Схемы морфологического разбора
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог
Образцы разбора Может, еще будут чудеса (К.Симонов). Может – модальное слово; отношение говорящего к высказываемой мысли; предположение; глагольное по происхождению; членом предложения не является (вводное слово). Он стоит, по-нашему, на настоящей, правильной дороге По-нашему – модальное слово; отношение говорящего к высказываемой мысли; источник сообщения, наречное по происхождению; членом предложения не является (вводное слово).
Образцы разбора «Ах, милый мой, – сказала графиня, – ради бога не рассказывай; мне страшно будет слушать» (А.Пушкин). Ах – междометие; выражает эмоции; неизменяемое, эмоциональное, первообразное; членом предложения не является. Ради бога – междометие; выражает побуждение; неизменяемое; побудительное, восходит к сочетанию существительного в род. падеже с предлогом; членом предложения не является. Вот раздалося "ау!" вдалеке (Н.Некрасов). Ау – междометие; выражает побуждение; неизменяемое; побудительное, первообразное; выступает в роли подлежащего, т. к. подвергалось субстантивации. Содержание МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР........................................................................ 1 Имя существительное........................................................................ 1 Имя прилагательное............................................................................ 3 Имя числительное................................................................................. 4 Местоимение.......................................................................................... 6 Глагол......................................................................................................... 8 Причастие............................................................................................... 10 Деепричастие....................................................................................... 12 Наречие................................................................................................... 13 Категория состояния........................................................................ 14 СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ........................................................................... 15 Предлог.................................................................................................... 15 Союз.......................................................................................................... 16 Частица................................................................................................... 17 Модальные слова............................................................................... 17 Междометие......................................................................................... 17 Схемы морфологического разбора Методические разработки по современному русскому языку Составители: Ответственный за выпуск – доктор педагогических наук, профессор Главный редактор Л.И.Бордунова
Министерство образования Самарский государственный Схемы Методические разработки Самара 2000 Министерство образования Самарский государственный Схемы Методические разработки Самара 2000 Печатается по решению редакционно-издательского совета СХЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА: Методические разработки по современному русскому языку для студентов Института филологического образования / Сост.: Е.Г.Сиверина и М.Н.Везерова; Отв. за выпуск Е.П.Пронина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 20 с. Предлагаются схемы разбора всех частей речи, изучаемых в вузе и школе, с образцами анализа. Схемы вузовского и школьного разбора даются параллельно, как и в предыдущей работе. В схемах представлен и порядок разбора, связанный с явлениями переходности частей речи (субстантивация, адъективация, адвербиализация и др.). Здесь нашла отражение связь между явлениями морфологического и синтаксического уровней. Составители: Ответственный за выпуск – доктор педагогических наук Рецензенты: © Е.Г.Сиверина,М.Н.Везерова, 2000. [1] Здесь предлагаются образцы школьного письменного разбора. Образцы школьного устного разбора см. в школьных учебниках для IV и V-VI классов, а также в кн.: Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочник для учащихся / Под ред. Н.М.Шанского. М.: Просвещение, 1984. [2] Субстантивированные части речи анализируются по данной схеме, но необходимо указать, какая часть речи подверглась субстантивации. При характеристике субстантивированных форм надо учитывать, что не все признаки существительного они приобретают; они не принадлежат ни к одному из трёх типов склонения, сохраняя склонение той части речи, к которой восходят, а также не допускают образований с суффиксами субъективной оценки. Примеры: Теперь он заговорил о далёком прошлом. Учащиеся восьмых классов оказались большими эрудитами. о прошлом – сущ. (субстантивированное прилагательное), предмет; (что?) прошлое; нариц., абстрактн., неодуш., ср. р., адъективн. скл., тверд. вар., в п.п., знач. объектное (изъяснительное), в ед.ч. (мн.ч. не имеет); в роли косв. дополнения. Учащиеся – сущ. (субстантивированное причастие), предмет; (кто?) учащийся, учащаяся; нариц., конкр., одуш., во мн.ч., адъективного скл., мягк. вар., в им. п., знач. субъектное; в роли подлежащего. [3] При разборе адъективированных частей речи надо указать, какая часть речи перешла в прилагательное. У причастий, перешедших в прилагательные, глагольные признаки вида, времени и залога, утрачиваемые в процессе перехода, не указываются. Примеры: Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Д.Гранин); У брата рано проявились блестящие способности к музыке. Никакой (оратор) – прилаг. (адъективированное местоимение), признак предмета, никакой, качеств., тип скл. кач.-относит., смеш. вар., в м.р., ед.ч., в им. п., в роли именной части составного сказуемого. Блестящие (способности) – прилаг. (адъективиров. причастие), признак предмета; блестящий, качеств., тип. скл. кач.-относит., мягк. вар., во мн.ч., им. п., в роли согласов. определения. [4] Перешедшие в числительные (нумерализованные) части речи разбираются по общей схеме. Например: В лесу тьма грибов; На лужайке пропасть. цветов. Тьма (грибов) – существ, в роли числительного, указ. на неопределенное количество, в ед.ч., (мн. числа не имеет), им.п., в составе колич.-именного сочетания в роли подлежащего. [5] При разборе местоимений, восходящих к другим частям речи, следует дополнительно указать, какая часть речи перешла в местоимение. Например: (В) данной статье речь идёт о проблемах лексикографии; Целый день лил дождь; Знания – вещь необходимая; Вас спрашивает один человек. (В) данной (статье) – причастие в роли местоимения (или: прономинализированное причастие), указ. на признак, мест.-прилагательное, данный, указат., ж.р., ед.ч., п.п., в роли согласов. определения. Целый (день) прилагат. в роли местоимения, указ. на признак, местоим.-прилагательное, целый, определит., м.р., ед.ч., в.п., в роли согласов. определения. Вещь – существит. в роли местоимения, указ. на предмет, местоим.-существ., вещь; неопр., в ед.ч., им.п., в роли именной части составного сказуемого. Один (человек) – числит. в роли местоимения, указ. на признак; местоим.- прилагат., один; неопр., в ед.ч., им. п., м.р., в роли соглас. определения. [6] В лингвистической литературе известны разные классификации залогов. В соответствии с утверждающимися на кафедре традициями при разборе предлагаем ориентироваться на двухзалоговую систему, хотя не исключаем возможность анализа и в соответствии с другими классификациями. См., например: Современный русский язык. Ч. II / Под ред. Е.М.Галкиной-Федорук. М.: МГУ, 1964; Русская грамматика. Т. I. М.: Наука, 1980; Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М.: Просвещение, 1976. [7] При определении наклонения и времени глагола следует особо отмечать случаи употребления одного наклонения в значении другого, одной формы времени в значении другой. [8] Надо иметь в виду разное толкование причастия и деепричастия в школьных и вузовских учебниках. Они рассматриваются или как особая форма глагола, или как самостоятельная часть речи. [9] Если причастие перешло в прилагательное (любимый город), то следует указать, какое причастие (действительное или страдательное, наст. или прош. времени) перешло в прилагательное, после этого разбирать его по схеме анализа прилагательного. [10] Если деепричастие перешло в наречие (шёл не спеша), то следует указать, какое деепричастие (сов. или несов. вида) перешло в наречие, после этого разбирать его по схеме анализа наречия. [11] Эта часть речи в последние годы выделена и в школьном учебнике: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. С. 130-131. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|