФ»; - ФЗ №79 ФЗ «о государственной гражданской службе»; - Другие ФЗ; - Указы президента РФ; - постановления правительства РФ; - НПА федеральных ОГВ; - Конституции, уставы, законы и иные НПА S РФ. - НПА государственных органов; При этом законом предусмотрено, что если международным договором РФ, предусмотрены другие правила, чем ФЗ, то применяются правила международного договора. Законодательство о ГГС основывается в первую очередь на конституции РФ, как на источнике права, закрепляющем основы трудовых отношений гос. и мун. служащих. Вместе с тем, вопросы государственной службы в конституции урегулированы фрагментарно, к таковым можно отнести: 1. Ст 5. О единстве системы государственной власти; 2. Ст 10. О том, что государственная власть построена по принципу разделения властей. 3. Ст 72. В совместном ведении РФ и S РФ находятся вопросы в сфере адвокатуры, нотариата, итд. Прямо о ГС в конституции говорится только в 3х статьях (ч4, ст 32, п. т, ст 71; ч3, ст 97.) А также ст 2 и 18; ч3, ст 155; Международные правовые акты. 1. Всеобщая декларация прав человека; 2. МН пакт о гражданских и политических правах. 3. МН пакт об экономических и социально культурных правах. 4. Конвенции и рекомендации МОТ. Закон №58 ФЗ. Закон состоит из 4 глав и 20 статей. Закон базовый. Устанавливает разделение ГГС на 3 вида. Дает определение государственной гражданской службы, все что касается стажа, итд. Указы президента РФ О денежном содержании, о реестре должностей В Свердловской области принят закон СО от 29 октября 2007 г №136 ОЗ, «об особенностях МС в Свердловской области».
Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего. Основные права и обязанности служащих. Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе. Правовой статус ГГ и М служащего. Под правовым статусом ГГ и М служащего понимается установленное законодательством и гарантированное государством правовое положение служащих, регулирование статуса служащих по вопросам ограничений, запретов, требований к служебному поведению, ответственности – это сфера регулирования федерального уровня. Также законодательством S РФ, муниципальными НА для служащих устанавливаются дополнительные социальные гарантии. В самой системе государственной и гражданской службы складываются разные уровни правового статуса (общий, специальный и индивидуальный.). Общий правовой статус Гражданского служащего установлен законом о гражданской службе, главой 3. Муниципального служащего, законом о муниципальной службе (№125, также главой 3.). Индивидуальным правовым статусом могут наделяться служащие отдельных министерств и ведомств, государственных и муниципальных органов с учетом особенностей их компетенции и полномочий (Н: в налоговом органе, в контрольно-ревизионных). Индивидуальный правовой статус принадлежит каждому служащему, замещающему конкретную должность государственной ил муниципальной службы. Содержание индивидуального статуса определяется служебным контрактом и должностным регламентом. Основные права и обязанности устанавливаются ФЗ, иными НПА, которые обеспечивают необходимые условия для прохождения и осуществления профессиональной деятельности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|