Здавалка
Главная | Обратная связь

Финансовое обеспечение реализации Концепции



Реализация Концепции осуществляется за счет средств государственного бюджета в соответствии с решениями об утверждении соответствующих местных бюджетов в пределах предусмотренных в установленном порядке расходов, инвестиций предприятий и организаций, а также грантов международных организаций.

2. Государственная инновационная политика

Под государ­ственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и соци­альной эффективности инновационных процессов.

Государственная инновационная политика — это совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-сбытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта.

Инновационная политика является более широким понятием, чем научно-техническая, которая традиционно связана с выбором приоритетов в науке и технике. Инновационная политика объединяет науку, технику, предпринимательство, экономику и управление; охватывает образование, производство, банки, научно-технические кадры. Различают 4 типа инновационной политики:

1. Инновационная политика “технологического толчка”. Эта политика связана с определением государством приоритетных направлений развития науки и техники.

2. Инновационная политика рыночной ориентации. Связана с использованием рыночного механизма распределения ресурсов и выбора направлений развития науки и техники. При этой политике ограничена роль государства в стимулировании инновационной деятельности.

3. Инновационная политика социальной ориентации. Эта политика касается социального регулирования последствий НТП, а процесс принятия решений базируется на социально-политических решениях. Эта политика никогда не использовалась самостоятельно, но отдельные её элементы отображены в развитии разных стран.

4. Инновационная политика, которая нацелена на изменения экономической структуры хозяйственного механизма. Эта политика связана с влиянием передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменения отраслевой структуры, на уровень жизни.

 

Основные функции государственных органов в инновационной сфере

Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также эко­номическая и социальная роль государства в современном обществе опреде­ляют функции государственных органов по регулированию инноваций. Наиболее важные из них следующие.

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Не­обходимая концентрация ресурсов может достигаться за счет как действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из госу­дарственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в част­ных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международ­ных) структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы. Особое внимание при распределении средств должно отводиться государственной поддержке фундаментальных исследований, являющихся базой для инноваций, а также имеющих общего­сударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных про­цессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимо­действию различных институтов в осуществлении инноваций. Государст­венные структуры формируют единое технологическое пространство, обес­печивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по тех­нологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цик­личности инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощ­рение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государ­ство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск-устаревшей продукции или исполь­зование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и техно­логическими изменениями, но и создание реально действующих механиз­мов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государ­ственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности, распространению международных стандартов и сертификатов.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалан­сированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянно­му самообразованию в течение всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры ока­зывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультаци­онные и т. д. Государство может также выступать посредником между инно­вационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключе­нии сделок под государственные гарантии.

7. Развитие малого инновационного предпринимательства. Государство формирует благоприятные условия для образования и успешного функцио­нирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им госу­дарственной поддержки на начальном этапе деятельности.

8. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подраз­делений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отрас­лях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т.д.). Государство также содействует распространению в экономике органи­зационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирова­ния и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).

9. Регулирование социальной и экологической направленности иннова­ций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание эко­логического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздейст­вий, связанных с научно-техническим прогрессом.

10. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Го­сударство организует пропаганду научно-технических достижений и инно­ваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную за­щиту и т. п.

11. Региональное регулирование инновационных процессов. Местные власти способствуют наиболее полной реализации инноваци­онных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т. п.). Государство содействует рациональ­ному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравнива­нию условий распространения инноваций по территории страны.

12. Регулирование международных аспектов инновационных процес­сов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновацион­ной стратегии стимулирует международную научно-техническую и иннова­ционную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инно­ваций.

13. Реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки. Центральные и местные органы исполнительной власти участвуют в подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования в инвестиционной сфере, выступают распорядителями средств государственно­го бюджета и государственными заказчиками по объектам отраслей про­мышленности и науки. Однако наиболее важной является выполняемая государством функция стратегического инвестора наукоемких и высокотех­нологичных отраслей промышленности, активного инициатора инвестици­онных вложений частного капитала в выбранные приоритеты инновацион­ного развития, а также эффективного менеджера инвестиционной деятель­ности государственных и контролируемых государством организаций и предприятий инновационной сферы.

 

Инновационная политика государства охватывает временной и пространственный аспекты.

Временной аспект определяет действия государства по стимулированию инновационной деятельности в краткосрочном (текущем) и долгосрочном периодах времени.

Текущая инновационная политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Ее осуществление является функцией органов исполнительной власти страны и предполагает реализацию решений, выраженных в предписаниях нормативных актов. Эти решения носят частный характер и относятся к конкретной ситуации в определенном кратковременном
периоде времени.

Долговременная инновационная политика направлена на решение важных задач общегосударственного, регионального или отраслевого масштаба, требующих больших затрат времени, труда и капитала. Она предполагает определение приоритетов, целей и задач, оптимальных путей их достижения, основных направлений деятельности государственных органов по стимулированию инновационной деятельности в рамках государства, отраслей и регионов.

Пространственный аспект инновационной политики определяет деятельность государственных органов по стимулированию инновационной активности отраслей с учетом уровня их производственно-технологического потенциала, конкурентоспособности и наукоемкости продукции.

Инновационная политика государства в рамках пространственного аспекта предполагает дифференцированный подход к развитию производственных отраслей. Основным учитываемым фактором при этом является уровень конкурентоспособности продукции отдельных групп отраслей.

 

ЗАКОН УКРАИНЫ Об инновационной деятельности №40 – IV, 04.07.2002

Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направлен на поддержку развития экономики Украины инновационным путем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.