Здавалка
Главная | Обратная связь

Схемы морфологического разбора

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог

В вузе В школе
I. Часть речи, общее значение. II. Часть речи, общее значение.
III. Морфологический признак: II. Морфологический признак:
неизменяемость. неизменяемость, с каким падежом употреблён.
III. Указать падеж, с которым он употребляется. III. Простой, сложный или составной; производный или непроизводный.
I. Словообразовательные особенности: а) простой (до, от), сложный (из-под, из-за) или составной (в течение, несмотря на); б) непроизводный или производный (наречный, отыменный или отглагольный).  
IV.Типы отношений, выражаемых предлогами (пространственные, временные, целевые и др.).  
V. Синтаксическая функция. VI.Синтаксическая роль.
Образцы разбора До рассвета мы просидели на застеклённой террасе и говорили о разных морских чудесах (Паустовский).
До (рассвета) – предлог, отношение между сущ. и глаг. (просидели); неизменяемость; с род. пад.; простой, непроизводный; временные отношения; не является членом предложения. До (рассвета) – предлог, отношение между сущ. и глаг. (просидели); неизменяемость; с род. пад.; простой, непроизводный; не член предложения.
Вся крыша дома в виде корабля (Прокофьев).
В виде (корабля) – предлог, отношение между именем и др. словами; неизменяемость; с род. падежом; составной, производный (отыменный – от имени существительного с предлогом); отношение уподобления; не является членом предложения. В виде (корабля) – предлог, служит для связи сущ. с др. словами; неизменяемое слово; с род. падежом; составной, производный; не член предложения.
Союз
I. Часть речи, общее значение. I. Часть речи, общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость. II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Разряд по типу синтаксических отношений и по значению: сочинительный (соединительный, противитель­ный, разделительный, присоединительный) или подчинительный (временной, целевой, причинный, условный и др.). III. Сочинительный или подчинительный.
IV.Разряд по составу: простой, составной. IV. Простой или составной.
V. Разряд по употреблению: одиночные (и, да), повторяющиеся (или – или), двойные (если – то, не только – но и). V. Производный или непроизводный.
VI.Словообразовательные особенности: непроизводные (да, но, или) или производные (потому что, для того чтобы).  
VII. Синтаксическая функция. VI. Синтаксическая роль.
Образцы разбора Надо жить и поступать так, как будто на тебя смотрит следующее поколение (М.Светлов).
И – союз, отношения между членами предложения; сочинительный (соединитель­ный), одиночный, непроизводный, членом предложения не является. И – союз, соединяет однородные сказуемые (и ); неизменяемость, сочинительный, простой, непроизводный, не член предложения.
Как будто – союз, отношения между частями сложного предложения; подчинительный (сравнительный), составной, одиночный, про­изводный; членом предложения не является. Как будто – союз, отношения между простыми предложениями в сложном ([ ], (как будто (…); неизменяемость, подчинительный, составной, производный.
Частица
I. Часть речи, общее значение. I. Часть речи, общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость. II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Разряд по функции и значению: а) формообразующие; б) выражающие смысловые оттенки (указательные, выделительно-ограничительные, усилительные, определительно-уточняющие); в) модальные (утвердительные, отрицательные, вопросительные, сравнительные, указывающие на чужую речь); г) эмоционально-экспрессивные. III. Разряд по значению.
IV.Словообразовательные особенности: непроизводные и производные  
V. Синтаксическая функция. VI.Синтаксическая роль.
Образцы разбора Камни – немы, если человек не заставит их говорить, – пусть горы заговорят обо мне, вот что я хочу. (М. Горький)
Пусть (заговорят) – частица, служит для образования формы слова; неизменяемость; формообразующая (образует форму повелительного наклонения глагола); производная (от глагола пустить); не является самостоятельным членом предложения. Пусть (заговорят) – частица, образует форму слова (повелительное наклонение); неизменяемое слово, не член предложения.
Вот (что) – частица, служит для выражения смыслового оттенка (указательная), непроизводная; не является членом предложения. Вот (что) – частица, придает дополнительный оттенок слову; неизменяемое слово; указательная; не член предложения.
Модальные слова
I. Часть речи, общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Разряд по значению: выражающие логические отношения, порядок мыслей; степень уверенности говорящего в достоверности сообщения; побуждение собеседника и др.
IV. Характеристика по происхождению, по образованию.
V. Синтаксическая функция.
     

Образцы разбора

Может, еще будут чудеса (К.Симонов).

Может – модальное слово; отношение говорящего к высказываемой мысли; предположение; глагольное по происхождению; членом предложения не является (вводное слово).

Он стоит, по-нашему, на настоящей, правильной дороге
(И.Павлов).

По-нашему – модальное слово; отношение говорящего к высказываемой мысли; источник сообщения, наречное по происхождению; членом предложения не является (вводное слово).

Междометие
I. Часть речи, общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Разряд по значению: эмоциональное, побудительное, этикетное.
IV.Характеристика по образованию: первообразные, производные, составные.
V. Синтаксическая роль.

Образцы разбора

«Ах, милый мой, – сказала графиня, – ради бога не рассказывай; мне страшно будет слушать» (А.Пушкин).

Ах – междометие; выражает эмоции; неизменяемое, эмоциональное, первообразное; членом предложения не является.

Ради бога – междометие; выражает побуждение; неизменяемое; побудительное, восходит к сочетанию существительного в род. падеже с предлогом; членом предложения не является.

Вот раздалося "ау!" вдалеке (Н.Некрасов).

Ау – междометие; выражает побуждение; неизменяемое; побудительное, первообразное; выступает в роли подлежащего, т. к. подвергалось субстантивации.


Содержание

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР........................................................................ 1

Имя существительное........................................................................ 1

Имя прилагательное............................................................................ 3

Имя числительное................................................................................. 4

Местоимение.......................................................................................... 6

Глагол......................................................................................................... 8

Причастие............................................................................................... 10

Деепричастие....................................................................................... 12

Наречие................................................................................................... 13

Категория состояния........................................................................ 14

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ........................................................................... 15

Предлог.................................................................................................... 15

Союз.......................................................................................................... 16

Частица................................................................................................... 17

Модальные слова............................................................................... 17

Междометие......................................................................................... 17

Схемы морфологического разбора

Методические разработки по современному русскому языку
для студентов Института филологического образования

Составители:
Елизавета Герасимовна Сиверина,
кандидат филологических наук, доцент;
Маргарита Николаевна Везерова
,
кандидат филологических наук, профессор.

Ответственный за выпуск – доктор педагогических наук, профессор
Елена Павловна Пронина.

Главный редактор Л.И.Бордунова

Лицензия ЛР № 0200066. Подписано к печати 22.05.2000. Формат 60*84 1/16. Печать офсетная. Объем 1,25 п.л. Тираж 200 экз. С8034. Заказ №
Издательство Самарского государственного педагогического университета (Изд-во СамГПУ): 443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67. ООО «СВИР»: ИНН 6316029159, г.Самара, ул. 4-й проезд, 57.

Министерство образования
Российской Федерации

Самарский государственный
педагогический университет

Схемы
морфологического
разбора

Методические разработки
по современному русскому языку
для студентов
Института филологического образования

Самара 2000


Министерство образования
Российской Федерации

Самарский государственный
педагогический университет

Схемы
морфологического
разбора

Методические разработки
по современному русскому языку
для студентов
Института филологического образования

Самара 2000


Печатается по решению редакционно-издательского совета
Самарского государственного педагогического университета.

СХЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА: Методические разработки по современному русскому языку для студентов Института филологического образования / Сост.: Е.Г.Сиверина и М.Н.Везерова; Отв. за выпуск Е.П.Пронина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 20 с.

Предлагаются схемы разбора всех частей речи, изучаемых в вузе и школе, с образцами анализа. Схемы вузовского и школьного разбора даются параллельно, как и в предыдущей работе. В схемах представлен и порядок разбора, связанный с явлениями переходности частей речи (субстантивация, адъективация, адвербиализация и др.). Здесь нашла отражение связь между явлениями морфологического и синтаксического уровней.

Составители:
кандидат филологических наук, доцент Е.Г.Сиверина;
кандидат филологических наук, профессор М.Н.Везерова.

Ответственный за выпуск – доктор педагогических наук
профессор Е.П.Пронина.

Рецензенты:
кандидат филологических наук, доцент Т.Ф.Зиброва
(Самарский государственный университет);
кандидат филологических наук, доцент А.Н.Абдульманова
(Самарский государственный педагогический университет).

© Е.Г.Сиверина,М.Н.Везерова, 2000.


[1] Здесь предлагаются образцы школьного письменного разбора. Образцы школьного устного разбора см. в школьных учебниках для IV и V-VI классов, а также в кн.: Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочник для учащихся / Под ред. Н.М.Шанского. М.: Просвещение, 1984.

[2] Субстантивированные части речи анализируются по данной схеме, но необходимо указать, какая часть речи подверглась субстантивации. При характеристике субстантивированных форм надо учитывать, что не все признаки существительного они приобретают; они не принадлежат ни к одному из трёх типов склонения, сохраняя склонение той части речи, к которой восходят, а также не допускают образований с суффиксами субъективной оценки. Примеры:

Теперь он заговорил о далёком прошлом. Учащиеся восьмых классов оказались большими эрудитами.

о прошлом – сущ. (субстантивированное прилагательное), предмет; (что?) прошлое; нариц., абстрактн., неодуш., ср. р., адъективн. скл., тверд. вар., в п.п., знач. объектное (изъяснительное), в ед.ч. (мн.ч. не имеет); в роли косв. дополнения.

Учащиеся – сущ. (субстантивированное причастие), предмет; (кто?) учащийся, учащаяся; нариц., конкр., одуш., во мн.ч., адъективного скл., мягк. вар., в им. п., знач. субъектное; в роли подлежащего.

[3] При разборе адъективированных частей речи надо указать, какая часть речи перешла в прилагательное. У причастий, перешедших в прилагательные, глагольные признаки вида, времени и залога, утрачиваемые в процессе перехода, не указываются.

Примеры:

Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Д.Гранин); У брата рано проявились блестящие способности к музыке.

Никакой (оратор) – прилаг. (адъективированное местоимение), признак предмета, никакой, качеств., тип скл. кач.-относит., смеш. вар., в м.р., ед.ч., в им. п., в роли именной части составного сказуемого.

Блестящие (способности) – прилаг. (адъективиров. причастие), признак предмета; блестящий, качеств., тип. скл. кач.-относит., мягк. вар., во мн.ч., им. п., в роли согласов. определения.

[4] Перешедшие в числительные (нумерализованные) части речи разбираются по общей схеме. Например:

В лесу тьма грибов; На лужайке пропасть. цветов.

Тьма (грибов) – существ, в роли числительного, указ. на неопределенное количество, в ед.ч., (мн. числа не имеет), им.п., в составе колич.-именного сочетания в роли подлежащего.

[5] При разборе местоимений, восходящих к другим частям речи, следует дополнительно указать, какая часть речи перешла в местоимение. Например:

(В) данной статье речь идёт о проблемах лексикографии; Целый день лил дождь; Знания – вещь необходимая; Вас спрашивает один человек.

(В) данной (статье) – причастие в роли местоимения (или: прономинализированное причастие), указ. на признак, мест.-прилагательное, данный, указат., ж.р., ед.ч., п.п., в роли согласов. определения.

Целый (день) прилагат. в роли местоимения, указ. на признак, местоим.-прилагательное, целый, определит., м.р., ед.ч., в.п., в роли согласов. определения.

Вещь – существит. в роли местоимения, указ. на предмет, местоим.-существ., вещь; неопр., в ед.ч., им.п., в роли именной части составного сказуемого.

Один (человек) – числит. в роли местоимения, указ. на признак; местоим.- прилагат., один; неопр., в ед.ч., им. п., м.р., в роли соглас. определения.

[6] В лингвистической литературе известны разные классификации залогов. В соответствии с утверждающимися на кафедре традициями при разборе предлагаем ориентироваться на двухзалоговую систему, хотя не исключаем возможность анализа и в соответствии с другими классификациями. См., например: Современный русский язык. Ч. II / Под ред. Е.М.Галкиной-Федорук. М.: МГУ, 1964; Русская грамматика. Т. I. М.: Наука, 1980; Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М.: Просвещение, 1976.

[7] При определении наклонения и времени глагола следует особо отмечать случаи употребления одного наклонения в значении другого, одной формы времени в значении другой.

[8] Надо иметь в виду разное толкование причастия и деепричастия в школьных и вузовских учебниках. Они рассматриваются или как особая форма глагола, или как самостоятельная часть речи.

[9] Если причастие перешло в прилагательное (любимый город), то следует указать, какое причастие (действительное или страдательное, наст. или прош. времени) перешло в прилагательное, после этого разбирать его по схеме анализа прилагательного.

[10] Если деепричастие перешло в наречие (шёл не спеша), то следует указать, какое деепричастие (сов. или несов. вида) перешло в наречие, после этого разбирать его по схеме анализа наречия.

[11] Эта часть речи в последние годы выделена и в школьном учебнике: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. С. 130-131.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.